24
25
26
27
28
29
АВТОРЫНОКИ Т О Г И 2 0 0 8 ГОД АОПРЕДЕЛЕННАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬВ минувшем декабре автомобильный рынок России должен был выйти на первое место в Европе. Увы, мировой кризис не дал нам развернуться – мы остались вторыми. Впрочем, сегодня это мало кого волнует. Все – покупатели, продавцы, руководство автомобильных фирм и рабочие, которые трудятся на их конвейерах, – думают только о будущем. Что там?КРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В 2008 ГОДУ*1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.(2) (3) (4) (1) (5) (6) (7) (8) (9)“Тойота” “Шевроле” “Хёндай” “Форд” “Ниссан” “Мицубиси” “Рено” “Дэу” “Киа”188 865 187 980 186 095 179 809 146 532 111 567 106 677 98 431 95 510 89 152 87 875 73 271 54 234 50 475 45 225 38 314 26 482 21 780 21 041 20 433+30,3 +27,3 +31,6 +9,1 +35,3 –35,4 +5,8 –18,5 +25,8 –20,0 +10,9 –29,9 +6,7 –19,0 +48,4 –3,4 +4,6 –36,6 +130,8 +94,1 +11,8 –31,5 +44,8 –24,5 +58,3 +42,6 +83,9 +72,0 +91,0 +93,3 +34,0 +0,2 +76,5 +45,5 +40,0 +18,7 –0,2 –27,2 +61,8 +3,5(10) “Опель” (12) “Хонда” (11) “Мазда” (14) “Фольксваген” (16) “Шкода” (17) “Пежо” (15) “Сузуки” (22) ФИАТ (20) “Субару” (18) “Вольво” (25) “Ленд-Ровер”21. БМВ – 18 383; 22. “Сан-Йонг” – 17 837; 23. “Мерседес-Бенц” – 17 310; 24. “Ауди” – 17 076; 25. “Чери” – 15 728; 26. “Лексус” – 14 796; 27. “Ситроен” – 11 754; 28. “Грейт-Уолл” – 8324; 29. “Инфинити” – 7793; 30. BYD – 5346; 31. “Лифан” – 4755; 32. “Додж” – 4473; 33. “Джили” – 3780; 34. “Джип” – 2901; 35. ТагАЗ – 2231; 36. СЕАТ – 2182; 37. “Саманд” – 2007; 38. “Порше” – 1940; 39. “Ягуар” – 1689; 40. “Кадиллак” – 1596; 41. “Крайслер” – 1425; 42. JMC – 1362; 43. СААБ – 1269; 44. “Бриллианс” – 1004; 45. FAW – 976; 46. “Чжунсин”/ZX – 904; 47. “Мини” – 853; 48. “Хаммер” – 679; 49. “Хафей” – 512; 50. “Волга” – 428; 51. “Альфа-Ромео”– 321; 52. “Бентли” – 168; 53. “Мазерати” – 101; 54. “Чанфэн”/“Янцзы” – 81; 55. “Феррари” – 68; 56. “Астон-Мартин” – 54; 57. “Роллс-Ройс” – 44; 58. “Шуан Хуань” – 27; 59. “Ламборгини” – 25; 60. “Лотос” – 11; 61. “Махиндра” – 2.*Продажи и динамика роста по сравнению с 2007 годом, а также динамика в IV квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года. В скобках – место в 2007 г.А ведь 2008-й наверняка войдет в историю. Потому как он вновь стал рекордным: два миллиона новых легковушек иностранных марок раскупили наши соотечественники, что на 27% больше, чем годом раньше. Это, между прочим, лучший в мире показатель – Америка в глубокой яме, Европа в минусе, Китай, Бразилия, Индия, которых нам в последние годы все ставили в пример, по темпам роста от России отстали. Но это, однако, не главное. Гораздо важнее, что на 57% выросла сборка моделей иностранных марок на наших заводах. В денежном выражении их продажи составили $6,7 млрд., на $200 млн. больше, нежели удалось сбыть “АвтоВАЗу” и другим динозаврам совпромышленности, а в штуках производство “нашемарок” снизилось на 10%. Тем не менее достаточно беглого взгляда на двадцатку наиболее популярных марок, чтобы понять – далеко не для всех минувший год сложился успешно. Обратите внимание на отступление “Форда”, чьи перспективы в прошлом январе казались самыми радужными. В самом деле, ведь в феврале бестселлер фирмы, который пять лет уже пребывал на вершине хит-парада самых востребованных моделей, прошел рестайлинг и стал еще привлекательнее. Мало того, в течение года планировалось открыть три десятка новых дилерских центров в дополнение к и без того обширной сети почти в сотне городов страны. Наконец, у марки широчайший модельный ряд, в котором есть современные машины налюбой вкус и кошелек, и очень привлекательные цены на ТО. Чем не портрет безусловного лидера? А в результате “Тойота”, “Шевроле” и “Хёндай” оказались впереди. Очевидно, покупателям в России надоело по полгода ждать “Фокусов”, грустно наблюдая, как при этом растут ценники, и они переключили свое внимание не только на другие модели с голубым овалом на решетке радиатора, как это было раньше, но на “Короллу”, “Лачетти”, “Элантру”, “Астру”. Причем – и это весьма характерная особенность прошедшего года – самые популярные машины совершенно необязательно должны быть дешевыми. Ведь средняя цена продажи автомобиля, составлявшая в 2006-м $16 500, в первом полугодии 2008-го достигла $22 300. Не в последнюю очередь потому, что совершенно захлебнулась атака на наш рынок китайских фирм. Их продажи снизились на 22,7%, несколько марок и вовсе свернули свою деятельность в России, а “Чери”, год назад занимавшая 13-е место, показала худший результат – минус 57,6%. Но вот что интересно: и те фирмы, что выпускают престижные, дорогие машины, неуклонно теряют позиции. БМВ, “Мерседес-Бенц” и “Ауди” прочно обосновались за пределами двадцатки лучших, темпы “Лексуса” вдвое отстают от средних для рынка. Продажи “Порше” и вовсе снизились на 13,7%. Если при этом “средняя покупка” дорожает, значит все больше наших соотечественников предпочитают не самую дешевую или самую пре-24 | w w w.k u p i av t o.r u АЛ Е К САН Д Р МЕ Л ЬН ИК ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В 2008 ГОДУ*АВТОРЫНОКУ МАЛЫШНИ КРИЗИС?1 2 3 4 5 6 7 8 9ГЕРМАНИЯ3 090 040РОССИЯ–1,8 МАЛЫЙ КЛАСС* +15,51. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. “Рено-Логан” “Хёндай-Акцент” “Шевроле-Ланос” “Форд-Фьюжн” “Дэу-Матиз” “Хёндай-Гетц” “Шевроле-Авео” “Опель-Корса” “ФИАТ-Албея” “Сузуки-SX4” “Пежо-206” “Шкода-Фабия” “Форд-Фиеста” “Рено-Символ” “Пежо-207”шт. % %2 735 311ИТАЛИЯ2 160 131–13,4ВЕЛИКОБРИТАНИЯ2 131 795ФРАНЦИЯ–11,32 050 282ИСПАНИЯ–0,71 161 176БЕЛЬГИЯ–28,174 300 66 378 49 284 45 752 44 696 37 886 34 362 29 358 17 224 12 033 11 688 9860 9463 7934 6659+9,5 +23,8 -14,9 +5,5 +5,8 +40,6 +30,8 +72,4 +61,1 +290,3 +38,9 +338,2 -22,3 -14,3 +143,714,5 12,9 9,6 8,9 8,7 7,4 6,7 5,7 3,6 2,3 2,2 1,9 1,8 1,5 1,3* Продажи, динамика, доля рынка.Любопытно, что после бурного роста в последние годы доля моделей малого класса в общем объеме продаж впервые снизилась – и весьма ощутимо, с 28,1 до 25,6%. А вот среди лидеров перестановок за год произошло минимум. Только таганрогский “Хёндай” обошел украинский “Шевроле”,и в ожидании машины нового поколения ощутимо растеряла поклонников “Фиеста”. Места отстававших “Пиканто”, “Спарка” и “Яриса” заняли бурно прогрессировавшие SX4, “Фабия” и “Пежо-206”. Впрочем, позициям лидера – “Логана” в любом случае никто из них не угрожает.535 947+2,1“ГОЛЬФ”-КЛАССшт.%%НИДЕРЛАНДЫ499 980ПОЛЬША–1,1319 965+9,410 АВСТРИЯ293 697 –1,5* Продажи и динамика роста по сравнению с 2007 г.ЖЕРТВА СОБСТВЕННОЙ ПОПУЛЯРНОСТИстижную, а современную, комфортабельную, безопасную модель, в которой функциональность и по возможности модный дизайн сочетаются с оптимальной ценой. Однако – и это очень важно! – у посетителя шоуХронический дефицит “Фокусов” сыграл с “Фордом” злую шутку. Да, “Голубой овал” сохранил за собой титул самой популярной модели. Однако доля его значительно (почти на 4 процента) сократилась – прежде всего за счет конкурентов от “Шевроле”, К вялотекущему кризису среднего класса в целом – в последние годы все больше покупателей предпочитают таким машинам “паркетники” – добавился осенью и экономический кризис. Вот откуда невеселые показатели большинства не только аутсайдеров, но и лидеров. Лишь снижение цен на “Мондео” и “Пассат” калужской сборки несколько расцветило общую картину. Но специалисты считают, что именно машины средней ценовой категории (не только, впрочем, среднего “Тойоты”, “Мицубиси”, “Опеля”. В то время как “гольф”-класс в целом стал у покупателей в России еще более востребованным. Сдает позиции старушка “Нексия”: несмотря на рестайлинг, она опустилась на три строчки. Синхронно с узбекской “кореян-1. “Форд-Фокус” 93 385 2. “Шевроле-Лачетти” 81 656 3. “Тойота-Королла” 63 986 4. “Мицубиси-Лансер Х” 59 334 5. “Дэу-Нексия” 50 814 6. “Опель-Астра” 42 170 7. “Мазда-3” 39 144 8. “Киа-Спектра” 36 997 9. “Хонда-Сивик” 35 728 10. “Шкода-Октавия-Тур” 27 492 11. “Киа-Сид” 25 040 12. “Ниссан-Алмера” 23 708 13. “Ниссан-Тиида” 20 205 14. “Тойота-Аурис” 19 342 15. “Рено-Меган” 17 397+3,4 12,4 +101,0 10,8 +64,3 8,5 +188,6 7,9 +3,6 6,7 +45,0 5,6 +32,5 5,2 +12,5 4,9 +140,1 4,7 +76,5 3,6 +104,6 3,3 -15,9 3,1 +270,1 2,7 +48,5 2,6 +0,5 2,3кой” отступила с пятого на восьмое место ижевская “Спектра”. Из безусловных отличников года – “Сивик”, “Сид” и “Октавия-Тур”, шагнувшие на 5, 4 и 3 строчки вверх, соответственно.СРЕДНИЙ КЛАСС1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.шт.%%МИНУС НА МИНУС“Тойота-Авенсис” 19 337 -7,2 “Мазда-6” 17 569 +14,8 “Фольксваген-Пассат”15 771 +41,2 “Хонда-Аккорд” 14 477 +28,4 “Форд-Мондео” 13 299 +62,4 “Хёндай-Соната” 10 064 -8,9 “Опель-Вектра” 5815 +7,3 “Ауди-А4” 4512 +12,1 “Мерседес-Бенц-С” 3741 +49,7 “Субару-Легаси/Аутбек”3318 -14,9 “Хёндай-Соната-NF” 2962 +32,1 “Вольво-S60” 2715 -42,8 “Шевроле-Эпика” 2681 +71,6 БМВ 3-й серии 2641 +4,1 “Лексус-IS” 2456 +0,214,5 13,2 11,9 10,9 10,0 7,6 4,4 3,4 2,8 2,5 2,2 2,0 2,0 2,0 1,8класса) в ближайшем будущем будут продаваться еще хуже. Их потенциальные покупатели, затянув пояса, перейдут на более доступные модели. В то времякак относительно немногочисленные поклонники дорогих машин из тех, кто обычно приносит дилерам “котлету денег”, поясов не затягивают.w w w.k u p i av t o.r u| 25 АВТОРЫНОККОМПАКТНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИ1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.шт. % %И Т О Г И 2 0 0 8 ГОД А“Ниссан-Кашкай” 32 482 +86,5 “Хонда-CR-V” 30 736 +257,1 “Ниссан-Икс-Трейл” 24 520 +148,9 “Тойота-RAV4” 22 918 +0,3 “Хёндай-Туссан” 21 213 +12,0 “Сузуки-Гранд-Витара”19 897 +35,6 “Хёндай-Санта-ФеКлассик” 10 736 +132,7 8. “Ленд-Ровер-Фрилендер”8574 +166,7 9. “Субару-Форестер”-new 7213 – 10. “Киа-Спортидж” 6643 -3,3 11. “Чери-Тигго” 4121 -62,8 12. “Субару-Форестер”-оld 3786 -43,2 13. “Сузуки-Джимни” 3141 +81,4 14. “Фольксваген-Тигуан” 2722 – 15. БМВ-Х3 2265 +6,915,5 14,7 11,7 10,9 10,1 9,5 5,1 4,1 3,4 3,2 2,0 1,8 1,5 1,3 1,1Никакой кризис пока не смог поколебать любовь наших соотечественников к компактным вседорожникам – в 2008-м их продажи возросли на 48% при общем росте рынка в 27 процентов. Лауреаты же минувшего года – “Кашкай”, “ИксТрейл” и CR-V. Особенно впечатляет рост “Хонды” – едва ли не самого “паркетного” среди всех этих псевдовездеходов, да еще и со столь неоднозначной внешностью. Впрочем, разве менее удивительны достижения престижного и отнюдь неС ЛЮБИМЫМИ – НЕ РАССТАЕМСЯ!лишенного способностей вне хороших дорог “Фрилендера” и ветерана “Джимни” – как раз отменного “проходимца”? Есликто и удивил, так это прошлогодний лидер RAV4 – сказалось, очевидно, перманентное повышение цен.рума должен быть выбор. Ведь, скажем, топтание на месте “Ниссана”, “Мицубиси” и “Рено” во многом связано с прорехами в модельном ряду. У японской марки нет полноценного конкурента европейским машинам “гольф”-класса – корейская “Алмера” и слишком азиатская “Тиида” мексиканской сборки им не соперники. К тому же “Примеру” среднего класса вообще сняли с производства, а симпатичная “Микра” по нынешним временам машинка слишком нишевая. Но у “Ниссана” хотя бы есть обширная гамма полноприводных моделей. А вот семьдесят процентов продаж “Рено” составляет один-единственный “Логан”. Ярким примером, что не все в порядке во французском королевстве,БИЗНЕС-КЛАССшт.%%“КЭМРИ” УДИВЛЯЕТ1. “Тойота-Кэмри” 2. “Ниссан-Теана” 3. “ВольвоS80/V70/ХС70” 4. “Ауди-А6/Оллроуд” 5. БМВ 5-й серии 6. “Мицубиси-Галант” 7. “Ниссан-Теана”-old 8. “Мерседес-Бенц-Е” 9. “Лексус-GS” 10. “Шкода-Суперб” 11. “Ягуар-XF” 12. “Хёндай-Грандер” 13. “Инфинити-М” 14. “Крайслер-300С” 15. “Мерседес-Бенц-CLS”28 028 +6,3 46,0 6297 – 10,3 5422 3978 2985 2577 2543 2290 1861 839 826 791 778 432 378 +65,0 -9,7 +0,7 -20,0 -65,2 -8,2 -6,1 +6,9 – +23,2 -33,6 +24,5 +25,2 8,9 6,5 4,9 4,2 4,2 3,8 3,1 1,4 1,4 1,3 1,3 0,7 0,6Снижение цен, вызванное началом сборки “Тойоты” бизнес-класса под Питером, совершенно не сказалось на результатах “Кэмри”. Не исключено, причина в нескорой отладке технологического процесса на новом предприятии. Впрочем, достаточновзглянуть на результаты конкурентов, и станет ясно, что продажи всего бизнес-класса замедлились – так что доля таких моделей за год сократилась с 3,6 до 3 процентов. Относительно успешно шли дела разве что у “Теаны”: в целом машины двух поколений при-бавили 21%, а доля “Ниссана” несколько увеличилась – за счет “Кэмри” и “Галанта”. Что же касается “Вольво”, то у бодрого роста шведов скорее арифметические причины – теперь популярный кроссовер ХС70 формально принадлежит к бизнес-универсалам.СРЕДНИЕ И БОЛЬШИЕ ВСЕДОРОЖНИКИшт.%%НЕ СНИЖАЯ ТЕМПАбольших вседорожников куда напряженнее, чем в любом другом сегменте отечественного авторынка. И растут продажи этих моделей опережающими темпами: на 42 процента в год. Но среди лидеров, как и год назад, “Аутлендер-XL” и “Прадо”, которых так и не сумел догнать сильно подорожавший по сравнению с предшественником большой “Ленд-Круизер”. Но уже в ближайшие месяцы могут еще улучшить позиции за1. “Мицубиси-Аутлендер-XL” 19 288 +26,7 2. “Тойота-Ленд-КруизерПрадо” 16 236 +14,7 3. “Тойота-Ленд-Круизер200” 12 388 – 4. “Сан-Йонг-Кайрон” 11 828 +173,0 5. “Фольксваген-Туарег” 11 671 +85,3 6. “Мазда-СХ-7” 8896 +212,7 7. “Мицубиси-Паджеро” 8528 +10,8 8. “Хёндай-Санта-Фе” 7626 +133,2 9. “Вольво-ХС90” 7219 +17,2 10. “Шевроле-Каптива” 6823 +61,5 11. “Киа-Соренто” 6616 +19,3 12. “Лексус-RХ” 5942 -9,6 13. “Мицубиси-Паджеро-Спорт”5645 -3,6 14. “Ниссан-Пасфайндер” 5384 +12,5 15. “Ленд-Ровер-Дискавери” 4871 +12,29,6 Конкуренция среди средних и 8,1 6,2 5,9 5,8 4,4 4,2 3,8 3,6 3,4 3,3 3,0 2,8 2,7 2,4год прыгнувший на четвертое место неприхотливый “Кайрон” и “Туарег” – оба за счет отечес-твенной сборки имеют шанс подорожать меньше своих импортных конкурентов.26 | w w w.k u p i av t o.r u АЛ Е К САН Д Р МЕ Л ЬН ИКАВТОРЫНОКГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА 2008 Г.150 000стал провал новой “Лагуны” – машины безусловно талантливой, но пресноватой внешне и слишком дорогой. Наконец, больше половины всех “Мицубиси” в России – это “Лансеры”. Если бы не исключительно удачный “АутлендерXL”, “Три бриллианта” вообще рисковали бы покинуть десятку лучших. Ведь пример “Тойоты”, “Шевроле”, “Опеля” и “Хонды” показывает, что сегодня в модельном ряду любой фирмы, что претендует на успех в России, должны быть по крайней мере три машины-локомотива продаж – в “гольф”-классе, среди супермини и кроссоверов. Только теоретические эти выкладки сейчас мало кого волнуют. Гораздо важнее другой вопрос: “сколько стоит?” Однако ответить на него правильно невероятно трудно. О чем свидетельствует хотя бы картина продаж в IV квартале. Кто-то, возможно, по этим цифрам, характеризующим первые месяцы кризиса, решит судить о том, как будет развиваться ситуация в 2009 году. Но делать из них какие-то далеко идущие выводы было бы опрометчиво. Хотя бы потому, что в отличие от дефолта десятилетней давности нынешний кризис не российский, а прежде всего мировой. Первыми, еще в сентябре, его почуяли банки и моментально ужесточили условия кредитов. Многие потенциальные клиенты автосалонов, уже вошедшие во вкус кредитования (в первой половине года доля займов в денежном выражении составила примерно половину от всех покупок), решили отложить приобретение машины. Дилеры, в 2008-м вложившие громадные деньги в расширение бизнеса, столкнулись с угрозой лишиться оборотных средств и стали устраивать распродажи. Терпящие убытки во всем остальном мире, автомобильные фирмы с удовольствием воспользовались грядущим увеличением таможенных пошлин с 25 до 30 процентов как поводом дляПЕРЕСЯДЕМ НА ГРУЗОВИКИ?Как ни странно, абсолютный чемпион-2008 по темпам роста – грузопассажирские модели, чьи продажи увеличились в минувшем году более чем в полтора раза. Причем самые заметные изменения произошли среди легковых “каблучков”, которые можно использовать в качестве семейного компактвэна или машины для бизнеса. Здесь “Добло” из Набережных Челнов опередил импортный “Торнео-Коннект”. Очень хорошо приняли в России новинку от “Пежо” – компактный “Партнер-Ти-Пи”. А вот среди полноприводных пикапов ушедший в отрыв L200 весь год догоняли “Навара”, ВТ-50 и “Рейнджер”, но успеха так и не добились. Теоретически хорошие шансыГРУЗОПАССАЖИРСКИЕшт. % %1. “Мицубиси-L200” 7690 +26,8 2. “ФИАТ-Добло-Панорама” 3362 +194,7 3. “Форд-Торнео-Коннект” 3108 +38,0 4. “Ниссан-Навара” 2698 +27,9 5. “Мазда-ВТ-50” 2618 +77,4 6. “Форд-Рейнджер” 2511 +60,2 7. “Фольксваген-КэддиКомби” 2337 +96,6 8. “Сан-Йонг-Актион-Спортс”2187 +342,7 9. “Рено-Кангу” 1687 +17,8 10. “ФольксвагенМультиван-Т5” 1372 +28,2 11. “Пежо-Партнер” 1203 +18,4 12. “Ситроен-Берлинго” 862 -38,3 13. “Грейт-Уолл-Уингл” 726 +280,1 14. “Пежо-Партнер-Ти-Пи” 697 – 15. “Грейт-Уолл-Сейлор” 670 +6,721,3 9,3 8,6 7,5 7,2 6,9 6,5 6,0 4,7 3,8 3,3 2,4 2,0 1,9 1,81. “Форд-Фокус” (1) 2. “Шевроле-Лачетти” (8) 3. “Рено-Логан” (2) 4. “Хёндай-Акцент” (4) 5. “Тойота-Королла” (9) 6. “Мицубиси-Лансер” (20) 7. “Дэу-Нексия” (5) 8. “Шевроле-Ланос” (3) 9. “Форд-Фьюжн” (6) 10. “Дэу-Матиз” (7)В скобках – место по итогам 2007 г.93 38581 65674 30066 378имел NP300, но “Ниссан” почему-то решил продавать эту машину отдельно от легковых моделей, в собственных шоурумах, вместе со среднетоннажным грузовиком “Кабстар”. Не все дилеры к этому готовы.63 98659 33450 81449 28445 75244 696увеличения цен на новые машины. Наконец, правительство отменило НДС на продажу подержанных автомобилей, что неминуемо должно сделать более привлекательным трейд-ин.300 000Вот из этих-то противоречивых условий и складывалась картина автомобильного рынка России в октябре–декабре. “Сокращение произошло очень быстро, нехарактерно для рынка такого масштаба, –200 000250 000ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В 2008 ГОДУпосетовал в январе Дейвид Томас, президент “Вольво Кар Россия”, дела которой совсем еще недавно шли только в гору, на зависть остальным так называемым премиум-брендам. – В России на редкость динамичный и очень интересный рынок”. Не удивительно, что те, кто в эти бурные месяцы сориентировался в изменяющихся условиях ловчее других, тот и получил преимущество. “Хонде” удалось отправить в Россию машины из Европы – и вот уже почти сошли на нет очереди на “Сивик” и CR-V. В “Пежо” наступили на горло французской песне и снизили цены. “Фольксваген” и “Шкода” вовсю продают машины калужской сборки. А цены на “Хёндай”, наоборот,w w w.k u p i av t o.r uЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТАПРЕЛЬМАЙИЮНЬИЮЛЬАВГУСТ СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ| 27 АВТОРЫНОКМЕСТО И ДОЛЯ РОССИИ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ ПРОДАЖАХ*“ХЁНДАЙ”И Т О Г И 2 0 0 8 ГОД АЖЕРТВУЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮНемного прикладной арифметикиКто такие эти “некоторые”? Вопервых, те, кто не доверял отечественной валюте. Ведь курсы доллара и евро к Новому году значительно выросли, а рублевые цены не только остались прежними, но за счет скидок даже понизились в среднем на 10%. Поэтому те, кто хранил сбережения в американских или европейских дензнаках, в декабре–январе могли купить машину на 20–30% дешевле, нежели двумя-тремя месяцами раньше. Тогда некоторые решили, что если продавцы пошли на столь серьезные уступки, дела у них совсем плохи. Мол, надо еще немного подождать, и машины будут раздавать бесплатно. Не будут. Провернуть выгодную сделку можно лишь до тех пор, пока у дилеров остаются автомобили, ввезенные в страну до 1 января. Учитывая, что после праздников ввоз резко сократился, их хватит максимум до апреля. На машины 2009 года цены уже пошли вверх, и это только начало. Почему такое происходит? Давайте посчитаем.I I I I I I I I II I*В скобках – доля в 2007 году.68,7% (30,8%) “ШЕВРОЛЕ” 50,9% (41,5%) “МИЦУБИСИ” 48,2% (41,4%) “ЛЕКСУС” 33,5% (24,4%) “НИССАН” 30,2% (27,3%) “КИА” 27,2% (23,7%) “ХОНДА” 25,2% (11,0%) “МАЗДА” 23,0% (17,4%) “ЛЕНД-РОВЕР” 22,8% (10,1%) “ТОЙОТА” 19,4% (12,2%)Результаты продаж вэнов в IV квартале убедительно доказали, что в случае кризиса покупатели готовы пожертвовать функциональностью автомобиля чуть ли не в первую очередь. Скажем, продажи “Ноута” в октябре–декабре снизились в 2–3 раза, в то время как желающих приобрести куда менее удобную в качестве семейного автомобиля “Алмеру” стало всего лишь на 25–30% меньше. В результате большинство вэнов не могут похвастать успехами, и в целом их продажи возросли за год всего на 11%. Впрочем, нет правил без исключения: в октябре–декабре “Зафира” пользовалась большим спро-сом, чем в благополучном III квартале, а продажи “Астры”, наоборот, сократились.МИНИ-, КОМПАКТИ МИКРОВЭНЫ1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.шт. %%“Ниссан-Ноут” 19 244 “Опель-Зафира” 9771 “Опель-Мерива” 8416 “Шевроле-Реццо” 5995 “Форд-Си-Макс” 5565 “Хёндай-Матрикс” 5193 “Фольксваген-ГольфПлюс” 4360 “Форд-Эс-Макс” 2637 “Мазда-5” 2002 “Шкода-Румстер” 1706 “Рено-Сценик” 1691 “Фольксваген-Туран” 1252 “Форд-Гэлакси” 1098 “Тойота-Королла-Версо” 923 “Мицубиси-Грандис” 885-2,8 +9,5 +77,7 +19,9 -16,7 +89,7 +73,7 -10,9 +58,9 +52,3 -11,4 -13,5 -2,3 -11,2 -26,924,9 12,7 10,9 7,8 7,2 6,7 5,7 3,4 2,6 2,2 2,2 1,6 1,4 1,2 1,1КУПЕ И КАБРИОЛЕТЫ шт.1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. “Ауди-А5” БМВ 3-й серии БМВ 6-й серии “Мерседес-Бенц-CL” “Ауди-ТТ” БМВ 1-й серии “Хёндай-Купе” “Инфинити-G37” “Порше-911” “Фольксваген-Эос” “Бентли-Континенталь” “Ягуар-ХК” “Пежо-207СС” “Мерседес-Бенц-SLK” “Мазда-МХ-5” 1374 1328 456 448 395 364 329 304 163 140 139 123 122 116 115%%ГЛАВНОЕ – ПОРОДА+383,8 – +13,4 -14,8 -11,0 – +80,8 – +1,2 +26,1 -34,7 +9,8 +33,7 -1,7 –19,3 18,7 6,4 6,3 5,5 5,1 4,6 4,3 2,3 2,0 1,9 1,7 1,7 1,6 1,6Любопытно, что, по мнению наших соотечественников, купе может быть каким угодно, но, во-первых, – немецким. Взгляните на результаты продаж: в любом из классов таких машин лидируют – и с большим отрывом – модели фирм из Германии. “Ауди” спорит с БМВ среди купе среднего класса, баварская “шестерка” и неувядаемый 911-й первенствуют среди суперкаров“Гран Туризмо”. “Эос” опережает все остальные купе-кабриолеты “гольф”-класса. Ни сверхнадежные и хитроумные японские, ни престижные и харизматичные английские, ни экстравагантные итальянские модели не могут даже приблизиться к немцам. Причем в минувшем году “Феррари” столкнулась с явным кризисом жанра – в отличие от “Астон-Мартина”, к примеру, или “Мазерати”.выросли еще в октябре. Правительству же Узбекистана пришлось срочно выделять $25 млн. на поддержку дистрибьюторов “Дэу” в России. Отсюда диаметрально противоположные результаты IV квартала: почти двукратный по сравнению с прошлым годом рост у “Пежо” и “Хонды”, сокращение на треть у корейских марок. Но говорить “гоп!” еще рано, ведь йена растет, а корейский вон, единственный из крупных валют, по отношению к доллару падает. И вот уже цены на японские модели пошли вверх… “Мы входим в очень интересный год”, – заявил в середине января исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф. “Из-за новых пошлин и девальвации рубля цены28 | w w w.k u p i av t o.r u АЛ Е К САН Д Р МЕ Л ЬН ИКАВТОРЫНОКляет скидки, а ее прямой конкурент, наоборот, повышает цены. Один распродал все машины 2008 года, а у другого остался неликвид еще 2007-го, на который он сбрасывает до 30% от осенней цены. Отсюда – колоссальные перекосы цен. Скажем, бензиновый “Паджеро IV” с кожаным салоном в январе продавался за 1 640 000 руб. с учетом скидки. “Тойота” же с Нового года резко повысила цены, в результате чего “Прадо” в аналогичной комплектации в это же время предлагали за 2 220 000 руб. Сколь бы хорош ни был “Прадо”, при такой разнице в цене выбор очевиден и сомнению не подлежит. Ведь до кризиса они стоили практически одинаково… Поэтому если вы заранее настроились на определенную модель, не спешите. Сначала проведите маркетинговое исследование и уже на его основании делайте выбор. Очень может быть, что машина, которую до кризиса вы не рассматривали из-за дороговизны, сегодня окажется дешевле той, на которую положили глаз изначально. Александр ОВСИЕНКОНЕ УПУСТИТЕ ШАНС!Большинству потенциальных покупателей кризис спутал все карты и поставил крест на желании обзавестись новым четырехколесным другом. Но у некоторых, наоборот, появилась возможность купить автомобиль очень выгодно.Допустим, интересующая вас модель осенью прошлого года стоила миллион рублей, а после предоставления 10-процентной антикризисной скидки подешевела до 900 тысяч. У разных автопроизводителей нормы прибыли разные. Но если говорить о машинах массового спроса, скидка в 10% означает, что дистрибьютор потерял больше половины маржи, а дилеру достались вовсе крохи, едва покрывающие издержки. Чтобы распродать внезапно затоварившиеся склады, такие жертвы были необходимы. Но заниматься благотворительностью в плановом порядке никто не станет. Продавцы скорее сократят объемы поставок машин, нежели будут торговать без прибыли. Соответственно, наша машина для начала должна вновь подорожать до миллиона. Затем ежегодная валютная инфляция и повышение с 11 января таможенных пошлин в сумме прибавят к цене еще 5–6%. Кроме того, осенняя цена в 1 000 000 руб. определена из расчета 25 – максимум 27 руб. за доллар. Если же к весне “американец” будет стоить обещанные правительством 35 “деревянных”, рублевая цена автоматически повысится на ту же величину. То есть в апреле рассматриваемый автомобиль будет стоить примерно 1 350 000 руб. вместо 900 000 руб. в декабре. Ровно в полтора раза дороже… многие заводы из-за кризиса закрылись на длительные каникулы. Если к этому времени запасы выпускаемых ими машин у дилеров были небольшими (а некоторые модели действительно стали дефицитными), нет никакого резона отдавать последние экземпляры со скидками, чтобы потом сидеть с пустым складом. Тем не менее возможности выгодной покупки еще остались. Поэтому если вы все же решились на приобретение машины, надо забросить все и заняться этим в самые ближайшие дни. Однако подход к выбору авто теперь должен быть совсем другим. До кризиса соотношение цен между моделями-конкурентами было стабильным, и вы могли сделать выбор заранее, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей. Теперь же все перемешалось. Одна фирма (или дилер) до сих пор предостав-Последняя возможностьК середине февраля, когда этот номер “Купи авто” появится в киосках, пик распродаж уже пройдет. Дилерам надо закупать новые партии машин, а расчеты с автопроизводителями ведутся в валюте. Поэтому некоторые продавцы начали плавно поднимать рублевые цены даже на автомобили 2008 года. Во-вторых,ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ шт. МОДЕЛИ1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. ВАЗ-2105/07 “ВАЗ-Самара” “ВАЗ-Приора” “ВАЗ-Калина” “Шевроле-Нива” ВАЗ-2110 “ВАЗ-Нива” “ГАЗ-Волга” “Иж-2104” “УАЗ-Хантер” “УАЗ-Патриот” УАЗ-3151/53/59%%168 176 -10,6 167 441 -10,8 128 175 +121,7 94 094 +19,8 47 486 -0,5 39 947 -67,4 24 349 -15,5 19 378 -44,1 18 012 -11,5 14 595 -3,1 10 892 +5,0 803 -1,122,9 22,8 17,5 12,8 6,5 5,4 3,3 2,6 2,5 2,0 1,5 0,1поднимутся, – вторил ему управляющий директор “Фольксваген Груп Рус” Мартин Ян. – Возможно, кем-то из наших коллег планы производства в России могут быть отложены или пересмотрены. Но не отменены. Выпуск в вашей стране моделей иностранных марок только увеличится”. Аспециалист агентства “ПрайсУотерхауз-Куперс” Стенли Рут несколько растерянно подвел итог: “Объемы продаж упадут на 25 в лучшем и на 50 процентов в худшем случае. Доля кредитов сократится с 35 до 20% (опять же – в лучшем случае, а то и до 10). Но главный фактор, определяющий состояние рынка в 2009 году, – неопределенность. Я и сам, честно говоря, не знаю, что будет…” Весело, что и говорить. Только, думается, тем из нас, кто по несколько лет стоял в очереди на “Жигули” (это в лучшем случае) или из окна битком набитого троллейбуса наблюдал за тем, как солидный товарищ в пыжиковой шапке со смаком захлопывает дверцу белой “Волги”, этот кризис не так уж страшен. Не хватает денег на“Аккорд”? Купим “Джаз”! Не “Кэмри”, так “Ярис”, а то и “Логан”. Правда, любой, кто уже оценил по достоинству комфорт и надежность “Тойоты”, “Форда”, “Хонды” или другого автомобиля иностранной марки, никогда по своей воле не сядет в “Жигули”. Лучше уж подождать годик-другой. По статистике, на 1000 жителей России приходится 190 автомобилей, вдвое меньше так называемого уровня насыщения. Так что на первое место в Европе мы обязательно выйдем. Когда? Так ли это важно? “Прайс-Уотерхауз-Куперс”, к примеру, считает, что мы это уже сделали. Ведь если прибавить импорт подержанных легковых машин, Россия прилично обошла Германию.СТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ*ИМПОРТ ПОДЕРЖАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 12,4% СОБРАННЫЕ В РОССИИ ИНОСТРАННЫЕ МОДЕЛИ 18,3%ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ 22,0% ИМПОРТ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 47,2%*Продажи в штуках, по данным агентства “Прайс-Уотерхауз-Куперс”.w w w.k u p i av t o.r u| 29