46
47
48
49
Устройство силового блока. Вращение электродвигателя преобразуется в поступательное движение поршня, контролирующего давление в тормозной магистрали. Ведущая шестерня Ведомая шестерняВинт толкателя ЭлектромоторПоршень К тормозной магистралиКоробка передач мотовездехода Honda TRX420FA с двойным сцеплением. В этой трансмиссии есть еще и третье сцепление – центробежное, на коленвале двигателя. А сцепления коробки передач переключаются при помощи гидроприводов. Включена вторая передача (сплошная красная линия), подготовлена третья (прерывистая зеленая).лением) в том, что в ней отсутствуют такие громоздкие и замедляющие реакцию компоненты, как клапан-распределитель тормозных сил и вторичные тормозные цилиндры. Регулирование давления в тормозной системе гораздо более точное и плавное, чем в традиционных системах с АБС. Еще одно новшество – имитаторы обратной связи, они создают неотличимое от натурального ощущение  «сопротивления» на тормозных рычаге и педали. И еще одно очень важное обстоятельство. При выключенном двигателе и/или малой скорости гидравлическое усилие переда-ется непосредственно от тормозных рычага и  педали к скобам: специальный электромагнитный клапан размыкает прямую связь лишь при скорости 6 км/ч. То есть при перекатывании мотоцикла с заглушенным мотором или при отказе электроники тормозная система работает как обычная гидравлическая. А теперь от умных тормозных систем перейдем к не менее интеллектуальным коробкам передач. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия даже для автомобиля считается слишком неэкономичной и «задумчивой» – что уж говорить о ее применении на мотоцикле! Как альтернатива гидромеханическому «автомату» в автомобилестроении получили распространение (особенно на малолитражках) роботизированные коробки передач. По  конструкции они аналогичны обычным механическим, но выжим сцепления и переключение передач в них происходит по  команде элект­ ронного блока с помощью электромеханических актуаторов. Увы, ни расторопностью, ни четкостью работы такие «роботы» не от­­ личаются. И тут-то в светлые головы пришла идея оснастить коробку передач… двумя сцеплениями. В чем тут фокус? Отвечаю: в двух соосных ведущих валах коробки передач (один проходит внутри другого), каждый вал со своим сцеплением. С одним из них связаны шестерни нечетных передач (1-3-5), со вторым – четных (2-4-6). Электронный блок управления определяет, ускоряется или замедляется машина, и заранее готовит к включению соответствующую передачу (ось механизма переключения передач вращается электродвигателем, ее перемещение контролируется датчиком угла поворота). Само же переключение происходит за счет выключения одного сцепления и подключения другого – процесс занимает доли секунды (не зря же механизм  был сначала опробован в авторалли и Формуле 1) и при этом не происходит разрыва потока мощности. Последнее обстоятельство особенно важно для тех, кто ползет по грязи – поэтому-то впервые на мототехнике трансмиссия с двумя сцеплениями применена в мотовездеходе Honda TRX420FA образца 2009 года. Но вскоре такие коробки передач появятся и на двухколесных мотоциклах компании. Возможно, уже этой осенью. n№ 06 200949