50
51
52
Финнам везет: на выставке неопытные могут узнать заранее, как это – ездить на мотоцикле.Renault Modus, а также даль­ нобойном трей­ лере с 18-скоростной коробкой. На них и на другие перенесли из авиационного «багажа идей» технологию полной имитации «фи­­ зики» процессов. Вот почему мотоциклетный симу­ лятор, представленный в Хельсинки, столь интересен: он на 100% интерактивен! Прототипом EF-Bike Simulator стал дорож­ ник BMW F800. «Но есть и с другими «база­ ми» – масса различных программ для разных мотоциклов, – уточнил представитель компа­ нии. – Прежде чем садиться за руль реально­ го байка, лучше бы знать, как он себя пове­ дет. EF-Bike научит правильно рулить, тормо­ зить и разгоняться еще до того, как ученик выедет на площадку. Для многих плохо кон­ чается, если начинают сразу с мотоцикла: иногда «заучивают» собственные ошибки, а потом удивляются, почему попадают в ава­ рии. EF-Bike – прежде всего тренажер, нас­ троенный на выработку правильных навыков. Так что это не игрушка». Шасси установлено на платформе с мощ­ ным (но бесшумным) гидроприводом, ком­ пьютер обрабатывает все вводные в реаль­ ном  времени, учитывает положение се­ до­ ка в седле, перенос веса с подножки на под­ ножку, насколько резко «ученик» отпус­ тил сцепление, степень открытия ручки газа, следит за работой коробки передач, насколь­ ко рез­ ко нажат рычаг тормоза и мно­ гие другие факторы. Здесь приборная панель от настоящего F800, даже мигают поворотники. «Ответная реакция» механизма не заставляет себя ждать. Мне даже удалось сымитировать жесткий хай-сайд. Не хотел бы я пережить связанные с ним ощущения на  реальноммотоцикле: гидравлический манипулятор остановил свое движение за  мгновение до  моего вылета через руль – в  букваль­ном смысле. Освоить EF-Bike не просто, особенно тому, у кого за плечами… богатый мотоциклетный опыт. С интересом наблюдал, как некоторые (как минимум трое из них были явно «на ты»с мотоциклом) пытались принудить програм­ му «ехать по их правилам». Результат был одинаков: виртуальное падение на бок или столкновение с преградой. «Не стоит убеждать природу, что вы силь­ нее законов физики, – бурно жестикулировал представитель Faros, объясняя очередному «гонщику», как нужно управлять тренажером. – С этим элементом программы мы тренируем контрруление, а вы пытаетесь завалить байк в  поворот на скорости в 10 км/ч, совсем не  трогая руль. И про газ забыли. Понятно, почему все время оказываетесь «на земле»!.. Давайте попробуем еще раз». Отличий симуляций, которые создает тренажер, от реальных условий езды на мо­ ­ тоцикле – море: отсутствие встречного вет­ ра, физических нагрузок, рева мотора и дру­ гих  факторов, дисциплинирующих ездо­ ка.  Поэтому здесь результаты выше у  того, кто впервые сел на симулятор: практика езды не мешает четко следовать инструкциям и  потому не допускает катастрофичес­ ких ошибок, а  значит, не запоминает их  мыш­ цами (мышечная память – она посильнее основной!). В Финляндии некоторые школы безопасно­ го вождения уже закупили EF-Bike для обу­ чения новобранцев. Везет: перед тем, как сесть на настоящие «два колеса», они смогут усвоить основные физические принципы, с  которыми сталкиваешься в движении, выработать двигательные стереотипы, а значит, эти начинающие не совершат многих ошибок на дороге. nEF-Bike с ответной реакцией и имитацией «физики» полноразмерного мотоцикла BMW F800.52№ 06 2009