МОТОКЛУБЗА МИР!Впервую годовщину войны в Южной Осетии мотоциклисты из «Неформального объединения байкеров мира» проехали по местам боев. Вдохновителями «Мотомарша мира» стали Сергей Уткин «Швондер» и Олег Пашута «Ножницы». К ним примкнули сын Олега (тоже Олег) и Влад «Вульф». Впервые с москвичами в пробег отправился представитель чеченского байкклуба «Дикая дивизия» Муслим Авторханов. Позже к группе присоединились байкеры из Дагестана и Северной Осетии. Все – на BMW GS1200 (баварская марка стала партнером пробега), лишь Олег-младший «оседлал» 650-кубовый GS. За развлекательную программу в рамках марша отвечали каскадеры из «Терехово-13». На весь пробег – 10 дней; маршрут – Москва – Ростов-на-Дону – Владикавказ – Цхинвал – Москва, всего 4200 км. За первый день «долетели» до Ростова-наДону, а к вечеру следующего были уже на границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Во Владикавказе возложили цветы к мемориалу жертвам теракта в Беслане «Город ангелов». Затем на площади на берегу Терека устроили мотошоу для воспитанников местного детского дома. Поприветствовать байкеров приехал глава республики Таймураз Мамсуров, он вручил гостям флаг Северной Осетии. Преодолев 140 км горной дороги, въехали в Цхинвал. По словам участников, на подъезде к городу у каждого колотилось сердце: кругом развалины и следы жестокой войны… Где бы байкеры ни останавливались на привал, к ним тут же подходили местные жители, приглашализайти в дом, отведать традиционных осетинских пирогов. Приятно, что в такое сложное для страны время осетины остались по-кавказски гостеприимными! Центральный район города, так называемый Еврейский квартал, до сих пор лежит в руинах, – даже здание парламента, по которому грузинские войска вели обстрел в первую очередь. «Когда подошли к зданию, услышали звук колышущихся на ветру обожженных листов железа. Чудовищное ощущение! Когда-то в этих стенах был отличный органный зал, а теперь звучит музыка войны», – рассказывают байкеры. Сувенирами из поездки стали куски расплавленной хрустальной люстры из органного зала и гильзы, которые участники марша нашли среди обломков. Один из мемориалов трагических событий в Цхинвале – оторванная башня танка, люди бросают цветы прямо к ней. Она упала на жилой дом, в дуле застрял снаряд, поэтому убирать ее опасно. Перекресток, на котором валяется та башня, после войны называют «перекрестком двух танков»: недалеко, у местного университета – остов другого танка.В студии местной радиостанции участники марша рассказали о своем пробеге. А 8 августа байкеры встретились с Эдуардом Кокойты и Сергеем Багапшем и вместе с ними проехали к мемориалу на Зарской дороге. Побывали у места второго прорыва грузин, недалеко от села Никози, где в дни войны уцелели лишь единицы мирных жителей. «Грузины на осетинском языке кричали, будто это российские танки. Многие жители, поддавшись на провокации, выбегали из домов. Тогда их расстреливали в упор», – вспоминали свидетели тех событий. Воспитанникам местной школы-интерната байкеры привезли мультики на дисках и DVDпроигрыватель, но оказалось, что у малышей нет даже телевизора! Работники Министерства по делам молодежи Южной Осетии заверили, что возьмут это «на карандаш». Публика была в восторге от выступления каскадеров, воспитатели прослезились: никогда не видели такого шоу! «Мы рады, что смогли отвлечь жителей Осетии от их горя и показать, что байкеры – это свобода. Мы говорим «нет» войне!» – подытожил «Швондер».Мария БЕЛЯВЦЕВА, фото bikerspublic.comТЫ ЖИВА ЕЩЕ, МОЯ «СТАРУШКА»! После долгого перерыва Москва вновь услышала восхитительный треск «явовских» моторов и закашлялась от дыма двухтактников – это члены мотоклуба Jawaold.su собрались на шестой слет поклонников культового мотоцикла. Съехались владельцы «старушек» из Санкт-Петербурга, Вологды, Тулы, а самый дальний прикатил из Севастополя. Старейшему мотоциклу – полвека, участнику – за шестьдесят! Пестрая колонна пронеслась по Садовому, завернула на Васильевский спуск для фотосессии. А потом за городом под шашлык и пиво «явисты» перебрали забарахливший мотор на «старушке» самого дальнего участника.Антон «Чех» ВОРОНЦОВ, МоскваОт редакции: материал о юбилее «Явы» и российской истории чешской марки читайте в ближайшем номере «Мото».