87
88
89
МОТОКЛУБВ МОТОШКОЛУ – С ШЕСТИ ЛЕТ!Yamaha Riding Academy провела в России пока­ зательное обучение детей. иние фирменные палатки под лучами осеннего солнца на Ходынском поле видС ны издалека. Рядом – аккуратно расставленная техника того же цвета: 50- и 80-кубовые мотоциклы ждут юных курсантов. Акаварасан, экс-чемпион Японии по мотокроссу, специально приехал в Россию, чтобы обучать детей новому для них способу передвижения. «Макаренко» из Страны восходящего солнца прививает начальные навыки езды на мотоцикле за несколько часов – методика отработана. Но при одном обязательном условии: ребёнок должен уметь ездить на двухколёсном велосипеде. С первых минут особое внимание – безопасности. Организаторы распаковывают новенькие комплекты защиты:  «бабочки», наколенники, налокотники, перчатки, шлемы. Дополнили наряд фирменные мотомайки. Всё это будущие мотоциклисты тут же надели на себя. Занятия, как и полагается, начались с разминки. После этого – знакомство с матчастью и подводящие упражнения. В группе – 11 мальчишек и девчонок. Анечка пришла с папой. Впрочем, девочка выглядела настолько самостоятельной, рассудительной и бесстрашной, что казалось, это папа пришёл с ней. Аня – самая маленькая в группе: ей как раз те самые шесть лет, которые требуются, чтобы ребёнка допустили к новой игре. А для неё это игра.  За плечами Ани – немалый спортивный опыт: три года катания на горных лыжах. Уже вполне освоены ролики, велосипед, коньки, скейт. А вот теперь ещё и мотоцикл... Выданная майка оказалась ей великовата. Однако она носила её как платье от Шанель. А взобралась на мотоцикл так уверенно, словно делает это каждый день, а не первый раз в жизни. «Сначала я села на мотоцикл, когда мотор не работал, а потом... наехала учителю на ногу! Один раз меня поругали, – призналась Анюта. – Надо было останавливаться руками, а я – ногами…» На традиционное: «Твои планы?» – совсем не детский ответ: «Коплю деньги. Когда наберу – куплю себе синюю «Ямаху». Аня на самом деле ещё не до конца уверена, что мотоциклетный спорт – её будущее. Ей кажется, что и лыжи – это тоже прекрасно. Горы, небо, солнце и огромный гладкий склон… Да и велосипед – не поПодобные детские школы Yamaha органи­ зовала во многих странах, в  том числе и  в  Рос­ сии.  Обучение бесплатное. В  2010 году Акавара-сан проведёт в  Москве несколько показательных занятий. Анонс мероприятия и условия зачис­ ления детей в  школу появятся на сайте www.yamahamotor.ru следнее дело. В общем, ещё есть время подумать. Занятия длились 6 часов, включая обед. По окончании курса молодёжь «поехала», что было подтверждено сертификатами, выданными Yamaha. Там прописано, что ребёнок прошёл «Базовый курс по безопасному вождению мотоцикла». А чтобы дворовые друзья поверили, что езда на настоящем мотике это не сон и не выдумка, все курсанты на память получили ещё и фирменные майки с надписью Yamaha. Да и родители бегали по площадке за своими чадами на мотоциклах и щёлкали затворами фотоаппаратов. Ведь надо же ещё и бабушке с дедушкой показать, как внуки провели воскресенье.Денис АНТОНОВ, фото автораДля родителей, желающих обучить вождению своих чад Упражнение 1. Контролируемое «планирование» – езда без мотора. Учитель толкает мотоцикл за заднее крыло, ученик накатывает 5-7 метров по инерции, нажимает на тормоз и останавливается. Упражнение 2. «Ручка газа». Ученик заводит кикстартером мотор, садится на мотоцикл, стоящий на центральной подставке. Учитель прижимает переднее колесо к грунту (заднее колесо в воздухе). Последовательность команд: «старт» (тумблер в положении RUN) – заднее колесо начинает крутится; «газ» – медленно открывается ручка газа; «сброс» – сбрасывается газ; «стоп» – нажимаются рычаги тормозов. Упражнение 3. Ученик снимает с подножки мотоцикл, запускает мотор киком, садится и включает кнопку RUN. По команде работает ручкой газа и трогается с места. Также по команде сбрасывает газ и нажимает на тормоз. Учитель двумя руками (на уровне тормозных рычагов) подстраховывает, стоя спереди. Упражнение 4. Самостоятельная езда, учитель подаёт команды жестами – «старт» (руки вверх), «стоп» (руки вниз).№ 02 2010871/14/10 11:13 AM084-087_Letopis+Club.indd 87 МОТОКЛУБДля непосвящённых: медведь-шатун – это разбуженный среди зимы зверь, голодный, злой и опасный, но для тех, кто в теме, «МШ» – этоФЕСТИВАЛЬ «ОТМОРОЗКОВ»Московские дороги залиты реагентами, на газонах и крышах домов уже лежит снег, и пятничное утро обыденно встречает автомобильный люд вечными пробками на въездах в столицу. Ярославское шоссе – не исключение. Скучающие в стоящих машинах люди вдруг широко открывают глаза и выкручивают шеи, пытаясь убедиться, что у них не галлюцинация. По встречной, пустой полосе проносится «Урал» с коляской, за ним ещё один и ещё, проезжают машины с прицепами, в которых утрамбовано по два-три мотоцикла, попадаются и одиночки с укутанными как капуста людьми. «С ума посходили!» – эту фразу чувствуют спинами все, кто в это утро покидает Москву за рулём мотоцикла. Да и не только Москву. К старинному городу Ярославлю в течение всей пятницы стягиваются мотоциклисты с разных сторон: Вологда, Костро­ ма, Рыбинск, Тула, Тверь, Санкт-Петер­ бург... Это те, кто по осени не отмечает «конец сезона», а празднует «день смены резины», те, для кого снег и мороз – не повод загонять мотоцикл в гараж и скучать всю зиму у компьютера за просмотром летних фотографий. «Мотоэкспедиция Медведь -Шатун», которую ежегодно проводит ярославский МС «Чёрные медведи» – мероприятие, кардинально отличающееся от того, что рядовой мотоциклист привык видеть на летних мотосейшенах. Сюда в первую очередь приезжают, чтобы пройти сложный маршрут, сделаться капельку сильнее, опытнее, выносливее, и лишь потом ради общения, встречи старых друзей и коллективного общения с зелёным змием. «МШ» – это спорт, но не несущий в себе соревновательности. «Шатун» – это не тощее замерзшее и голодное животное, а то, что приводит во вращение коленчатый вал! Утреннюю субботнюю пастораль тихой русской глубинки нарушает рёв сотен прогреваемых мотоциклов. Пробег готовится к старту. Традиционно «Медведи» предлагают три маршрута: дорожный рассчитан на тех, кто не обзавёлся эндуриком или «коляской», но всё равно нашёл в себе силы и смелость приехать на зимний пробег. Около 160 километров дорог общего пользования пройдут всевозможные скутеры, дорожные мотоциклы и те, кто пока что побаивается лезть в жёсткий офф-роуд. Самый заковыристый маршрут – для эндуро. Этим «обморозкам» предстоит продубасить 7080 (это только кажется, что мало) километров по абсолютному офф-роуду: лесные дорожки, которые, ясное дело, никто не чистит от снега, перепаханные по осени и промёрзшие поля, обледенелые болота и буреломы, овраги, буераки и (некоторые речки не промерзают даже зимой) – броды. «Плавание» в декабре – обязательный аттракцион «Медведя -Шатуна»! Ещё один маршрут проложен для колясочников. Вы думали, на «Днепре с люлькой» сейчас ездят только деды в глухих деревнях? Не угадали! Колясыч – лучшее зимнее средство передвижения! Да что там «Уралы» и «Днепры», «МШ» –Реклама88088-089_Club_Shatun.indd 88№ 02 20101/14/10 1:51 PM лучшая в мире кунсткамера колясочного искусства. BMW R1200GS или Honda AfricaTwin с люлькой от «Урала», Yamaha TT250 Rаid с «Велорексом» от «Явы», BMW C1 с боковым прицепом – здесь можно увидеть и не такое, и главное – что всё это ездит. Колясочная тропа – это примерно 120-130 км лесных и просёлочных дорог, броды, косогоры, сугробы и голый лёд. Несмотря на то, что вроде бы три колеса – устойчивее, чем два, именно участникам этого класса «достаётся» больше всего. Это лёгкую эндурку можно выдернуть из любого плена без особых усилий, а вот что делать с засевшим в полузамерзшей жиже четырёхсоткилограммовым «слоном»? Бывает, не спасает даже привод на колесо коляски и очень «злая» резина! А уж если «люлясочник» перевернётся, а случается и такое, тут уж точно без подмоги не справиться. На гололёде любой эндурик запросто «держится» в вертикали – ногами, да и в сугробы падать совсем не страшно и даже весело, а «ловить» на льду двухколейное транспортное средство с приводом на одно колесо (ведь далеко не все колясочники имеют формулу 3х2) ух как не просто! Пожалуй, одно из главных достоинств «Шатуна» – возможность обрести буквально за один день десятки новых знакомых, ведь именно отсутствие соревновательности в пробеге делает из участников не конкурентов, а компаньонов. Вот девушка на XR250 кувыркнулась в кусты – к ней уже бегут совершенно незнакомые люди, просто потому, что они оказались рядом, чтобы помочь поднять мотоцикл и вызволить отважную покорительницу «Русской зимы» из сугроба – вот и познакомились! Через пятьсот метров «колясыч» забуксовал на подъёме – и тут же проезжающие мимо спешиваются и спешат на помощь. Так, глядишь, к вечеру уже с половиной «соучастников» перезнакомился. Разве хоть один летний развлекательноотдыхательный слёт может подарить столько положительных эмоций и новых знакомств? Посередине пробега все три маршрута обязательно пересекаются. Точка общего привала называется «Стрельбище». Название не случайно: помимо горячего чая, бутербродов и бурного обмена впечатлениями каждый желающий мо-жет испытать себя в стрельбе по мишеням. Правда, в этом году традиционные охотничьи двустволки сменили луки и стрелы, а подсчёт дырок от дроби –«лучные» очки на мишенях – так спортивнее. Здесь же есть возможность дозаправить баки и устроить мелкий ремонт. Перерыв недолог, и группы отправляются дальше по маршрутам. После расслабухи и горячего чая снова натягивать холодный шлем и усаживаться в жёсткое седло всегда лениво, но азарт и жажда приключений пересиливают любые отмазки подсознания: вперёд, в бой со стужей и бездорогой! Уже затемно участники прибывают на финиш. Здесь нет клетчатого флага и улюлюкающих болельщиков, зато изрядно вымотанных и порядком замёрзших покорителей заснеженных просторов встречает фирменная «медвежья» шурпа, горячий чай и, разумеется, «боевые» 50 граммов – лучшее средство от простуды. Полевой обед – пожалуй, самое эмоциональное место всего «Шатуна». Только-только пройдена трасса, ещё булькает в крови адреналин, а смертельная усталось ещё не погасила огонь в глазах, а из рук не ушли вибрации руля. Мотоциклисты эмоционально обсуждают свои самые яркие моменты пробега – чаще всего кто, где и как грохнулся в сугроб (кусты, незамёрзшее болото) и показывают друг другу, что отвалилось от их боевых коней (где ещё увидишь человека, который с гордостью показывает обломки рычагов тормоза или превратившийся в кусок льда карбюратор). В общем, взглянуть со стороны – форменные чудаки. Кульминация зимне-внедорожного праздника – вечерний банкет. Отмытые от грязи и переодетые в более привычный для байкеров прикид, участники собираются за накрытыми столами. Теперь можно и как следует подкрепиться и, наконец, увидеть своих старых и новообретённых друзей без теплых подшлемников, касок и слоя «целебной» грязи и инея на лицах, обменяться впечатлениями и телефонами. Со сцены забойным рок-н-роллом подливают масла в праздничный огонь музыканты. «Медведи» награждают дипломами и памятными подарками особо отличившихся участников «Шатуна» и вручают сертификаты и нашивки тем, кто в этом году успешно сдал норматив «Медвежья миля» –1000 километров за 24 часа зимой. Это чисто русское развлечение, придуманное «Чёрными медведями», не идёт ни в какое сравнение с заокеанским «Iron butt» (железная задница), требующим пройти 1000 миль (или 1600 км) за сутки, но только летом. Ведь те, кто носит нашивку «Медвежей мили» – действительно самые суровые и настоящие мотоциклисты. Из таких не то что гвозди – рельсы можно делать! Утро воскресенья дарит несколько последних часов для прощания и подготовки техники к обратной дороге для тех, кто отправляется «самоходом» или погрузки мотоциклов на прицепы. Уезжать с «Шатуна» – сродни расставанию с семьёй. Всего за один день пробега и пару неполных вечеров две с половиной сотни участников становятся единым целым. «Чёрные медведи», помимо исключительных организаторских способностей, обладают ещё одним уникальным даром – наполнять свои мероприятия дружественностью и теплом. Нужно поставить себе галочку на календаре, чтобы в следующем октябре не прохлопать регистрацию участников на «МШ2010», а то уж очень быстро заканчиваются свободные места.Павел КУРЛАПОВ, фото Михаила (Mishutka) СОРОКИНАРеклама№ 02 2010891/14/10 1:51 PM088-089_Club_Shatun.indd 89