68
69
70
71
Клаудио Доменикали – Direttore Generale компании Ducati,человек, который отвечает за разработку новых моделей,а также возглавляет гоночное отделение Ducati Corse. Кто лучшенего знает, как будет развиваться компания и какие у нее планыв отношении мотогонок?И БЕЗ ГОНОКПРОЖИВЕМ!интервью Алана КАТКАРТА, фото Марко КАМПЕЛЛИКлаудио, 2011 г. стал успешнымдля Ducati. А насколько?В финансовом отношении это самый успешный год в истории компании, с рекордными показателямиоборота и прибыли. Так что послемногих лет взлетов и падений мынаконец-то крепко стоим на ногах.Продажи в Северной Америке(в США, Канаде и Мексике) вырослина 43% по сравнению с 2010 г.,и впервые этот рынок стал для нассамым большим. В Германии прирост на 31%, в Великобритании –на 17%, во Франции – на 12%.И только в Италии, которая раньше быланашим крупнейшим рынком,В 2011 Г.КОМПАНИЯ DUCATIПРОДАЛА 42 233МОТОЦИКЛА НА 17,5% БОЛЬШЕ,ЧЕМ В 2010 Г.ОБОРОТ КОМПАНИИДОСТИГ РЕКОРДНОЙВ ЕЕ ИСТОРИИВЕЛИЧИНЫ €480 МЛН.спад продаж на 3%. Но еслиучесть, что в целом итальянскийрынок просел на 19%, то и здесьмы увеличили свою рыночную долю.А сколько мотоциклов вы продали в 2011 г.?42 233 аппарата, на 17,5% больше,чем в 2010-м. Оборот вырос на22% – с €392 млн до €480 млн.Оборот растет опережающими темпами, потому что мы продали больше дорогих Diavel и Multistradaи меньше дешевых Monster.Какая модель стала главным мотором продаж – Diavel?Думаю, что весь наш модельный рядв целом. Но Diavel стал нашей главной удачей. За десять месяцев с начала продаж разошлось 7550 мотоциклов, особенно хорошо ониприняты в Германии и США. А главное, Diavel максимально далек отнашего традиционного имиджа производителя спортбайков, так что онпривлекает новых покупателей.Даже в условиях экономическогоспада вы продолжаете инвестировать в разработку новых машин. Сколько тратите на создание новыхмоделей?Я не хотел бы называть точные цифры, но могу вас68moto.zr.ru май 2012068-071 int ducati.indd 684/12/12 9:32 PM ‣ ИНТЕРВЬЮ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ DUCATI с. 68,БРЕНД: JIANSHE с. 72, MOSCOW CUSTOM & TUNING SHOW с. 78,TRIUMPH UNIT TWINS с. 82, THE WEDGE с. 90уверить: мы каждый год увеличиваем бюджет нашего проектногоотдела.Даже когда после кризиса 2008 г.продажи упали?Да, потому что наши владельцыуверены: это временное падение,по крайней мере для Ducati. Хотяв целом сбыт мотоциклов с моторами рабочим объемом более 500 см³постоянно уменьшается и уровеньпродаж в 2011 г. самый низкийс 1998 г., мы увеличиваем своюрыночную долю. В 2011 г. продали всего на несколько сотен мотоциклов меньше, чем в рекордном2008 г. перед кризисом (когда мывыпустили 42 669 мотоциклов).А это означает, что при вдвоеуменьшившемся рынке мы удвоили свою долю!И какова она?Согласно нашим исследованиям, если взять мировой рынок мотоцикловс моторами больше 500 см³, исключив круизеры и туреры, доля составляет более 10%. Даже если мывозьмем рынок больших мотоцикловв целом, то она равна примерно 5%.В 2012 г. мы намерены выпустить 47тыс. мотоциклов – на 12% больше,чем в 2011-м. Примерно 8 тыс. изэтого количества – Panigale, причемодна треть в топ-версии Tricolore.Многие наши покупатели хотят получить самое лучшее!Поскольку вы продолжаете инвестировать в создание новыхмоделей, то чего нам ждатьв ближайшем будущем?Да, мы планируем на пять лет вперед, так что сейчас у нас есть стратегический план развития до2016 г. Мы развиваем два направления, которые условно называем«расширение бренда» и «фокусировка бренда», и они поочередновыступают на первый план. Так,в этом году мы выводим на рынокPanigale – яркий пример фокусировки бренда, нацеленной на наших традиционных покупателей.А годом раньше появился Diavel –столь же хороший образчик расширения бренда, который привлекк нам новых покупателей.И какой новый сектор вы намерены атаковать в 2013 г.? Можетбыть, макси-скутеры?Подождите немного – и все узнаете!Разработка принципиально новыхмоделей – процесс недешевый.Сколько вы затратили на подго-ТЕХНИКАтовку производства Panigale?Более €20 млн только на проектирование и чуть меньше €50 млнв целом.Будет ли концепция Panigaleиспользована в 848-кубовоймодели?Не в обозримом будущем.Планируете ли вы применятьдвигатель Panigale в других моделях?Безусловно, нет – он спроектирован специально для супербайка.Значит, производство двигателя Testastretta будет продолжаться?Будет продолжаться не только егопроизводство, но и развитие. Мыхотим сохранить динамические показатели на том же уровне, но приэтом улучшить его прочие качества. Например, повысить стабильность сгорания на малых оборотах, чтобы даже на низкихскоростях избавиться от вибрациии рывков в трансмиссии.Появятся ли новые модификациимодели Diavel? Например, DiavelDragster или в трековом стиле?Нет, вместо этого мы разрабатываем широкую гамму аксессуаров дляDiavel, чтобы каждый покупательмог преобразовать машину посвоему вкусу.А каково будущее двигателяDesmodue? Сможет ли он пройтинормы Euro 4 с воздушным охлаждением или придется перейти на жидкостное?Я думаю, что этот двигатель безпроблем пройдет омологацию и пошуму, и по выхлопу, и мы сохранимего производство, но в несколькодругом формате.С жидкостным охлаждением?Нет, у него останется воздушноеохлаждение. Но в его конструкциюбудут внесены изменения – покарано говорить какие.BMW – ваш главный соперникв секторе динамичных мотоциклов, и она начала производствоскутеров. Вы последуете за ней?НЕОБЫЧНАЯДЛЯ DUCATIМОДЕЛЬ DIAVELОКАЗАЛАСЬОЧЕНЬУСПЕШНОЙ:ЗА 10 МЕСЯЦЕВПРОДАНО 7550МОТОЦИКЛОВ.BMW сделала хорошийшаг, но мы в ближайшемшбудущемне планируембмай 2012 moto.zr.ru068-071 int ducati.indd 69694/12/12 9:32 PM БРЕНДИНТЕРВЬЮ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ DUCATI КЛАУДИО ДОМЕНИКАЛИего повторять. У нас компанияменьшего калибра, и мы должнытщательно просчитывать, какуюпродукцию выпускать. Мы не можем иметь такой же широкий модельный ряд, как у BMW: мы меньше по размеру и не имеем такоймощной финансовой поддержки.Но скутер Ducati должен бытьсовершенно отличным от всего,что есть на рынке. У вас естьразработки в этом направлении?Да, мы проводили предварительные работы. Но, еще раз повторю,все надо тщательно рассчитать.А как насчет электромотоциклов или скутеров?Мы следим за развитием этого направления с большим интересом,но пока не готовы в него вкладываться.Сколько людей работает в вашем проектном отделе?Больше 200 человек – из общегочисла в 1000 работников.Внедорожные мотоциклы – ещеодин интересный сектор рынка.Я знаю, что вы когда-то пытались купить компанию Husqvarna, потом – Gas Gas. Сохранила ли Ducati интерес к этомусектору или вы решили, что онслишком узкий?Я согласен, что сектор внедорожных мотоциклов – очень интерес-70ный кусок рынка и вполне привлекателен для нашего бренда. Но этоуже вопрос стратегии развития.Если мы хотим сохранять годовоепроизводство на уровне 40–50 тыс.машин в год, то нам надо совершенствовать существующую модельную гамму и не лезть в новыениши. Но если мы хотим выйти надругой уровень – 100 тыс. машинв год, то должны выпускать и скутеры, и туреры, и внедорожныемотоциклы. По какому пути намразвиваться, пусть решают нашидержатели акций.Если ваши владельцы решат выпускать внедорожные мотоциклы, то вы купите какую-нибудьиз специализирующихся на этойтехнике маленьких компаний илибудете разрабатывать машинысамостоятельно?Это опять-таки определять держателям акций, но я бы предпочелвторой вариант. Первый путь выглядит легким и быстрым, но с точки зрения культуры бренда разумнее нанять специалистов в этомсекторе техники и сформироватьиз них команду по разработке мотоциклов.Несколько лет назад вы рассказывали о своих планах строительства нового завода в Болонье. Дело движется?Да, но это сложный процесс: надо получить массу согласованийс официальными структурами иместными властями. Дело долгое.И когда надеетесь начатьстроительство нового завода?DUCATIПРОДОЛЖИТВЫПУСКИ РАЗВИТИЕДВИГАТЕЛЕЙTESTASTRETTAИ DESMODUE.Трудно назватьконкретную дату, но буквально в течение нескольких недель мне предстоит ряд важных встреч, после чего, надеюсь,многое прояснится.Вы открыли сборочный заводв Таиланде. Triumph делает тамуже комплектные мотоциклыдля всех мировых рынков, например семейство Bonneville, благодаря чему и цены на него весьмаконкурентоспособные. Планируете ли идти по тому же пути?Нет, это будет чисто сборочный завод. Некоторые компоненты – рамы,колеса для местной модели Monster795 мы закупаем на месте, но большинство компонентов прибывает изБолоньи, в том числе двигатели, ужепрошедшие проверку.2011 г. стал очень удачным дляDucati в коммерческом плане,и вы выиграли чемпионат WSBK.В то же время ваши выступления в MotoGP были просто удручающими. Означает ли это, чтоуспехи в WSBK гораздо важнеедля ваших продаж, чем победыв MotoGP?Я не думаю, что наши коммерческие результаты напрямую связанысо спортивными достижениями.Гонки– это долговременныеГоинвестиции: вы вкладываетеив имидж бренда, в довериек бренду, в лояльность фановвашей команды к бренду. Новна уровень продаж влияетнпрежде всего качество вашейппродукции. Конечно, гонки –пэто некий усилитель. Они привлекают внимание к бренду, заставляютлюдей заходить на ваш сайт, а потом и к вашему дилеру, но если человек не найдет там хороший товарпо соответствующей цене, он уйдетни с чем. Так что 2011 г. стал длянас очень успешным коммерческигодом потому, что мы смогли предложить хорошую продукцию поадекватной цене. Да, для нашейпрограммы MotoGP это был не лучший год, тем не менее она привлекла внимание множества людей, нев последнюю очередь благодаряВалентино Росси.Вы утверждаете, что главное –чтобы о Ducati говорили внезависимости от гоночных успехов? Как-то это не согласуетсяс тем, что за 25 лет вы увеличили производство с 3 тыс. до42 тыс. мотоциклов, выиграв14 чемпионатов WSBK.Ну, лучше, чтобы говорили о нашихгоночных успехах. Но все же главное для продаж – хорошая модельная линейка.Вы спроектировали шасси-монокок Panigale, базирующееся навашей конструкции для MotoGP,и тут приходит лучший гонщикmoto.zr.ru май 2012068-071 int ducati.indd 704/12/12 10:37 PM мира и говорит, что она никудане годится…MotoGP – это весьма специфический мир, и мы пытаемся понять,почему в нем не работает то, чтотак превосходно подходит дляPanigale. Ведь вы сами могли убедиться, что это отличный мотоцикл.Трой Бэйлисс на прототипе PanigaleSuperbike проходит круг на «Муджелло» быстрее, чем на любомдругом V-твине. В конце концов,мы выиграли MotoGP в 2007 г. наочень похожей машине. Да, тамне монокок, а рама типа «птичьяклетка», но двигатель был так жеактивно включен в силовую структуру, так что концепция та же. C техпор многое изменилось, и мы пытаемся понять что. Но главный подозреваемый – шины Bridgestone. Намприходится строить мотоцикл вокруг шин!Я знаю, что контракт с поставщиками шин для MotoGP не даетвам высказаться, но понимаю,что у шин Bridgestone оченьжесткий каркас; они выносливы,но не прощают ошибок. В гонкахSuperbike и Superstock, а такжена дорожных мотоциклах вы используете шины Pirelli, которыегораздо мягче и снисходительнеек водителю. Может быть, поэтому рама-монокок хорошо работает в этих условиях, но непригодна для MotoGP. Тогда почему же вы в этом году не заявилиPanigale в Superbike, а только в Superstock?кМАКСИСКУТЕРЫИ ВНЕДОРОЖНЫЕМОТОЦИКЛЫDUCATI?НЕ ИСКЛЮЧЕНО…В прошлом году проблемой для ваших соперников стал тот факт,что один лишь Карлос Чека побеждал на Ducati, а для тогочтобы так называемая PBCAS(performance balance controlactivation system) заработала,необходимо, чтобы за марку выступали два быстрых гонщика.Да, и тем не менее в результатегрязных и неспортивных маневровнам навязали на 2012 г. дополнительных 6 кг пенализации. Мы согласились с правилами PBCAS, устанавливающими равновесиемежду 1000-кубовыми «четверками» и 1200-кубовыми «двойками» – и тут вдруг они произвольноменяют правила, и появляются ещеэти 6 кг. Если такое продолжится,то, думаю, производителю, попавшему под прицел такой пенализации, лучше сосредоточиться напроизводстве дорожных мотоциклов и уйти из гонок. В конце концов, Ducati никто не обязывал гоняться! Мы уже заработали такуюрепутацию, что безо всякого ущерба для продаж можем уйти из большого спорта лет на 10. Есть некийпредел для нашего терпения, и мыуже к нему близки.Перевод Александра ВОРОНЦОВАрекламаВо-первых, разработка двиВгателя для Superbike – длингный и сложный процесс.нВ Superstock все проще, потому что там мотор – стантдартный. Во-вторых, мы велиддолгую дискуссию с промодутером WSBK Паоло Фламмиуни о правилах и ограниченинях. Беда в том, что многиеяхнастолько запуганы возможностьюпоявления Panigale в гонках, чтоуже сейчас требуют зверской пенализации по массе и рестрикторам.Так что мы решили взять годовуюпаузу, чтобы иметь больше временидля подготовки двигателя и чтобынаши выступления в гонках Superstock доказали, что Panigale не боевая ракета, которая размажет всехсоперников по стенкам, а просто хороший мотоцикл. Забавная ситуация: мы надеемся, что наш аппаратне окажется слишком быстрым! Нуи наши соперники за год, думаю, чуток подтянутся…068-071 int ducati.indd 714/12/12 9:32 PM