94
95
САМОПАЛУ ВОЗРАСТА ЕСТЬ СВОИ ПЛЮСЫ. Я МОГУ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ПРИНИМАТЬНЕОРДИНАРНЫЕ РЕШЕНИЯ. ЭТО И МУДРОСТЬ, КОГДА ТЕБЕ НЕ ВАЖНО,ЧТО СКАЖУТ ДРУГИЕ, И БОГАТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПЫТ.текст Андрея «Котофея» КОЧЕТОВА, фото Евгения БОБРИКОВА и из архива А. Юлле«ГУД-БАЙ, КРЕНГОЛЬМ!»На юге Нарвы на реке Нарова есть остров Кренгольм. Здесь более 150 лет стоялтекстильный гигант – Кренгольмская мануфактура. Но несколько лет назадфлагман текстильной индустрии Российской империи, а позже СССР, приказалдолго жить. Теперь десятки гектаров его территории напоминают Зону из фильмаТарковского. Алексея Юлле взволновало это событие, и он посвятил новый проектфабрике, много лет бывшей частью его родного города.Опыт создания четырехколеснойтехники у Алексея немалый: ещев 1990 году Кружок техническоготворчества при Нарвском профтехучилище №14, которым он руководил, стал лауреатом всесоюзного конкурса «Мото-Сам» заразработку квадроцикла. «В этотраз я хотел создать утилитарныймногофункциональный ATV, – рассказывает Алексей. – И воплотитьряд своих идей. У меня дача на бе-94регу Финского залива, и машинасоздавалась для групповых прогулок на природе, а при надобности – и перевозки грузов».Основа конструкции – рама издвух боковых ферм, между которыми находится мотор и место водителя. Все сделано с хорошим запасом прочности – машина неспортивная, и искусственно облегчать ее не было смысла. «Когда делаешь некоммерческую машину,под себя, то тебя не волнует мода,тенденции в дизайне и т.п., – считает Алексей. – Мне нравятся открытые пространственные конструкции, поэтому от пластика отказалсяи все немногочисленные облицовкисделаны из алюминия».Чтобы получить максимальнобольшое оперативное пространство сзади, водитель сдвинут вперед. Мотор под сиденьем, по центру конструкции. «Это оптимальнаякомпоновка с учетом моментаинерции масс», – поясняет конструктор.Алексей не только воплощалфункциональную идею, но и отрывался на инжиниринге. Например,подвеска – простая, на продольныходинарных рычагах на подшипниках. «Такие подвески практическине применяются, – поясняет Алексей, – потому что продольный уголшкворня в процессе хода подвескипостоянно меняется. Даже Фердинанд Порше на «Жуке» использовал два торсионных рычага другнад другом. Это стандарт, но я решил рискнуть. Фантастика, но работает великолепно!»Другой пример – руль. «Рульхоть и общепринят, но техническиmoto.zr.ru август 2012094-095 rem samopal.indd 947/12/12 10:33 PM СОВРЕМЕННЫЕ МАШИНЫ НАПИЧКАНЫ ЭЛЕКТРОНИКОЙ, А РУЛЬ ЗА 150 ЛЕТНЕ ИЗМЕНИЛСЯ. ЧТО ЖЕ, ЕЩЕ 150 ЛЕТ БУДЕМ КРУТИТЬ БАРАНКУ?ПОВТОРЯЯСЬ, ТЫ НЕ СОЗДАШЬ БУДУЩЕГО!устарел, – уверен Алексей. – Проведите эксперимент: сядьте настул, вытяните руки вперед и проведите в таком положении какое-товремя. Удобно? Конечно, нет! А мытрадиционно ездим в такой абсурдной позе – руки устают, плечи тоже,спине плохо. А теперь положите руки на колени… Я применил «активную эргономику», когда человекане сажают намертво с правильнымиуглами конечностей, а допускаютоптимальные, естественные и необходимые для кровообращениядвижения».Рычаги управления чуть вышеколен. Эргономика великолепна –движения естественны. Удивительно, но на сложной трассе типагрунтовки при заносе не нужныкорректирующие движения, какс рулем. Аппарат короткобазный, мотор слишком мощныйи склонен к пробуксовкам, нокорректировать траекторию не приходится – удивительная курсоваяустойчивость!Органы управления как на мотоцикле, переучиваться не нужно.Рулевую трапецию Алексей творил с нуля. Она продольная, традиционную поперечную поставитьпросто некуда. В шаровых опорахприменены автомобильные шарниры и промышленные «уни-болы»(они использовались в ткацкихстанках).Двигатель взят от разбитой600-кубовой «Ямахи». Он крепится к раме через подрамник. Задний редуктор – от грузового мотороллера «Муравей». Он тожекрепится через подрамник, ноотдельный. Поэтому машину легко обслуживать, ремонтировать,а при желании переоснастить другими агрегатами. «Возможностьмодернизации – очень важныйфактор в технике, – уверен Алексей. – Показателен пример из мира оружия с «Браунингом» и «Парабеллумом» – первая системаадаптировалась, а вторая осталась в истории».Колеса и резина – от ATV.Полуоси – усиленные комбинированные, наружный ШРУС –от Fiat, внутренний – от Audi.Подвеска достаточно жесткая,с расчетом на большую грузоподъемность. Амортизаторы – от«Явы» (спереди) и «Харли» (сзади),пружины – от «Муравья». Тормоза –дисковые, от легких мотоциклов.Задние тормоза вынесены к редуктору для уменьшения неподрессоренных масс, как на спортивныхмашинах. Выхлопная система – самодельная с небольшим резонатором, по принципу «4 в 1».«Гуд-бай, Кренгольм!» – это непросто ассоциации, – поясняетАлексей. – Я работал на фабрике,когда она закрывалась. Видел,как почти новые швейцарскиестанки сдают в металлолом. Я успел поснимать с них кой-какойкрепеж и теперь использовал егов проекте. Это связь не только духовная, но и физическая».НАЗВАНИЕGK («GOOD-BYE, KRENHOLM!»)ПОСТРОЙКААлексей ЮЛЛЕ(Эстония/Финляндия)СПЕЦИФИКАЦИЯСИЛОВОЙ АГРЕГАТ4-цилиндровый 4-тактныйот Yamaha XJ600 Diversiоn(600 см3). Редуктор от грузовогомотороллера «Муравей» с реверсом.ШАССИ2-лонжеронная ферменная рамаи рычаги оригинальной конструкции. Шины от ATV: передняя –Kenda 22x11–10, задняя – Kenda20x11–10.ОБЩИЕ ДАННЫЕМасса 375 кг, база 1340 мм,высота 1670 мм (по крэшбару),ширина 1200 мм, длина 2000 мм,дорожный просвет 160 мм.август 2012 moto.zr.ru094-095 rem samopal.indd 95957/12/12 10:33 PM