32
33
34
35
36
37
ТЕСТDUCATI MULTISTRADA 1200DUCATI MULTISTRADA 1200 S TOURINGтуристический эндуро / 2013 / 1198,4 см³ / 150 л.с. / 234 кгтоль откровенный интереск изделию заклятых мюнхенских конкурентов ведущийконструктор Ducati проявилнеспроста. Ведь, отказавшисьот услуг многолетних партнеров из Öhlins, собственную версиюэлектронноуправляемой подвескидля Multistrada 1200 S итальянцытоже готовили в тесном сотрудничестве с Sachs. Конечно, ей далидругое имя – DSS (Ducati SkyhookSuspension), настроили иначе, определили ей немного иную сферуприменения, но тем не менее…32Люди из Ducati любят рассказывать легенду про рождение «тысяча двухсотой Мультистрады».Тогда, в 2007 году, краеугольнойконцепцией всего проекта быловоплощение этакого универсального инструмента – мультитула:и спортбайк, и велосипед, и танк,и диван. То, что через три годав итоге предстало перед мотолюдом, скорее, напоминало PorscheCayenne Turbo на двух колесах и,как и в случае с мегакроссоверомиз Штутгарта, имело мало общегос традиционными мотоцикламиDucati. Но потребитель проголосовал за него своим кошельком: состарта продаж по всему светуразошлись 20 500 экземпляров.И, по словам лидера проектаФедерико Саббиони, на вопрос«Что бы вы хотели изменить в своей «Мультистраде»?» подавляющее большинство владельцевотвечали единодушно: большетуристической составляющей безущерба основной концепции «четырех мотоциклов в одном».Я не ослышался? Никак нет! Проспорт – ни звука. Потому что при-мерно для 80% из них «мульт» –это первый Ducati, и они слыхомне слыхивали про «гремучее» сухое сцепление, каменные подвески или про «рубку» Троя Бейлиссас Колином Эдвардсом за чемпионский титул в Имоле 2002 года.Для них и того спорта – с избытком. Стоит ли удивляться, что модернизация пошла именно с упором на туризм?Обязательный инструктаж перед выездом и единственное требование организаторов: до горного серпантина сквозь Бильбаоmoto-magazine.ru декабрь 2012032-037 ducati 1200s.indd 3211/12/12 9:42 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу [email protected]В аэропорт испанского города Бильбао я прилетел одновременно с техническимдиректором Ducati Андреа Форни, так что до гостиницы мы ехали вместе. Самособой, разговорились, и первый вопрос задал именно он:– А не было ли в последнее время каких-нибудь интересных тестов?– Да, был. На треке в Хересе удалось покатать BMW HP4 с полуактивнойподвеской Dynamic Damping Control производства Sachs.Своим ответом я, видимо, попал в яблочко, потому что в ту же секунду глазаего хитро прищурились:– И как тебе такая подвеска?– Знаете, синьор Форни...МУЛЬТИТУЛтекст Романа АБАЛАКИНА, фото Ducatiи его пригороды добираемся гуськом, не нарушая и не превышая.Будет время осмотреться. Тем более что без шпаргалки пресс-релиза отличить обновленные версии Ducati Multistrada 1200 отдорестайлинговых трудновато –приходится всматриваться. Будто рука дизайнера не подняласьрезать по живому, а оттого всеобошлось тонкими штрихами, носящими, скорее, эволюционныйхарактер. Слегка подретушировали форму фронтального пластика,а вместе с ним и дизайн головногодекабрь 2012 moto-magazine.ru032-037 ducati 1200s.indd 333311/12/12 8:55 PM ТЕСТDUCATI MULTISTRADA 1200ЛИЦА«МУЛЬТИСТРАДЫ»Семейство мегакроссоверовDucati всего насчитываетчетыре варианта исполнения, которые довольносильно отличаются друг отдруга. Самый простой –«обычная» Multistrada 1200.На ней стоит самая привычная, «пассивная» подвеска(спереди – вилка Marzocchi,сзади – амортизатор Sachs),но зато уже в «базе» имеется восьмиуровневыйтрекшн-контроль и ABS,входящие в так называе-мый «пакет безопасности»(Ducati Safety Pack). ВерсииMultistrada 1200 S (Touringи Granturismo), само собой,уже интереснее. Но если«Просто Туризм» рассчитан,скорее, на «ближний бой»и от базового «мульта» отличается лишь наличиемполуактивной подвескиDSS и боковых кофров, то«Большой Туризм» изначально готовился под дальние странствия и ко всемупрочему имеет в своем рас-света, обзаведшегося светодиодной оптикой. Увеличили размер ветрового стекла и максимально упростили механизм регулировки еговысоты, ныне приводимый в действие одним движением руки. Чутьосовременили кокпит с цифровымиприборами, а по бокам от него –«бардачки» с выросшим объемомполезного пространства. Плюс отспортбайка 1199 Panigale сюдаперекочевали колеса: литые – на«простой» «мульт» и S-версии(Touring и Granturismo), а кованые –на «трибьютный» Pikes Peak.Вот и сердце Ducati Multistrada1200 – десмодромная «двойка»Testastretta Evoluzione 11° DS –практически не изменилось. Оно34поряжении увеличенноеветровое стекло, центральный (48 л) и боковые кофрыбольшего размера (73 лвместо 58 л), иной руль(выше на 20 мм), новое комфортное седло, шины PirelliAngel GT, металлическуюзащиту двигателя и светоддиодныепротивотуманки..Н а замыкает четверку –НуMMultistrada1200 S Pikesвсе так же вкачивает в себя воздух106-миллиметровыми поршнямии молотит ими в ритме до 10 000об/мин, а за 750 оборотов до этоговыходит на внушительную пиковуюмощность в 150 «лошадей». Но ради сглаживания характеристики уменьшения выбросов в атмосферу конструкторы фирмы установили под иным углом форсункивпрыска (теперь они «дуют» на тарелку впускного клапана, а не стенку коллектора), головы цилиндровдооснастили вторыми свечами, а навыпуск приладили систему подачичистого воздуха. Не бог весть что,конечно, но налицо пятипроцентныйрост крутящего момента – 124,5 Нмпротив прежних 118,7 Нм.Peak, которая щеголяетокрасом, повторяющимтаковой у мотоцикла-победителя легендарной гонки«Пайкс Пик», набором карбоновых деталей, карбоновым же глушителемTermignoni и кованымиколесами Marchesini.Правда, на деле вместо прироПртяги чувствуется совсем друста тгое – тотальная мягкость на открыдросселя во всех полносильныхтие дрежимах, особенно в Touring, гдережиэлектроника намеренно «расслабляэлекхарактеристики акселератора.ет» хВедь на предшественнике было как:каждыйкаждкажд раз, когда ленился передповоротомподтыкать передачу попоовониже – будто накручивал ручку табакерки с секретом: короткое мгновение – пока пройдет дрожь и лязг«низов», пока полоска тахометраотсчитает половину, и – бах! – сумасшедший, нехарактерный дляпсевдовнедорожных дальнобойщиков взрыв ускорения! А у нового?Мотор деловито бурчит двумя цилиндрами и с холостого хода уноситтебя вперед без прежних судорог,а все попутные машины – назад, желудок приятно тяготит ускорение, нопри этом – никаких сомнений, никаких капризов. Момент теперь растянут по всему диапазону оборотов.Но в целом – все та же спортбайковская динамика. Взгляните на яростный всплеск внешней скоростнойхарактеристики итальянского L-тви-на. Вверх, вверх и вверх! Плавнаядуга между виражами на великолепной горной испанской дороге, отсутствие встречных – можно смеловыходить на обгон. На третьей, безлишних переключений, резко газ«на всю» – и через секунду делосделано: уныло плетущаяся вереница из «народных» испанских Seatостается позади. И не страшно, чтовозвращаться в свою полосу приходится, вваливая в поворот повстречной. «Мультистрада» проделывает это с невероятной легкостью, помогая пилоту подвескамидержать контакт с реальностью.Только не забыть бы перед закрученными серпантинами включитьmoto-magazine.ru декабрь 2012032-037 ducati 1200s.indd 3411/12/12 8:55 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу [email protected]СПОДВЕС НОВОЙКОЙ DSSСМЕЛО Ж МОЖНОАНА ТОРМ ТЬОЗАБЕЗ БОЯЗНБА ЛАНС И НАРУШИТЬИ ПРИ ЭТ МОТОЦИКЛАОМ ВМЕРЕ ОЩ ПОЛНОЙУЩЕЕ РАБО АТЬТУ.ABSКОКПИТМногофункциональнаяцифровая приборная панель практически не изменилась, дополнительнодля S-версий в ней прошили меню настроек подвески DSS. А вот регулировкалобового стекла стала значительно удобнее. Теперьне нужно останавливатьсяи крутить «барашки», а достаточно просто потянутьза рычаг над приборамии выставить нужную высоту прямо на ходу.режим Sport, который не простооголяет нерв мотора, делая реакции«электронного» газа воистину молниеносными, но и «по-спортивному»зажимает подвески.Тормоза? Когда почти трехцентнерная махина оттормаживается после затяжных прямиков с ходом под200 км/ч, ни один нерв не дрожит. Тыточно уверен, что механизмы Bremboсделают свое дело, а новейший «антиблок» Bosch 9ME их подстрахует.Причем если в «Туринге» ABS работает по привычному безопасному сценарию, то в «Спорте» даже позволяетнемного пошалить, приподнимаяхвост. Хотя, опять же, прозрачности бы на рычагах поболее…Специально перед выездом, наутреннем брифинге Андреа Форнитщательно объяснял принцип работы полуактивной подвески DSS, которая – что уж тут скрывать! – сталаглавной причиной обновления модели. Фактически она представляетсобой адаптированную под мотоцикл технологию амортизаторовс активной регулировкой жесткостиCDC (Continuous Damping Control),запатентованную компанией Sachsеще в 1999 году. Принцип непрерывного демпфирования в нихреализуется за счет электронногоуправления работой пропорционального клапана, вмонтированногов поршень, чье проходное сечение«Мультистрада» оснащаетсяновейшей двухканальнойантиблокировочной системой тормозов Bosch 9ME,в которой предусмотренотри программы работы:– ABS1 (Enduro) – допускается блокировка заднегоколеса для уверенного торможения на бездорожье;– ABS2 (Sport) – максимально позднее срабатывание с возможностьюторможения «на ушах»и небольшим подъемомзаднего колеса;– ABS3 (Touring и Urban) –традиционный алгоритм,нацеленный на максимальную безопасность.может меняться в широких пределахза какие-то 10 миллисекунд: от полностью открытого (мягкое демпфирование) до максимально суженного (жесткое демпфирование). ДляMultistrada предусмотрено четыреалгоритма (Sport, Touring, Urbanи Enduro), которые можно переключать через традиционное для Ducatiбортовое меню. Отчасти их можнонастроить индивидуально, но компьютер все равно управляет сопротивлением клапанов по собственному усмотрению с учетом состояниядорожного полотна и характерадвижения (ускорения, торможения,маневрирования) на основе данных,полученных от четырех датчиков-декабрь 2012 moto-magazine.ru032-037 ducati 1200s.indd 353511/12/12 8:55 PM ТЕСТDUCATI MULTISTRADA 1200ГОЛОВНОЙСВЕТДВИГАТЕЛЬDUCATI SKYHOOKSUSPENSIONРаботой адаптивной подвески заведует блок управления ECU, который учитывает данные от четырехакселерометров, фиксирующих перемещение подрессоренных и неподрессоренных масс, датчикаположения ручки газа,а так же ABS. Для каждого изрежимов есть свои предустановки: от самых жестких(Sport) до самых мягких(Enduro), которые при желании можно подкорректировать (плюс-минус два «клика»). Но с учетом состояниядорожного полотна и характера движения (ускорения,торможения, маневрирования) он управляет сопротивлением клапанов по собственному усмотрению,используя весь диапазон.Скорость реакции системы – всего10 мс.Проверенная «двойка»Testastretta Evoluzione 11º DS,берущая начало с супербайковкомпании, претерпела ряд изменений, основной целью которых стало сглаживание характеристик. Так, форсункивпрыска установили под инымуглом, и теперь они направленыпрямо на тарелку впускногоклапана. Головы цилиндров обзавелись вторыми свечами,вследствие чего топливнаясмесь сгорает заметно эффективнее. А вот ради экологиии уменьшения потребления топлива пришлось потрудиться отдельно. С одной стороны, можно было пойти провереннымпутем и заставить мотор работать на обедненной смеси, нос другой – эта мера приводитФара получила нетолько новый дизайн, но и светодиодный ближнийсвет. Интереснаяособенность: привключении дальнего он продолжает работать.к повышенному содержаниюокислов азота (NOx) в отработавших газах, что по современным экологическим нормам неприемлемо. Поэтому выходнайден в системе, подающейчистый воздух в выпускнойканал. Итог – пятипроцентныйрост крутящего момента (124,5Нм против 118,7 Нм ранее) присохранении максимальноймощности на прежнем уровне.ЧЕТЫРЕ-МОТОЦИКЛА-В-ОДНОМЭтот принцип специалистыDucati реализовали с помощью четырех алгоритмов(Sport, Touring, Urbanи Enduro), на основе которыхменяется работа всех системмотоцикла: впрыска топлива, «электронного» газаRide-by-Wire, трекшн-контроля DTC и адаптивнойподвески DSS.БЕС ПВ ДЕТА Л РЯЧЕТСЯЯХ.НОВОЕ П ОТЛИЧИТЬОКОMULTIST ЛЕНИЕОТ ПРЕД RADAЫДМОЖНО УЩЕГОПРИ БЛИ ТОЛЬКОЖРАССМОТ АЙШЕМРЕНИИ.SPORTВ этом режиме двигательвыдает все свои 150 л.с.и остро реагирует на открытие дросселя. Естественно,в полном соответствии с назначением подвеска DSS зажимается по максимуму,трекшн DTC переходит насредний четвертый уровень,а ABS включается на наиболее свободный второй.TOURINGURBANВ распоряжении райдера те же150 сил, но характер отдачи заметно смягчается. Чтобы во время дальнего странствия оградить пилота от лишних тревоги обеспечить ему комфорт, DSSслегка ослабляет подвеску, DTCстановится строже и поднимается до пятого уровня, а ABS работает по классическому, наиболеебезопасному сценарию.Мотор выдает лишь 100 «лошадей». Исходя из городскихусловий, где дороги изобилуютлюками, бордюрами и прочими«внезапными» препятствиями,DSS распускает подвеску ещесильнее, DTC поднимает степень вмешательства до шестого уровня, а ABS остается безизменений.ENDUROМощность – те же 100 л.с.Дабы на бездорожье не вытрясло всю душу из пилота,полуактивная подвеска DSSстановится максимально мягкой. Электронные же помощники, наоборот, ослабляютсвое вмешательство: DTC переводится на второй уровень,а ABS – на первый (он допускает блокировку заднего колеса).акселерометров. А вот расположение одного из них, следящего заперемещениями переднего колеса,вызвало недоумение: пристроилиего прямо под крылом, в паре сантиметров от покрышки. Интересно, чтос ним будет, когда на колесо налипнет столько грязи, что оно и проворачиваться-то будет с трудом? Ведь«Мультистрада» – какой-никакой,а покоритель пространств, и подобный сценарий весьма реален…36moto-magazine.ru декабрь 2012032-037 ducati 1200s.indd 3611/12/12 8:55 PM DUCATI MULTISTRADA1200 S TOURINGданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2013Сухая масса, кг206Снаряженная масса, кг234Длина × ширина × высота, мм2200×985×1420–1480База, мм1530Высота по седлу, мм850Объем бензобака, л20Угол наклона рулевой колонки, град.Вылет, мм25110> ДВИГАТЕЛЬТипL2, 4ТГРМдесмодромный, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³1198,4Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 106,0×67,9Степень сжатия11,5:1Система питаниявпрыск Mitsubishi,овальный диффузор, 2 форсункина цилиндр, Ride-by-WireМощность, л.с. при об/мин150/9250Крутящий момент, Нм при об/мин124,5/7500Система охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартер> ТРАНСМИССИЯСцеплениемногодисковое,проскальзывающее, в масляной ваннеКоробка передач6-ступенчатаяГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамапространственная трубчатая, стальнаяПередняя подвеска телескопическая вилка SachsCDCi, перевернутого типа,полностью регулируемая, электронныерегулировки гидравлики DSSДиаметр труб, мм48Ход колеса, мм170Задняя подвескамаятниковая с моноамортизатором Sachs CDCi,полностью регулируемая, электронныерегулировки гидравлики и преднатяга DSSХод колеса, ммТормозная система170комбинированная,гидравлическая, ABSПередний тормоздва диска, ෘ320 мм,4-поршневые радиальные скобы BremboЗадний тормоздиск, ෘ245 мм,2-поршневая скобаКолесалитые, алюм. сплавПередняя шина120/70–17Задняя шина190/55–17Сей факт Форни тут же поспешилсмягчить: «Уж если такое произойдет, подвеска перейдет в аварийное, максимально жесткое состояние и будет функционировать какобычная, аналоговая».Впрочем, даже в исправном состоянии она преподнесла сюрприз.При торможении «в дым» передодним из виражей в режиме Touringвилка стала привычно сжиматьсяи в какой-то момент застопорилась,«запертая» электроникой.Останься она такой на всемпротяжении поворота, поведение мотоцикла не преподнесло бы сюрпризов. Однакопрямо у апекса, когда пришловремя открыть газ, она внезапнораспустилась и выстрелила, вынудив расширить траекторию на выходе. Неприятно.Но стоило сменить стиль ездыс резкого «проспортивного» наплавный «туристический» – снизитьтемп и перестать свешиваться, какпроблема решилась сама. И тогдапришло понимание: да, электронноечудо действительно работает! На неслишком ровных испанских дорогах,вне зависимости от выбранного режима, «мульт» – мягкий и комфортный. Словно он и впрямь подвешенза крюк к небесам*. Случись «закрыться» в глубоком наклоне, чтобывает и у асов, – Ducati даже видане покажет. А прежняя строптивостьобъяснилась просто: оказалось, чтовсе мои перемещения из стороныв сторону фиксировались датчикамиDSS, а блок управления воспринимал данную ситуацию как нештатную и пытался с ней справиться.Желание клиента – закон? В случаес Ducati Multistrada 1200 S так онои есть: смена поколений привнеслав мотоцикл больше туристическихчерт. А то, что он все меньшеи меньше подходит для офф-роуда,закономерно. Много ли вы виделибольших туристических эндуроНовейшего времени вне асфальта?Нет? Я – тоже.Жаль, что «базовую» Multistradaитальянцы в Бильбао не привезли.Было бы любопытно узнать сразутам, на месте, как едет такой мотоцикл с обычной вилкой Marzocchiи амортизатором Sachs безо всякойэлектроники.Но, возвращаясь к изначальномуразговору: знаете, синьор Форни…Применение столь продвинутыхсистем, несомненно, – огромныйшаг, нет, скачок в технологиях мотоциклетныхподвесок. Система, которая адаптируетсяпод любыедорожные условия, стоит многого(в прямом и переносном смыслах).И главное – она эффективна. Уверен, совсем скоро мы встретим ееи на «топовом» спортбайке 1199Panigale. Но я пойму и тех, ктопредпочтет кибернетическому мозгу старую проверенную механику,потому что стабильная честностьхарактера для них намного важнеесиюминутной изменчивости.Тест организованкомпанией «Русмотоимпорт».Экипировка REV’IT! на тестпредоставлена магазином «ПРОМото», шлем AGV GP-Tech –компанией «Фудзимоторс».* Skyhook в переводе с английского –«небесный крюк».декабрь 2012 moto-magazine.ru032-037 ducati 1200s.indd 373711/12/12 8:56 PM