64
65
66
67
68
автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТДОГОНЯЯ ЕВРОПУМИХАИЛ ПОЧУКАЕВСЛикинский автобусный завод продемонстрировал новый ЛиАЗ-5292, отвечающий экологическому стандарту EEVовременные автобусы становятся все более дружелюбными по отношению к окружающей среде. Правда, новые экологичные модели разрабатываются не по доброй воле производителя, а в связи с ужесточением экологических стандартов. Сейчас в России официально действуют нормы Евро-3, тем не менее ЛиАЗ разрабатывает автобус, отвечающий экологическому стандарту EEV, который даже в Европе не является обязательным. Ходят слухи, что EEV – это прототип норм Евро-6, на деле это не совсем так. Методика EEV предполагает более жесткие условия испытаний двигателей, чем правила ЕЭК ООН, по которым испытывают на соответствие Евро. Это значит, что теоретически двигатель, заточенный под EEV, может не отвечать Евро-6, и наоборот. Однако в нормы Евро-5 стандарт EEV впишется однозначно, причем с большим запасом. Зачем же ликинские инженеры напрягали извилины, а акционеры выкладываликругленькую сумму на разработку и производство автобуса, ведь подобные нормы придут к нам не скоро? Попытаемся разобраться. Прохладным осенним утром яркооранжевый автобус ждал нас у себя на родине, то есть на заводе в ЛикиноДулево, куда прибыл прямиком с сочинской выставки. Это был не первый его показ, он красовался и в Нижнем на Busworld-Russia, и в Москве на выставке ЭкспоСитиТранс, и потом еще в Коломне на фестивале «Мир автобусов». И, надо заметить, вниманием нигде не был обделен. Впрочем, вполне заслуженно: помимо столь «зеленого»64РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011 ЛИАЗ-5292Технические характеристики11 990х2500х3140 5960 105 (20+2 инв. коляски) Пассажировместимость, чел. или 90 (30+2 инв. коляски) MAN E 0836 LOH 01 Двигатель рядный, 6 цилиндров Двигатель, рабочий объем, л 6,771 Мощность, л. с. при об/мин 280 при 2200 Крутящий момент, 1000 при 900-1900 Н.м при об/мин Максимальная 85 скорость, км/ч Коробка передач ZF Ecolife 6АР1200В Диапазон передаточных 0,83-6,75 чисел коробки передач Ведущий мост ZF AV-132/87/6,5 подвеска пневматическая, зависимая, Ходовая часть тормозные механизмы дисковые, пневмопривод оснащен ABS Высота пола, мм 360 Высота потолка в салоне, мм 2300 Объем газовых 0,83-6,75 баллонов, нм3 9,0 или 7,2 Объем багажных отсеков, м3 при наличии спального места водителя Цена, руб. 6 500 000 Длина/ширина/высота, мм Колесная база, ммВсе машины – от городской низкопольной гармошки до школьного автобуса – собираются на одной площадкеНа агрегатном участке автобус обзаводится дизелем и другими узламиУстанавливаемые компоненты располагаются вдоль сборочной линиисилового агрегата ЛиАЗ-5292 претерпел наружный рестайлинг и получил новое оформление салона. Как удалось выяснить у лиазовцев, показать-то они хотели именно новый салон, а двигатель EEV – это скорее демонстрация возможностей и ближайшая перспектива. Ну раз так, то с салона и начнем знакомство с машиной.Не без изъяновЕсли человек уже ездил на низкопольных ЛиАЗах, то он, вероятно, запомнил их скромные салоны в сереньких тонах. Интерьер же выставочной машины выглядит солидно и современно, почти по-европейски. Почему почти? Да потому что в Европе не показывают автобусов с двадцатью посадочными местами, тем более если есть очевидная возможность поставить еще четыре кресла на передние колесные арки. А аргументы заводчан в пользуПеред посадкой в автобус инвалиду необходимо подать сигнал водителювозможности установки автоматизированной системы контроля проезда (АСКП), прямо скажем, неубедительны. Ведь автобус-то выставочный, а не построенный по заказу Мосгортранса. Явный просчет с компоновкой салона компенсируется качеством его отделки. Интерьер ЛиАЗа на удивление похож на салон еще одного представителя экологичной диаспоры – автобуса ТролЗа-5250 (кстати, у ТролЗы силовая установка отвечает только Евро-5). В оформлении ТролЗа также преобладает пластик светлых тонов, на потолке две световых линии освещения, а дугообразные вертикальные поручни имеют одинаковое реечное крепление. Одинаковы даже сиденья Pilot и загогулина самого последнего вертикального поручня с левой стороны. Модернизацию салона на ЛиАЗе решили поручить сторонней фирме, специализирующейся на заказах подобного рода. В конечном итоге выбор пал на челнинскую фирму «Кора», известную своим тесным сотрудничеством с «КАМАЗом» в области дизайна грузовиков и автобусов. Это «Кора» предложила оформить интерьер в таких тонах и широко использовать гладкий кремовый пластик. Причем, как выяснилось, показанный вариант не окончательный: в будущем на всех вертикаль-Информационная система автобуса предусматривает полный набор ЭМУФЕВРАЛЬ 2011 РЕЙС 65 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТСзади отличить газовую версию от дизельной будет проблематичноОтечественные перевозчики уже отвыкли от автобусов с искровыми двигателями. И вот они возвращаются, только теперь вместо бензина питаются метаномГазовый MAN не только экологичен, но и унифицирован с дизелямиСистема пожаротушения должна снизить градус недоверия к машинеГазовый заправочный узел с манометром вместо крышки топливного баканых поверхностях планируется грабиоловое покрытие заменить пластиком. В том числе и на колесных арках. Авторами идеи крайних задних сидений, интегрированных в пластиковую обшивку, также являются челнинцы. Оригинально, но практический смыслК производительности печек нет претензий, но слишком уж они большиеВдоль окон сверху расположены воздуховоды принудительной вентиляции66 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011этого решения установить не удалось. В автобусе произошли и другие, не заметные на первый взгляд изменения, которые, между тем, могут оказаться не менее важными. В первую очередь, это стеклопакеты на окнах. Теперь они входят в базовую комплектацию низкопольных ЛиАЗов, а не устанавливаются по заказу. Давно пора, ведь ни для кого не секрет, что на большей части территории России морозы за 250 С – обычное дело. Комфортнее должны стать и летние поездки на ЛиАЗе: вдобавок к форточкам автобус снабдили принудительной вентиляцией, а также поставили электропривод вентиляционных люков. Вот только расположение кнопок управления люками довольно спорное – их бы поближе к самим люкам перенести. А вот кондиционера на ЛиАЗе нет, хотя его предлагают как опцию. Причем готовы поставить даже на газовый автобус – на крышу рядом с баллонами. Это будет новый компактный Citysphere от Webasto. А вот наружные изменения уж точно не станут базовыми. На выставочном ЛиАЗе изменили фары, лобовое стекло и двери. В переднюю маску вмонтировали галогенныеосветительные приборы Hella, а лобовое стекло теперь панорамное. Не забыли и про двери – они финские, прислонно-сдвижные (кроме передней). Безусловно, смотрятся красиво, но фары ощутимо дороже жигулевских, панорамное стекло неНа этом автобусе аппарель ручная, но на заказ поставят электропривод ЛИАЗ-5292В этом оранжевом автобусе трудно узнать потомка ЛиАЗ-677 – настолько велика разница между поколениями. Надстройка на крыше выдает самую прогрессивную и экологичную газовую версиюНа большой накопительной площадке помещаются два инвалидных креслаЕсли пассажиров немного, можно воспользоваться откидными сиденьямиИнтересное исполнение задних сидений – идея дизайнеров фирмы «Кора»практично: менять половинки и легче, и дешевле. Да и дорогущие двери, к тому же стальные, никто не спешит менять на дешевые алюминиевые. Хотя тепловые заслоны возможны только с конструкцией финского производства.С новым сердцемНа заводе не отрицают, что этот оранжевый автобус не первый 5292 с такой силовой установкой. Первый был построен в Германии при участии фирм EDAG Engineering и IVM Automative. Там же он проходил испытания без пассажиров. Собственно, в России этой модификации тоже предстоит пройти ряд тестов, прежде чем она будет допущена к перевозке людей. Двигатель на автобусе стоит газовый, потребляет компримированный природный газ, сокращенно КПГ (он же метан). В общем-то газовые ЛиАЗы не являются диковинкой, в том числе и модель 5292. Но раньше это были машины с агрегатами Cummins, а на новой версии впервые поставили газовый агрегат производства MAN. Двигатель MAN E 0836 LOH 01 развивает 280 лошадей при 2200 оборотах, он во многом унифицирован с дизелем D 0836. Это не случайно, ведь подавляющее большинство низкопольных ЛиАЗов оборудовано именно мановскими дизелями. Из-за сложной системы питания двигателя MAN E 0836 LOH 01 у завода «ЛиАЗ» нет права устанавливатьна автобусы оборудование, работающее под высоким давлением. Поэтому этим занимается фирма-партнер ООО «ДВС-Эко» в том же цеху, где происходит установка электрооборудования на троллейбусы. Там на крышуВ полу имеются смотровые отверстия – сиденья крепятся к боковинам кузоваСтальные колесные арки в будущем будут заменены пластиковымиСистема видеонаблюдения должна повысить безопасность перевозокФЕВРАЛЬ 2011 РЕЙС 67 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТМнениеИГОРЬ ВОРОБЬЕВ директор по развитию ООО «Ликинский автобусный завод» – ЛиАЗ-5292 EEV это новая разработка Ликинского автобусного завода, первый образец которой был представлен в рамках выставки Busworld-2010 в г. Нижний Новгород. На сегодня это самый экологичный автобус в России, аналогичный проходил ходовые испытания в Германии. ЛиАЗ-5292 EEV отличает высокий экологический стандарт, соответствующий параметрам Eвро-6, обновленный экстерьер и интерьер машины. Автобус агрегатируется газовым двигателем MAN, коробкой последнего поколения ZF Ecolife и мостами ZF . Другое дело салон, который мы будем делать серийно cо второго полугодия следующего года. В будущем мы планируем применить больше пластика в отделке, так как это добавит эстетики салону и сделает его более светлым и комфортным для пассажиров. Завод будет ставить стеклопакеты по всему периметру остекления автобуса. Мы уже ставим на московской партии сочлененных низкопольников ЛиАЗ-6213. В опции будут доступны электроприводы потолочных люков и аппарели для въезда инвалидной коляски. Больше пластика мы планируем применять и в обшивке кузова. Сейчас на ЛиАЗах из пластика сделаны передняя и задняя маски. А со следующего года планируем устанавливать пластиковую крышу. Автобусы также получат новую приборную панель, светооптику, новые комфортные сиденья, а также ряд других новшеств, которые позволят сделать автобусы комфортными и удобными для наших потребителей. Однако останавливаться на достигнутом мы не собираемся и будем развиваться дальше. Ликинский автобусный завод готов выпускать автобусы ЛиАЗ-5292 EEV уже со второго полугодия следующего года, основными потребителями данных машин станут Москва и Санкт-Петербург, а также мы рассчитываем выйти с этой машиной на европейский рынок.Рабочее место водителя пока еще не дотягивает до европейского уровня, хотя по российским меркам его можно считать образцом комфортабельностиНесмотря на тесное сотрудничество с MAN, руль ставят от МерседесаКартинка с видеокамер системы наблюдения перед глазами водителяустанавливают баллоны орского производства общим объемом 217 нм3 (нормальных кубометров, не путать с модным «нано»). Остальной газовый обвес родом из Италии, производства фирмы Emer. Причем, по отзывам эксплуатационников, отечественные газовые редукторы «Сага» надежнее и менее требовательны к качеству газа, но из-за сложных отношений фирм «Сага» и «ДВС-Эко» их установка наКоробка передач – одно из главных достоинств машиныЛиАЗы прекращена. Что ж, желания перевозчиков не всегда совпадают с возможностями производителя. Помимо выдающихся экологических показателей новый ЛиАЗ должен обладать и неплохой экономичностью. Обеспечить ее призвана коробкаавтомат нового поколения ZF Ecolife 6AP1200B. Эту серию коробок разрабатывали под самые современные экологичные двигатели. Лиазовцы считают, что, по сравнению с версией Cummins+Allison, новая модификация обеспечит снижение расхода КПГ на 5 нм3 с каждой сотни километров. Серьезный аргумент в пользу немецкого силового агрегата. Вот только рекламные проспекты ZF Ecolife гласят, что оная коробка должна соединяться с другими системами автобуса посредством CAN-шины, а ее-то в ЛиАЗе нет. Что это означает? Лишь то, что либо потенциал коробки используется не на 100%, либо автобус напичкан набором датчиков, работающих специально на коробку (см «Рейс» №10-2010 г. АКП). И то, и другое плохо, потому пора внедрять современную проводку. Остается только порадоваться увеличенному до 700 тыс. км ресурсу новых АКПП.ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАСудя по подписям кнопок, это пульт управления системой книлинга68 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011Современный автобус просто нельзя представить без бортового компьютера