54
55
56
57
58
59
60
61
62
автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»FREIGHTLINERСедельные тягачи Freightliner, за редким исключением, попадают в нашу страну подержанными – огромный ресурс этих машин позволяет им прожить у нас вторую жизнь, не обременяя владельца чрезмерными расходамимериканских грузовиков у нас существенно меньше, чем европейских, тем не менее на дорогах их немало, и большинство – именно тяжелые магистральные тягачи. Простая и надежная конструкция, дешевизна в эксплуатации плюс полноценная жилая комната в кабине – вот главные стимулы покупателей заокеанских машин капотной компоновки. Не менее важно наличиеАу большинства «американцев» двух ведущих мостов – для наших дорог и сурового климата большей части территории России тягачи колесной формулой 6х4 оптимальны, ведь обледенелые подъемы противопоказаны двухосным тягачам. Кстати, пара тонн прочного металла перед кабиной как лучшее средство пассивной безопасности – тоже весомый довод «за». Хотя надо понимать, что если везешьне паллеты с йогуртами, а нечто жесткое, например, строевой лес, или тем более турбину для ГЭС, то независимо от длины капота лобовые столкновения в любом случае противопоказаны, ведь давить вас будет собственный груз. Есть и еще одна специфическая особенность заокеанских магистральных тягачей, ценная на российских просторах, – неограниченная трансмиссией максимальная скорость. Если у «европейцев» передаточные числа подобраны в расчете на крейсерские 90 км/ч на высшей передаче, то «американцу» позволено реализовать всю мощь своего мотора. Электронный ограничитель может быть установленПарк грузовиков Freightliner по России (2010 год - до октября), данные аналитического агентства «Автостат»Всего 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 <1987 н.д. Россия 19738 96 5 12 19 581 2931 5276 2986 935 2181 3155 836 213 163 137 47 56 23 23 28 16 9 12 16 63Примеры предложений тягачей Freightliner*Год выпуска 2007 2007 2008 2007 2007 Модель Columbia CL120 Columbia CL120 Century CST120 Century CST120 Columbia CL120 Марка и объем двигателя, л Detroit Diesel 14,0 Detroit Diesel 14,0 Detroit Diesel 14,0 Detroit Diesel 14,0 Caterpillar 13,0Заявленный пробег, миль 353 550 624 000 без пробега 619 000 471 345 Цена, $ 47 000 40 000 58 000 40 000 35 000Примеры предложений тягачей Freightliner*Год выпуска Модель Марка и объем двигателя, л Detroit Diesel 12,7 Detroit Diesel 12,7 Cummins, 15,0 Detroit Diesel 14,0 Detroit Diesel 14,0 Detroit Diesel 14,0Заявленный пробег, км Цена, руб.* пригодных к ввозу в Россию, на вторичном рынке США2001 Columbia 2002 Century 2003 Columbia 2004 Century 2006 Century 2007 Columbia * на вторичном рынке России1 000 000 700 000 890 000 300 000 1 200 000 250 000620 000 550 000 975 000 950 000 1 000 000 2 500 00054РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011 FREIGHTLINERИногда на русских просторах встречаются «американцы» 1980-х годовОтделанный хромированной сталью и дополнительно «затюненный» Freightliner Classic в Америке держат дальнобойщики-одиночки, в России таких почти нетFreightliner с «обрубленной» кабиной Day Cab в России никому не нуженРаскосые фары – внешняя особенность тягачей Freightliner Columbia......а более распространенный в России Century – с четырьмя круглымина 130 км/ч, а если его нет, то 600-сильный мотор потащит груженый автопоезд еще быстрее. Если же выбирать среди американских, то марка Freightliner – самая у нас популярная. Невысокие цены, прочное шасси и запчасти «на каждом углу» – таким сочетанием достоинств тягачи конкурентов похвастаться не могут. География распростанения тягачей Freightliner в России достаточно широка (см. таблицу данных аналитического агентства «Автостат»), причем, в отличие от машин европейских фирм, «американцев» полно в Дальневосточном федеральном округе – естественно, туда они попадают не через АтлантиВсего 2010 2009 2008 2007 2006 2005 СЗФО 6 1 7 1 69 2474 9 ЦФО 4274 0 0 0 1 5 142 СКФО 736 0 0 0 2 2 37 ЮФО 2351 0 0 0 1 2 87 ПФО 3626 0 0 2 1 2 111 УФО 1555 0 0 1 0 1 38 СФО 2999 0 0 0 0 0 45 ДФО 1723 0 0 1 0 6 52ку, а через Тихий океан. В 2000-х годах ввоз подержанных американских грузовиков в Россию был поставлен на поток, и сегодня тысячи этих машин представлены у нас на вторичном рынке. В нашей стране наиболее актуальны модели Century и Columbia – «рабочие лошадки», но, возможно, кто-то закажет себе престижный Coronado, который в Америке покупают в основном желающие покрасоваться дальнобойщики-одиночки. Хромированный монстр Freightliner Classic, на котором положено ездить непременно в ковбойских сапогах и с таким же хромированным «Кольтом» на поясе, тоже трудно встретитьв России. Он дорог и для работы менее удобен: база, как правило, чрезмерно велика, что резко ограничивает маневренность, а высоченный длиннющий капот обеспечивает обзорность чуть лучше, чем в танке.МодификацииСемейство магистральных тягачей Century/Columbia фирма Freightliner выпускает с 1995 года, регулярно обновляя конструкцию и меняя гамму двигателей при введении новых экологических норм. Обе модели технически идентичны, сделаны на одной и той же агрегатной базе и отличаются в основномПарк грузовиков Freightliner по округам (по данным аналитического агентства «Автостат»)2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 <1987 н.д. 376 609 344 69 176 30 87 145 91 190 147 202 473 59 204 420 162 361 300 592 597 87 282 575 216 551 255 117 129 37 84 141 84 153 91 19 29 8 20 25 20 42 50 11 12 3 16 16 4 19 82 11 10 6 6 7 1 5 91 4 9 2 8 2 0 7 15 7 6 2 2 1 1 6 31 2 1 0 0 1 1 2 16 1 2 0 2 0 2 1 15 0 2 0 2 1 8 2 13 1 8 2 1 0 1 0 3 1 1 0 3 1 0 0 3 3 0 0 0 0 0 2 7 9 1 3 1 1 0 0 1 3 10 0 2 1 0 42 5724 1226 710 188 382 178 761 90 398517 1071 585 220 347 177 460 704 267 244 520 95ФЕВРАЛЬ 2011РЕЙС55 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКFreightliner Claccic, как правило, выпускают в максимально длиннобазном исполнении – такие машины весьма неудобны при маневрировании в теснотеОсобенность тягачей капотной компоновки – низкая посадка в кабинеКомфорт в кабине «американца» – как в отеле: ширина кроватей 0,9 м......и, кроме того, есть место бытовой технике – телевизору, СВЧ-печке и пр.Между сиденьями – абсолютно ровный пол, ведь двигателя под ним нетдизайном кабины и светотехникой – на Century четырехфарная система, а Columbia щеголяет раскосыми блокфарами. Кроме того, кабину Century комплектуют электронным дисплеем, на который выводятся данные о расходе топлива. Большинство тягачей Freightliner, попавших в Россию, собраны в США, и их VIN-номер начинается на 1FU, а на позиции 11 стоит буква L, указывающая на сборочный завод в Кливленде (штат Северная Каролина). Если в начале номера код 2FU – значит, машина канадской сборкис завода в Сент-Томасе, штат Онтарио. Почему-то считается, что канадский «Фред» лучше приспособлен к русской зиме, однако по опыту дилеров, завозивших тягачи из Америки, никакого «северного исполнения» не существует – комплектация дополнительными отопителями, утеплителями и пр. зависит исключительно от пожеланий первого покупателя. В обозначении модели, например, C12042ST, буквой С зашифровано ее название – в данном случае Century (CL означает Columbia, FLD – Classic,Место под кроватью не пропадает зря – там водители держат личные вещи56 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011Нет проблем с размещением компьютера и небольшого холодильникаа CC – Coronado), три последующие цифры (120) – это так называемый параметр BBC (расстояние от передней кромки бампера до задней стенки кабины) в дюймах, определяющий длину капота. Следующие две цифры (64) – длина спального отсека в дюймах, и, наконец, буквы ST, то есть Severe Duty (букв. «суровая служба»), указывают на предназначение модели. Впрочем, под тяжелой работой фирма подразумевает не обязательно лесозаготовки на Аляске, а вообще любые дальние рейсы, когда машина может работать круглосуточно. Поэтому практически у каждого седельного тягача Freightliner есть ST в маркировке. Параметров BBC для моделей Century и Columbia бывает всего два: 112 и 120, короткий капот прикрывает менее мощные двигатели, а версии с крупнокубатурными аргегатами идут в «стодвадцатом» исполнении. Основа конструкции тягачей Freightliner – легкая и прочная лонжеронная рама из легированной стали. Седло бывает жестко зафиксирован- FREIGHTLINERПри движении стакан с чаем на столе лучше не оставлять, зато на стоянке...1 23 41. 2. 3. 4.Кабина Кабина Кабина КабинаRased Roof Day Cab Mid-Roof XT Mid-Roofным или передвижным – для корректировки длины автопоезда или развесовки по осям. Кабина не сварена из стального листа, как на «европейцах», а собрана из дюралюминиевых панелей на заклепках, ее каркас может быть стальной или алюминиевый. Откидывающийся вперед капот – пластиковый. Такие решения обеспечивают весьма скромную собственную массу тягача. Например, самая легкая модификация Century весит всего 6,2 т, что для европейского трехосника 6х4 – из области фантастики. В зависимости от пожеланий первого покупателя кабина может быть разной длины и высоты (см. рисунок). Но, учитывая, что «американцев» у нас любят именно за простор «жилплощади», встретить на дороге «Фреда» с кабиной Day Cab практически невозможно. Зато полно самых больших Rased-Roof. Но даже в заурядной Mid-Roof можно стоять в полный рост и держать комплект бытовой техники, включая холодильник. А ровный пол этой «комнаты» наводит на мысль покрыть его паркетом.Все двигатели, применяющиеся на тяжелых грузовиках Freightliner, – рядные 6-цилиндровые, с турбонаддувом, интеркулером и четырьмя клапанами на цилиндр. В соответствии с пожеланиями заказчиков фирма ставит моторы четырех марок: Detroit Diesel, Cummins, Caterpillar и Mercedes-Benz. Последний пошел на «Фред» сравнительно недавно – с 2003 года, это 12-литровый агрегат модели DDCS55 бразильской сборки, развивающий 300-365 л. с. На приходивших к нам из Америки подержанных машинах онвстречается редко, а у новых владельцев будут проблемы с ремонтом – такой мотор обычно не берутся обслуживать спецы ни по «мерседесам», ни по «американцам». Самый распространенный мотор – Detroit Diesel 60-й серии, выпускающийся в двух вариантах рабочего объема: 12,7 и 14 л. Настройки мощности и крутящего момента (см. таблицы) заданы программой блока управления – первый покупатель выберет нужные ему параметры при заказе машины, а последующие владельцыЕсть любители оборудовать кабину кухонным столом с посудой......и даже газовой плитой с вытяжкой. Чтобы не пользоваться общепитомФЕВРАЛЬ 2011 РЕЙС 57 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКПЦены узлов б/у *Позиция Двигатель в сборе Головка блока в сборе Коробка передач механическая в сборе Редуктор ведущего моста Ведущий мост в сборе Рулевой механизм в сборе Стартер Турбокомпрессор двигателя в сборе Генератор Фара в сборе Диск колеса Капот Freightliner Кабина в сборе Кабина в металле Блок радиаторов Рессора Вал коленчатый двигателя Блок двигателя Дверь кабины * для тягачей FreightlinerЦена с НДС, рублей 200 000 30 000 90 000 60 000 80 000 20 000 6000 15 000 4000 7000 1000 10 000 120 000 85 000 35 000 7000 35 000 48 000 9000Моторы фирмы Detroit Diesel (их фирменный цвет – зеленый) чаще всего встречаются на тягачах Feightliner. У нас их ценят за легкий пуск на морозеОсобенность двигателей Cummins – два распредвала в головке блокаВ приливе картера среднего моста – межосевой дифференциалДиски сцепления – крестообразные с металлокерамическими накладкамимогут изменить их по своему усмотрению, обратившись на сервис. Принцип тут один: больше тяги – выше расход топлива. Конструктивно схожие с DD моторы от Cummins и Caterpillar также выпускают в широком диапазоне мощности и момента (см. таблицы) – отличия в мелочах, почти не влияющих на ресурс. Так, поршни могут быть монолитные алюминиевые либо составные стале-алюминиевые, распредвал либо в блоке, либо в головке, а его шестеренный привод либо со стороны носка коленвала, либо со стороны маховика. Долговечность же больше зависит от аккуратности предыдущих владельцев машины. КапитальныйХарактеристики двигателей*Крутящий момент, Н.м Мощность, л. с. (об/мин) (об/мин) 450 (2100) 2237 (1350) 525 (1800-2100) 2441 (1350) 550 (1800-2100) 2373 (1350) 575 (1800-2100) 2373 (1350) 600 (1800-2100) 2576 (1350) 630 (1800-2100) 2576 (1350) 550 (2300) 2373 (1350) 600 (2300) 2576 (1350) 665 (2300) 2576 (13500 * Detroit Diesel Series 60 объемом 14,0 лремонт двигателя на «американцах» – весьма редкая работа для специализированного автосервиса: на большинстве тягачей Freightliner, колесящих по нашим дорогам, внутрь мотора никто никогда не лазил. Производители двигателей большой американской тройки заявляют ресурс агрегатов до двух миллионов км, и в это можно верить, учитывая, что первые полмиллиона машина стоит на официальной заводской гарантии. Что касается навесного оборудования, то ремонт турбины, топливной аппаратуры – обычное дело на попавшем в Россию грузовике. Для наших перевозчиков важнее то, что все три фирмы до самого последнегоХарактеристики двигателей*Мощность, л. с. (об/мин) 375 (1800-2100)Крутящий момент, Н.м (об/мин) 1831 (1350) 1898 (1350) 2000 (1350) 2102 (1350) 2102 (1350) 2102 (1350)400 (1800-2100) 425 (1800-2100) 450 (1800-2100) 475 (1800-2100) 500 (1800-2100)500 (2100-2300) 2237 (1350) * Detroit Diesel Series 60 объемом 12,7 лвремени обходились без систем впрыска мочевины – даже на машинах, выпускаемых с 2007 по 2010 годы, то есть соответствовавших американским требованиям EPA 2007 (более строгим, чем Евро-4), нейтрализация вредных веществ в выхлопе достигалась сжиганием NO при рециркуляции отработавших газов с последующей фильтрацией образующихся твердых частиц углерода. И лишь после введения EPA 2010 (более строгих, чем Евро-5) фирмы Detroit Diesel и Cummins были вынуждены перейти на мочевину, а Caterpillar – вообще прекратить поставки моторов на сборку магистральных тягачей для внутриамериканского рынка. Сцепление – сухое двухдисковое, привод механический. Никаких усилителей нет, педаль очень тугая – размыкать муфту, передающую чудовищные две тысячи ньютон-метров, приходится силой собственной ноги. Что быстро надоедает в пробке. Поэтому регулярные доставки груза прямо в центр мегаполиса, например, Москвы, на «Фреде» противопоказаны.58РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011 FREIGHTLINERМнениеАЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ менеджер по продажам ООО «Гудвил Холдинг», Санкт-Петербург – В России пик продаж тягачей Freightliner пришелся на 2006-2008 годы, наша компания тогда приобретала их у обновлявших парки американских перевозчиков большими партиями – порой по сотне машин. Спрос на такие 3-5-летние тягачи, не выработавшие и половины своего ресурса и существенно более доступные, чем европейские в сходном состоянии, был отличный: мы продавали до 120 машин в месяц. Сегодня импорт подержанных американских грузовиков значительно снизился, отчасти из-за введения новых таможенных пошлин на тягачи старше 3-х лет, которые и в США не дешевы, а у нас сопоставимы по цене с европейскими тягачами колесной формулой 4х2. Машина не старше 3-х лет с учетом пошлин и расходов на доставку обойдется в 2,5-3 млн рублей, то есть как европейская того же возраста, но двухосная. Цена американского тягача колесной формулой 6х4 будет в любом случае ниже, чем равного по возрасту трехосного европейского. Если нужна машина подешевле, например, за 1,5 миллиона рублей, – можно купить американский тягач, уже поработавший на дорогах России. Имея пробег около миллиона километров, он, при бережном отношении, может пройти до капремонта еще столько же. Особой долговечностью славятся двигатели Caterpillar – многие ищут американский грузовик именно с таким мотором. Действительно, Cat обычно служит дольше, чем примерно равные по ресурсу двигатели Detroit Diesel и Cummins. Однако он и гораздо дороже в ремонте – из-за высоких цен на запчасти и отсутствия заводских ремкомплектов. Что, в свою очередь, влияет на срок простоя машины. Например, если вышел из строя турбокомпрессор, придется заказывать узел в Америке. Ведь «замораживать» на складе сервисного центра 150 000-170 000 рублей на случай приезда редкого клиента нерационально. А ждать деталь – от одного до трех месяцев. Самый же распространенный мотор – Detroit Diesel, соответственно, и с запчастями к нему гораздо проще. Кроме того, этот двигатель конструктивно больше приспособлен к работе в нашем климате – его легче провернуть стартером на морозе. Из других основных агрегатов, которые на грузовиках Freightliner могут быть от разных фирм, имеет смысл предпочесть мосты Meritor (считается, что они надежнее, чем Dana Spicer) и трансмиссию Eaton Fuller – именно этими коробками передач оборудовано большинство американских грузовиков в России.Под пластиковой крышкой за кабиной – четыре аккумуляторные батареиИзредка мотор «американца» приходится перебирать из-за поломки...Дифференциал редуктора размолотило под замену, но миллион км он прошел...в данном случае на двигателе Cummins «полетел» поршневой палецВ противном случае водитель рискует испортить себе фигуру асимметрией, ведь накачанная на зависть бодибилдерам четырехглавая мышца левого бедра будет смотреться нелепо на фоне тощего, как спичка, правого… Коробки передач на завезенных в Россию тягачах Freightliner – чаще всего механические: наши перевозчики обычно не верят в надежность автоматизированных, а тем более гидромеханических. Тем не менее вероятность предложения машины с «роботом» Smart Shift или полноценным «автоматом» от фирмы Allison существует. Тут уж решайте – а оно вам надо? Учитывая, что простая, как валенок, «механика», поставляемая фирмами Arvin Meritor (под брендом Rockwell) и Eaton (под торговой маркой Fuller), переживет не только мотор, но и смену третьего владельца машины на четвертого. Конструктивно эти 9-, 15-ступенчатые (а чаще «десятиступки» с двухступенчатым синхронизированным демультипликатором) агрегаты близки к тем, что ставили на грузовики еще полвека назад, – эволюция касалась, как правило, повышения проч-ности и надежности. В основном блоке синхронизаторов нет – просто муфты с торцевыми кулачками. Благо, узкий рабочий диапазон оборотов двигателя и дополнительный фрикционный тормоз первичного вала позволяют быстро выровнять угловые скорости сопрягаемых деталей и переключать передачи без выжима сцепления. Другое достоинство этих агрегатов – так называемая прямая кулиса. То есть рычаг переключения, входя прямо в корпус КП, вторым своим плечом двигает непосредственно штоки вилок – в общем, классика, в которой люфтить и изнашиваться нечему. Изредка попадаются машиныХарактеристики двигателей*Модель С 12 С13 С 15 Рабочий Мощность, л. с. объем, л (об/мин) 12 12,5 15 345 (1600) – 450 (1700) 335 (1600) – 410 (1600) 435 (1500-900) – 550 (1400-100)Крутящий момент, Н.м (об/мин) 1700-2100 (1200) 1966-2102 (1200) 2102-2509 (1200)Характеристики двигателей*Модель Рабочий Мощность, объем, л л. с. (об/мин) 14 330 (2100) – 525 (1800) 437 (1500) – 600 (1800)Крутящий момент, Н.м (об/мин) 1350-1850 (1200) 2237-2508 (1200)N14ISX1515* Caterpillar тягачей Freightliner* Cummins тягачей FreightlinerФЕВРАЛЬ 2011РЕЙС59 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКПодвеска на полурессорах гораздо проще и надежнее, чем на балансирах, хотя количество деталей удвоеноОт межосевого дифференциала на главную пару среднего моста крутящий момент передается через три шестерниПродажу машины порой подгадывают к замене резины и ездят «до упора»......еще хуже, если шина с глубокой трещиной на боковине: вдруг рванет?Черная пустота внутри барабана: значит, колодки сняли за ненадобностьюс опционными ретардерами. Ведущие мосты здесь без балансиров – у каждого индивидуальная подвеска на полурессорах, опирающихся свободным задним концом на пневмобаллоны. Второй мост – проходной, крутящий момент от него подается через задний карданный вал на третий мост, а гитарой из трех шестерен – на собственный гипоидный редуктор. Мосты – от тех же Arvin Meritor и Eaton, и еще от Dana Corporation, поставляющей узлы под маркой Spicer. Передняя подвеска – на малолистовых рессорах, здесь все как у всех. А вот тормоза на «фредах» даже многоопытные сервисмены ви-дели только барабанные. Что, опятьтаки, диктуют первые покупатели, среди которых заказчиков дисковых механизмов, видимо, вообще нет.Где купитьВ отличие от европейских грузовиков, за которыми иногда ездят за границу самостоятельно, американские, за редчайшим исключением, попадали в Россию через специализированные фирмы – уж больно далеки от нас эти «североамериканские штаты», да и визу туда получить непросто. Но сегодня Freightliner уже не найдешь у дилера – только по част-На днище КП – водомасляный теплообменник для охлаждения агрегата60 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011Картер двигателя защищает от кочек балка переднего моста – она ниженым и корпоративным объявлениям от перевозчиков в Интернете. То есть машина будет с пробегом по России. Времена, когда можно было культурно выбрать понравившийся «капотник» чуть ли не с палубы пришедшего из Америки сухогруза, увы, прошли. С января 2010 года ввозу и регистрации в ГИБДД подлежит только транспорт, отвечающий нормам Евро-4. В принципе тягачи Freightliner вполне вписываются в эти нормы с 2004 года, когда в Америке пошли моторы с системой EGR (рециркуляции отработавших газов), но в России сертификат соответствия нормам Евро-4 выдают только машинам, соответствующим американским нормам EPA 2007, – такие выпускают с конца 2007 года и оборудуют сажевым фильтром. Таким образом, получить ПТС теперь может только относительно свежий и дорогой Freightliner (см. таблицу цен на внутреннем рынке США). С учетом таможенных пошлин, НДС и расходов на доставку машина обойдется более чем в 2 миллиона рублей, за которые можно купить Mercedes-Benz Actros FREIGHTLINERППризнаки ремонта1. Разница 3. Переходы междуМнениеЮРИЙ ЗЕНЬКОВ директор ООО «СибАвтоЛайн» Новосибирск – В нашем автопарке наряду с тягачами европейских марок есть и два Freightliner Columbia – оба 2004 года выпуска, с двигателями Detroit Diesel объемом 14 л и механическими 10-ступенчатыми коробками передач. Используем их на маршруте Красноярск–Москва и обратно, на большей части которого достоинства шасси с двумя ведущими мостами неоспоримы, особенно в зимний период. А просторной кабины американских машин – круглый год. Кроме того, Freightliner оказался и весьма надежным. Только у нас оба этих тягача пробежали уже около 100 тыс. км практически без поломок, а общий пробег и того, и другого уже превысил 900 тыс. км. И пока никаких признаков надвигающегося капремонта нет. Был лишь один случай незапланированных затрат – пришлось заменить пять форсунок на одной из машин. Причина – попадание антифриза в топливо из-за потери герметичности уплотнения. Разумеется, вода быстро вывела из строя прецизионные детали. В остальном проблем не было – меняем лишь фильтры, ремни, рулевые шарниры, шины и другие «расходники». Таким образом, в эксплуатации Freightliner получается весьма недорог – даже несмотря на несколько более высокий расход топлива, чем у двухосных тягачей. А главное – работает без перебоев. Тогда как, например, Renault Magnum 2008 года выпуска с пробегом всего 190 тыс. км у нас регулярно ездит на сервис для устранения мелких неисправностей.в цвете пластмассовых деталей 2. Заплаты из стеклоткани изнутрисвежими и старыми слоями эмали 4. Трещины, горбы, морщины 5. Разница измерений по бортам (искривление рамы)2 1 534Поддомкратим колесо и покачаем длинной монтажкой – люфт в шкворневом соединении сразу почувствуетсяПобитый камнями передок – хороший повод снизить цену автомобиля......а если речь об аварийном проломе, продавец жадничать не будеттого же 2007, а то и 2008 г. выпуска с «честным» пробегом около 300 тыс. км. Неудивительно, что спрос на «американцев» развернулся в сторону предложений российского вторичного рынка. Freightliner конца 1990-х можно купить по цене новой «ГАЗели», но это будет экземпляр, уже наверняка переживший капремонт в наших условиях. Гораздо практичнее тягач ценой свыше миллиона рублей: если его тщательно выбрать, он без проблем отработает до первой «капиталки» еще 600-800 тыс. км.Смотри в обаПо мнению специалистов, состояние подержанного американского грузовика лишь на 5% определяет качество изготовления на заводе и комплектация узлами разных производителей. То есть практически все зависит от интенсивности эксплуатации и качества обслуживания. Времена, когда можно было недорого, примерно за $30 000, купить у солидной перегонной фирмы Freightliner с пробегом всего 700 тыс. км, то есть с вдвое боль-шим запасом ресурса, увы, прошли, и теперь за тот же миллион рублей приходится брать уже побегавшую по нашим городам и весям машину. А значит, следует уделить особое внимание осмотру перед покупкой. Исключительно прочные рамы тягачей Freightliner, как правило, не деформируются даже при опрокидывании машины в кювет, тем не менее проверить разницу в измерениях базы по бортам не помешает. Делаем это рулеткой, как показано на рисунке, – расхождение свыше 10 мм недопустимо. Осмотр кабины принципиально отличается от такового на европейских тягачах: здесьалюминиевый или стальной каркас обшит алюминиевыми панелями с помощью заклепок с чечевичными головками. Если где-то видны незаводские заклепки – как правило, вытяжного типа, которыми детали стягивают с помощью специального пистолета, значит, кабину ремонтировали. Чем это грозит? Тем, что предусмотренных конструкцией изоляционных прокладок, разделяющих железо и алюминий, в зоне ремонта скорее всего уже нет, и из-за образовавшейся гальванической пары «крылатый металл» будет быстро съеден влагой из атмосферы.Алюминиевые ступицы – характерная особенность американских грузовиковСостояние сцепления можно проверить через специальное окно в корзинеФЕВРАЛЬ 2011 РЕЙС 61 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКОригинальные ремни для Cummins под маркой VolvoНеоригинальные ремни Dayco: длинный и короткийFleetguard FS 19729 – грубая очистка, «оригинал»Тонкая очистка топлива: «неоригинал» и «оригинал»Нормативы на замену деталей*ПозицияЦены неоригинальных запчастей*Позиция Цена с НДС, рублей Поршневая группа 14 000 (комплект на цилиндр) Головка блока цилиндров 75 000 Насос-форсунка 9000 Турбокомпресор 60 000 Водяной насос 12 000 Глушитель 2000 Стартер 7000 Сцепление в сборе 10 000 Ведомый диск сцепления 3000 Рессора передняя 5000 Пневмобаллон задней подвески 2000 Тормозной барабан 2000 Тормозные колодки 2000 (комплект на одно колесо) Комплект для переборки 100 000 редуктора ведущего моста Амортизатор подвески кабины 1000 Задняя тормозная камера 1000 (энергоаккумулятор) Насос гидроусилителя руля 7000 Рулевой механизм в сборе 25 000 Тяга продольная рулевая 5000 Шпилька колеса задняя 200 Гайка колеса 100 Стекло ветровое 2000 * для тягача Freightliner Сentury с двигателем Dertoit Diesel объемом 14 лНеоригинальный фильтр грубой очистки топлива Baldwin PF 7755 Цены неоригинальных запчастей*ПозицияКлапан впускной Клапан выпускной Полный комплект прокладок двигателя * для двигателя Cummins ISX15Цена с НДС, рублей 350 300 350Подшипник задней ступицы Подшипник передней ступицы Ремкомплект гидроусилителя руля Капремонт двигателя Подшипники редуктора заднего моста Накладки барабанных колодок 7 с переклепкой Рессора 2 Переборка КП 10 Диск сцепления (либо узел в сборе) 5 Стартер 1,2 Радиатор 2 Генератор 0,8 Насос-форсунка 1 Переборка редуктора ведущего моста 4 Фильтр масляный двигателя 0,4 Фильтр топливный тонкой очистки 0,4 Фильтр топливный грубой очистки 0,4 Фильтр воздушный 0,2 Фильтр осушительный для тормозов 0,4-1 Компьютерная диагностика двигателя 0,5 Ремень поликлиновый генератора 0,5 * тягачей Freightliner в сервисном центре ООО «Гудвил Холдинг» (стоимость нормо-часа 600 рублей)Норматив, чел.час 1,4 1,4 2,8 20 2Экспресс-диагностику двигателя делаем по цвету выхлопа – разумеется, мотор должен быть прогрет. Неисправность форсунок выдает белый дым – это несгоревшее топливо, а если при перегазовках в выхлопе появляется сажа – возможно, требуется ремонт или замена турбокомпрессора. Хороший повод поторговаться с продавцом – указать ему на потеки масла на двигателе. Прокладки разъемов на заводе на герметик не ставят, и на машине с пробегом под миллион километров они, как правило, текут. В коробке передач без синхронизаторов скорее всего будет все нормально, какой-то серьезный дефект сразу обнаружит себя звуком – вряд ли хозяин будет скрывать от вас такую поломку. Люфт в подшипниках хвостовика ведущего моста – нередкое62 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011явление на «американцах» с огромными пробегами, и подергав вверх-вниз оба карданных вала, взявшись поближе к редуктору, вы исключите такую неисправность. В противном случае не верьте продавцу, что нужно лишь отрегулировать подшипники (хотя это может быть действительно так) – смело предполагайте, что редуктор «полетел». Люфт в шкворневом соединении передней подвески определяем классическим способом – поддомкратив колесо под балку и покачав его монтажкой (см. рис.). Не забудьте попросить помощника придавить тормоз, чтобы исключить люфт в подшипниках ступицы. Отжав предохранительный клапан ресивера пневмосистемы, смотрим на цвет конденсата – желтая пена указывает, что компрессор изношен и гонит масло,что не редкость при больших пробегах машины. Не удивляйтесь, увидев в глубине не закрытых грязеотражателями тормозных барабанов зияющую пустоту. Можете даже посветить туда фонариком – колодок нет! Дело в том, что некоторые владельцы тягачей (наверное, те же, что закрашивали фары на личных «жигулях» кузбасслаком) снимают с передних тормозов колодки, видимо, полагая, что задних и тех, что на прицепе, вполне достаточно. Порадовавшись, что вы миновали встречи с таким «рационализатором» на дороге, просто вычитайте из цены машины стоимость работ по приведению тормозной системы в штатное состояние.ФОТО АВТОРАИ ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ