экономикаНОВОСТИСТРАТЕГИЯ И ТАКТИКАКак отметил Владимир Путин, отрасль восстанавливается, и есть возможность переходить от оперативного антикризисного реагирования к постановке системных, долгосрочных задач, связанных с привлечением инвестиций и технологической модернизацией. При этом Председатель Правительства констатировал, что даже в сложный, кризисный период практически ни один крупный проект в автопроме не был свернут. Владимир Владимирович вспомнил дискуссию по ГАЗу, когда звучали призывы и даже требования провести санацию, а точнее, обанкротить предприятие, однако сегодняшнее состояние ГАЗа показывает, что решение о его поддержке было правильным. Растут продажи автомобилей, причем во всех сегментах, в частности, и коммерческих – грузовиков и автобусов. В среднем рост продаж новой автомобильной техники составил 30%. В 2010 году легких коммерческих автомобилей было продано больше, чем в предыдущем 2009 году, на 38 тысяч, грузовиков – на 40 тысяч, автобусов – на 3 тысячи. По мнению экспертов, такой устойчивый рост сохранится и в следующем году. «И тем не менее, – подчеркнул Владимир Путин,– мы посчитали необходимым «подставить плечо» рынку и в ближайшее время создать страховочный резерв на период полного восстановления спроса».РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел в Нижнем Новгороде совещание по вопросу реализации стратегии развития автомобильной промышленности России до 2020 годаПремьер оста нови лся еще на нескольких темах, важных для устойчивого развития российского автопрома. «В ходе встреч в регионах, – отметил В. Путин, – неоднократно звучал вопрос о расширении программы утилизации, о том, чтобы распространить ее действие на грузовые автомобили и автобусы. Мы шу Минпромторг, Минфин, Минэкономразвития сформулировать и сделать эти предложения». Также на совещании выступал Министр промышленности и торговли Российской Федерации В. Христенко. Как отметил Виктор Хрис т ен ко, п р од а ж и грузовых автомобилейПредседатель Правительства РФ В. В. Путин на конвейере завода «Группы ГАЗ»с вами знаем, что это не одно и то же – программа утилизации легковой автомобильной техники и грузовой (автобусов). Но, имея в виду успешность программы, связанной с утилизацией легковых автомобилей, можно было бы подумать о различных схемах поддержки и продажи грузовиков, автобусов. Именно подумать. Про-в 2010 году существенно выросли, в том числе за счет программы государственных закупок. При этом отечественные производители грузовой техники сумели удержать доминирующее положение на рынке. Рост импорта произошел в основном за счет повышенного спроса на седельные тягачи, которые используютсяв международных перевозках, и среднетоннажные грузовики. Виктор Христенко подчеркнул, что на глобальном рынке крупным российским экспортерам надо поддерживать конкурентную способность. Российский рынок в этом смысле достаточно открыт. Грузовой сегмент коммерческого автотранспорта испытывает при этом существенную коммерческую нагрузку и давление. Однако Правительство не будет повышать пошлины на вход на российский рынок. По словам Христенко, это связано, в частности, с вступлением Российской Федерации в ВТО, условия по которому уже оговорены. В сегменте автобусов значительную роль в увеличении прода ж играет реализуемая при поддержке федерального бюджета программа обновления регионального парка, но также за прошедший 2010 год почти в два раза вырос импорт подержанных автобусов. «В этом смысле, – сказал Виктор Христенко, – мы считаем, что настало время более жестко подойти к оценке безопасности использования автобусной техники на российских рынках, поскольку не секрет, что источниками происхождения подержа нны х а втобусов являются Китай, Корея, ну и немножко наши ближайшие страны. Это не создает лучшей ситуации на рынке перевозок людей».Христенко также от-4 метил, что текущий режим промсборки свою задачу выполнил, и следующий этап – это создание эффективных инструментов для реализации стратегического сценария партнерства. Это позволит замкнуть цепочку добавленной стоимости, включив туда агрегатные заводы и инженерные подразделения, то есть решить, по сути, задачу, поставленную в стратегии, – создать полноценный автопром в России. «В цифрах, напомню, – сказал Христенко, – наши стратегические задачи выглядят таким образом: к 2020 году продажи до 80% автомобилей должны производиться в Российской Федерации. Доля добавленной стоимости, создаваемая в стране (или локализация производства), должна быть к 2020 году не менее 50% от объема рынка. Не от производства – именно от рынка: не менее 50% добавленной стоимости от общей емкости рынка должно быть в стране». Кстати, в этом номере журнала «Рейс» рубрика «Главная тема» посвящена успешному опыту локализации «КАМАЗа». К 2020 году, по словам Министра промышленности и торговли, добавленная стоимость в абсолютном выражении должна вырасти минимум в 4,5 раза, а доля ВВП вырасти с сегодняшних меньше 1% примерно до 2,5%. Согласно стратегии сегмент легких коммерческих автомобилей будет развиваться в партнерстве с иностранными концернами через создание альянсов или совместных структур. В сегментах грузовых машин и автобусов будет реализован сценарий крупного экспортера, или по-другому национального чемпиона. Ключевое условие реализации этих сценариев – это сохранение режимов доступа на рынок и обеспечение (особенно на первичном этапе) достаточно хорошей защиты рынка. Виктор Христенко также сообщил: «На основании проведенного анализа мы сформулировали, согласовали и подписали совместный приказ, который предполагает, вопервых, предоставление дополнительных льгот по ввозу компонентов для промышленной сборки на срок восемь лет (но не более чем до конца 2020 года) в обмен на обязательства по созданию новых и (или) модернизированных мощностей по производству не менее 300–350 тысяч автомобилей в год, а также двигателей и (или) коробок передач, не менее 30% которых должно устанавливаться на произведенные машины». Рассчитывать уровень локализации предполагается по добавленной стоимости, при этом в дополнение устанавливаются требования к отчетности, из которых можно будет сделать однозначный вывод, что тот или иной компонент действительно производился в России. Кроме того, такими условиями являются наличие обязательств по достижению среднего уровня добавленной стоимости, локализация по заявленному модельному ряду – не менее 60%, не позднее чем через пять лет после даты подписания дополнительного соглашения. Это позволит производителю самому определять, какие модели будут локализованы и в какой степени. УчастниРеклама ФЕВРАЛЬ 2011 РЕЙС 5 экономикаНОВОСТИками этого процесса будут те игроки, которые уже имеют подписанное соглашение по промышленной сборке и полностью его выполняют. При этом ограничиваются объемы и сроки крупноузловой сборки. Решение по выбору технологии по конкретным моделям остается за производителем, условие – достижение в отчетном периоде требуемой степени локализации по всему модельному ряду. «В контексте вступления в ВТО, когда тарифные позиции достаточно жестко отфиксированы, нетарифные меры тоже должны стать ключевым инструментом для работы, – сказал Христенко. – Это необходимо учитывать сейчас, при разработке новых таможенных регламентов уже в рамках Таможенного союза. По многим позициям нужно просто привести их в соответствие с тем, как это делается в Европе и в других развитых странах по жесткости технических требований, в том числе к сертификации машин. Однако рынки Соединенных Штатов и многих других стран практически закрыты для возможности ввоза подержанной техники в таких секторах, как автобусы или грузовой транспорт. Просто по техническим обстоятельствам сделать это невозможно. Нам надо использовать у себя эту практику». Планы Правительства по развитию автопрома не расходятся с делом, там же, в Нижнем Новгороде, в то же время компании Daimler и «Группа ГАЗ» подписали соглашение об организации контрактной сборки коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter в России. Стороны6 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011планируют локализацию производства двигателей, трансмиссий, мостов и других компонентов, которые будут использоваться на Mercedes-Benz Sprinter и в продуктовом портфеле «ГАЗа». Инвестиции Daimler в организацию производства превысят 100 миллионов евро. В 2011 году Daimler и «ГАЗ» будут вести подготовку локализации производства и компонентов, включая модернизацию существующего производства коммерческих автомобилей ГАЗа, а также создание новых мощностей и обучение персонала в соответствии с новыми задачами. Ежегодный объем производства составит около 25 тыс. автомобилей. Реализацию и сервисное обслуживание планируется вести через существующую дилерскую сеть Mercedes-Benz при поддержке отдельных дилерских центров «ГАЗа». Председатель Правления Daimler и глава Mercedes-Benz Cars Дитер Цетше отметил, что Россия – привлекательная для инвестиций страна, поэтому компания Daimler взяла на себя долгосрочные обязательства перед Россией. Председатель совета директоров ОАО «ГАЗ» Зигфрид Вольф прокомментировал: «Сотрудничество с Daimler позволит «ГАЗу» привлечь новые технологии, создать новые рабочие места и развить современную автокомпонентную базу в России. Этот проект соответствует задачам Правительства РФ по повышению доли автомобильной промышленности в ВВП и модернизации производственных мощностей и технологий в России».ТОЛЬКО ЛУЧШИЕКоманда «КАМАЗ-Мастер» стала десятикратным победителем самого сложного международного авторалли «Дакар», которое завершилось 15 января в БуэносАйресе. «Дакар» стал триумфом для российской команды. В генеральной классификации ралли все четыре камазовских экипажа — Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова, Эдуарда Николаеваи Ильгизара Мардеева — заняли четыре первых места в категории «грузовики». Владимир Чагин, чей экипаж был лучшим в общем зачете, поставил рекорд, став семикратным победителем этой международной гонки и наиболее титулованным пилотом в истории «Дакара» в своем классе. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поздравил команду с юбилейной победой.СМЕНА ИМЕНИС 1 января 2011 года мировой производитель коммерческих автомобилей акционерное общество MAN Nutzfahrzeuge переименовывается в MAN Truck & Bus AG. «Новое название нашего предприятия демонстрирует сотрудникам, клиентам и общественности то, что мы предлагаем.Это четко выражено в названии MAN Truck & Bus и понятно во всем мире», – объясняет доктор Пахта-Рейхофен, представитель Правления MAN Nutzfahrzeuge AG и MAN SE. В течение 2011 года дочерние предприятия в разных странах соответствующим образом изменят свои названия. СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВОАвтомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» оформил соглашение с холдингом МРСК. Стороны договорились о совместной разработке программы обновления транспортного парка холдинга и о подготовке специалистов электросетевых компаний по обслуживанию автомобильной техники. Активы компаний холдинга расположены в 69 регионах страны, общая протяженность сетей превышает 2,1 млн км. Компаниям требуется автомобильная техника, оснащенная специальным оборудованием для перевозки рабочих бригад, оборудования и инструмента. Российские энергетики, обслуживающие электросети от Северного Кавказа до Камчатки, уже оценили автомобили «Урал» за высокий уровень проходимости и простоту технического обслуживания. В 2010 году автозавод поставил холдингу более 30 специализированных автомобилей – кранов, автомастерских, автовышек.В НОВОМ СТАТУСЕНа очередном заседании Президиума Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница» было принято решение изменить российский формат на международный. По итогам заседания Президиума конкурса был подписан протокол. Согласно этому документу Оргкомитету премии поручено согласовать с членами Президиума, утвердить и внести соответствующие изменения в Положение о премии, о Президиуме и в других регламентирующих документах проекта, утвердить новый регламент участия транспортных компаний в конкурсе. Также Оргкомитет должен предоставить на утверждение Председателю Президиума премии список ротируемых членов Президиума. Выход на международный уровень позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, премия позволит изменить в лучшую сторону отношение западных компаний как к отечественному отраслевому рынку в целом, так и к ряду российских предприятий. Вовторых, проект ставит своей целью способствовать привлечению иностранных инвестиций в российский транспорт. В-третьих, международный формат премии позволит привлечь в проект политические круги международных стран. Важен также тот факт, что теперь компаниям будет гораздо сложнее пройти экспертизу и дойти до звания лауреата конкурса, поскольку конкуренция среди соискателей этого звания существенно обострится.РекламаФЕВРАЛЬ 2011РЕЙС7