экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕКУДА ИДЕТ ЛИЗИНГЧто изменилось за время кризиса, как развивается рынок, каковы перспективы развития лизинга грузовиков в России?РНЕЛЛИ СУСЛОВА исполнительный директор ОАО «РусЛизинг»В ТЕЧЕНИЕ 2-3 ЛЕТ ЛИЗИНГ МОЖЕТ СТАТЬ УСЛУГОЙ «ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ» ВО ВСЕХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, ГДЕ ИМЕЕТСЯ ОФИС СБЕРБАНКА ИЛИ ВТБейтинговое агентство «Эксперт РА» провело в Москве ежегодную конференцию «Лизинг в России – 2010». Представители более 70 лизинговых компаний собрались, чтобы обсудить итоги уходящего года и наметить перспективы дальнейшего развития отрасли. Дискуссия получилась интересной, а выводы – неоднозначными. Предварительно организаторами был проведен опрос среди лизингодателей, который показал, что рынок лизинга вырос на 133% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. За 9 месяцев 2010 г. было заключено новых сделок на общую сумму 420 млрд рублей. А поскольку самое большое количество договоров обычно заключается в 4 квартале, то по итогам года все ожидают еще более оптимистичных цифр. Примечательно, что доля транспортной отрасли составила более 2/3 от общего объема инвестиций. На этом хвалебную оду можно закончить, так как при пристальном рассмотрении детали выглядят отрезвляюще. Высокая доля транспорта в лизинговой картине прошедшего года объясняется, в первую очередь, дорогостоящими сделками с воздушными и морскими судами, подвижным ж/д составом. Сбербанк, ВТБ и ВЭБ, профинансировавшие авиаперевозчиков и железнодорожников, обеспечили половину заявленного роста. Лизинг же грузовых автомобилей в 9-месячных показателях составил 9,9%, тогда как в 2003 г., по данным того же «Эксперт РА», на него приходилось около 13% всех лизинговых сделок, а в 2006 – свыше 25%. Следует отметить, что «Сбербанк-лизинг», «ВТБ-лизинг» и ряд других гигантов с госучастием не намерены замыкаться на крупных проектах и активно развивают розничную сеть, налаживают автоматизированные системы учета для небольших сделок. В принципе, данная тенденция способна сделать лизинг в течение 2-3 лет услугой «шаговой доступности» во всех населенных пунктах, где имеется офис Сбербанка или ВТБ. В совокупности с дешевыми государственными деньгами это серьезная заявка на большую часть отечественного рынка.При этом частные компании будут вынуждены либо искать узкую специализированную нишу, либо уходить с рынка. О высокой вероятности «перекройки» карты российского лизинга «Рейс» уже писал (см. «Рейс» №32009 г. «Тектонические сдвиги»). Вероятность стала реальностью, хотя процесс пока далек от завершения. Специалисты называют цифру от 60 до 80 – только по официальной статистике, реально же около трети лизинговых компаний уже прекратили свою деятельность. Еще одна треть по-прежнему занимает выжидательную позицию. Остальные финансируют заявки, подчас даже более рискованные, чем в докризисный период. Чем это обернется для них в дальнейшем – неизвестно. Осенью 2008 года Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Российской Федерации, озвучила планы по господдержке лизинга для малого и среднего бизнеса через дочернюю структуру ВЭБа – Российский банк развития. Однако сам РосБР имел на то время слабое представление о том, как это делать. Почти целый год потребовался для согласования банковских регламентов и процедур. Программа, анонсированная в торгово-промышленной палате РФ в январе 2009 г., заработала лишь к концу года. Как бы то ни было, уже в 2010 году дело сдвинулось с мертвой точки – 76 лизинговых компаний заключили с РосБР кредитные соглашения, по которым 13 млрд руб. были направлены на приобретение предметов лизинга для малого и среднего бизнеса. Проценты по кредиту, которые предлагает РосБР лизинговым компаниям, приближаются к ставке рефинансирования. Соответственно, лизингодатели имеют возможность заключать договора лизинга с удорожанием 7-10%, что в докризисные времена могли себе позволить только иностранные компании с дешевыми западными деньгами. В течение 2010 г. вместе со снижением ставки рефинансирования трижды пересматривалась и стоимость кредитов РосБР. В дальнейших планах банкиров – снизить процентную ставку до 5,5% и увеличить срок кредитования до 8-10 лет. Правда, для многих лизингополучателей эти цифры по-прежнему8РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011 остаются лишь словами. Льготные условия имеют свои оговорки и ограничения, и далеко не все заявки на лизинг им соответствуют. Публичность программы финансирования лизинга через РосБР при этом вызвала к жизни ранее неизвестную форму защиты лизингополучателями своих прав. Напрямую в банк поступают жалобы на необоснованные отказы лизинговых компаний в рассмотрении заявок на лизинг. Кто в таких случаях прав, а кто нет – перестраховавшийся лизингодатель или переоценивший свои силы лизингополучатель – судить сложно. Но сам факт появления «ходоков» симптоматичен. Вместе с планами Сбербанка, ВТБ и других лизинговых компаний с участием государства они четко свидетельствуют о тенденции огосударствления отрасли. Влияние государства чувствуется во всем. Самая экстремальная новость года – это планы Министерства экономического развития по отмене ускоренной амортизации. Именно ускоренная амортизация обеспечивает главное преимущество лизинга – экономию по налогу на имущество. И вот этот козырь поставлен под сомнение… На самом деле ускоренный коэффициент уже был отменен годом ранее для имущества, относящегося к 1-3 амортизационным группам. В сегменте автотранспорта в 3-ю группу попадают автомобили с двигателями объемом до 3,5 литра, поэтому коммерческого транспорта эта отмена особо не коснулась. Между тем по оценкам специалистов, рынок лизинга в связи с этим потерял от 6 до 10%. Теперь же речь идет об отмене ускоренной амортизации и для других групп имущества, так что грузовые автомобили также попадают в «зону риска». Если это произойдет, то лизинговые компании будут очередной раз пересматривать графики платежей по уже заключенным договорам лизинга. А новые сделки будут в глазах лизингополучателей куда менее привлекательными, ведь налоговых льгот по ним уже не будет. Мнения самих лизингодателей по поводу нововведений разделились. Умеренные пессимисты говорят, что это должно было рано или поздно случиться, сетуя лишь на то, что сейчас не самое удачное время для внесения изменений в законодательство. Другие предрекают отрасли коллапс с массовыми банкротствами и «схлопыванием» рынка. В голосовании участников конференции по данному вопросу совместный консенсус-прогноз сошелся на вероятном сокращении рынка лизинга на 20-40% в случае, если законодательная инициатива получит статус закона.Пугают не столько новые законы, сколько скорость, с которой они принимаются. Так, были приняты поправки к ФЗ «О лизинге», прошедшие в 2010 г. тихо, быстро и незаметно. Речь идет об исчезновении из текста закона ключевого положения о том, что предмет лизинга должен использоваться в предпринимательских целях. Казалось бы, снятие ограничений – это хорошо. Но Черномырдинское «хотели как лучше, получилось как всегда» просвечивает и в этом новшестве. В свое время в нашу компанию были обращения с заявками на лизинг «для себя любимого». Прогулочные яхты, загородные усадьбы по действовавшим тогда нормам законодательства не могли являться предметом лизинга. А теперь могут. Остается надеяться, что истинная цель изменений была другая. Законодатели стремились сделать лизинг доступным для некоммерческих, общественных и прочих организаций. И действительно, появились сообщения о сделках такого рода. Например, «Московской городской радиотрансляционной сети» (МГРС) планируется передать в лизинг оборудование на общую сумму 476 млн рублей. Проект «Социальная розетка» рассматривается как элемент модернизации и технологического развития России по линии «Космос и телекоммуникации». Но с появлением новых неясностей все-таки разрешились некоторые старые. Это касается, в первую очередь, лизинга для физических лиц. До 2010 г. формулировку того, что лизингополучателем может являться физическое или юридическое лицо приходилось рассматривать с оговоркой на предпринимательские цели использования предмета лизинга. Поэтому многие лизингодатели в обязательном порядке обращали внимание на факт регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Теперь это уже не так важно. Изменения, безусловно, на руку перевозчикам-частникам, которые далеко не всегда стремятся оформить свою предпринимательскую деятельность в установленном порядке. На конференции 2010 г. обращал на себя внимание еще один любопытный факт. «Западный» лизинг был представлен на удивление скромно. Если перед кризисом в 2008 г. европейские волонтеры с непоколебимым сознанием собственного превосходства предрекали полную оккупацию нашего рынка, то сегодня подобная риторика поутихла. Налицо симптомы как минимум приостановки энергичных действий на российском рынке.НАКОНЕЦ ЗАРАБОТАЛА ПРОГРАММА ПО ГОСПОДДЕРЖКЕ ЛИЗИНГА ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ЧЕРЕЗ ДОЧЕРНЮЮ СТРУКТУРУ ВЭБА – РОССИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯФЕВРАЛЬ 2011РЕЙС9