50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКСАМОСВАЛЫ КАМАЗОтечественные 20- и 25-тонные самосвалы – доступная альтернатива зарубежной технике такой же грузоподъемности. Есть резон присмотреться и к подержанным машинам: они еще дешевле. Привести не пригодный к эксплуатации КАМАЗ в рабочее состояние можно быстро и недорого: цены на запчасти куда привлекательнее, чем к иномаркам, а ремонт – как правило, силами собственного автохозяйстваАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»яжелые самосвалы в Набережных Челнах стали выпускать относительно недавно – в 1996 году освоили трехосный КАМАЗ-6520 грузоподъемностью 20 тонн, а в 2005-м – четырехосный 25-тонник КАМАЗ-65201. По данным аналитического агентства «Автостат» (см. таблицу), машин, выпущенных до 2001 года, практически не сохранилось, либо они были переоборудованы с изменением модели – например, при установке на шасси надстроек сторонних производителей. Наличие в базах данных 20-тонников старше 1996 года объясняется просто: ГИБДД всегда была снисходительна к чехарде рам, моторов и кабин в пре-Т50РЕЙС ФЕВРАЛЬ2012 КАМАЗ-6520делах одного автохозяйства. Когда очередную «сборную солянку» списывают на продажу, документы заполняют тоже произвольно – отсюда и парадоксальные сочетания моделей и годов выпуска. Поэтому не удивляйтесь, встретив КАМАЗ-5320, например, 1957 года, а возможно, где-то даже стоит на учете «Студебеккер-US6», выпущенный якобы в 2002-м… Как видно из таблицы, не так уж и много в стране тяжелых самосвалов КАМАЗ, их даже меньше, чем одноклассников из Швеции Scania P-серии, и немногим больше, чем Volvo FM. Причины очевидны: КАМАЗ слишком поздно вышел в этот сектор рынка, позволив конкурентам основатель-но закрепиться там. Китайские самосвалы HOWO всего на 10% дороже соответствующих по грузоподъемности челнинских моделей, а переплатив в полтора раза, можно взять Ford Cargo – уже полноценную иномарку с «европейской» долговечностью деталей. Иными словами, главный козырь отечественного автопрома, низкая цена, в данном случае не работает, и лавры «ГАЗели», то есть численное превосходство в разы над зарубежными одноклассниками, КАМАЗу не светят. Для покупателя, подыскивающего грузовик на вторичном рынке, это означает не слишком широкий выбор, тем более что владельцы самосвалов не так ча-Технические характеристикиМодель 6520 65201 Снаряженная 12 950 15 350 масса, кг Грузоподъемность, 20 000 25 500 кг Полная масса, кг 33 100 41 000 Нагрузка на перед7500 15 000 нюю ось (две оси), кг Нагрузка на заднюю 25 600 26 000 тележку, кг Исполнение без спально- без спального кабины го места места Угол подъема 50 55 платформы, град. Время разгрузки, 30 30 не более, с Время опускания плат40 40 формы, не более, с Направление назад назад разгрузки Габаритные размеры 7795x2500 9250х2500 автомобиля, мм x3000 х3250 Угол преодолеваемо25 25 го подъема, %2012 ФЕВРАЛЬРЕЙС51 АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКсто обновляют парки и распродают технику. Тем не менее найти пригодный к длительной эксплуатации экземпляр нетрудно – особенно в Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах. вая балка, кроме того, стали длиннее, шире и толще рессоры, а также увеличен диаметр шкворня. Модные ныне игольчатые подшипники в шкворневом узле оставили седельным тягачам, а на самосвалах, как и встарь, запрессованы надежные и долговечные бронзовые втулки. В ступицах передних колес увеличен диаметр внутренних подшипников. Значительно мощней на тяжелых самосвалах стала балансирная задняя подвеска: в рессорах по 13 листов толщиной 20 мм, а стремянки установлены «наоборот» – гайками вниз. Реактивные штанги ведущих мостов – с двойными сайлентблоками вместо шаровых шарниров. В подвеске переднего и заднего ведущих мостов (а у четырехосного КАМАЗ-65201 еще и на втором управляемом) установлены стабилизаторы поперечной устойчивости. Возросшая полная масса потребовала более мощного усилителя руля – подобрав нужную модель в каталоге немецкой фирмы RBL, заводчане заодно кардиналь-ИНФОРМАЦИЯАНДРЕЙ МЕШКОВ, генеральный директор ООО «Трансстрой», Электросталь, Московской обл. – Профиль нашей работы – перевозка строительных материалов. В парке более двух десятков самосвалов, из них три четырехосных КАМАЗ-65201. Приобрели их в начале 2009 года и сразу столкнулись с рядом мелких дефектов, например, неисправностями АБС и электрооборудования. Впоследствии возникли более серьезные проблемы. Главная – крайне низкий срок службы основных деталей двигателя. За три года эксплуатации моторы всех трех машин дважды снимали для капремонта. Уже через 10 тысяч километров пробега начинает расти расход масла, затем снижается его давление, и вскоре коленчатый вал заклинивает в опорах и проворачивает вкладыши коренных шеек. Замене подлежат и изношенные гильзы с поршнями. Объяснить столь небольшой – менее 30 тыс. км – межремонтный пробег неквалифицированными действиями водителей или низким качеством применяемого масла нельзя, ведь бок о бок с 25-тонными самосвалами у нас работают трехосные машины более ранних лет выпуска – их моторы, соответствующие нормам Евро-2, пребывают в хорошем состоянии после пробега 100 и более тыс. км. Причина столь значительной разницы в ходимости агрегатов, видимо, в сочетании высоких нагрузок на двигатель, работающий на тяжелом четырехосном шасси с ухудшением качества выпускаемых заводом деталей. Также впервые – именно на самосвалах КАМАЗ-65201 – мы столкнулись с аварийным разрушением деталей ведущих мостов при преодолении трудных участков бездорожья «враскачку». Несмотря на наличие колесных редукторов, возникающий в трансмиссии крутящий момент настолько велик, что нередко ломается ведущая шестерня главной передачи одного из мостов – у нас такое было на всех трех 25-тонных машинах. Для упреждения подобных поломок водителям было дано строгое указание: если груженый автомобиль застрял – освобождать его только с помощью буксира.МодификацииСамосвалы тяжелой серии, разумеется, не проектировали «с нуля» – во многом их прародителями стали более массовые и менее дорогие модели КАМАЗ-55111 и КАМАЗ-65115 грузоподъемностью 13 и 15 тонн соответственно. В расчете на существенно большую нагрузку была создана новая рама – самая прочная из всех, применяемых на челнинских грузовиках. Делать лонжероны переменного сечения на этот раз не стали, взяв ровные по всей длине – высотой 280 мм и шириной 80 мм. На самых нагруженных участках установлены вставки «лонжерон в лонжероне», что дает суммарную толщину пакета 14 мм. Усилена и подвеска: в передней применена но-Новая пластмассовая панель приборов гораздо симпатичнее и удобнее, чем старая «жестяная». Сиденья тоже лучше прежних52РЕЙС ФЕВРАЛЬ2012 КАМАЗ-6520но решили и старую проблему течи масла из ГУРа. В рулевом приводе второй оси четырехосников трудится дополнительный гидроцилиндр «разнесенного» ГУРа, его насос установлен на КП. Тормоза всех колес, разумеется, барабанные, узлы пневмоаппаратуры ставят как отечественные, так и немецкие Knorr-Bremze. Диаметр передних тормозных камер – такой же, как и задних (напомним, на 15-тоннике передние тормоза послабее). Задние тормоза усилили по-другому – увеличив диаметр и ширину барабанов. Рычагитрещотки фирмы Haldex автоматически подводят колодки к барабанам, компенсируя износ. В обозначении двигателей, например, КАМАЗ-740.50-360, первые три цифры – базовая модель. Потом, через точку, зашифрован экологический класс (50 и 51 – Евро-2, 60 и 61 – Евро3), и, наконец, после дефиса приведена мощность в лошадиных силах. На самосвалах тяжелой серии применяют только современные длинноходные (120х130) моторы объемом 11,76 литра. Настройка мощности – 360 или реже 320 л. с. Система питания – механический ТНВД с электронным управлением: либо ярославский V-образный ЯЗДА-337-23, либо немецкий рядный Bosch P7100. От этих же поставщиков и форсунки. Как ни странно, отечественный ТНВДМодель 6520-001 6520-006 6520-007 6520-010-60 6520-010-61 6520-011-60 6520-026-06 6520-028-06 6520-029 6520-032 6520-036 6520-120-61 6520-126-06 65201-010 6520-120 65201-010-60 65201-011-60 65201-015-60 Колесная ГрузоподъМощность формула емность, т двигателя, л.с. 6х4 20 320 6х4 20 320 6х4 6х4 6х4 6х4 6х4 6х4 6х4 6х4 6х4 6х4 6х4 8х4 6х4 8х4 8х4 8х4 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 25 20 25,5 25,5 25,5 320 360 320 360 360 360 320 320 320 320 360 360 320 360 360 360Признаки ремонта1. Разница в цветепластмассовых деталей2. Шпатлевка под слоем эмали 3. Переходы между свежимии старыми слоями эмали3 2 1 44. Трещины, горбы, морщины 5. Разница измеренийпо бортам (искривление рамы)5Поддомкратим колесо и покачаем длинной монтажкой – люфт в шкворневом соединении сразу почувствуетсяСтальные кольца синхронизаторов демультипликатора служат меньше...Коробка передач ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF8 ZF8 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 ZF16 Передаточное число Объем главных передач кузова, м3 5,11 12 5,11 12 5,55 5,11 5,11 5,11 5,11 5,11 5,11 6,33 6,33 5,11 5,11 5,11 5,11 5,11 5,11 5,11 12 10,5 12 12 10,5 12 20 12 12 12 10,5 16 12 16 16 16...чем латунные, традиционно применяемые в камазовских КПКомплектация самосвалов семейства КАМАЗ-6520Размер Запас шин топлива, л. 12.00R20 350 12.00R20 350 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 12.00R20 315/80R22,5 12.00R20 12.00R20 350 350 350 350 350 350 350 350 350 350 350 400 350 350 350 350 Комплектация сцепление MFZ 430, ГУР RBL сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, мосты «Мадара» сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, сиденья РИАТ, трехсторонняя разгрузка сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, сиденья РИАТ сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, сиденья РИАТ сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, сиденья РИАТ, трехсторонняя разгрузка сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, сиденья РИАТ сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, сиденья РИАТ сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, сиденья РИАТ, воздушный отопитель AirTop 2000 сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, трехсторонняя разгрузка, гидроцилиндр HYVA сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, воздушный отопитель AirTop 2000 сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, аэродинамический козырек, шины KORMORAN сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH, сиденья РИАТ, аэродинамический козырек сцепление MFZ 430, ГУР RBL, ТНВД BOSCH2012 ФЕВРАЛЬРЕЙС53 АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКНормативы на замену деталейНорматив, чел.час Подшипник задней ступицы 0,94 Подшипник передней ступицы 0,94 Переклепка тормозных накладок 0,7 Переборка КП (КАМАЗ) 14 Переборка КП (ZF) 19 Переборка балансира задней подвески 2,6 Диск сцепления (либо узел в сборе) 1,3 Стартер 1,5 Радиатор 2,3 Генератор 0,55 Форсунка 0,2 Капремонт двигателя 37 Рессора передней подвески 1,7 Рессора задней подвески 1,9 Турбокомпрессор 1,2 Стоимость нормо-часа в сервисном центре ООО «Аргамак-Сервис» 1160 рублей ПозицияВторая пара управляемых колес увеличивает грузоподъемность на 7,5 тонныНа самосвалах тяжелой серии рессоры усилены – листы шире и толщеПри работе на грунте, а тем более на свалках необходима защита картераТопливный фильтр-отстойник стал на КАМАЗах штатным оборудованием54 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2012оказался надежнее, а «бошевский» более чувствителен к некачественному топливу и часто разбивает шпоночный паз на валу привода. Как и другие современные модели КАМАЗ, самосвалы семейства «6520» штатно оборудованы топливным фильтром-отстойником с электроподогревом, без которого эксплуатация машины зимой проблематична. Особенность турбонаддувных двигателей КАМАЗ – наличие двух невзаимозаменяемых (зеркально симметричных) турбокомпрессоров, то есть по одному на каждый блок цилиндров. Оба агрегата должны работать с одинаковой производительностью, поэтому при выходе из строя одного рекомендуется поставить пару новых. Завод комплектует 320- и 360-сильные моторы турбокомпрессорами ТКР 7С-6 собственного производства, либо собранными в Англии агрегатами S2B/7624TAE/1.76D9 американской фирмы Schwitzer. Последние гораздо долговечнее, но вдвое дороже. Вместо традиционной камазовской «восьмерки» на 20- или 25-тонном самосвале может встретиться рядный 6-цилиндроваый двигатель Cummins ISLe китайской сборки. Как правило, его мощность 360 л. с., и, оснащенный топливной системой Common Rail, он соответствует нормам Евро-3. Конструкция мотора традиционна: сухие гильзы, общая для всех цилиндров чугунная головка блока, 24 клапана со штанговым приводом от нижнего распредвала через роликовые коромысла. На всех самосвалах тяжелой серии применяется импортное однодисковое сцепление фирмы Sachs диаметром 430 мм. Коробка передач – как правило, 16-ступенчатая ZF модели 16S151,выпускаемая на совместном предприятии в Набережных Челнах. Ее особенность – четыре передачи в основном блоке, двухступенчатый делитель и двухдиапазонный планетарный демультипликатор. Схема управления – традиционная 2Н с двумя нейтралями, переключение передач делителя – клавишей. Отечественная 10-ступенчатая камазовская КП (модели 154 или 161) – редкость на тяжелых самосвалах. Ведущие мосты – с более широкой колеей, чем у 15-тонных машин, с одинарным редуктором главной передачи и ступичными планетарными редукторами. Поставляет их на КАМАЗ болгарская фирма «Мадара». Увеличение колеи потребовало применение более широких крыльев кабины. Последняя может быть как дорестайлинговая – на машинах старше 2010 года, так и современная – с цельным ветровым стеклом и стеклопластиковыми крыльями, облицовкой радиатора и бампером. На большинстве машин подвеска кабины – все те же две жесткие полурессоры с короткими ходами и «жигулевские» амортизаторы.Где купитьСамый простой ныне способ найти подходящий подержанный самосвал – просмотреть объявления через Интернет. Кроме того, как и всякий отечественный автомобиль, КАМАЗ – завсегдатай авторынков, в провинции сохранилась традиция пригонять технику на базар «живьем» (как правило, по выходным дням). Еще один способ поиска – обращать внимание на стоящие на одном и том же месте машины обычно на тихих улочках в жилых микрорайонах. Иногда под ветровым стеклом может быть объявление с номером те- КАМАЗ-6520лефона, но зачастую хозяин пока еще сам не знает, что продает свой грузовик. Задача покупателя – найти собственника по госномерам (например, купив CDдиск с базой данных) и убедиться, что «да, действительно, раньше были объемы перевозок, а теперь машина в простое». Учтите только, что частные владельцы грузовиков порой плохо представляют конъюнктуру вторичного рынка и запрашивают несусветную цену. Если речь даже об ухоженном экземпляре в состоянии «сел и поехал», исходить надо из того, что новый КАМАЗ-6520 стоит примерно 2,2 млн рублей, а четырехосный КАМАЗ-65201 – около 2,5 миллиона. Нормальная цена пятилетней машины должна быть как минимум вдвое ниже. Если просят, скажем, 1,5 миллиона за трехосник, то это должен быть автомобиль с символическим (и честным!) пробегом в 50-80 тыс. км. Непременно убедитесь в том, что один-единственный самосвал действительно держали в хозяйстве ради эпизодических вывозов промотходов на свалку или снега в ближайший овраг. Если же владелец – строительная фирма, резонно предположить, что машинаИНФОРМАЦИЯВАЛЕРИЙ ЛЕОНОВ, директор ООО «База СМ», Калуга – 20-тонные самосвалы КАМАЗ-6520 мы приобрели в 2005 году – всего шесть машин. На сегодняшний день каждая прошла более 300 тыс. км. Сразу нарастили им борта, увеличив объем кузовов с 14 до 16 м3. На всех – 360-сильные моторы, отвечающие нормам Евро-2. Обслуживаем технику сами – у нас на предприятии полноценный сервис. С самого начала эксплуатации убедились в низком качестве некоторых комплектующих – порой в запчасти идут детали куда долговечнее «родных», а ведь обычно бывает наоборот. Например, вместо отечественного турбокомпрессора (на каждой из шести машин мы его меняли по два-три раза) имеет смысл поставить американский Schwitzer – у нас такие работают без проблем, если, конечно, не глушить двигатель сразу, а давать ему поработать на холостом ходу. Это уже зависит от водителя: у одного турбина ходит 300 тыс. км, а у другого – всего 50. На всех самосвалах капитально ремонтировали двигатели – как правило, больше 200 тыс. км они без переборки не служат. Как только износится азотированный слой на шейках коленвала, процесс приобретает лавинообразный характер, зазор в коренных опорах быстро увеличивается, и мотор выходит из строя от масляного голодания. Основные детали, включая поршневую группу, идут под замену – ремонтировать их расточкой, проточкой, наплавкой и прочими ранее популярными методами в наше время невыгодно. Кстати, за новый камазовский коленвал сегодня просят от 70 тыс. рублей и выше, то есть вдвое больше, чем за коленвал китайских самосвалов HOWO. Претензий к качеству сцепления нет – ставим немецкое Sachs, также хорошо работают коробки передач ZF .Расширительный бачок нового образца сделан из пластмассы – виден уровеньПростейшие механические форсунки – достоинство отечественных моторовВодители не нарадуются на немецкий ГУР: работает годами и не течетВсего 14141 1636 3894 749 1080 2615 1824 1830 513 2011 2472 225 603 105 138 765 184 381 71 2010 2009 2008 2007 1297 452 1943 3449 147 8 219 400 294 227 586 1094 38 42 152 163 177 26 191 309 225 56 374 636 89 36 145 388 213 46 211 371 114 11 65 88 2006 2130 337 513 132 105 314 411 270 48 2005 1233 105 249 59 51 150 322 240 57Роликовые подшипники в отечественных КП работают хуже шариковых2004 633 95 172 33 49 41 138 71 34 2003 347 73 106 10 19 28 87 16 8На тяжелых самосвалах применяют длинноходные 11,8-литровые моторыПарк самосвалов семейства КАМАЗ-6520 на 01.10.2011 г. (по данным аналитического агентства «Автостат»)Россия СЗФО ЦФО СКФО ЮФО ПФО СФО УФО ДФО 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 <1987 н.д. 130 22 1 0 1 9 1 0 1 3 1 2 3 0 3 0 3 5 23 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 46 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 4 1 0 0 0 3 0 0 0 3 0 1 1 0 1 0 1 0 7 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 3 13 7 0 0 0 2 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 1 17 4 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 4 3 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 16 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 02012 ФЕВРАЛЬРЕЙС55 АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКработала «на убой» и может представлять интерес, лишь если на ней недавно заменили или «откапиталили» все агрегаты по кругу. Другая крайность, которую следует избегать, – недорогие экземпляры, требующие восстановительных работ больших объемов. Стоит ли терять массу времени, если предложений на рынке хватает? Например, самосвалов, которые требуют, к примеру, только переборки мотора и кое-чего по мелочам. «Автомобиль в нерабочем состоянии» – это кардинально влияет на цену. Оптимизм покупателя, рассчитывающего быстро вернуть машину в строй, имеет веские основания: ремонт КАМАЗов отлажен в десятках тысяч АТП по всей России, а цены на запчасти (см. таблицу) позволяют «отбить» замену даже крупного агрегата порой за один месяц работы. В столбике справа приведены цены на аналогичные детали европейского самосвала –МНЕНИЕНАДИР АЙЗАТУЛЛИН, технический директор ООО «Аргамак–Сервис», фирменного техцентра ОАО «КАМАЗ», Московская обл. – Долговечность деталей и узлов автомобилей КАМАЗ, в частности, самосвалов, во многом зависит от аккуратности и квалификации водителя, а также от своевременности техобслуживания и качества применяемых эксплуатационных материалов. В нашем сервисном центре заправляют в двигатель только полусинтетическое моторное масло, в наибольшей степени соответствующее климатическим условиям России. Иногда на обслуживание приезжают весьма ухо-женные машины с пробегом до 300-400 тыс. км, на которых еще не проводили ремонт двигателя. Однако среди попадающих на вторичный рынок самосвалов такие – редкость, в основном продают технику, требующую вложений. Будьте готовы потратить около 22 тыс. рублей на замену сцепления: оно служит в среднем 100 тыс. км. Желательно провести компьютерную диагностику двигателя – например, у нас она стоит 2500 рублей. Современные двигатели КАМАЗ оснащены электронноуправляемыми ТНВД, поэтому прежняя практика ремонта и регулировки топливной аппаратуры в условиях мелких автопредприятий постепенно – со списанием техники прежних поколений – сходит на нет. Перебрать ТНВД или заменить форсун-ку только для того, чтобы вернуться из рейса своим ходом, можно, но потом все равно без хорошо оснащенного техцентра не обойтись. Частично утратив свое преимущество перед иномарками в возможности ремонта топливной системы «на коленке», КАМАЗ в любом случае лучше приспособлен к некачестенному топливу. Не говоря уже про несопоставимые цены на запчасти. Комплект из восьми немецких распылителей для форсунок камазовского мотора обойдется всего в 4700 рублей – сравните с шестью насос-форсунками по 40 тыс. рублей каждая! Не обойтись без фирменного диагностического оборудования и при устранении неисправностей АБС-тормозов, которую устанавливают на современные модели КАМАЗ.На моторы КАМАЗов всех моделей ставят турбокомпрессоры трех фирм56 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2012Хотя ТНВД Bosch на 100% импортный, имеет хорошие характеристики, но......на практике показал себя менее надежным, чем отечественный КАМАЗ-6520Цены оригинальных запчастей самосвалов КАМАЗ-6520 с двигателем КАМАЗ-740.50-360 и некоторых самосвалов европейских марок (руб.)Позиция/марка Фильтр воздушный (элемент) Фильтр масляный Поршневые кольца (комплект) Поршневая группа (комплект) Прокладка ГБЦ КАМАЗ 850 460 2540 34 000 40 (цилиндр) 4100 (1 цилиндр) 2200 4295 45 000 120 585 80 000 2600 250 250 3000 4500 8000 300 10 500 12 500 6500 5100 1840 1360 3600 10 000 15 300 20 000 8200 82 400 1500 2200 6100 450 330 000 (ZF) 765 Иномарка 12 638 2456 – – 12 692 (6 цилиндров) 356 342 (6 цилиндров) – 39 109 – 36 277 (насосфорсунка в сборе) – – 37 327 2092 3859 36 823 30 262 72 430 2774 130 826 (сцепление, комплект) – – 11 612 6083 16 191 12 980 50 138 49 272 66 003 32 094 972 926 6366 13 623 39 907 2855 1 541 060 3206В рулевом приводе второй оси применен дополнительный гидроцилиндрПеребрать ступицы и рулевые шарниры на КАМАЗе – копеечное делокак видим, по многим ключевым позициям камазовские дешевле на порядок. Особо впечатляют головка цилиндра за 4 тысячи рублей и ее прокладка по цене проезда на «маршрутке»… Наиболее ярко ощущают разницу перевозчики, владеющие как импортным, так и отечественным подвижным составом – в одном случае приходится закладывать в бюджет внушительные суммы на покупку запчастей, а в другом – эти расходы вообще не проходят отдельной статьей и включаются, например, в раздел «Прочие». Кроме того, сводная таблица дает представление, какие суммы перевозчик может экономить, предпочтя КАМАЗ, а не европейский автомобиль. Даже 8 тысяч рублей не единожды покрывают себестоимость стартера – в общем-то примитивного изделия из двух десятков деталей. И примененная в обмотках медь (220 рублей за килограмм по ценам лондонской биржи) занимает лишь мизерную долю в цене готового электроприбора. А уж 70 из 72 тысяч за стартер к иномарке можно смело считать платой за имидж заграничной эмблемы на решетке радиатора. И не завидовать конкуренту, работающему по тем же самым тарифам на кудаМодель/ступень КАМАЗ-161 ZF-16S151 Ряд делителя низший высший 1 8,39 13,8 11,5 2 5,50 9,49 7,93 3 3,93 6,53 5,46более дорогих в эксплуатации самосвалах. Более того, практически «бесплатные» отечественные запчасти порой являются таковыми фактически – на АТП с давней, еще советской, историей остались накопления камазовских деталей после разборки списанных в утиль машин, включая крупные агрегаты. Однако к приобретенному 20-тоннику не очень-то и много подойдет от самосвалов более легкой серии. Тот же двигатель образца конца 70-х только внешне похож на современный длинноходный мотор.Головка блока цилиндров Комплект вкладышей шатунных и коренных Генератор ТНВД Распылитель форсунки (ЯМЗ) Распылитель форсунки (Bosch) Коленчатый вал Водяной насос Клапан впускной Клапан выпускной Полный комплект прокладок двигателя Глушитель Стартер Термостат Нажимной диск сцепления Ведомый диск сцепления Выжимной подшипник сцепления Тормозной барабан Накладки тормозных колодок (комплект на одну ось) Подшипники передней ступицы (комплект на одно колесо) Подшипники задней ступицы (комплект на одно колесо) Насос гидроусилителя руля Рессора передняя Рессора задняя Балансир Комплект синхронизаторов КП Амортизатор Стекло ветровое Фара в сборе Указатель поворотов Коробка передач в сборе Фонарь заднийСмотри в обаПри осмотре приглянувшегося самосвала, прежде всего, исключаем повреждения рамы – лонжероны почти наверняка повело при опрокидывании машины набок, что нередко случается во время разгрузки на зыбком грунте, например, на свалке. Замена рамы – долгая, кропотливая работа, сопряженная с приложением грубой физической силы, прокладкой трубопроводов, срезанием приржавевшего крепежа и прочими малоприятными процедурами, поэтому разумнее с такой машиной вообще4 2,87 4,57 3,82 5 2,12 3,02 2,53 6 1,40 2,08 1,74 7 1,00 1,43 1,20 8 0,73 1,0 0,84 Задний ход 11,01 12,92 10,80Передаточные числа коробок передач самосвалов семейства КАМАЗ-6520Детали шкворневого узла на втулках служат около 100 тысяч километров......а новый комплект, как и положено отечественным запчастям, недорогИмпортные трещотки Haldex подводят тормозные колодки предельно точно2012 ФЕВРАЛЬ РЕЙС 57 АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКЗаменить кабину КАМАЗа гораздо дешевле, чем иномарки, однако возни с электропроводкой достаточноне связываться, даже если цена привлекательна. Проверить геометрию рамы с достаточной точностью можно обыкновенной 10-метровой рулеткой (см. рисунок) – разница в измерении колесной базы по бортам не должна превышать 10 мм. Тщательное обследование рамы на предмет трещин, складок и горбов обязательно, если есть признаки серьезного ремонта кабины (незаводские сварочные швы под уплотнителями, следы рихтовки и пр.) – когда груженый самосвал попадает в аварию, повреждение лонжеронов более чем вероятно. Можно раму выправить на стапеле с местным индукционным нагревом складок, но такое оборудование есть только на флагманских СТО «большой семерки», и ремонт обойдется недешево. Нет смысла проводить компьютерную диагностику двигателя на машине, в которой из электронных приборов только радиоприемник и релерегулятор. Надо проверить давление в системе смазки на горячем моторе контрольным манометром, причем на холостом ходу оно долж-ГУР второй рулевой оси на самосвалах 8х4 имеет разнесенную конструкциюСтремянки задних рессор расположены гайками вниз – подтягиваем на ямеСмотрим на стальной патрубок турбокомпрессора – здесь возможны трещины Примеры предложений тяжелых самосвалов КАМАЗ на вторичном рынкеГод выпуска 2004 2007 2008 2007 2008 2006 2007 2008 2010 Модель КАМАЗ-6520 КАМАЗ-6520 КАМАЗ-6520 КАМАЗ-6520 КАМАЗ-6520 КАМАЗ-65201 КАМАЗ-65201 КАМАЗ-65201 КАМАЗ-65201 Заявленный пробег, км 210 000 200 000 35 000 80 000 40 000 35 000 40 000 37 000 60 000 Цена, рублей 1 000 000 1 300 000 1 750 000 1 630 000 1 250 000 2 100 000 1 800 000 1 700 000 2 000 000Подвеска кабины на коротеньких полурессорах безнадежно жесткаяЕсли плотность грузов не слишком велика, перевозчики наращивают борта кузовов, увеличивая их объем58РЕЙС ФЕВРАЛЬ2012 КАМАЗ-6520но быть не менее 1кг/см2. В иных случае надо быть готовым к тому, что мотор скоро придется ремонтировать. К сожалению, камазовские моторы на самосвалах редко когда выхаживают по полмиллиону километров, порой двигатель вообще работает на пределе возможностей. Состояние поршневой группы, топливной аппаратуры можно проверить вообще безо всяких приборов – достаточно его завести, прогреть и посмотреть на выхлоп. Белесый дымок бывает при неисправности распылителя форсунки, но это деталь копеечная. Гораздо хуже – сизый дым, говорящий о том, что в цилиндрах горит моторное масло. Скорее всего износились или залегли от нагара поршневые кольца, и мотор надо «капиталить». Черный дым – присмотримся к турбинам, потом – к ТНВД. Коробку передач проверяем на ходу. Никакого усиления «шестеренного» гула при переходе с передачи на передачу быть не должно и самопроизвольного выключения передачи – тем более. Подняв кабину, ищем приклепанную к блоку маркировочную табличку – она должна быть около четвертого цилиндра. Бывает, чтоХарактеристики двигателей тяжелых самосвалов КАМАЗМодель Расположение и количество цилиндров Рабочий объем, л Мощность, л. с. (об/мин) Крутящий момент, Н.м (об/мин) Экологическая норма Система питания КАМАЗ-740. 50-360 V8 11,8 360 (2200) 1472 (1400) Евро-2 ТНВД КАМАЗ-740. 51-320 V8 11,8 320 (2200) 1275 (1400) Евро-2 ТНВД КАМАЗ-740. 60-360 V8 11,8 360 (1900) 1570 (1300) Евро-3 ТНВД КАМАЗ-740. 61-320 V8 11,8 320 (1900) 1373 (1300) Евро-3 ТНВД Cummins ISLe360 R6 8,9 360 (2200) 1460 (1400) Евро-3 Common Railее там нет: оторвалась при ремонте, либо бывали случаи даже во время мойки от давления струи воды. Чем это грозит покупателю? Если машина младше 2007 года выпуска, то ничем, поскольку номер двигателя выбит и с левой стороны блока. На КАМАЗе, выпущенном до 2007 года, отсутствие таблички недопустимо, поскольку номер двигателя набивали именно на ней, и нигде больше. Если продавец уже снял такую машину с учета, у покупателя будут проблемы с постановкой ее на учет. Но традиционный для гаишников «развод» с указанием на несовпадение даты изготовления блока (она отлита сверху около ТНВД) «дескать, мотор краденый», надо пресекать, ссылаясь на офици-альное разъяснение завода: отливка блока может ждать сборки мотора годами, и ее маркировка юридического значения не имеет. Заглянув под машину, проверяем отсутствие потеков масла у горловин редукторов ведущих мостов – как правило, течь сальника и износ подшипника ведущей шестерни синхронные явления. А вот легкое потение маслом для КАМАЗа – норма. Люфт в шкворневом соединении поворотных кулаков проверяем, вывесив переднее колесо и покачав его за диск монтажкой (см. рис.). Не забудьте придавить тормоза, чтобы убрать люфт в подшипниках ступицы.Фото Михаила Ахматова и автора2012 ФЕВРАЛЬРЕЙС59