46
47
48
49
50
52
54
автомобилиОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИМИЛЛИОН БЕЗ КАПРЕМОНТАЗнаменитый автобус с собственным именем «Русский князь» пробежал по дорогам России миллион километровКто-то скажет, в России найдется немало автобусов с миллионом и более километров пробега. Возразить им несложно – большинство из них львиную долю своей жизни провело за границей. Потому показатель одометра «Русского князя» из Автоколонны 1417 (г. Коломна, Московская обл.), входящей в ГУП «Мострансавто», бесспорно является поводом поговорить об этом знаковом событии. Причем ни автобус, ниего агрегаты не проходили капитального ремонта. Есть чем гордиться! Может наши перевозчики ошибаются, покупая новые российские, китайские и корейские машины, не вкладываясь в премиум-сегмент и таким образом не экономя на эксплуатации?С нуляПодвижной состав ко л о м е н с к и х меж дуго-46 РЕЙС МАРТ  2012 Setra S417GT-HDродних маршрутов преимущественно марки Setra, но в последнее время парк стал пополняться машинами других немецких производителей – Mercedes и MAN. Их-то в Автоколонне 1417, имея за плечами большой опыт эксплуатации, и начали сравнивать с Setra, попутно делясь этой информацией с нами, тем более что с декабря 2010 года на этом автобусе были установлены шины Hankook для проведения ресурсных испытаний в рамках спецпроекта журнала «Рейс» и осмотры проводились сотрудниками редакции ежемесячно. Чтобы опыт коломенской автоколонны (равный миллиону километров пробега) не казался сухим отчетом о стоимости владения, мы обнародуем этот сравнительный анализ двух немецких марок. Итак, автобус от Karl Kassbohrer Fahrzeugwerke GmbH в среднем проходил по 140 тысяч километров в год. И как ни возводи в абсолютТехнические характеристики*Класс автобуса Назначение Пассажировместимость Тип кузова Длина, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Снаряженная масса, кг Количество дверей Двигатель Экологический стандарт Рабочий объем двигателя, см3 Максимальная мощность двигателя, л. с. при мин-1 Максимальный крутящий момент, Н.м при мин-1 Тип двигателя Количество цилиндров Расположение цилиндров Коробка передач Объем топливного бака, л Объем багажного отделения, м3 Шины * Setra S417GT-HD большой вместимости туристический 59 несущий цельнометаллический, вагонной компоновки 14 050 2550 3620 7110+1350 24 000 2 Mecedes-Benz OM457LA Евро-4 11970 422 при 2000 1900 при 1100 дизельный 6 рядное ZF AS-Tronic 475 12,2 295/80R22.5 2012  МАРТ РЕЙС 47 автомобилиОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ МНЕНИЕВиталий Князев водитель «МАП № 2 Автоколонна 1417», г. Коломна – Автобусом доволен. Поведение машины на дороге со смешанным покрытием (лед, асфальт) стабильно. Отчасти это заслуга электронных систем стабилизации автобуса. Так что комфорт, управляемость, тормозные свойства – на высоком уровне. Вообще работать на «Русском князе» почетно: когда люди видят его впервые, без преувеличения, раскрывают рты. Это коломенцы уже привыкли! Машина эксплуатируется интенсивно. Большую часть времени работает по маршруту Москва – Рязань.Несмотря на большой пробег и солидный возраст автобуса, салон по-прежнему выглядит опрятно, но при более пристальном взгляде – видны потертостинемецкое качество, а при таких пробегах техника требует к себе пристального внимания и частого обслуживания. В этих вопросах предприятие преуспело настолько, что носит статус авторизованного сервиса «ЕвоБус Русслэнд» и обслуживает еще и технику сторонних предприятий. А топливо для Setra автоколонна закупает у Лукойла, оно соответствует стандарту качества Евро-4. В процессе эксплуатации Setra выяснилось, что одним из проблемных мест для междугородних автобусов являются лобовые стекла. Наши дороги не только неровные, но еще и таят в себе множество неприятных сюрпризов в виде камней, летящих из-под колес встречного или попутного транспорта, отчего огромное панорамное остекление приходится менять примерно раз в год. «Русскому князю» стекол наменяли на 208 тысяч рублей, то есть машине сменили четыре стекла. И в цене нет опечатки, большущее панорамное стекло для автобуса Setra стоит чутьбольше 50 тысяч рублей. Эта цифра фигурирует в прайсах для официальных представителей (и для Автоколонны 1417), клиентам со стороны – будет подороже. Для сравнения, столько же стоит панорамный «лобовик» на городские низкопольники российского производства, хотя площади стекол несопоставимы. От камней страдает не только оконное остекление, но и фары – за их замену заплатили 80 тысяч рублей. А на бесчисленное множество всяких лампочек, как снаружи, так и внутри, за шесть лет истратили почти 18 тысяч рублей. Еще одна интересная, но нехарактерная для российских перевозчиков, статья расходов – обслуживание биотуалета. Ведь как у нас обычно – туалет на замок, а пассажиров раз в два часа выпускают на улицу: мальчики налево, девочки направо. В Автоколонне 1417 пошли по иному пути, в парке организовали пост обслуживания этих сооружений. Здесь есть свои расходныеТуалетная комната, конечно, тесна, но это лучше придорожных кустовЦарапины на кузове – неизбежность при регулярной работе на линии48 РЕЙС МАРТ  2012Некоторые элементы салона потеряли товарный вид, но еще послужатЕще пара-тройка таких отметин от камней, и лобое стекло придется менять Setra S417GT-HD МНЕНИЕНиколай Сиделев директор «МАП № 2 Автоколонна 1417» – Автобус «Русский князь» работает у нас уже 6 лет, а между тем появился он в Коломне, можно сказать, случайно. В те годы мы только начинали эксплуатировать автобусы Setra, были приобретены шесть новых автобусов S317GT-HD. Это был первый опыт приобретения новых европейских автобусов такого класса, все было в новинку, в том числе и повышенное внимание, которое нам уделяли немцы. Автобусы зарекомендовали себя, как надежные и комфортабельные машины, пять из них до сих пор возят пассажиров. Однако сразу же, на новых машинах проявилась неприятная особенность: при движении по трассе слышался какой-то надоедливый высокочастотный шум, особенно в задней части салона. Доходило до того, что пассажиры жаловались на головную боль. Пришлось обращаться за помощью к представителям Setra. Они сначала хотели списать этот шум на не самое лучшее состояние российских дорог, но в итоге отнеслись с пониманием и прониклись нашей проблемой. Собственно, мы считаем, что хороший автобус должен быть хорошим во всем, в том числе и при движении по плохим дорогам. Так вот, для выявления причин возникновения этого шума немцы попросили забрать один автобус в Германию, а взамен предложили временно воспользоваться новой машиной такого же класса. Отказываться не было никакого смысла. Таким образом, одна Setra S317GT-HD уехала на родину, а на ее место прибыла Setra S417GT-HD. Нам повезло, ведь это автобус уже следующего поколения. Он нам очень понравился, здесь уже никаких посторонних шумов, пассажиры были просто в восторге. В результате машину решили оформить в лизинг и оставить у себя. К слову, на 317-х шум окончательно так и не удалось победить, но его воздействие на пассажиров снизили до минимума, больше никто не жалуется. А «Русским князем» автобус стал несколько позже. На идею разукрасить автобус аэрографией меня вдохновил стенд ОРХА (Объединение российских художников аэрографии) на московском «Мотор-шоу», в 2006 г. Причем директор ОРХА Игорь Козинов сперва посчитал эту идею практически неосуществимой, но его удалось убедить, и он тоже увлекся. А теперь у «Русского князя» юбилей – миллион километров. Он пройдет и второй, машина в хорошем состоянии. А потом, скорее всего, сделаем его туристическим, будет катать туристов по Коломне, так что история «Русского князя» из Коломны продолжается.Своевременное и качественное обслуживание машин – залог успешной и эффективной эксплуатации, в Коломне ко всем автобусам относятся заботливоТормозные механизмы и сегодня прекрасно справляются со своей задачей, но это заслуга не столько производителя, сколько эксплуатационниковматериалы – например, заслонка санузла. Ее пришлось менять три раза, получилось на 30 тысяч рублей. Коломенцы поведали, что на автобусах Setra и MAN используются абсолютно одинаковые заслонки. При этом за экземпляр для «Русского князя» в Evobus просят меньше 10 тыс. рублей, а покупка «оригинального» узла для MAN обойдется почти в 21 тысячу. Один раз сменили водяной бак туалета, а также замок его двери. И это все помимо затрат на туалетную бумагу, специальные жидкости и так далее. Впрочем, в автобусах все же принято ездить, а не нужду справлять, а потому за шесть лет на бумагу потратили немного – меньше 1000 рублей. А сколько же всего денег ушло на запчасти и расходники за миллион километров? Коломенцы сумму не утаили, хотя она вполне могла бы оказаться коммерческой тайной предприятия.Итак, без затрат на топливо и различные виды ремонтных работ, на автобус было потрачено без малого 3,8 млн рублей, то есть чуть меньше четырех рублей за километр. В эту сумму входят и расходы на аудио-видео систему. А каково состояние машины после миллионного пробега? Его можно оценить как отличное. Ведь на кузове нет очагов коррозии, свойственных китайский технике, чьи фермы расцветают ржавчиной уже в первый год эксплуатации. Если присмотреться, следы времени можно отыскать и на «Русском князе»: небольшие сколы и царапины на кузове неизбежны при таком пробеге. А кроме того, в местах стоянки все чаще стали появляться лужицы антифриза. Сотрудники автоколонны заверяют, что ничего страшного в этом нет и все течи легкоустранимы. Ведь время не щадит и качествен- 2012  МАРТ РЕЙС 49 автомобилиОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ и кондиционер. Такой набор удобств до сих пор недоступен большинству автобусных пассажиров в России.ные шланги и патрубки. Охотно верим! Потому с каждым километром содержание автобуса становится все дороже. Несмотря на это, даже после двух миллионов километров пробега автобус не спишут, а переведут на щадящий режим эксплуатации – он станет экскурсионным. Идея вполне здравая, внешне-то автобус практически не стареет. Так что и через два миллиона километров он будет ловить на себе удивленные и восторженные взгляды. Ведь сама модель S417GT-HD является одной из наиболее престижных и комфортабельных в линейке фирмы Setra. Ее характеристикам и спустя шесть лет позавидуют многие новые туристические автобусы. Мощность двигателя Mercedes-Benz OM457LA достигает 425 л. с., а его максимальный крутящий момент – 1900 Н.м, что позволяет автобусу уверенно разгоняться и поддерживать высокую среднюю скорость. Для облегчения труда водителя автобус оборудован роботизированной коробкой передач ZF AS-Tronic. А комфорт пассажиров обеспечат 59 мягких раскладных кресел, два видеомонитора с DVD, туалетПоставленные рядомВернемся к обещанному сравнению немецких автобусов, которое начали проводить в Автоколонне 1417. Хотя немецкие они весьма условно – все бюджетные версии MAN и Mercedes выпускаются в Турции. Вот и в Коломне все Conecto родом из этой страны, из нее же и MAN Regio R14. Их главный конструктивный недостаток – на один кронштейн крепления двигателя навешано слишком много всего. От тряски на российских дорогах кронштейны лопаются, а их замена лишь отсрочивает новую поломку. Знает об этом и производитель, который пока дает лишь обещания все исправить. Это подтверждают и последние поставки новых автобусов – кронштейны остались прежними. Таких детских болезней нет ни у «Мерседесов», ни у «Сетр», у которых присутствует еще и высокая технологичность конструкции, и грамотная политика экспортеров запчастей. ЕслиДорожная пыль скрывает образцовое состояние силовых элементов кузова Сравнительный анализ цен на запчастиСтоимость, рублей Setra S417GT-HD MAN R08 Бампер передний 12 390,00 35 238,00 Диск тормозной 5277,03 4123,24 Колодки тормозные 6361,00 5897,45 Стекло лобовое 50 846,00 123 089,00 Фильтр топливный 775,00 855,00 Блок двигателя 28 9896,72 20 6957,00 Заслонка санузла 9553,00 20 938,03 * Информация предоставлена «МАП № 2 Автоколонна 1417» Наименования запасной частиТочки проверки наличия люфтовходовая часть для автобуса с миллионным пробегом в отличном состоянии. Самыми проблемными элементами подвески оказались краны уровня пола: их меняли 14 раз (иногда по несколько сразу), а уж регулировкам не было числа. Несколько раз выходили из строя дaтчики АБС, давали течь ступицы задних мостов – меняли сальники. Раза 3-4 пришлось менять реактивные штанги подвески, но в целом результат очень приличный.50 РЕЙС МАРТ  2012 автомобилиСравнительный анализ трудоемкости работ*Наименование работОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ выразиться проще, то бюджетные «Конекто» и дорогие люксовые «Сетры» очень просты в ремонте и в обслуживании в отличие от тех же «МАНов». В Автоколонне 1417 нам привели в качестве примера несколько ремонтных операций с заводскими значениями трудоемкости работ. На снятие и установку коробки передач у «Русского князя» уйдет 12,7 нормо-часа, а у его одноклассника с шильдиком МАN не меньше 15,1. Но при этом замена ветрового стекла на «Сетре» займет 9,5 часов, а те же работы на «МАНе» – на 20 часов больше. А ведь в обоих случаях учтено и нанесение клея, и его высыхание. По словам специалистов автоколонны, чтобы заменить стекло мюнхенской модели придется разобрать полсалона. Еще интереснее сравнивать цены на запчасти для разных немецких марок. Выше мы уже упоминали и заслонки для туалетов, и что большое панорамное лобовое стекло на автобус типа «Русского Князя» стоит около 50 тыс. рублей, та жеВетровое стекло, замена Двигатель с механической 15,7 24,0 КП, снятие/установка Коробка передач, 12,7 15,1 снятие/установка Радиатор с охладителем наддувочного воздуха: 6,1 10,4 снятие/установка Топливный насос, 1,4 6,3 снятие/установка Генератор, снятие/уста1,2 1,6 новка * Информация предоставлена «МАП № 2 Автоколонна 1417»трудоемкость работ, н/ч Setra S417GT-HD MAN R08 9,5 29,5МНЕНИЕВадим Бабушкин заместитель директора «МАП № 2 Автоколонна 1417» по техническому сервису – Стоимость владения включает в себя изначальную цену автобуса и стоимость эксплуатации за время работы. Чем хорош этот показатель? Автобус, который стоит дешевле, не всегда дешево обходится в эксплуатации, в итоге потратить на его работу придется больше средств. Поэтому мы решили попробовать рассчитать стоимость владения разными марками, чтобы иметь возможность сравнить их. Если говорить о «Русском князе», то за шесть лет на запасные части и материалы было потрачено чуть менее 3,8 млн рублей. Новым такой автобус стоил 320-340 тыс. евро (на тот момент, когда приобретался). Полученные результаты по «Русскому князю» и другим автобусам Setra будем впоследствии сравнивать с результатами автобусов других моделей, например, производства MAN. ГУП «Мострансавто» в настоящее время приобретает автобусы MAN R08 в значительных количествах. Поступили они и к нам. Это одноклассники нашего «Русского князя». Собственно, почему вдруг решили закупать такие автобусы? Они дешевле в аналогичной комплектации. Несмотря на то, что MAN R08 еще совсем новые, мы уже можем сделать кое-какие выводы о стоимости владения. Например, цены на запасные части для MAN, как правило, выше, чем на запчасти для Setra. Причем по некоторым позициям разница достигает нескольких раз. Помимо меньших цен на запчасти, автобусы Setra еще и более технологичны в ремонте. Трудоемкости их обслуживания и ремонта ниже, чем у MAN, а это тоже напрямую влияет на стоимость владения. Ну а более точное сравнение мы проведем, когда хотя бы один MAN повторит результат «Русского князя», достигнув миллионного пробега. Но пока у нас есть сомнения, что автобусы MAN по стоимости владения окажутся выгоднее автобусов Setra.Для автобусов Setra в а/к 1417 закупают моторное масло фирмы CastrolВ моторном отсеке чисто, словно и не было миллиона километровДля экономии времени и денег допустим и такой вид ремонта автобусаКомпрессор, как и другие узлы, отличается высокой надежностьюОбщий вид моторного отсека демонстрирует традиционную для немецких машин рациональность компоновки, ни один сантиметр пространства не пустует52 РЕЙС МАРТ  2012 автомобилиОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ Таблица стоимости запчастей для SetraНаименование позиции Цена, рублей Аккумулятор Daewoo 220 14 999,99 Амортизатор передний 28 341,68 Бак водяной туалета 22 644,70 Блок управления КПП AS-Tronic 75 590,40 Вентилятор вытяжки туалета 32 868,31 Вилка сцепления 4995,13 Датчик положения коленчатого вала 3580,34 Датчик температуры воздуха салона 2285,35 Датчик угла поворота рулевого колеса 7517,00 Датчик уровня WC 1458,98 Датчик уровня масла 1902,93 Датчик уровня охлаждающей жидкости 1596,03 Датчик частоты вращения КПП 2816,58 Диск сцепления ведомый 34 417,72 Диск сцепления нажимной 59 977,22 Диск тормозной, Zimme 17 142,80 Катушка зажигания отопителя 2967,36 Клапан пропорциональный 16 548,12 тормозной системы Клапан электромагнитный ретардера 3070,14 Колесо рулевое 18 903,86 Комплект уплотнений головки 4288,29 цилиндра Кран системы отопления 9656,18 Кран уровня пола задний 44 210,98 Кран уровня пола передний 10 462,63 Кухня 10 000,01 Люк сервисный радиатора 62 433,58 Масловлагоотделитель 11 121,48 Механизм сиденья водителя 12 347,11 Модулятор тормозной системы 32 911,85 Наконечник рулевой тяги 8553,67 (правая и левая резьба) Насос ГУР 28 082,00 Осушитель воздуха 18 394,26 Пневмобаллон (1 и 3 мосты) 2389,46 Подшипник задней ступицы внешний 7460,30 Подшипник задней ступицы внутренний 12 927,97 Подшипник передней ступицы 7497,80 внутренний Подшипник выжимной 5122,95 Прокладка поддона 4093,33 Регулятор крана уровня пола 32 453,27 Ручка люка багажного отсека 12 200,87 Рычаг стеклоочистителя 5902,95 Стекло водителя 22 473,43 Стекло противотуманной фары 1129,77 Стекло фары (левое) 1463,03 Стеклоподъемник 9009,95 Суппорт тормозной ведущего 40 355,11 моста (правый) Суппорт тормозной переднего/ 73 601,13 подруливающего моста (правый) Суппорт тормозной переднего/ 35 249,60 подруливающего моста (левый) Термостат 1104,42 Труба выхлопная 23 406,61 Форсунка двигателя 42 104,65 Цилиндр тормозной задний 23 308.19 Цилиндр тормозной передний 5265,43 * Информация предоставлена «МАП № 2 Автоколонна 1417»После миллиона пробега ферма несущего кузова Setra – выглядит такРулевое управление и ходовая часть с большим запасом прочностицена для Mercedes Conecto, а вот на MAN… За стекло для R08 просят 123 тысячи рублей, а за стекло для Regio и вовсе 153 тысячи. Неужели их стекла в три раза прочнее «Сетровских» или здесь другая причина? Подобная любопытная разница в ценах наблюдается и по позиции «бампер передний». Для автобусов «Евобуса» он обходится в 12-16 тысяч рублей, а для мюнхенских моделей в 35-40 тысяч. В такую разницу и поверить было бы сложно, если б информация не исходила от предприятия, в котором работают автобусы обоих концернов и которое эти запчасти вынуждено покупать по указанным ценам. Конечно не все детали и узлы для «Сетры» дешевле «МАНовских». К исключениям, например, относятся тормозные диски, но разница укладывается в две тысячи рублей. Положение на рынке запасных частей мюнхенцы компенсируют меньшей, в сравнении с мо-делями из Ульма, начальной стоимостью автобусов. Благодаря чему первые недавно стали поставщиками для «Мострансавто». Однако в Коломне уже сейчас обеспокоены высокой стоимостью владения MAN. Каков же итог? А он таков – и дорогие автобусы Setra в российских условиях эксплуатировать можно, даже на наших дорогах техника достаточно надежна. Но владеть такими машинами, соблюдая все регламенты производителя, могут единичные компании, которым доступны запасные части по существенно сниженным ценам и которым нет нужды по каждой мелочи гонять автобус в официальный сервис. «Русский князь» попал в руки к тем, кто может себе позволить его содержание, и потому миллион километров для него не предел.Михаил Почукаев Фото Олега ПрохороваСказать, что проблем совсем нет – нельзя: где-то ржавеет, местами течетПневмоподвеска предоставляет больше комфорта и более надежнаРеактивные штанги – не расходники, но менять приходится частенько54 РЕЙС МАРТ  2012Следы коррозии на кузовных элементах есть, но найти их сложноЗа 6 лет поменяли только 2 тормозные камеры, с суппортами – дела похуже