30
31
32
34
36
38
40
42
44
45
автомобилиСредний тоннажплоды КООПЕРАЦИИПри разработке среднетоннажного Volvo FL шведы применили довольно редкий в своей практике подход к конструкции грузовика. На основе модели Volvo FLL 4x2 RD16A знакомимся со всей гаммой этих автомобилей30 РЕЙС март  2012 Volvo FL Компания Volvo Trucks один из неизменных лидеров по продажам грузовиков-иномарок в России, причем одинаково успешно реализуются как новые автомобили, так и подержанные. Понятно, что традиционно самый большой спрос у наших перевозчиков на магистральные Volvo FH и FM, а также на грузовики строительного назначения. И это не только пристрастие транспортников в какой-либо стране, фактически это отражает и общую стратегию производства шведской компании – более 90 процентов занимают грузовики полной массой свыше 16 тонн. Однако в последние годы, особенно в период кризиса, в связи с падением объемов международных и межрегиональных перевозок, в России наметился интерес к среднетоннажным моделям концерна – Volvo FL и Volvo FE. Кроме того, появились успешные российские производственные компании, совсем не обязательно с зарубежным капиталом, для которых эксплуатация грузовиковиномарок становится частью имиджа. И здесь уже без среднетоннажников Volvo Trucks как премиум-сегмента обойтись невозможно. Нынешнее семейство Volvo FL и  Volvo FE сравнительно молодое в гамме шведских грузовиков – стоит на конвейере с 2006 года, но являетсяприемником серий Volvo FL6 и относительно редко встречавшихся в России Volvo FL7, FL10, FL12. А вообще впервые среднетоннажники Volvo получили в обозначении буквы «FL» в середине 80-х. С тех пор менялась конструкция двигателей, шасси, но каркас кабины оставался прежним. Эволюция шла в режиме непрекращающегося рестайлинга. В машинах образца 2006  года изменений оказалось настолько много, что грузовикам Volvo FL правильнее было бы присвоить новое название или хотя бы номер, вспомнив о череде поколений. Так и получилось, только шведы все же оставили известное на  Западе имя FL, но дополнили семейство новой моделью более тяжелых грузовиков – Volvo FE. В 2006 году хорошим подарком конкурентам стал отказ Volvo Trucks от производства машин грузоподъемностью 3–5 тонн, то есть делать новое поколение Volvo FLC с четырехцилиндровыми моторами не стали. Поэтому серия Volvo FL начинается с  полной массы 12 тонн, при грузоподъемности от 7 до 11 тонн. Вся линейка FL поделена на три «весовые категории», самая легкая – «L», полной массой 12  – 16  тонн. Средняя носит обозначение «М», от английских слов «medial» или «medium», при той же полной массе оси вы-Для перевозчиков в России Volvo FL с самосвальной установкой дороговатВ Европе на FL часто устанавливают различные коммунальные надстройкиНиколай Мордовцев зам. главного редактораС таким шасси под цистерной – молоко не скиснет, вино не превратится в уксусБортовую платформу желательно дополнить гидроманипулятором 2012  март РЕЙС 31 автомобилиСредний тоннаж Наиболее востребованная версия Volvo FL: 16 тонн, 240 л. с., Евро-3, задняя пневмоподвеска, изотермический фургонФургон отечественный – производства Мосдизайнмаш, с импортными фурнитурой и грузоподъемным бортомдерживает большую нагрузку. Для более тяжелой работы предназначена категория «Н», «heavy duty» – у нее максимально возможная для серии FL полная масса – 18 тонн и соответствующие рама, ходовая и мосты. Эти буквы «плюсуют» к обозначению FL. Традиционной для всех поколений FL остается область применения: доставка товаров на склады, базы и в крупные магазины, работа на небольших стройках и в коммунальном хозяйстве городов. Поэтому наиболее распространены промтоварные и продовольственные фургоны, тентованные бортовые платформы, самосвальные установки, цистерны, мусоровозы, различные дорожные машины, достаточно мощные эвакуаторы. Вот только увеличить рентабельность перевозок и  добавить к FL прицеп или полуприцеп не получится – машине суждено быть одиночкой. И все же для более серьезной работы, в том числе и в составе автопоезда, предназначен Volvo FE, по своим характеристикам уже близкий к Volvo FM. Еще одна особенность Volvo FL  – эти автомобили делают вовсе не в  Швеции, а на бельгийском заводе Volvo Trucks в  Генте. Но отнюдь не этим объясняется применение ряда агрегатов, не свойственных «чистопородным» шведским грузовикам, или «глобализацией» – это результат многолетних партнерских отношений с крупнейшими производителями автоагрегатов, оптимизации затрат. Как говорится: ничего личного – только бизнес. Ныне в России32 РЕЙС март  2012часто говорят, что приобретая седельные тягачи Renault Premium или самосвалы Renault Kerax – перевозчик приобретает Volvo FM, но в особой, ближе к  бюджетной, комплектации. С Volvo  FL ситуация во многом схожая, эти грузовики почти что аналог Renault Midlum, но «француз» все же рожден на шесть лет раньше семейства Volvo FL/FE. Шведы, являясь с 2000 г. владельцами Renault V.I., долго присматривались к этим среднетоннажникам, а проводя стратегию унификации Renault с грузовиками Volvo Tracks, при запуске в производство своей машины, постарались максимально развести их по разным сегментам. В том числе и по цене. В России статистика продаж новых грузовиков Volvo FL выглядит следующим образом. Автомобили предыдущего поколения у нас продавали вплоть до 2007 года: 2002 – всего 28 а/м, в 2003 – 33, в 2004 – 67, в 2005  – уже 200, в 2006 – 267 и в  2007  году – 212  грузовиков. В то время один из самых масштабных контрактов на поставку Volvo FL был заключен с российскими представительствами компаний Coca-Cola и Pepsi-Cola, позже с одним из крупнейших ретейлеров  – с  «Дикси». В  2008  году было продано 119 Volvo FL нового поколения, в 2009 году только 16 автомобилей – сказался кризис, в 2010-м – 102 среднетоннажника. Осматривая автомобили  Volvo FLL  4x2RD16A – приобретенные московской компанией «Восток – Запад», разберемся со всей гаммой этих шведских грузовиков.Водителю не проблема разобраться с несколькими кнопками «гидролопаты»Volvo FL самый легкий грузовик у шведов, но тормоза – с пневмоприводом автомобилиСредний тоннаж Технические характеристикиМодель шасси Длина, мм (при базе 3800 мм) Ширина, мм (кабина) Высота,мм Полная масса, кг Масса шасси, кг Макс. длина кузова, мм Макс. скорость, км/ч (с ограничителем) Двигатель/рабочий объем, л Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Коробка передач Сцепление Замедлитель Ведущий мост Топливный бак, л VolvoFLL 4x2RD16A 7426 2282 2765 16 000 4466 5160 90 Volvo D7E/ 7,2 л 240 при 2300 920 при 1200 – 1800 6-ступенчатая однодисковое, диафрагменное, диаметром 395 мм заслонка на выпуске с одинарной гипоидной передачей 200 подвеска спереди рессорная, сзади – пневматическая, тормоза дисковые с пневмоприводом, ABS, шины 285/70R19,5 106 000Ходовая частьДля Volvo FL/FE моторы делает известная немецкая компания DeutzЦена евро, с НДС (с изотермическим фургоном)ДвигательНа автомобилях обоих семейств Volvo FL/FE установлен один и тот же шестицилиндровый двигатель объемом 7,2  л, первоначально это был Volvo D7E. Только не надо путать эти моторы с рядными «шестерками» Volvo D7А середины 90-х, с поршневой размером 104,77 мм! Это совсем другие моторы. Для Volvo FL с начала использовали только две, самые «слабые» настройки мощности: 240 и 280 л. с. при 2300  об/мин, с  крутящим моментом в  920 и  1050 Н.м при 1200–1800  об/ мин, но для Volvo FE применялся и  320-сильный вариант мотора с моментом в  1200  Н.м. Те  грузовики Volvo FL/FE, которые поставляются сегодня в Россию в исполненнии Евро-5, оснащаются дизелем Volvo D7F с другими настройками: 240, 260 и 290 л. с., с моментом 940, 1010, 1070 при 1200– 1800  об/мин. На  Volvo  FE устанавливают более мощные двигатели в  300и 340 л. с., с моментом 1160 и 1300 Н.м при 1200-1700  об/мин. При  этом известный по бюджетнику Volvo FM9 «Регион» 9-литровый дизель D9A мощностью 380 л. с. на целых 220 кг тяжелее D7E, который весит 645 кг. Благодаря этому уменьшается снаряженная масса грузовиков, и семейство D7 даже легче прежних «литровых» «шестерок» Volvo FL. Между тем эти дизели вовсе не шведские и даже не с завода моторов Renault Trucks близ Лиона, как 11-литровые D11A, устанавливаемые на Volvo FM. Это немецкие двигатели известной компании Deutz. Для большинства наших перевозчиков Deutz ассоциируется с двигателями воздушного охлаждения БАМовских Magirus, а еще это моторы Горьковского автозавода начала 90-х ГАЗ-5441 и ГАЗ-542.10, «клоны» Deutz BF4L913Т/ BF6L913Т, рядные «четверки» и «шестерки». Шведы сотруд-У мотора объемом 7,2 литра диапазон мощности от 240 до 340 «лошадей»Воздушный фильтр повредить сложно – стоит высоко, снимать удобно34 РЕЙС март  2012Компрессор работает на «холодильник» изотермического фургонаС правой стороны стоят блок управления двигателем и масляные фильтры автомобилиСредний тоннаж Запаска подвешена в базе, с левой стороны. Посадка шины 19,5 дюймаТопливный бак пластмассовый, на 200 литров соляркиАккумуляторы достаточно мощные, зимой проблем с запуском дизеля нетничают с Deutz с конца 80-х годов, когда казалось, что все немецкое было немецким, а не китайским, шведское – шведским, а произведенное в Гондурасе – только гондурасским. Однако уже тогда шестицилиндровые двигатели D6B с рабочим объемом 5,5 л, мощностью от 180 до 250 л. с. для Volvo FL делал именно Deutz. Причем не только для грузовиков, но и «помогал» Volvo Penta выпускать моторы для морских и речных судов. Шведы владеют 10-процентным пакетом акций немецкой моторостроительной компании, не мудрено, что дизели Volvo D7 тоже сделаны под Кельном. Будь дизели Deutz плохими – не было бы этого многолетнего сотрудничества. И на обновленный в 2006 году Renault Midlum не поставили бы аналог Volvo D7E – dXi5 и dXi7, сняв с производства неплохие французские «литровые» dCi4 и dCi6. Маркировка моторов Volvo D7E у немцев – Deutz TCD 2013 L04 (или L06) 4V. Разницу между ними увидит только специалист. Это если не обращать внимания на соответствующие надписи на клапанных крышках, а также на то, что у Volvo традиционный цвет окраски двигателя – синий, у Renault –черный, а у Deutz – серый. Для России такая унификация – большой плюс. Размерность моторов серии D7 – 108 х 130 мм. Из особенностей конструкции: чугунный блок с мокрыми гильзами – удобны в ремонте, общая для всех цилиндров четырехклапанная головка блока, нижний распредвал, шестерни ГРМ заднего расположения – там же размещены ТНВД и пневматический компрессор, интеркулер и турбонаддув. Вентилятор системы охлаждения установлен на шкиве коленвала, а чтобы он без толку не гонял воздух, его оснастили вязкостной муфтой. Радиатор по нынешним меркам высокий и узкий – 800 х 560 мм, но при этом мотор в московских пробках не перегревается и от земли до нижнего бачка есть вполне солидные 380 мм. Причем повредить радиатор сложно, он находится выше, чем противоподкатный брус, установленный за бампером. Помимо рабочей тормозной системы есть, еще и замедлитель, берегущий тормозные колодки – это заслонка с электронно-пневматическим управлением, которая установлена на выхлопном канале турбокомпрессора. Она перекрываетМНЕНИЕ Константин Лаврентьев Начальник транспортного отдела группы компаний «ВостокЗапад» Москва – Автопарк в нашей компании занимается доставкой продуктов питания в отели, рестораны, в кондитерские производства. Маршруты перевозок: Москва, область и близлежащие области, среднесуточный пробег около 240 км. У нас около 80 грузовиков: 30 а/м Nissan CabStar, 10 а/м Hyundai Porter, Hyundai HD72/HD78, а кроме того, есть 10 а/м Volvo FL, два Volvo FE. Первые автомобили Volvo приобрели два года назад, сейчас у них пробег около 90 тысяч км. Специально брали машины с увеличенной грузоподъемностью – с полной массой 16 тонн и с пневмоподвеской, в фургон входит 9 европалет. Серьезных поломок за это время не было, только меняем «расходники», собственной технической службы у нас нет – ТО проходим у дилеров Volvo. Машинами довольны, водителям нравятся эффективные тормоза, комфортабельные кабины с хорошим обзором. Расход топлива составляет 25–27 л/100 км, с учетом работы рефрижераторной установки.При замене модели штампы и технологии на кабину старой Volvo FL шведы продали китайской компании HOWO36 РЕЙС март  2012От дороги до нижнего бачка радиатора – 380 мм, причем он находится выше, чем противоподкатный брус бампера автомобилиСредний тоннаж Цены оригинальных запчастей*Позиция Фильтр воздушный (комплект) Фильтр масляный (комплект) Поршневые кольца Поршневая группа Прокладка ГБЦ Головка блока цилиндров Вкладыши шатунные (комплект) Вкладыши коренные (комплект) Полный к-т прокладок на двигатель Форсунка Common Rail Топливный насос Common Rail Водяной насос Клапан впускной Клапан выпускной Турбокомпрессор в сборе Глушитель Стартер Генератор Термостат Сцепление в сборе Ведомый диск сцепления Выжимной подшипник сцепления Коробка передач в сборе Комплект синхронизаторов 71 649 коробки передач Тормозной диск (передний/задний) н/д Тормозные колодки (передние/ н/д задние), комплект на одно колесо Подшипники передней ступицы 14 841 Подшипники задней ступицы 3330 Насос гидроусилителя руля 29 800 Рулевой механизм в сборе н/д Рессора передняя 35 647 Рессора задняя 49 792 Ремкомплект шкворневого узла н/д Амортизатор 8036 Стекло ветровое 11 395 Фара в сборе 17 535 Указатель поворотов 1209 Фонарь задний 3700 * Цены предоставлены ЗАО « Вольво Восток» без учета скидок и спецакций на оригинальные запчасти Volvo в «Вольво Трак Центрах» и фирменных СТО компании Цена с НДС, рублей 5137 953 5629 18 676 6773 190 551 1619 1732 10 594 41 328 н/д 23 044 2207 1913 62 218 31 836 52 153 33 810 6277 36 559 26 623 11 660 490 860Коробка передач тоже немецкой компании ZF, но эти шестиступенчатые КП делают в Венгрии, на заводе, когда-то выпускавшем агрегаты для Ikarusпоток газов в системе выпуска, создавая при этом противодавление на холостом ходу. Одновременно с заслонкой меняется работа выпускных клапанов – специальный толкатель давит на коромысло, которое открывает клапан на подходе поршня к ВМТ. Сжатый воздух перепускается в систему выпуска, и двигатель начинает работать как компрессор. Мощность такого замедлителя составляет 188 кВт. А еще заслонка на выхлопе помогает мотору быстрее прогреваться в морозы. Двигатели D7E оказались первыми дизелями на грузовиках Volvo, оснащенных топливной системой Common rail. И по сей день это пока первый случай, когда шведы отказались от насосфорсунок с электронным управлением. Благодаря высокому давлению распыла топлива моторы семейства D7 оказались довольно экономичными, а технология SCR, то есть впрыскв отработавшие газы реагента AdBlue, позволила легко уложиться в нормы Евро-4 и Евро-5. Напомним, что 18 грузовиков с Евро-4 по загрязненности выхлопов соответствуют одному с Евро-1. Но для России грузовики первоначально поставлялись в исполнении Евро-3, то есть без резервуара с синей крышкой. Интервал замены масла у Volvo FL в Европе может достигать 100 тыс. км, конечно, периодичность зависит от региона и характера эксплуатации автомобиля. Но в России межсервисный интервал составляет 37 тыс. км, что тоже очень неплохо, учитывая совсем не «сахарную» работу автомобилей в столице и ее окрестностях.ТрансмиссияОтносительно небольшие объемы производства семейства Volvo FL/FE заставляютУправление коробкой передач двумя тросами. Легкое и четкое переключение38 РЕЙС март  2012Десятишпилечные ступицы – для колес с шинами на 22,5 дюйма.Дисковые тормоза с пневмоприводом ставят на всех версиях Volvo FL автомобилиСредний тоннажЗадняя пневмоподвеска, двухбаллонная, на Z-образных полурессорахЗимой в пневмоподвеске у любого производителя грузовиков главное, чтобы не замерзали регуляторы давления воздуха в «подушках»шведов  оптимизировать затраты и на  агрегаты трансмиссии. Коробок передач для больших моторов тяжелых грузовиков у Volvo Trucks вполне достаточно, но в «малых формах» уже давно не работают. Здесь тоже не пришлось долго искать партнеров – устанавливают коробки производства ZF, которые делают на венгерском заводе компании. Раньше там выпускали коробки для автобусов Ikarus. Это шестиступенчатые КП серии EcoLite ZF 6S-1000 с диапазоном передаточных чисел от 6,72 до 0,79, но их агрегатируют только с  двигателями мощностью не более 280 л. с. В дополнение к шестиступенчатой коробке предлагают 9-ступенчатые КП семейства EcoMid: ZF 9S109 или ZF 9S1110 с диапазоном от 9,48 до 0,75. Здесь основная коробка сделана 4-ступенчатой, затем вдвое увеличивает передачи планетарный демультипликатор, а  самая низшая скорость – «черепа-ха». Рычаг переключения установлен на особой консоли панели приборов и  соединен с коробкой тросами – Volvo Trucks является приверженцем тросов. На самой коробке смонтирован пневмоусилитель Servoshift, тоже производства ZF, который позволяет существенно уменьшить усилие на рычаге при переключении передач. Благодаря  этому управление коробкой, оснащенной тросовым механизмом переключения, получается четким и легким. Сравнительно недавно на  Volvo  FL  начали устанавливать и  роботизированные механические коробки ZF As-Tronic, но, как это принято у всех европейских производителей, дали им свое название – Volvo I-Sync. Для работы с механическими коробками предназначено  однодисковое диафрагменное сцепление диаметром 395  мм или даже совсем «взрослое», как на тяжелых грузовиках, диаметром 430 миллиметров.Есть и вариант трансмиссии с классической ГМП другого, не менее известного производителя – Allison. На  Volvo FL устанавливают 6-диапазонный «автомат», на нем, кроме  полного отсутствия самого понятия  «сцепление», есть режим трансмиссионного  замедлителяретардера, в  который  переводится гидротрансформатор. Такие коробки существенно облегчают работу водителей в  крупных городах, при этом очень надежны, а благодаря «мелко нарубленным» передачам и  возможности блокировки на каждой из них гидротрасформатора – достаточно экономичны. И вне зависимости от  типа коробки, обязательно имеется возможность отбора мощности от КП  под гидронасосы надстроек, без  которых не  обойдется  ни  самосвал, ни  мусоровоз,  ни  одна  из  коммунальных машин.Передняя подвеска 16-тонного FL с однолистовой параболической рессорой40 РЕЙС март  2012Единый кронштейн для переднего ушка рессоры, ГУРа и крепления кабиныГУР тоже с шильдиком ZF – это крупнейший производитель в Европе автомобилиСредний тоннаж Весь этот «обвес» – морозостойкий, пластмассовый и ржаветь здесь нечемуСамый «низкорослый» Volvo FL все равно с двумя ступеньками на «лестнице»Рулевая колонка с механическим зажимом регулировочной цангиVolvo FL может быть только дву хосным а втомоби лем, причем  у  него  нет полноприводной модификации, даже колесная формула 6х2 недоступна. Трехосником в  семействе может  быть  только Volvo FЕ. В  конструкции  ведущих мостов нет  неожиданностей, есть все, что может  понадобиться  в  работе развозного  или  строительного грузовика: блокировка дифференциала, гипоидные главные передачи или  даже  двойные, с  планетарными  ступичными  редукторами.  Одних вариантов главных передач почти дюжина!ХодоваяТо, что у Volvo FL нет модификаций полной массой в 8,0 и 10,0 тонн, в первую очередь сказывается на конструкции рамы, подвески, осей. Здесь нет шестишпилечных ступиц и колесных дисков с посадкой на 17,5 дюймов. Зато рама с постоянной высотой лонжеронов по всей длине позволяет обеспечить для Volvo FL 15 вариантов длины колесной базы: от 3070 (у «ГАЗели» база – 2900 мм) до 6800 мм. Судя по спецификациям есть две высоты профиля лонжеронов: 220 мм для «весовых категорий» Light и Medium, и 244 мм для НeavyУ Volvo FL 15 вариантов длины колесной базы: от 3070 до 6800 ммРычаг переключения передач и кран стояночного тормоза установлены почти на самой панели приборов42 РЕЙС март  2012Крыша низкая, другой у Volvo FL нет, но под потолком нашлось место для тахографа и двух небольших полок автомобилиСредний тоннаж систему курсовой стабилизации ESP, необходимую при прохождении опасных поворотов и на скользких дорогах. Иной раз ошибка водителя может запросто уложить грузовик в кювет, искорежить его, испортить груз, а так – есть электронный помощник, готовый и двигатель придушить на повороте, и  притормозить нужные колеса. Совсем недавно ESP ставили только на флагманские седельные тягачи Volvo FH, а теперь монтируют даже на шасси FL для мусоровозов и бетоносмесителей. Сложнее правильно заполнить путевую документацию, чем управлять таким премиум-грузовиком. При трех основных вариантах исполнения шасси, у Volvo FL есть только два размера посадки шин. Версии «L» и «M» обуты в 19,5-дюймовую резину, более тяжелая Нeavy duty имеет посадку на 22,5 дюйма. Вариантов ширины шин – тоже в избытке. На  16-тонном Volvo FL, приобретенном компанией «Восток-Запад», стоят шины 285/70R-19,5. Это обеспечивает высокий клиренс и осевую нагрузку в 5800 и 10 900 кг.Облицовка полностью пластмассовая, «подпружинена» газовыми упорамиУдобный ящик на тоннель двигателя заказывать придется отдельноduty. Однако на грузовике компании «Восток-Запад» высота рамы оказалась третьего размера – 230 мм, с  полкой в 70 мм. Толщина профиля зависит от колесной базы, осевой нагрузки, типа подвески и грузоподъемности: 6  или 7 мм. Подвеска на Volvo FL может быть различной: полностью рессорной на обоих осях, с малолистовыми параболическими рессорами, полностью пневматической, а также комбинированной – с рессорами впереди, а сзади – на полурессорах с двумя пневмобаллонами. Диапазон регулировки – 175 мм, можно опустить заднюю часть грузовика на 70 мм или поднять на 105 мм. Понятно, что в таком исполнении подвеска находит применение на раз-личных фургонах или тентованных платформах под перевозку «нежного» груза, и российские перевозчики все чаще приобретают среднетоннажники с задней пневмоподвеской. И на всех версиях Volvo FL обязательно на обоих осях устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости. Тормоза – с пневмоприводом, с  электронным управлением EBS, с  ABS, с антипробуксовочной системой TCS и другими дополнительными функциями, такими, как система Hill Start Assistence, помогающая водителю при трогании с места автомобиля, стоящего на подъеме. Причем механизмы только дисковые вентилируемые – даже для самосвалов. Можно заказатьКабинаЕще один пример оптимизации затрат в масштабах одного концерна – кабина Volvo FL. Ее тоже делают не в Швеции, такой узкой кабины (внешняя ширина по крыльям – 2100 мм) в современной программе Volvo Trucks нет. Здесь опять выручили французы, причем не в первый раз. Еще в середине 70-х четырьмя европейскими компаниямипроизводителями грузовиков (DAF, Magirus-Deutz, Volvo и Saviem, которая вскоре отошла к Renault V.I.) былаГрузовик с удлиненной кабиной примерно на 500 евро дороже. Зато может быть установлена спальная полка44 РЕЙС март  2012Двухрядные кабины с одинаковыми дверьми и их проемами, оказывается, делают не только в России Volvo FL разработана унифицированная кабина Club. Поэтому нынешний альянс – повторение пройденного, дежавю, но на новом уровне. Выпуском кабины для семейства Volvo FL/FЕ занимается Renault Trucks на своем заводе (бывшем Saviem) в Нормандии, в городе Бленвилль. Это практически аналог кабин Renault Premium Distribution и Renault Midlum, многие панели, стекла – взаимозаменяемы. Кроме Volvo и Renault, эти кабины применяет DAF на среднетоннажном LF. А это еще и заокеанские версии голландских грузовиков: в США Peterbilt 270, в Мексике – Kenworth 45. У Volvo в Новом Свете тоже есть свои заводы – в Бразилии делают Volvo VM с этой кабиной, а  у  Renault Trucks – Mack Freedom. А еще надо помнить о грузовиках финской Sisu, на них тоже применяли кабину Renault Premium. Да что там разные финны-голландцы, даже украинский КрАЗ теперь пытается работать с этой кабиной. Вот это – масштаб! Внутренняя ширина кабины Volvo FL – 195 см, а если по стеклам дверей – 201 см, и есть три варианта длины. Две основные кабины: дневная короткая, длиной 1600 мм, вторая – Global у Renault Trucks, она же Comfort cab у Volvo FL, двухметровой длины, со спальником. В ней полка раскладывается при откинутых вперед спинках сидений, и пусть матрац и не столь широк, как на Volvo FH, все же переночевать можно. Эта кабина дороже примерно на 500 евро. Третий вариант редкий для России: двухрядная, четырехдверная Crew cab для различных коммунальных служб, полиции, пожарной охраны. Она уже почти трехметровой длины и сделана на основе дневной кабины, рассчитана на 6-7 мест. Высота крыши у всех кабин – одинаковая, чуть выше верхней кромки двери, внутри от пола до потолка – 164 см. Немудрено, что образовавшуюся солидную ступеньку между крышей кабины и крышей тента или фургона приходится закрывать обтекателем, но можно смонтировать и рефрижераторную установку. Пол находится на высоте 105 см от уровня земли, ступенек две и размещены они довольно удобно. Сподручнее всего пользоваться только левым поручнем, закрепленным на панели приборов, одного его уже вполне достаточно. Рулевая колонка у того Volvo FL из компании «Восток-Запад» с регулировкой только по углу наклона с механической цангой, но без коррекции высоты. Однако, как опция, «баранка» может быть и с пневмофиксатором. Водительское сидение на пневмоподвеске, опять-таки, как опция, такой уровень комфорта возможен и для пассажира. Причем на подвеске сидений в Volvo FL лучше не экономить – кабина закреплена только на резиновых демпферах. Впереди – два огромных сайлентблока, а сзади две «гантелеобразные» конструкции, с примерно такими же демпферами, как на подвеске силового агрегата на ВАЗ-2108. Пружин и амортизаторов нет, с одной стороны – такая подвеска не в состоянии в полной мере сглаживать огрехи наших дорожников, но с другой – бережет рессоры, ведь водитель более адекватно воспринимает неровности российских дорог. Обивка внутренних панелей кабины выполнена из достаточно добротных и легко моющихся материалов. Комбинация приборов схожа с применяемой на Volvo FH/FM и может быть дополнена дисплеем. На тоннеле двигателя и на полу лежит толстый слой мягкой синтетической шумоизоляции. Нынешние морозы показали, что машина достаточно теплая, с хорошей печкой, но, чтобы без толку не жечь солярку на стоянках, можно заказать «сухую» автономку. Интересно, что первоначально у кабины для Volvo FL, в сравнении с той же самой кабиной для DAF и Renault, по требованию шведов (как они говорят) был изменен каркас стоек лобового стекла и лонжероны основания пола. Их усилили, сделали прочнее. Прошло уже шесть лет после премьеры Volvo FL/ FЕ, и под этот стандарт наверняка подогнали кабины партнеров-конкурентов, но тогда шведы опередили их. В коррозионной стойкости лакокрасочного покрытия универсальной кабины можно убедиться, не только пристально разглядывая подвернувшийся подержанный грузовик Volvo FL/FЕ, но и тот же DAF LF или Renault Midlum. Так полнее статистическая выборка. На  шести-семилетних грузовиках,  эксплуатировашихся в России, следов ржавчины не видно. В том заслуга гальванической оцинковки сваренной  кабины, а затем катафорезного грунтования перед покраской и  применения  качественных грунтов, эмалей, мастик.Фото Михаила Ахматова 2012  март РЕЙС 45Блок предохранителей и реле спрятан в панели со стороны пассажираВ подвеске кабины – только резиновые упругие элементы, но есть гидрозамкиДве такие «гантели» с демпферами и есть задние точки крепления кабиныТросы управления коробкой выведены под переднюю панель кабины