14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
ГЛАВНАЯ ТЕМАВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬБАШ НА БАШВыбор запчастей и их производителя –проблема острая, особенно для коммерческого автомобиля-иномарки. Дорогое этодело, потому и ищут детали подешевле, но нев ущерб ресурсу. Установкой импортных деталей на отечественные автомобили стараютсяповысить надежность. Разберемся, существует ли взаимозаменяемость и унификациясреди различных марок и моделей,можно ли на этом сэкономитьНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВзам. главного редактораИзвестно, что взаимоза мен яемостьиунифика цияв ма шиностроении позволяют уменьшитьстоимость продукции, ускорить проектирование новыхизделий, сделать их доступными по цене, упроститьремонт, который неизбежнопотребуется в эксплуатации. Считается, что первыми взаимозаменяемостьи унификацию применили англичане в конце 18-говека – при строительствекораблей парусного флотапонадобилось резко увеличить количество выпускаемых шкивов для снастейфрегатов. В России аналогичные изменения тоже шлиблагодаря армии и флоту, ноначались они несколько позже, чем у англичан, которыедавно перестали чистить ружья кирпичом... В лучшихтрадициях взаимозаменяе14РЕЙС ИЮЛЬ 2012мости сделан автомат Калашникова – подразделениене потеряет боеготовности,если молодые бойцы перепутают затворные рамы илисами затворы, другие деталиразных «стволов». В СССРв 30-х годах курс на взаимозаменяемость и унификацию позволил успешно провести индустриализацию,создать и автомобильную промышленность. Уже тогдавсе координировалось на правительственном уровне. Еще20 лет назад на большинстве советскихроссийских автомобилей применяласьодна и та же фараФГ-140, один генераторГ-250, стартер СТ-230 и такдалее. Причем все было сделано достаточно надежно,стоило недорого, было удобно в ремонте. В 90-х годах в России появились грузовики и автобусыиностранных производителей – сразу возникли проблемы в их снабжении расходниками и запчастями.Только дилетанты думают,что иномарки не ломаются.Конечно, ситуация с запчастями за это время изменилась к лучшему, но и по сейдень перевозчику полезнознать, что общего на различных моделях автомобилей одной марки или дажеу разных производителей.Кроме того, на российскомрынке запчастей к коммерческим автомобилям работают и альтернативныепроизводители, которыхчасто незаслуженно путаютс производителями контрафактной продукции. Междутем и раньше, и тем болеесейчас – в эпоху глобализации, в период появления ещебольшего количества транснациональных компаний,ни один автопроизводитель уже давно не делает всеузлы, детали и агрегаты сам.ИНФОРМАЦИЯВзаимозаменяемость– свойство одинаковых деталей, узловили агрегатов машин,механизмов, аппаратовили других конструкций,позволяющее производить сборку или заменятьих без предварительнойподгонки. (Большой энциклопедический словарь //издательство «Советскаяэнциклопедия», 1991 г.)Унификация (от латинского unus– один),приведение чеголибо к единой системе,форме, единообразию.В технике под унификацией принимают приведение различных видовпродукции и средств еепроизводства к наименьшему числу типоразмеров, марок, свойств, и т. п.Один из методов стандартизации. (Большой энциклопедический словарь //издательство «Советскаяэнциклопедия», 1991г.)Это экономически невыгодно. Все размещают заказына специализированныхпредприятиях с отличнойрепутацией, способных выпускать продукцию требуемого качества. Причемподразделения этих компаний теперь уже размещеныне только в Европе, СШАи Японии, а по всему миру,в том числе Китае, Индии,Турции. Часто с одногои того же завода поставляются детали и на конвейеравтозавода, и на вторичныйрынок – в виде запчастей,но маркировки у них могутбыть разные. Это одно изтребований автопроизводителей, но они говоритьоб этом не любят. К примеру, вот как ответили на нашзапрос специалисты однойиз старейших европейскихкомпаний, которая издавнаприменяет принцип унификации и взаимозаменяемости: «Мы предлагаем оригинальные детали премиумкачества и постоянно совершенствуем наши технологические процессы, чтобыпредлагать наши продуктыпо конкурентоспособнойцене. Мы не располагаеминформацией о сквознойвзаимозаменяемости междумоделями и поставщикамидеталей, так как идет постоянная работа над гармонизацией цен и улучшением качества». Согласитесь,суперобтекаемый ответ наболее чем конкретные вопросы, значительная частькоторых возникает и у клиентов этой компании…Между тем именно у грузовиков и автобусов особенно много унифицированныхдеталей, в легковом автопроме их гораздо меньше,хотя и там существует понятие «общая платформа».Унифицированы не тольколампочки, аккумуляторы,диаметр различных патрубков двигателя,присоединительныеразмеры тормозныхМНЕНИЕАЛЕКСАНДРЖИЛИНгенеральныйдиректор ООО«ТракАвтоПарт»Москва– Наша компания занимается поставкойи продажей запчастей к грузовымавтомобилям и автобусам. Мы стараемся сотрудничатьтолько с фирмами,изготавливающимикомплектующиедля сборочногоконвейера автопроизводителей. Прощевсего работать соспециализированными компаниями,которые не имеютсвоего автосборочного производства:с моторостроительными Deutz,Cummins, Perkins,с производителямикомплектующихKolbensсhmidt,Mahle, Federal Mogul,с лидером в производстве агрегатовтрансмиссиии деталей подвескиZF, с его дочерними компаниямиSachs и Lemforder.Практически навсех европейскихпроизводителейкоммерческих автомобилей работаюттри основных компании, специализирующиеся на производстве компонентовдвигателей. ЭтоKolbensсhmidt, Mahleи Federal Mogul с еедочерней компаниейNural. На оригинальных поршнях,снятых с двигателя,по каталожномуномеру определяется производительпоршневой группы.Однако отличияесть. К примеру,у родных поршнейдля двигателейMercedes OM 501/OM 541, в соответствии с заказом дляKolbensсhmidt, нетбронзовых втулокв бобышках, а длявторичного рынка ихустанавливают. Приэтом понятно, чтобронзовые втулкиувеличивают ресурсэтого сопряжения.А Mahle выпускаетдля моторногопроизводства Volvoи Scania составныепоршни, но на вторичный рынок к этимже моторам идутцельноалюминиевые. Причем работают без ущерба дляресурса. В Европеесть заводы, которые занимаютсяотливкой гильз, нона вторичный рынокони не идут. Дляэтого сегмента развернуто массовоепроизводство гильзпо всему миру, нопод жестким контролем, иначе гильзане стоила бы 1000рублей.В последнее время в России требования перевозчиковк качеству запчастей очень выросли.Там, где ремонтомгрузовиков и автобусов занимаютсяпрофессионально,требуют, к примеру,поставки деталей,сделанных в Европеили Америке дажедля моторовCummins китайского производства.Хотя это просто невсегда возможно.Мы совершеннослучайно узнали,что двигатели DAFPaccar, IVECO Tectorи Cummins ISBe сделаны на одной платформе, фактическиэто один мотор,но надо уточнятьномера деталейпо классификацииCummins. В работес Cummins не всегдаустраивают срокипоставки деталей:от 4 до 16 недель,а ведь из Европыдетали доставляютза месяц, еслидоставка заказаоформлена черезавиапочту – ещебыстрее. Самая оперативная доставка– у DHL, но не каждому перевозчику этопо карману.Кабины Renault Premium и Midlum теперь ставят и на КрАЗ,а кроме того, на Volvo FL/FE и DAF LF2012 ИЮЛЬРЕЙС15 ГЛАВНАЯ ТЕМАВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬЧелнинская компания Rostar выпускает реактивные штанги и рулевые тягишлангов и многое другое.На грузовиках полной массой свыше 14-16 тонн, внезависимости от того, где онисделаны – в Европе, Америке, в Японии или Китае,одинаков размер крепления10-шпилечных колесныхдисков. При этом диаметрпосадки шины может быть19,5; 20, 22,5 или 24 дюйма.Наиболее часто применяемые диски «на 22,5» имеютширину 8,25 или 9,0 дюймов, под шины шириной 295и 315 миллиметров. Колесные диски не делает ни одиниз автопроизводителей – занимаются этим делом с десяток специализированныхфирм. Есть унифицированный размер для крепленияколеса – есть и возможностьустановки унифицированных тормозных барабанов,Даже к древней Scania можно найтиродные приборы производства VDOколесных шпилек и гаек.А они бывает существенноотличаются в цене у разныхавтомобилей. Кроме того,еще в начале 90-х нашиперевозчики заметили, чтона ступицы туристическихавтобусов Ikarus взаменсегментных дисков, которые со временем начиналижевать борт шины и теряли«округлость», легко устанавливаются диски грузовиковиномарок. И крепление колес было гораздо проще, чемс родными переходникамипауками.Еще один аспект – разныецены на одинаковую продукцию в разных странах.Российские перевозчики,работающие за границей,неспроста предпочитают обслуживать и ремонтироватьподвижной состав именноВ начале 90-х в Минске для Ikarusадаптировали дизель ММЗ-260там: все обходится дешевле. Даже при приобретениизапчастей в свободных экономических зонах, к примеру, в Калининградскоманклаве, в сравнении с центральной Россией разница вцене весьма существенная.Дело не только в льготной«растаможке» – дилеры завышают цены на запчасти.Судя по всему, с вступлением России в ВТО, с ростомколичества дилеров, ростомконкуренции между ними,с развитием фирменнойсервисной сети цены на запчасти должны уменьшаться. Но когда это будет… Агрузовик или автобус надоремонтировать уже сегодняили в лучшем случае – завтра. Поэтому в том нет ничего удивительного, что едвазаканчивается срок гаран-тии или лизинга, как перевозчики начинают искатьальтернативных производителей качественных запчастей. И причем не толькороссийские перевозчики, нои их европейские коллеги,ведь все серьезные производители присутствуют и назападном рынке, не стесняются там говорить о поставках своих комплектующихна конвейер ведущих мировых автопроизводителей.Если бы что-то было не так,их бы давно засудили...Брендом по брендуВ карточной игре козырная шестерка бьет короляи туза других мастей. Среди современных производителей автокомпонентовесть сравнительно молодыефирмы, которые, между тем,КАТАЛОЖНЫЕ НОМЕРАПУ КАМАЗа турбины CZ – чешские,американские Schwitzer или свои ТКР-7Рядный ТНВД Bosch теперь ужепрописался и на дизелях КАМАЗ16РЕЙС ИЮЛЬ 2012ри подборезапчастейнадо знатьVIN-код автомобиля и каталожныеномера требуемых деталей.Даже «разборки»,специализирующиеся на продажеб/у-запчастей,и то теперь ужеуказывают номерпо каталогу, но этоесли только объявления даются в Интернете. Выглядитэто так: «РазборкаMAN, продаю81508030057 –диск тормозной,81508206022 –колодки,81467116711/85 –тяга поперечнаярулевая». В России(понятно, что всеначиналось современ СССР) тожедействует системакаталогов, всеномера жесткорегламентированы. Допустим,51-2201010 – валкарданный в сборе автомобиляветерана ГАЗ-51.Для КАМАЗакардан тожебудет носитьномер 2201010,но впереди будетиндекс 5320 иликакой другоймодели. Маркировка деталейдвигателя начинается с цифры 100,сцепление – 160,задний мост – 240,подвеска 290 или291. И так далее.Причем в каталогах, если естьунификация и этадеталь серьезноне изменялась,указан номерпервоначальноймодели автомобиля, на который онаустанавливалась.Листая каталог,допустим поГАЗ-3102 «Волга»,можно наткнуть-ся на номера,начинающиесяс цифр 11, 20, 21Р,24, 69. На КАМАЗесальник водяногонасоса носилмаркировку 21011307013, то естьстоял жигулевский, от «копейки».Таким образом,совершенно четкопрослеживаетсяпреемственностьдеталей. Вопросв том, что далеконе на все автомобили, находящиеся в эксплуатациив России, можнонайти каталоги руководство поремонту… Специалисты говорят, что разные коробки ZF родная мамане отличит. Надо смотреть на кулису и передаточные числауже занимают лидирующиепозиции. К примеру, японская компания, производитель поршневых колец NPR(Nippon Piston Rings), или,как она сейчас называется,NPR of Europe, существуетс 70-х годов, но уже давнопоставляет свою продукцию многим двигателестроительным компаниям,в том числе и на конвейерMercedes-Benz, которыйславится очень жесткимитребованиями к поставщикам. У нас кольца NPRограниченно идут толькона конвейер ЗМЗ, но в видезапчастей их можно купитьхоть к КАМАЗу, хоть к дизелям ММЗ.Однако большинствопроизводителей комплектующих гораздо старше и ведут свою историю чуть ли нес начала 20 века, а то и с болееранних времен. К примеру,корпорация Federal Mogul,крупнейший поставщик деталей поршневой группы,основана в 1899 году. Концерн Kolbenschmidt-PierburgAG – один из крупнейшихв мире производителей деталей двигателей, в его составвходят несколько подразделений: Pierburg – изготавливает топливную аппаратуру, KS-Kolben – поршнии кольца, KS-Gleitlager – подшипники скольжения, KSAluminium – отливки корпусных деталей. Концернпоставляет свои детали наконвейеры большинствапроизводителей легковыхавтомобилей, а для ком-мерческого транспорта – наCitroen, Daewoo, DAF, Deutz,FIAT, Ford, Hyundai, IVECO,M A N,M e rc e d e s-B e n z ,Mitsubishi, MWM, Peugeot,Renault Trucks, Scania,Volkswagen, Volvo. Делаюткомплекты поршневой дляIkarus (напомним, это мотор RABA-MAN), КАМАЗов,двигателей ЗМЗ. КонкурентKolbenschmidt – концернMahle GmbH, который тожезанимается производствомпоршней, гильз цилиндров,блоков, клапанов и другихдеталей. У него есть ряд дочерних компаний, которыенаходятся в Австрии – KonigKG GmbH, в США, Мексике, Бразилии, Испании –Mondial Piston, во Франциии Южной Корее. Известнаяфирма Knecht, производящая фильтры, тоже входитв состав Mahle. Интересно,что компанией Mahle сохранены все формы для отливки поршней, которыекогда-либо изготавливались фирмой, поэтому можно заказать любые поршни. В бизнесе производствакомплектующих работаюти другие не менее известныебренды. Компания BorgWarner BERU выпускает комплектующие и запчасти длясистем зажигания и электрооборудования, щеткистеклоочистителя, вязкостные муфты вентилятора системы охлаждения. ФирмаBTS специализируется натурбокомпрессорах,Covind – на деталяхдля кабин грузовыхРеклама2012 ИЮЛЬРЕЙС17 ГЛАВНАЯ ТЕМАавтомобилей, FEBI GmbHделает запчасти для двигателя, ходовой части и рулевого управления, тормознойсистемы, системы охлаждения, электрооборудование.KM Auto Technik выпускаеткомплекты и отдельные детали сцепления, запчастидля легковых и грузовых автомобилей, MIBA GleitlagerGmbH – вкладыши коленвала и другие подшипникискольжения для двигателейгрузовых автомобилей.Компания MVI MotorenteileGmbH – клапаны, направляющие клапанов, поршни,гильзы цилиндров и другиедетали моторной группы, ейпринадлежит торговая марка SM. ThyssenKrupp BilsteinSuspension – амортизаторыBilstein, которые у многихна слуху. У компании TMDFriction работают заводы на четырех континентах и производят миллионтормозных колодок в день.МНЕНИЕМАКСИМЛЕВИНСОНтехнический специалист компании«Скания-Русь»Москва– Компания Scaniaуже почти полвекашироко используетмодульный принципв своей производственной деятельности. Во многом этосвязано с тем, чтоона специализируется на грузовикахполной массой от16 тонн и выше.Причем модульныйпринцип относитсяне только к готовымдеталям и узлам, нои в большей степени – к заготовкам. Однако есть и различия.К примеру, сегодняScania имеет в производстве четыретопливных системыи два поколенияблоков цилиндровдвигателей, поэтомунеизбежны некоторые изменения.18ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬВсех производителей и неперечесть...На российском рынкетеперь уже работают представительства многих международных компаний –производителей запчастей,узлов и агрегатов. Найтиконтакты с ними достаточно просто через поисковые системы в Интернете.С этими производителямидавно сотрудничают серьезные поставщики запчастейв Россию, такие компаниикак «Европарт», «Унивекс»,«Механика» и другие фирмы. Многие запчасти, приобретенные у них, обходятсягораздо дешевле оригинальных, купленных у дилера,при этом практически неуступают им в качестве.В Челнах будут выпускатьи дисковые тормозаДля коробок ZF родноесцепление Sachs MFZ 430Пыльники суппортов должны быть качественнымиУ Scania насос-форсункис электронным управлениемКолодки дисковых тормозовделает и фирма «Маркон»Выбираемроссийское?Еще одну возможность сэкономить дают наиболеепередовые российские про-В семействе двигателей, изготовленномна базе 12-литровогомотора с цилиндром127 мм, возможнысистемы питания PDE(электронноуправляемые насос-форсунки)и HPI (тоже насосфорсунки, но с большим давлением),Common Rail, а крометого, встречаютсяеще двигатели с механическими ТНВД.Общими для нихявляются прокладки,картер маховика,маховик, навесноеоборудование,клапана и их привод,за исключением распредвала. Традиционно применяемыена двигателяхScania раздельныеголовки цилиндровразные, посколькуотличаются размерыустановочных гнезддля разных типовфорсунок. Внутрисемейства имеются5-цилиндровые моторы объемом 9 литров,6-цилиндровыеРЕЙС ИЮЛЬ 2012В России могут порватьили сжечь любую коробку11-ти и 12-литровыеи двигатели V8объемом 16 литров.Если моторы имеютсистему питанияPDE – головки блокавзаимозаменяемы.Для рядных двигателей взаимозаменяемы и шатуны, но непоршни. На 12-литровых моторах и V8поршни составные,то есть с кованным изжаропрочной сталиднищем и бобышками пальца, с алюминиевой юбкой, а на11-литровых и на«пятерках» объемом9 литров – полностьюалюминиевые. У нихразличная высота,и если попытатьсяотремонтироватьмотор с деталями, несоответствующимизаводской документации, он работатьне будет. Но дажевнутри одной моделипоршни различаютсяв зависимости отмодификации. Приустановке поршней мощностныеи другие характеристики будут сильноотличаться от исходных. В 2009 годув компании Scaniaпроизошла сменапоколений блоковцилиндров, и этоповлекло за собой изменение гильз. Хотядиаметр цилиндраостался прежний, наружные размеры различаются, и взаимозаменяемости междуними нет. Кроме того,появилось новое семейство двигателейс диаметром цилиндра 130 мм. В неговходят моторы 9, 13и 16,4 л, которые также имеют некоторыеобщие детали с преж-ними и сходнуюунификацию внутрисемейства.Турбокомпрессоры различаютсяв зависимостиот модификациимоторов, и в случаенесоответствующей документацииустановки турбинывозможен либо недобор мощности, либоперегрев мотора.Производителемпоршней двигателейдля сборочногоконвейера Scaniaявляется компанияMahle, турбин – Garretи Holset.Большинствоавтомобилей Scaniaимеет однодисковоесцепление с диафрагменной пружинойи подшипникомвыключения оттяжного типа диаметром400 мм. На машинахс 6-ти и 8-цилиндровыми двигателямиустанавливаетсякомплект сцепленияК 432 модификации12-25. Диаметрдиска у них примерно430 мм. Втораяцифра в обозначениихарактеризует конструкцию демпферакрутильных колебаний ведомого диска.Хотя по внешним размерам они одинаковы,применение дискас несоответствующим демпферомможет вызватьрывки при троганииавтомобиля или преждевременное разрушение диска. Всекомплекты сцепленияизготавливаютизвестные производители – компанииSaсhs или Valeo, но потребованию Scaniaони полностью взаимозаменяемы, дажепоэлементно. То естьнет необходимостиподбирать весь комплект от одного производителя. Но приэтом сам комплектдолжен соответствовать мощности икрутящему моментудвигателя, назначению автомобиля, типу изводители запчастей. Запоследние десять лет онимногому научились, освоили новые технологии, существенно повысили качество,вся продукция сертифицирована. Причем здесьмы не говорим об успешноработающих челнинскихСП «КАМА ЦФ», «КАМАКамминз», «КАМА КноррБремзе», «КАМА ФедералМогул»... Ярославская компания «Маркон» выпускаетколодки дисковых тормозовпочти для 40 отечественныхи импортных марок коммерческих автомобилей и прицепов. Из других расходников – различные фильтры,которые выпускают многиенаши фирмы. У компанииRostar из Набережных Челнов сразу два направленияв деятельности: работа наконвейер «КАМАЗа» и навторичный рынок. Специализация Rostar – разработкаи производство автокомпои длине карданноговала, передаточнымчислам главной передачи.Коробки передачScania с 8-ю, 9-ю, 12ти и 14-ю передачамисегодня встречаютсядвух поколений – такназываемого «нулевого» и «пятого».Внутри каждогопоколения унифицированы планетарные редукторыдемультипликаторов,подшипники, синхронизаторы, корпусаи часть шестерен. Ноклапана управленияпереключениемрядов демультипликатора и ступенейделителя, а такжедатчики у них различны. На машинах«РR» серии могутвстречаться коробкиобоих поколений, нозаменять их нельзя.Дело в том, что наэтих машинах в блокиуправления заложенфайл, описывающийвесь автомобиль,в том числе и типнентов. Там делают многиедетали подвески не толькона все модели КАМАЗа,а также на МАЗ, «Урал»,автобусы ЛиАЗ и ПАЗ,но и для распространенныхв России иномарок. ДляDAF, IVECO, MAN, MercedesBenz, Renault Trucks, Scania,Volvo делают необслуживаемые реактивные штангизадней подвески, в том числеи V-образные, рулевые тягисо сменными наконечниками, причем к ним же выпускают и ремкомплекты. Тоесть, купив такую штангуили тягу, перевозчик получает практически вечнуюдеталь. Аналогичные деталивыпускают для китайскихHOWO, для американскихFreightliner изготавливаютсайлентблоки полурессоры,а для Isuzu – шарнир реактивной тяги. Всю номенклатуру производственной п рог ра м м ыRostar перечислить.коробки передач. Этиданные используются для управлениякоробкой передачи двигателем. Есликоробка не соответствует спецификации,на панели приборовбудут гореть лампынеисправностиразличных систем,а в некоторых сочетаниях не будутвключаться передачи.Карданные валы насамосвалах такжемогут быть двух поколений, отличающихсяспособом крепленияк коробке передачи мостам. Вилкипервого поколениякарданов не имеютфланцев, а второеоснащено фланцами с торцевымишлицами. Конструкция ведущих мостовтягачей практическине меняются уже20 лет, а на самосвалах в прошломгоду введены новыебортовые редукторы,полуоси и центральные передачи. В нихдетали взаимозаменяемы тольков комплекте. В подвеске самосваловв 2012 году внедреныусиленные детали,которые можно устанавливать на болееранние машины, нотолько комплектом.А на тягачах с 1998года изменений почтинет. Разница тольков высоте шасси.Для тягачей низкойи нормальной высотыразличаются полурессоры и пневмоподушки. А вот блокиуправления и датчикиодинаковые для всехмашин 4-й сериии всех машин «PR»серии соответственно,но для того чтобызаменить блок необходимо специальноеоборудование дляпрограммирования,которое есть толькоу дилеров. Это связано с тем, что блокуправления необходимо «познакомить» сдатчиками и конфигурацией автомобиля.Реклама2012 ИЮЛЬРЕЙС19 ГЛАВНАЯ ТЕМАУспешно применяются намногих иномарках и чусовские рессоры. Этот металлургический комбинатеще в середине 90-х начализготавливать рессоры длязарубежных грузовиков.Именно чусовские рессоры стоят на дакаровскихболидах КАМАЗ-Мастер.В Набережных Челнах работает дочернее предприятие германской компании«Леони Вайэринг Системс»,специализирующееся наизготовлении электропроводки. Его продукция идетна конвейер «КАМАЗа»,а также на калужский заводPeugeot-Citroen. Проводкаделается мирового уровнякачества, обжимка разъемовв фишках контролируетсяМНЕНИЕВЛАДИМИР ГУСЕВтехнический директоргруппы компаний«ЭКСИН», Москва– Наша компания существуетс 1997 года и специализируется на ремонте стартерови генераторов. Взаимозаменяемость в этих агрегатахсуществует, но не в том виде,как это было раньше. Одинаковые генераторы и стартерымогут изготавливать сразунесколько фирм: Bosch, Valeo,Denso, Hitachi, Mitsubishi. Ихизделия взаимозаменяемыв сборе. Среди генераторови стартеров этих производителей есть своя внутренняявзаимозаменяемость, ночасто бывает, что у каждоймодели генератора свойкорпус, который из-за одногоболта или крепежного ухане подойдет к другому генератору. Кроме того, у одногои того же производителя применяется не один-два диодных выпрямительных моста,а с дюжину. Если раньшеприменялся реле-регуляторнапряжения, смонтированный на щеточном узле, и навсем генераторе было тричетыре провода, то теперьнапряжение регулируетсячерез электронный блокуправления двигателем илиотдельный блок управлениягенератором. Напряжениерегулируется с учетом сезонаэксплуатации, температуры20РЕЙС ИЮЛЬ 2012ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬпо количеству жил, электрическому сопротивлениюда еще и на разрыв, есть ультразвуковая сварка двух жилв одну. Важнейшие соединения не только обжаты, нои пропаяны. Наладить здесьпроизводство жгутов проводки для калужских Volvoи Renault, питерской Scania– не проблема. Опять-таки,челнинское ОАО «Риат»,официальный дилер и партнер ОАО «КАМАЗ», нетолько очень серьезно модернизирует выпускаемыеавтозаводом грузовики, нои фактически создает новыеобразцы автомобильнойтехники. При этом «Риат»производит практическивсе детали оперения и экстерьера камазовской кабидвигателя, степени заряженности АКБ и т. п. На современных моторах встречаетсятакая неисправность: горитконтрольная лампочка нащитке приборов, но зарядкаесть. Все дело в окислившимся контакте провода, который идет на блок управления.На современных грузовикахи автобусах блок управленияможет вообще не давать«разрешение» на запускдвигателя при неисправномгенераторе, хотя мощностиАКБ будет достаточно,чтобы крутить стартер надальнейшую работу мотора.Даже замена обмоткивозбуждения в генератореможет потребовать внесенияопределенных корректировокв «мозги», поэтому послеремонта генератора почтинеизбежен визит на СТОавторизованного дилера. Норемонт стартера или генератора у нас все равно обойдется дешевле. Со стартерамитоже не все так просто, какраньше. Если у стартераобгонная муфта и приводнаяшестерня смонтированы наодном валу с якорем электродвигателя, то такой стартерне боится обратного удара,как это случается у дизелей,его дольше можно крутитьпри запуске. Стартер с планетарным редуктором меньшегабаритами, легче, у негохорошие пусковые обороты,но от обратного удара гнетвал якоря, разрушаютсяны из высококачественнойпластмассы. Поставить пластиковый капот или крыльявзамен поврежденных илисгнивших – суперактуально. Это видно уже потому,насколько часто попадаютсяна дорогах России «ГАЗели»с деталями аналогичногоизготовления. А еще надопомнить, что в столице автомобильного стекла, в нижегородском Бору, делаютстекла практически для любых автомобилей.Примеров много, ноо столь же успешной деятельности таких компаниймало кто знает. Однакос увеличением парка иномарок количество российскихфирм, специализирующихся на производстве каче-пластмассовые деталиредуктора. То есть поломкимогут быть разными, поэтомунет и готовых ремкомплектов.К каждому стартеру надоподходить индивидуально,тщательно дефектоватьдетали после разборки.Особых проблем с поставками запчастей сейчас нет.Для того же Bosch запчастимогут поставляться с его заводов в Китае, Бразилии илив Венгрии. Они существеннодешевле немецких, при этомдостаточно долговечны. Ценакак на отдельные детали, таки на стартер/генератор в сборе зависит от марки и моделиавтомобиля, и от того, какдавно его начали выпускать.Часто автопроизводителив течение двух-трех лет послепостановки автомобиля наконвейер запрещают изготавливать агрегаты длявторичного рынка, но потомпервыми их производствопочему-то осваивают китайцы. По соотношению цена/ресурс/качество производителей генераторов и стартеров, по нашему мнению,можно поставить так: напервом месте, безусловно,оригинальные изделия (Bosch,Valeo, Hitachi, Mitsubishi,Denso, Delco Remy), навтором – крупные брендовыепроизводители вторичногорынка: Unipoint ( вошел в корпорацию Bosch), Mobiletron,Ghibaudi, WAIGlobal (USA), натретьем – КИТАЙ.ственных альтернативныхзапчастей, будет только расти. Потому как выгодноеэто дело и перспективное.Скажи-ка, брат...Большинство современных дизелей, особенно длябольшегрузных автомобилей, конструктивно похожидруг на друга словно братья. В основном это рядные«шестерки» объемом от 10до 13 литров, со схожимихарактеристиками. Развечто у одного впускной коллектор находится с левойстороны, а у другого – с правой. Так же расположены идругие «мелочи». Кажется,объединились бы в какойнибудь «Первый моторныйинтернационал» и завали-Компания Rostar делает рулевые тягисо сменными наконечникамиДля «ГАЗелей» выпускают и нержавеющие пластмассовые капоты и крыльяУ Scania 4-й и 5-серии одинаковые,легкозаменяемые стекла фар ли все континенты однимрастиражированным дизелем. Насколько бы он стоил дешевле, и как была бысовершенна его конструкция... Да где уж там! Конкуренция в этом бизнесенастолько сильна, что дажепоршневые кольца у разныхпроизводителей, имеющихдиаметр, допустим, 120 мм,обязательно разной толщины. У Deutz толщина верхнего кольца 3,5 мм, у RenaultTrucks – 3,25 мм, а у нашегоКАМАЗа – 3,0 миллиметра. Берем диаметр 130 мм:у DAF – 3,16 мм, но потомсделали 4,0, у FIAT – 4,0, а уMercedes – 3,0 миллиметра.Причем в диапазоне объемаот 10 до 13 литров самыйраспространенный диаметрпоршневой именно от 120до 130 мм, но редко какойпроизводитель остановится на «круглом» размере.Посмотрите, допустим, каталог Mahle – у MAN: 120,121, 123, 125, 128 и 136 мм.У Caterpillar: 120, 65 мм, нотам-то понятно, дюймовыйразмер... У Mercedes – 120 вообще нет и не было, 125, 128и 130 мм. И так по всем маркам. У одной только Scania,как были с начала 60-х дваразмера – 115 и 127 мм, так,можно сказать, и остались.Относительно недавно в Седертелье начали делать моторы с поршневой на 130 мм.И все это «шатание» размеров – из-за денег, никто нехочет, чтобы его моторы ремонтировались еще и запчастями конкурента. Известенслучай, когда на двигателелегкового Peugeot применялся коленвал с «елочными» размерами коренныхшеек коленвала, то естьс разницей в диаметре 1,5мм по каждой шейке. Как нараспредвале. И такой экзотический двигатель оказался в России в самом начале90-х, когда даже прокладкуГБЦ было не найти... Сейчас времена другие, и стыкипоршневых колец подгонятьнадфилем никто не будет –дождутся правильных колец. И вкладыши подбиратьтоже не будут. Хотя всякоевозможно...Именно в производстведвигателей возможна наибольшая унификация. У некоторых компаний существует модельный ряд: трицилиндра, четыре, пять,шесть, восемь и вообщезапредельно-флагманский –12-цилиндровый двигатель. Мало кто знает, чтокамазовские моторы кроме«восьмой» существовалии в версии V-6, и даже V-10.Унифицированы шатуны,поршни, гильзы, по диаметрам шеек – коленвал,маховик, вся навеска и т. п.Очень хорошо, когда былираздельные головки. Длякаждого цилиндра – своя,так делал MAN, так делаетMercedes и Scania. Две головки на рядную «шестерку» – DAF и MAN. Опятьтаки, по ряду причин, столь«глубокая унификация» поголовкам – в прошлом... Всесовременные моторы – с общей «головой», а в ближайшем будущем стоит ожидать «кончины» V-образныхдизелей.В производстве моторовтоже определенным образомсказывается глобализация.К разработке двигателейу различных компанийавтопроизводителей, ещена стадии техзадания, привлекаются фирмы, специализирующиеся на проектировании и производстве,к примеру, поршневыхгрупп (Kolbenshmidt, Mahleи Federal Mogul) или топливной аппаратуры (Boschили Delphi). Получается непросто поршень или форсунка, а настройка всегопроцесса сгорания топлива в новом двигателе. Часто на определенном этапек разработкам подключаютавстрийскую инжиниринговую компанию AVL, это приРеклама2012 ИЮЛЬРЕЙС21 ГЛАВНАЯ ТЕМАтом, что у каждого производителя моторов есть свойисследовательский центр.Полученные результаты отразработок автопроизводители выкупают, а затем размещают у них же заказы намассовое производство, нодля подстраховки иногдаотдают эти детали и комплектующие конкурентамфирм-разработчиков. Темса мым подстра ховываются – не хотят попадатьв зависимость от одногопроизводителя, стараютсяуменьшить цену необходимых деталей, добитьсяболее высокого качествапродукции. А требованияк качеству могут быть такими жесткими, что в этодаже с трудом верится: говорят, что если при приемке специалистами MercedesBenz партии поршнейKolbenshmidt всего один изтысячи окажется с малейшим браком – в переплавкуотправляют всю партию.При этом по условиямконтракта производителикомплектующих не имеютправа в первые два-четырегода поставлять деталина вторичный рынок, ониидут только на конвейер ив сертифицированные сервисные центры. А какие-тоавтопроизводители вообщеВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬСАЙТЫСпоявлением Интернета сталонемного прощеразбираться с деталями – надотолько находитьнужные сайты.К сожалению,еще не все сайтырусскоязычные, поэтомучто-то придетсяпереводитьс английскогоили немецкого.Наверное, простообразцовый,при этом нарусском языке,сайт у представительствакомпании Wabcoв России – этокрупнейший производитель пневмоаппаратуры.Одна из сложнейших системсовременногогрузового автомобиля и темболее автобуса –пневмоаппаратура. На «воздухе»особо не заморачиваются наизготовлении малоперспективных для них двигателей – обращаются к моторостроительным компаниям,у которых нет своего производства автомобилей.В Европе это Deut z,Cummins, очень перспективен наш ЯМЗ с новым «530м» семейством. К примеру,на автомобилях семействаVolvo FL/FE установлен одини тот же шестицилиндровый двигатель объемом 7,2литра, Volvo D7E с несколькими настройками мощности: 240, 260, 290, 300 и 340 л.с., моментом от 940 до 1300Н.м при 1200-1800 об/мин.На самом деле это Deutzдержатся тормоза, подвеска,механизмыпереключенияпередач на«автоматахроботах»,даже сиденьеводителя. Естьсайт WABCO.com, на которомможно выйти нафирменный каталог. Если в немкликнуть «номерпродукта», то наоткрывшейсястранице не-обходимо вбитьдесятизначный«вабковский»номер нужнойдетали. К примеру, нужен электронный блокECAS 446 170 2050, но его снялис производства.Ищем емузамену – программа выдаетдругой номер:446 170 215 0. Разница – в единичке. Перевозчикуостается толькоTCD 2013 L06 4V. Кроме того,этот же мотор, а также «четверку» Deutz TCD 2013 L04устанавливают с 2006 годана Renault Midlum. Разницумежду ними увидит только специалист. Это если необращать внимание на соответствующие надписи наклапанных крышках и нато, что у Volvo традиционный цвет окраски двигателязеленый, у Renault – черный,а у Deutz – серый. Другойпример унификации –11-литровые D11A, устанавливаемые на Volvo FM. Насамом деле это Renault DX11,которые делают на заводеRenault Tracks близ Лиона.А на американских грузо-обратитьсяк дилеру. Причемна сайте можнотакже подобратьи замену пневмоаппаратурыконкурирующейс Wabco фирмы –Knorr-Bremse.Вот это – простообразцоваязабота о клиенте,хотя понятно, чтоу Wabco не на последнем местестоит и заботао собственнойприбыли.виках вообще может стоять любой из моторов трехпроизводителей: Cummins,Caterpillar или Detroit Diesel.Какой мотор нужен перевозчику, такой и поставят, но заокеаном не принято ставитьклапанные крышки с другим логотипом.Коробочкис секретом...Один из самых распространенных импортныха грегатов тра нсмиссиив России – коробки передачпроизводства компании ZFFriedrichshafen AG. Для тех,кто не знает, ZF – аббревиатура ZahnradFabrik (в переводе с немецкого «фабрикаК сведениюРасположение крепежныхотверстий нажимного дискасцепления (мм/дюйм)16''517,52/20,375488,95/13,25014''466,72/18,375438,15/1725011,5''352,42/13,875333,38/13,12510''314,32/12,375295,28/11,6258''263,52/10,375244,48/9,6257,5''241,30/9,500222,25/8,7506,5''215,90/8,500200,02/7,875Чаще всего наблюдается следующее сочетание размера картера сцепления с маховиком: SAE1 – маховик 14''; SAE2 – маховик 11,5''; SAE3 – маховик 10'' или 11,5'' и т.д.Стандартный размермаховика по SAE в дюймахВнешний диаметрмаховика (мм/дюйм)К сведениюДиаметр расположения крепежных Диаметр проточки в картере маховикаотверстий в картере маховикапод центрующий поясок коробки(мм/дюйм)передач (мм/дюйм)У КАМАЗа – предельная унификация по кабине. У Scaniaкабины одинаковой ширины, одинаковы лобовые стекла22РЕЙС ИЮЛЬ 2012SAE 1/2SAE 1SAE 2SAE 3SAE 4SAE 5SAE 6619,12/24,375530,22/20,875466,72/18,375428,62/16,875381,00/15,00333,38/13,125285,75/11,250584,2/23,00511,18/20,125447,68/17,625409,58/16,125361,95/14,250314,32/12,375266,70/10,500 зубчатых колес»). КоробкиZF устанавливают на грузовики DAF, IVECO, MAN,Renault Trucks, Ford Trucks,МАЗ, КрАЗ, УРАЛАЗ. А наКАМАЗе вообще работает СП «КАМА-ЦФ» по изготовлению этих коробок.Наиболее распространены16-ступенчатые коробкисемейства Ecosplit: раньшешироко применялись коробки 16S151, 16S181, 16S221и 16S251, на смену им пришли коробки третьего поколения или NewEcosplit –16S1820, 16S2220 и так далее.Особенность обозначениякоробок ZF – первые цифры указывают количествопередач: 6, 9 или 16, одна илидве цифры после буквы «S»,умноженные на 100, – крутящий момент от двигателя15х100=1500 Н.м. Коробкипостроены по модульномупринципу: в передней частикартера смонтирован делитель – повышающий редуктор, потом идет основнаячетырехступенчатая коробка, и сзади установлен двухдиапазонный планетарныйдемультипликатор – понижающий редуктор. Обычнос ростом крутящего момента, проходящего сквозь коробку, увеличивают модульзубчатого зацепления – зубстановится толще в осно-вании. Это приводит к необходимости увеличиватьмежцентровое расстояниемежду валами коробки, делать разные корпуса. Немцыиз ZF сделали хитрее, причем давным-давно: они с ростом момента увеличиваютдлину шестерен, то естьдлину находящихся в зацеплении зубьев. Приходитсяувеличивать и длину корпуса, но пара разных моделейкоробок собирается в одномвзаимозаменяемом для нихкартере. Кроме того, становятся взаимозаменяемысинхронизаторы коробок всборе, блокирующие муфты,то есть одни из самых подверженных износу деталейкоробки, при этом дорогих исложных в изготовлении. Носинхронизаторы сейчас существуют в двух исполнениях: первое – с синтетическимкарбоновым фрикционнымпокрытием, приклееннымна стальную основу, второе– с молибденовым покрытием. Существенная разницау 16-ступенчатых коробок сразным крутящим моментом в конструкции демультипликаторов: у коробки16S251 тоже применена планетарка с пятью косозубымисателлитами, как и вдругих, более легкихкоробках, но здесьПневмоподвеску дляКАМАЗ-5308 делает RostarНаиболее удобен в ремонтеблок со сменными гильзамиЛопаются и изнашиваютсяне только поддельные дискиМНЕНИЕВАДИМБАБУШКИНзам. директорапо техническомусервису, а/к 1417Коломна– В нашем пассажирском автотранспортном предприятии508 автобусов,из них более половины – иномарки:Mercedes-Benz, Setra,MAN, Volvo, Solaris.Хотя и современныеавтобусы ЛиАЗ вомногом построенына импортныхагрегатах. Учитываянашу спецификуработы, мы оченьосторожно применяем запчастиальтернативныхпроизводителей,часто оригинальнаядеталь практическиполностью восстанавливает ресурс,что позволяет увеличить эффективностьремонта. Однаконеоригинальные детали тоже приходится использовать, номы стараемся проверять их качество,выпускаем автобусыс ними в тестовуюэксплуатацию, затем анализируемрезультаты. Приэтом используемпродукцию хорошоизвестных производителей. По нашемуопыту, удачно применение подшипниковSKF и Diesel Technic(германская компания, еще она производит сальники,шайбы, прокладки ит. п.), амортизаторовSachs, тормозныхнакладок и колодокпольской фирмыFomar или немецкойBeral, наконечниковтяги КПП и рулевыхтяг производстватрансконтинентальной компании LMI.Тормозные барабаны применяем германской компанииPeters: они дешевлеоригинальных в двараза. Тормозныекамеры с энергоаккумуляторами на80% ремонтопри-годны, для них мыиспользуем ремкомплекты Wabco. Еслинеобходима полнаязамена – приобретаем оригинальныезапчасти Wabco илиPeters. При ремонтепневмоподвески –пневмобаллоныBlacktech и краныуровня пола KnorrBremse. Они дешевле оригинала в двараза. Пневмокомпрессоры используем оригинальные.Очень осторожноприменяем неоригинальные фильтрыдвигателей: если любой из них окажетсянизкого качества,мотор может выйтииз строя. Воздушные фильтры беремчаще. Предпочтениепо этим запчастямотдаем фирмамUnico (Босния иГерцеговина), MANN(Германия). По деталям двигателя –иногда применяемколенчатые валы ираспредвалы производства компанииОЕ Germany, их ставим практически навсе марки моторов.В последнее времяпри необходимости капитальногоремонта двигателяа/к 1417 начала приобретать дизельныедвигатели MercedesОМ 402, ОМ 442LA,ОМ 441LA, ОМ457HLA, MAN D2866,отремонтированныев Европе, с гарантией до 800 тысячкилометров (приусловии хорошегосервисного обслуживания). Тем самыммы создаем обменный фонд моторов иуменьшаем простойавтобусов в ремонте.Сейчас одна из про-блем, связанная с ремонтом двигателейавтобусов, – отсутствие специализированных организаций,способных провестикомплексный ремонт мотора чтоназывается «подключ». Допустим,есть компания«Механика», котораязанимается шлифовкой коленвалов,расточкой блокови гильз, хонингованием, но не всякиймотор там соберутполностью. Понятно,что двигатели ремонтировать сложно,агрегаты трансмиссии – проще.Казалось бы,на городскиеавтобусы взаменфар или фонарей,поврежденных в эксплуатации, можнобыло бы и отечественную светотехнику пристроить,но мы стараемсясохранить первоначальный внешнийвид. Сейчас выборпо светотехникеогромный, производители даютхорошие скидкина оригинальныедетали, получаетсядаже дешевле, чемпокупать у дилеровBosch. Частовместо фар Hella используем VanWezel:они дешевле в двараза, вместо Bosch –Magnetti Marelli,которые дешевлепримерно на 30 процентов. Вполненормальную светотехнику делают в Турции. Ушло то время,когда из-за отсутствия запчастей наЛАЗы ставили лобовые стекла от ЛиАЗ677 в страшнойалюминиевой рамке.Автобус – тоже украшение города. Незря над внешностьюавтобуса работаютдизайнеры. Задачаэксплуатационников – сохранить егов оригинальномвиде, думаю, чтопассажиры нас вэтом тоже поддерживают.2012 ИЮЛЬРЕЙС23 ГЛАВНАЯ ТЕМАВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬРазмерный ряд прямобочных шлицев ведомых дисков сцепленияЯМЗСтандарт SAE 2'' 10 СЯМЗ стандарт DIN 5480Стандарт SAE 1¾'' 10 ВСтандарт SAE 1 3/4» 10ССтандарт SAE 1 5/8 « 10ССтандарт SAE 1 4/2 «10ССтандарт SAE 1 3/8 «10ССтандарт SAE 1 1/8 «10СРазмеры шлицев ведомого диска (мм)42х34,8х651,5х41,1х7,97 (10шлицев)52х2х30,0х24х944,5х38,2х 6.8844,5х36,0х6,8841,3х 33,4х6,438,1х30,9х5,9735,2х28,7х5,4328,9х23,4х 4,45Стандарт SAE 1 « 10С25,8х20,6х 3,93Стандарт SAE 7/8 « 10В22,2х19,1х 3,45размеры совсем иные. Кстати, схожим образом сделаныи 9-ступенчатые коробкиEcomid, допустим, 9S1110, нотам меньшее межцентровоерасстояние, нет делителя,основная коробка четырехступенчатая с ползущейпередачей – «черепахой»,а двухдиапазонный планетарный демультипликатор – четырехсателлитныйс прямозубым зацеплением.То есть унификация есть, нотолько внутри этого семейства. У разных автопроизводителей по разному выполнен механизм управлениякоробкой. Одни используюттросы, другие – телескопическую тягу, а на MAN TGAприменялось гидравлическое управление. Это когдана полу кабины монтируется блок, так скажем, «главных цилиндров», а на самойMade in ChinaПредмет особого разговора –китайские автомобили коммерческого назначения. С однойстороны, в КНР, как когда-то в СССР,за рациональным использованиемденег и любых ресурсов бдительно следит компартия, поэтому накитайских грузовиках и автобусахочень много общих агрегатов, чтоудобно и нашим перевозчикам.С другой стороны, автомобили изПоднебесной пришли в Россиюсовсем недавно, а сервис, дажев Европе, идет вслед за продажами, то есть отстает, как и должен.Но у нас традиционно многоеоказывается предельно гипертрофировано – в результате возниклотакое явление, как «каннибализм»китайских грузовиков. Это когда изпривезенной партии грузовиковдилер ставит к забору парочкуи постепенно разбирает их на24РЕЙС ИЮЛЬ 2012Volkswagen Crafter и Mercedes Sprinter делают на одном заводе в германскомгороде Людвигсфельде. У них разное оформление фасадов и разные двигателикоробке – исполнительныегидроцилиндры. Однакобаварцы очень быстро отказались от капризной системы переключения в пользутросов. У коробок ZF однойи той же модели под разныхавтопроизводителей делают разные «кулисы». Еслизаменить ее – коробку дляRenault можно поставить наMAN или МАЗ, или на МАЗMAN. Это старый прием:у нас коробки грузовиковГАЗ-53, ЗИЛ-130 или Урал375 с другими кулисамиустанавливали на автобусыПАЗ и ЛАЗ, коробка УАЗ-452отличалась от УАЗ-469 тожекулисой. Среди механических коробок производстваZF особняком стоит роботизированная 12-ступенчатая механическая коробкаAs-Tronic, которую применяют на грузовиках DAF,запчасти. При всей унификациипроблема с запчастями к «китайцам» стоит очень остро. А незнание «матчасти» перевозчикомпозволяет некоторым дилерамнаживаться на этом. К примеру,приходит снабженец за тормозными накладками к самосвалуCAMC, причем у других дилеровнакладок нет. Зато ушлый дилер,специализирующийся на запчастяхк нескольким маркам «китайцев»,говорит, что у него накладки есть,и продает их. На самом деле этонакладки от грузовиков HOWO,но для CAMC, из-за дефицита (забытое слово!), их продали в пятьраз дороже. Это реальный случай.Сколько в Китае производителей тяжелых грузовиков,знают только сами китайцы, нопо российским или европейскимпонятиям, их много. Не два, не триавтозавода, и не десяток – больше.МНЕНИЕАЛЕКСАНДРКРИВОГУЗИП «Кривогуз А.А.»Благовещенск– Наша компаниязанимается продажей запчастейк китайским грузовикам с 2007 года.По нашему опыту,есть такая взаимозаменяемость: элементвоздушного фильтраот FAW Евро-3модели K2841 подходит к двигателямгрузовиков ShaanxiF3000 и HOWOА7. И наоборот.У Shaanxi F2000и HOWO многоодинаковых деталейв ходовой части:передние рессорыв сборе, тормозные барабаны иколодки, стремянкирессор, балансирв сборе – если онстарого образца.В трансмиссии:редукторы среднегои заднего моста,ступицы ведущихмостов. На ShaanxiF2000 и HOWOЕвро-2 применяютлицензионные австрийские двигателиSteyr WD615 – у ниходинаковые деталитопливной аппаратуры: форсунки,поршневая группа,кольца, вкладышиКакие-то ведут свою историю современ братской дружбы с СССР(но об этом уже почти никто непомнит), другие – плод сотрудничества с европейскими и японскими компаниями в период«большого скачка». Интересно, чтоодними из первых в КНР пришлизападные немцы, причем ещедо объединения двух Германий.В 1988 году началось сотрудничество с Daimler-Benz, а в 1995 годуна новом заводе на севере Китаяначалось производство грузовиков Beifang-Benchi,(читать надоБейфан-Бенчи), что в переводена русский означает «СеверныйБенц». В их основе – лицензияна Mercedes MK-SK, стоявшиеу немцев на конвейере до появления Actros. Причем в ГерманииMercedes MK-SK выпускались до1997 года, параллельно с китайским «Бенцем»! Сначала китайцыколенвала. Сейчасу нас часто перевозчики приобретаюткомплекты для переделки двигателейFAW, Howo, Shaanxiс Евро-3 на Евро-2,то есть переделывают топливную аппаратуру, посколькуона менее капризнав эксплуатации и менее требовательнак качеству солярки.Кроме того, онадешевле: форсункав сборе Евро-2 дляHowo стоит 700 рублей, а для двигателя Евро-3 уже 6800рублей, ТНВД Евро-2стоит 21 000 рублей,а для Евро-3 дорожена 10 000 рублей –31 тысячу. Крометого, у тяжелых грузовиков FAW, Howo,Shaanxi и DongFengодинаковы колесныедиски.просто собирали автомобили изпоставляемых немцами комплектующих, но потом полностьюосвоили производство. ГрузовикиShaanxi, которые продают в Россииведут свою родословную от австрийских Steyr серии 91. Сначалана них использовали кабину Steyr,а потом другую лицензионнуюкабину – от MAN F2000. Причемкитайцы сохранили оригинальныенемецкие обозначения деталейи комплектующих, все их каталожные номера начинаются с цифры81. Так что вполне возможноиспользование китайских комплектующих при ремонте кабинышироко распространенных у насMAN F2000. Только в отделке онипроигрывают оригиналу, как, впрочем, и «Северному Бенцу». Та жесамая ситуация с бывшей кабинойVolvo FL образца начала 90-х годов,которая применяется на HOWO, но При замене редуктора важно правильно подобрать передаточное числоРессоры и полурессоры хорошего качества делают за Уралом, в ЧусовомДля энергоаккумуляторов существуютсвои ремкомплектыIVECO, MAN, Renault Trucksдаже на некоторых моделяхавтобусов Mercedes. Ужевыпускается третье поколение этих коробок, но схема остается прежней: у неедва промежуточных вала,расположенных горизонтально – благодаря этомукоробка получается болеекороткой. Подобная схемаприменяется на американских коробках Eaton Fullerи их китайских «клонах» –коробках Fast Gear. В автоматизированной 12-ступенчатой механике Volvo I-Shiftтоже много оригинальныхрешений – в частности, вней нет синхронизаторов,стоят только блокирующиемуфты. Скорости валови шестерен выравниваетэлектронный блок управления двигателем – увеличивает обороты коленвалаили включает небольшойтормоз, установленный напервичном валу коробки. Ау Scania, наоборот, «роботы»максимально унифицированы с обычными механическими коробками – наних просто смонтированаэлектронно-пневматическаянавеска. Кстати, в Европеименно Mercedes-Benz, Volvoи Scania сохранили производство своих коробок, но,как говорят, к проектированию многих моделей всеравно причастна компанияZF. А иногда и эти три автопроизводителя применяюткоробки ZF в чистом виде.К примеру, у Volvo Trucksвполне достаточно коробокпередач для больших моторов тяжелых грузовиков,но в «малых формах» ужедавно не работают. На среднетоннажники Volvo FL/FЕустанавливают шестиступенчатые коробки ZF серииEcoLite 6S1000, которые делают на венгерском заводекомпании, в городе Эгер.Раньше там выпускали коробки для Ikarus – на нихтоже стояли лицензионныеКП ZF. Кроме того, применяют 9-ступенчатые коробкисемейства EcoMid ZF 9S109или ZF 9S1110. Сравнительнонедавно на Volvo FL началиустанавливать и роботизированные механические шестиступенчатые коробки ZFAs-Tronic, но, как это принято у всех европейских производителей, дали им свое название – Volvo I-Sync. Точнотак же часто устанавливаютавтоматические коробки сГМП производства Alisson.А все потому, что есть детали трансмиссии, которые соединяют не только коробкиздесь интерьер сохранили гораздолучше. У DongFeng кабина тожелицензионная, японской корпорации Nissan Diesel, но каковы корниу IVECO Ling Ye – неизвестно, отIVECO там нет ничего.Зато с двигателями и трансмиссией у «китайцев», поставляемыхв Россию, все гораздо проще. Привсем многообразии дизелей, выпускаемых в КНР, у нас наиболеераспространены всего две рядные«шестерки»: Steyr WD615 объемом9,73 литра и двигатели Cumminsсерии «L» объемом 8,9 литра, всеуровня Евро-2 с механическимиТНВД. Причем в Китае получилаширокое распространение практика, когда, купив лицензию на автомобиль, освоив его производство,чуть ли не рядом закладываютеще один завод, на котором поройбесконтрольно производят «клонов» и запчасти к ним. ТяжелыеОчень распространен лицензионный Steyr WD615На грузовиках CAMC тоже ставят лицензионные дизели,но уже другой марки - Cummins серии «L»двух разных семейств, каку ZF 16-ступенчатые коробки Ecosplit и 9-ступенчатыеEcoMid, но и коробки вообще разных производителей.Это картер маховика, илипо-другому картер сцепления. Во всем мире креплениекоробок передач грузовикови автобусов к двигателюунифицировано, выполнено по нескольким стандартизированным размерам,обозначаемым SAE 1, SAE2, SAE 3 и т. п. SAE- Societyof Automotive Engineers впереводе с английского «сообщество автомобильныхинженеров». Американцыеще в 30-х годах не толькосистематизировали требования к автомобильным маслам, но и навели порядок вомногообразных размерах картера сцепления, диаметрах2012 ИЮЛЬРЕЙС25 ГЛАВНАЯ ТЕМАВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬмаховика, размере шлицевпервичного вала, присоединительных параметрах сцепления. Поэтому не стоитудивляться, что все измеряется в дюймах. Со временем стандарты SAE сталиинтернациональными, и налюбой двигатель с фланцем, выполненным, допустим, по SAE 1 (по-другомуISO 7648, размерный код 1),можно поставить хоть немецкую коробку ZF, хотьамериканскую Eaton Fuller,хоть китайскую Fast Gear,хоть наши ЯМЗ-1809/1909(модификации ЯМЗ-239)или КАМАЗ-154/152 с соответствующим картером.Смоленский автоагрегатныйзавод, выпускающий коробки для ЗИЛа, тоже делаетКП с картером по стандартуSAE 3, это стандарт четырехцилиндровых «литровых»дизелей и пяти-, шестиступенчатых коробок. Толькопомните, что картеры прежних, «советских» коробокделали по своим, особымстандартам.Унификация позволяетиметь резервные коробки,тем самым сократить простои в случае серьезногоремонта. Или, наоборот,с любой коробкой, еслиона с картером сцепленияпо стандарту SAE, можносостыковать любой подходящий двигатель, другой,неоригинальной маркии модели. Известен случай,когда перевозчик жуткомучился со слабосильным,экзотическим в Россиии изношенным двигателемRenault на находящемсяв очень хорошем состояниитуристическом автобусеVan Hooll, при этом имеяНа «литровых» дизелях применяют картер SAE 3Scania не отказалась от раздельныхголовок даже на двигателях Евро-6грузовики HOWO, экспортируемыев Россию, поставляются толькос двигателями семейства SteyrWD615, как, впрочем, и самосвалыземляков-конкурентов IVECO LingYe, Beifang-Benchi и Shaanxi, различную спецтехнику. Китайцы свои«Штайры» разве что к швейныммашинкам не прикручивают.Однако те моторы изготовленыкомпанией Weichai Power, а уHOWO собственное производство,но существенной разницы междуэтими моторам нет. В их основедействительно лежат лицензиина двигатели Steyr середины 70-хгодов, диапазон мощности от 240до 380 л. с., момент от 1000 до1460 Н.м. Исполнений и настроек почти дюжина – постепенноувеличивают мощность на 10-20лошадиных сил. Есть еще и моторыобъемом 11,6 литра и мощностьюдо 420 л. с., но пока в России их невидно. До лета 2008 года дизелишли только в исполнении Евро-2,то есть с механическими ТНВД,позже пошли моторы с CommonRail. Дизели Cummins выпускаютсяв КНР на совместном предприятииDCEC – DongFeng Cummins EngineCо. Кроме DongFeng эти же моторыиспользуют и другие производители грузовиков в Китае, к примеру,САМС и Foton. Взамен китайскихдвигателей Cummins серии «L»с основной настройкой мощности345 л. с. и моментом 1350 Н.м.корпорация подготовила CumminsISLe с электронноуправляемойтопливной системой Common Rail.Эти моторы уже укладываютсяв нормы Евро-3. Настроек мощности три: 310, 340 и 375 лошадиныхсил, момент от 1125 до 1550 Н.м.Кстати, нормы Евро-4 и Евро-5инженеры и китайского Cummins,и Weichai Power уже давно покорили благодаря применению водногораствора мочевины, то есть AdBlue.Коробка передач на тяжелых грузовиках фактически вообще одна,26РЕЙС ИЮЛЬ 2012возможность заменить егораспространенным дизелемMAN D2866. Сейчас подобная замена двигателейможет стать актуальнойпри желании перевозчикамодернизировать часть автопарка для соответствияболее жестким нормам токсичности, перейти с Евро-0чуть ли не на Евро-4. Важно,что и фланцы вторичноговала иномарочных коробоктоже изготовлены по единому стандарту с отверстиямипод четыре болта и торцевыми шлицами, передающимильвиную долю крутящегомомента. К примеру, такойфланец диаметром 180 ммна камазовской коробке имеет обозначение 154.1701240,но на более «мелких» коробках применяют фланцы меньшего размера. Онитоже стандартизированы.При замене оригинальнойкоробки надо учитывать нетолько величину крутящегомомента, но и передаточныечисла. На коробках ZF числауказаны на табличке, у каждой модели немецких коробок есть два ряда передаточных чисел: с высшей прямойпередачей или с повышающей. Причем эти вариантысозданы только за счет шестерен делителя, остальныедетали коробок одинаковы.Желательно, чтобы взаменкоробки с повышающей передачей ставилась такая же,хотя можно установить иКП с прямой передачей. Насамых современных тягачахустанавливают именно такие коробки, но уменьшают число главной передачи– считается, что так экономится топливо благодаряболее высокому КПД транс-На самосвале проще всего повредить фонарии фары. Здесь нет смысла ставить «оригинал»или, так скажем, одного производителя. Эти коробки изготавливаютв КНР по лицензии американскойEaton Fuller, носят наименованиеFast Gear, а один из производителей – компания Shaanxi. Естьнесколько моделей: 9JS119, 9JS135,9JS150 и 9JS180. Три последниецифры обозначают величину момента двигателя в кгс. м, на большегрузных «китайцах» в основномустанавливают коробку модели9JS150. По конструкции эти КПсхожи. Основная коробка сделана4-ступенчатой, далее количествопередач увеличивает в два разапристыкованный сзади планетарный демультипликатор, и еще естьсамая низшая ступень – ползучая,«черепаха». Интересная особенность конструкции этих коробок– два горизонтальных промежуточных вала. Поток мощности спервичного вала раздваивается напромежуточные валы и соединяется на вторичном вале, и дальшепередается на демультипликатор. Благодаря двум промваламменьше нагружены подшипники изубчатое зацепление шестерен, иесть возможность сделать коробкунесколько короче. Еще одна особенность этих КП: в основнойкоробке нет синхронизаторов,вилки передвигают блокирующиемуфты, как это было сделано нанесинхронизированных коробкахГАЗ-53. Однако все же один синхронизатор в этой коробке есть –большой, в механизме управлениядемультипликатором. Понятно,что среди коробок производстваКНР унификация есть. Подходятли детали от китайских коробок камериканским коробкам – неизвестно, поскольку перевозчики,эксплуатирующие trucks from USA,предпочитают использовать оригинальные детали. А перевозчикам,работающим на китайских самосвалах, не по карману использование американских деталей. МНЕНИЕУ крепления колес – своистандартыСЕРГЕЙ СЛОБОДЯНгенеральный директорООО Торговый дом«РУЕН»– Ruen InternationalTechnologies более 50лет специализируетсяна изготовлении комплектов сцеплений дляавтомобилей и являетсяодним из самых опытныхпроизводителей в ЮгоВосточной Европе. Продукция Ruen включаетв себя комплекты сцепления, диски, корзины,муфты сцепления длявсех типов грузовыхавтомобилей. КомпанияRuen была основанав 1952 г.в Македонии(бывшей Югославии) какнебольшой механический цех, главным образом обслуживающийсельскохозяйственнуютехнику. Развиваясь в течение десятилетий, Ruenстала широко известна вЕвропе в автомобильной,автобусной и грузовойиндустрии, сотрудничаети заключает контрактыс такими компаниями,как Fichtel/Sachs, Valeo,Ferodo, Pasquali,Motokov и др.В 2004 году Ruenбыла приобретена французскими инвесторами,что послужило началомважного процесса преобразования, модернизации и реструктуризации. Учитываяпотребности своихклиентов, производствопостоянно развивает ирасширяет предложение по своей продукции, мы используемкомплектующие толькосвои или ведущихевропейских производителей. К примеру,выжимной подшипникпоставляется из Италии,именно эта же компанияпоставляет подшипникидля других производителей сцеплений:Sachs, Valeo, Kraft. Кромеработы на вторичныйрынок мы поставляемсцепления на конвейер«КАМАЗа», причем нашесцепление прошло серию жестких испытанийи получило заключениеот научно-техническогоцентра ОАО «КАМАЗ».Среди особенностейконструкции некоторыхсцеплений, выпускаемыхкомпанией Ruen, – закрытые демпферныепружины гасителякрутильных колебанийведомого диска. Благодаря этому полностьюисключено выпаданиепружин при эксплуатации автомобиля.Цена комплекта диафрагменного сцепленияоттяжного типа, аналогичного по конструкциисцеплению SachsMFZ430, составляетоколо 14,5 тысяч рублей.Сцепление диаметром395 и 362 миллиметра стоит несколькодешевле.ствующих вариантах взаимозаменяемости у коммерческих автомобилей – каквнутри марок, так и междуними. Настолько широкаэта тема. К вопросу взаимозаменяемости и альтернативных производителейкомпонентов еще придетсяне раз возвращаться. Поэтому, если у вас есть подобный опыт, пишите нам:[email protected] или [email protected]давно и успешно практикуют. Достаточно вспомнить,как на КАМАЗы самостоятельно ставили коробкис делителем. На машине с такой коробкой и ездить проще, и топливо экономится.Известны случаи, когда наавтобусы ПАЗ-3205 вместо«газоновской» КП устанавливали значительно болеенадежную ЗИЛ-130.Шарнир V-образной тягичасто изнашиваетсямиссии. Разница в числах у12+2-ступенчатой шведскойкоробки и 16-ступенчатойZF невелика, но не стоитрассчитывать на удачнуюзамену, допустим, 16S1819-ступенчатой коробкой.В сочетании с редукторомведущего моста, имеющиммалое передаточное число,при трогании с места на груженом автомобиле можетгореть сцепление. Поставитьже вместо 6-ступенчатой коробки 9-ти или 10-ступенчатую – такой вариант у наспонимающие перевозчикиДаже в таком большом материале оказалось сложнорассказать о всех суще-Фото автора, МихаилаАхматова, Андрея Махотинаи компаний-производителейПримечательно, что на одной и тойже коробке разные китайскиепроизводители грузовиков делаютразные механизмы управления.У Shaanxi к коробке идет жесткаятяга, у DongFeng – телескопическая тяга-удочка, на CAMC и IVECOLing Ye – путаная система тяг ирычагов, а вот у HOWO – на тросах.Интересно, что китайский SteyrWD615 и коробку Fast Gear высокооценили в Белоруссии, их наравнес ярославскими ставят на четырехосные самосвалы МЗКТ и МАЗ.В конструкции сцепления уавтомобилей HOWO и Евро-3 естьсущественная разница. На техгрузовиках, что ввозились в Россиюдо начала 2008 года, с двигателямиЕвро-2 применялось однодисковое сцепление, а корзина быланажимного типа с переферийнымипружинами и лапками. Подобноесцепление диаметром 420 ммустанавливалось на венгерскихавтобусах Ikarus. На грузовикахс двигателями Евро-3 установленоболее современное сцепление,тоже однодисковое, диаметром 430мм, но с диафрагменной пружинойи оттяжного типа. Сцепления выпускаются по лицензии Sachs, на чтоуказывают буквы в обозначенииF&S. Между тем у многих российских перевозчиков одинаковыежалобы на китайские сцепления– в первую очередь, на материалнакладок ведомого диска. Поройнакладки быстро крошатся или«замыливаются», но иногда оказываются вполне долговечными.При этом демпферные пружины издиска не вываливаются. В случаеремонта сцепления переклепываютдиск российскими или импортныминакладками, а то и ставят оригинальное сцепление в сборе Sachsили Luk. На CAMC с двигателемCummins перевозчики приноровились ставить диск производстваЯМЗ, он чуть больше в диаметре,чем нужно, и его протачивают.У ведущих мостов китайских самосвалов – редкое многообразие,но объединяет их принципиальносхожие конструкция и технологии.Они с планетарными ступичнымиредукторами, с блокировкамидифференциалов, у них мощныестальные литые балки. Чувствуется, что металла китайцы не пожалели, оно и понятно – нагрузка наось в 13-16 тонн к тому обязывает.Если на крышках ступичных редукторов есть логотип CNHTC, значит, мост изготовлен по лицензииSteyr – китайцы тиражировалиего агрегаты сразу на несколькихсвоих автозаводах. Точно такиеже мосты стоят на HOWO, Shaanxi,на DongFeng. У Beifang-Benchiкрышки гладкие и безо всякихопознавательных знаков, но этодействительно «мерседесовские»ведущие мосты. Сомневаетесь?Найдите книгу по Mercedesсерии MK-SK, сравните – всесойдется.В основе конструкции другихмостов лежит лицензия известнойамериканской компании DANA.В Китае создано совместноепредприятие DongFeng DANA AxleCo. Ltd, это крупнейший производитель ведущих мостов в Азии.Интересно, что для полноприводной версии самосвала DongFengприменили передний ведущиймост от «Северного Бенца». Понятно, что в этой чехарде непросторазобраться и дилерам, и ремонтникам.Известно, что для своей дорожной гаммы грузовиков «УРАЛАЗ»вынужден был начать закупкиведущих мостов у китайскойкомпании FAW, но, как говорятдилеры китайцев, мосты миасскихсамосвалов 6х4 и 8х4 несколькоотличаются от оригинальных.Это вызвано тем, что по требованию специалистов «УРАЛАЗа» ихмодернизировали для повышениянадежности.Теперь в Челнах поршниделает Federal MogulВместо послесловия2012 ИЮЛЬРЕЙС27