28
29
30
32
34
36
АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАВ СВЯТЦАХНЕ ЗНАЧИТСЯСписок искусственно созданных имен, обозначающих моделиавтомобилей Мercedes-Benz, пополнился еще одним – Antos.Это новое семейство грузовиков. Знакомимся с конструкциейи потенциальными возможностями28РЕЙС ДЕКАБРЬ2012 MERCEDES-BENZ ANTOSПока самые распространенные кабины Mercedes Antos –короткая и длинная (или средняя?) с низкими крышамиЕИнтерьер новой кабины сопоставим с флагманскойкабиной Mercedes Actros четвертого поколениястественно, первый показМercedes-Benz Antos был приурочен к прошедшей выставкев Ганновере IAA-2012, причемтам он был одним из претендентов натитул Truck of the Year 2013. А уже в начале октября, в окрестностях Дюссельдорфа, немцы устроили тест-драйвэтого семейства, который проводилсяв рамках еще одного мероприятия –Distribution Drive. Тем самым подчеркнули особый статус Antos – этофлагман всей линейки развозныхкоммерческих автомобилей с трехлучевой звездой. Напомним, сегоднясамый маленький коммерческий автомобиль Мercedes-Benz – Citan грузоподъемностью 800 кг, фактическианалогичный французскому RenaultKangoo. Далее с ростом грузоподъемности идут Мercedes-Benz Vito,Sprinter, Vario, Atego (еще надо не забывать о Mitsubishi Fuso Canter!), Axorи теперь – Antos.Между тем год назад, во время презентации Мercedes-Benz Actros четвертого поколения, было понятно, что неза горами премьера новых МercedesBenz Axor и Atego. Ведь неспростау магистральных Мercedes-Benz Actrosпоявилась еще и узкая кабина, не привычной для Actros максимальной ширины 2500 мм, а всего лишь 2300 мм,то есть габаритами схожая с кабинами Axor и Atego. Тем более что Actrosи Axor в основном отличаются кабинами и двигателями, а мосты и рамы уних одинаковы. Однако позже немцысказали, что производство МercedesBenz Axor будет прекращено, что вызвало некоторое недоумение. Зачем же«хоронить» успешный проект? Теперьвсе стало на свои места: Мercedes-BenzAxor, который производят на турецком заводе Daimler, остается на конвейере, но он не будет ориентированна специфичный и капризный европейский рынок, а для Европы создалиновую модель – Antos. Получается, темсамым немцы в какой-то степени дистанцируются от Мercedes, произведенных в Турции… Ведь даже в российском представительстве Мercedes-Benzнемного «стеснялись» происхождения Axor. Поэтому правы оказалисьте, кто называет Мercedes-Benz Antosновой ветвью в генеалогическом древе звездных грузовиков. При схожиххарактеристиках и назначении Antosдействительно дополняет, а не подменяет Axor, причем дополняет на новомтехнологическом уровне.Новая ветвьКак и Mercedes-Benz Axor, грузовикиAntos относятся к тяжелой серии грузовиков, при этом они специально разработаны для региональных перевозок на небольшие расстояния. То естьэто двух- и трехосные автомобиликолесной формулой 4х2, 6х2, (6х4 нет),полной массой от 18 до 26 тонн, которые могут работать как одиночныегрузовики или как тягачи в составеавтопоезда. Однако, казалось бы, имеяширокий диапазон мощности применяемых двигателей вплоть до 510 лошадиных сил, а также исполнение «седельный тягач», Mercedes-Benz Antosвсе же не стоит рассматриватькак полноценную замену Axorи тем более Actros на межреги2012 ДЕКАБРЬРЕЙС29 АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАКабина – узкая, но мосты – широкие.Разница компенсируется крыльямии боков. Люк под спальником толькос одной стороны, слева, как и на Axor.Крылья не столь огромной высотыи уже не будут таким «резервуаромдля сбора глины и чернозема», какэто иной раз случалось на самосвалах Axor, работающих в России. Вообще, видя рядом две кабины, ActrosIV и Antos, даже не понять, что на ниходинакового и взаимозаменяемого. НоDaimler сегодня может себе позволитьтакое «расточительство», а ведь ранеекабины Axor и Atego строились намножестве одинаковых панелей. Видимо, немцы считают более важнымдобиться от водителя Antos того жеощущения комфорта, как и от водителя флагманского Actros. Стараютсядостичь большей, чем прежде, «взаимозаменяемости» в деталях отделкикабины, в приятных мелочах интерьера, всего того, что окружает егорабочее место.В таком исполнении Antos можно былобы считать преемником AxorВ удлиненной кабине откидывается нетолько подушка сиденья, но и спальникДве ипостаси: Loader и Volumerональных перевозках с «рефом» илитентованным полуприцепом. Главнаяпричина в том, что у кабины Antosнет высокой крыши, есть только низкая и средняя. В кабине все жизненное пространство ориентировано нато, чтобы водителю было комфортноуправлять автомобилем и лишь принеобходимости имелась возможностьпереночевать в нем ночь-другую, но нежить неделями. Хотя, конечно, могутбыть и исключения. К примеру, у автовоза над крышей обычно размещаетсяеще одна легковушка, но маршрут перевозки может превышать и две тысячи километров. Кабины Mercedes-BenzAntos по мерседесовской классификации CompactSpase – низкая крышаи ClassicSpase – средней высоты, а ещедва варианта длины – короткая кабина «S» и средняя «M». У Мercedes-BenzActros четвертого поколения узкие кабины имеют длинные версии и обязательно с высокой крышей.Немцы говорят, что у Actros IVи у Antos единый стиль. И на самом деле они выглядят как старшийи младший брат, только один немного более рослый и широкоплечий.Причем, кажется, что у Antos нет тойагрессии и надменности «на фасаде»,которую создает у Actros IV высокаякрыша, решетка радиатора, воздухозаборник бампера и фары. Видимо,так сказалось изменение габаритови пропорций этой кабины. Кроме фасада и задней стенки разной шириныу Actros IV и Antos разные панели полаУ Mercedes-Benz Antos будет 67 вариантов колесной базы, расстояниемежду осями от 2650 (у «ГАЗели» базадлиннее – 2900!) до 6700 миллиметров, но это в перспективе. Реально жев тест-драйве участвовало около двухдесятков грузовиков, в основном различных фургонов, смонтированныхна шасси Antos 4х2 и 6х2, пара седельных тягачей таскала полуприцепыбочки, еще несколько машин былис тентованными полуприцепами. Длямонтажа различных надстроек вертикальную составляющую лонжероноврамы издырявили не хуже, чем стыкдвух почтовых марок… Интереснаяособенность семейства Mercedes-BenzAntos: созданы два специфичных направления в конструкции. Первая серия названаAntos как седельный тягач может быть очень интересен и в России – на межрегиональных перевозках с относительнонебольшим плечом. Однако для этого нужны двигатели уровня Евро-4 и Евро-5, а не Евро-6. Пойдут ли на это немцы?30РЕЙС ДЕКАБРЬ2012 АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАДля снижения массы применяют множество алюминиевыхдеталей. А бак еще и совмещен с резервуаром AdBlueЗадняя пневмоподвеска тягача – четырехбаллонная.Сверху мост держит А-образный рычаг с сайлентблокамиLoader (грузчик) – когда у машиныприоритетна низкая снаряженнаямасса, что обеспечивается широкимприменением алюминиевых сплавови пластмасс, общей оптимизациейконструкции и культурой веса агрегатов на новом технологическом уровне.Применяется аккумулятор меньшейемкости, более тонкие стекла кабины,используется комбинированный бакдля топлива и AdBlue – здесь экономятеще и на кронштейнах. При снаряженной массе меньше шести тонн седельный тягач Antos Loader (причем уровня Евро-6, у которого всегда тяжелеевсе надстройки экологического назначения) работает в составе 40-тонногоавтопоезда. Второе направление – когда все способствует максимальномуувеличению полезного объема. Такиегрузовики Antos получили приставкуVolumer, от английского volum – объем, вместимость, емкость. У Volumerособо низкая высота рамы – 880 миллиметров, специфичная подвеска(передние рессоры изначально выгнуты дугой вниз, как на перегруженной машине!), а для седельного тягачаеще и супернизкое седельно-сцепноеустройство. Тем самым обеспечивает-ся минимально возможная погрузочная высота, но главное – трехметроваявнутренняя высота фургона или полуприцепа, что тоже способствует повышению эффективности перевозок.Конечно же, созданы вариантыMercedes-Benz Antos с полностьюпневматической подвеской, котораяобязательно нужна при перевозкахделикатных грузов. Тормоза – дисковые, с электронно-пневматическимуправлением EBS, естественно, ABS,с противопробуксовочной системойASR, с системой Stability Control Assist.Безопасность автомобиля дополнительно повышают опционные системы безопасности, такие, как системаэкстренного торможения Active BrakeAssist третьего поколения, распознающая даже неподвижные препятствия.Во время тест-драйва не ставилосьцелью проверить в экстремальныхусловиях действие всех электронныхсистем, помогающих водителю. Проверять динамику разгона, склонностьк заносу автопоезда в повороте и максимальную скорость в окрестностяхДюссельдорфа, где жестко контролируется любое нарушение, – желающихне нашлось. Сами немцы, даже наВ раме насверлено отверстий – как настыке двух почтовых марокКак и на Actros, сделан единый кронштейн ГУРа, траверсы №1 и рессоры32РЕЙС ДЕКАБРЬ2012очень мощных легковых автомобилях,ездят аккуратно, не стремятся обогнать автопоезд по осевой или по обочине. Не подрезают при обгоне. Такчто и экстренных торможений у тестируемых Mercedes-Benz Antos не было.Почти весь день лил дождь, и, похоже,наиболее востребованной опцией былпростой датчик, «автоматом» включающий стеклоочистители…Движущая силаMercedes-Benz Antos выпускается только в исполнении Евро-6, поэтому подэти нормы разработали новую линейкудвигателей. Теперь вкладывают сумасшедшие деньги в разработку и производство новых моторов вовсе не отнедостатка мощности. Для информации, деньги, потраченые Daimler,действительно немалые – около 500миллионов евро. Напомним, нормыЕвро-6 вступают в силу в странах ЕвроСоюза в 2013-2014 годах. На Antos применяются только рядные «шестерки»,но самое удивительное, что автомобиль, изначально декларируемый какDistribution, – «развозной», можно заказать с 12,8-литровым двигателем OM471, предназначенным для MercedesBenz Actros четвертого поколения.Причем на Antos используют его с самой мощной настройкой – 510 лошадиных сил. Однако на тест-драйве машинс этим мотором не было, что лишнийраз подтверждает: основными двигателями будут дизели меньшего литража. Немцами создан новый модельныйряд дизелей Евро-6 с технологией BlueEfficiency Power, где самыми меньшими являются двигатели средней мощности серии OM 93Х.Почему в обозначении указана АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАСпереди кабина подвешена толькона больших сайлентблокахЗадняя подвеска кабины нанерегулируемых пружинных стойкахне цифра, а «Х»? Потому что эти новыемоторы – четырех- и шестицилиндровые, как и хорошо известное в Россиисемейство ОМ904/OM906 объемом до6,37 литра или 7,2-литровый ОМ926.Четырехцилиндровые OM 934 и «шестерки» OM 936 объемом 5,1/7,7 литра,обеспечивающие диапазон мощностиот 156 до 354 л. с., в перспективе заменятсерию 900, которая стоит на конвейерес 1996 года. За это время суммарно выпущено около миллиона этих моторов.На Mercedes-Benz Antos используюттолько ОМ 936, на них максимальнаямощность достигается на довольнобольших, но обычных для «литровых» моторов оборотах – около 2200,максимальный крутящий момент –при 1200-1600 оборотов. Есть пять настроек мощности: 238 л. с./1000 Н.м;272 л. с./1100 Н.м; 299 л. с./1200 Н.м;320 л. с./1300 Н.м. и 354 лошадиныхсилы/1400 Н.м. Обратите внимание:новые моторы по мощности превосходят на 30 л. с. ОМ 926 и сравнялисьс наименее «заряженной» настройкой354 л. с. у 12-литровой шестерки ОМ457, применяемой на Mercedes-BenzAxor. А разница в массе у ОМ 936 и ОМ457 наверняка около 200 килограммов!Интересно, что моторы OM 936 такжеизготавливаются в вертикальном и горизонтальном вариантах для городских и междугородных автобусов, чтоособенно важно в крупных городах.Кроме того, появился еще одинновый двигатель – ОМ 470 объемом10,6 литра. Более-менее сопоставимыепо объему шестицилиндровые рядныемоторы были в производственнойпрограмме Daimler только в 70-80-хгодах. И то, или близкие к 9 литрам,как ОМ 360, или превышающие 11 литров, как ОМ 407. А между тем почтиНа всех представленных на тесте грузовиках были установлены коробки-«роботы» PowerShift третьего поколения34РЕЙС ДЕКАБРЬ2012у всех конкурентов есть современные11-литровые дизели, поэтому немудрено, что такой мотор создали и дляAntos. Все-таки нужный размер!У OM 470 четыре настройки мощности в диапазоне от 326 л. с. до 428 л. с.при 1800 об/мин и моментом от 1700до 2100 Н.м при 1100 оборотов. Благодаря аналогичным характеристикам,соответствию нормам Евро-6 и малоймассе ОМ 470 скоро может полностьювытеснить на развозных грузовикахОМ 457. При этом немцы говорят, чтоновый мотор дополняет 12,8-литровый OM 471 Mercedes Actros.Всего у Mercedes-Benz Antos будет 13 вариантов двигателей уровняЕвро-6 мощностью от 238 до 510 лошадиных сил, все моторы производятся в Германии, на заводе в Мангейме. Если на двигателях ОМ 906/ОМ926 применялась схема «три клапанана цилиндр», то теперь не только наОМ 470 и ОМ 471, но и на самых «маленьких» моторах для Antos – на ОМ936, используются четырехклапанные головки. Причем здесь одной изтехнических новинок является распределительный вал с механизмомрегулируемых фаз газораспределения,который впервые установлен в дизелетакого объема, да еще и предназначенного для коммерческих автомобилей.Такой механизм в ГРМ позволяет увеличить крутящий момент на малыхоборотах, а также вносит свой вкладв достижение Евро-6. На всех новыхмоторах Mercedes-Benz применяетсясовременная электронноуправляемаятопливная система Common Rail, которая отличается от насос-форсунокили традиционной «мерседесовской» системы PLD (насос – трубка – форсунка), ин-Конструкторы старались оптимизировать по массе многиедетали подвески и трансмиссии Antos АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАНемцы применяют рециркуляцию ОГ.Это жидкостный теплообменник EGRСовершенно новый мотор ОМ470 объемом 10,6 литра, диапазоном мощностиот 326 до 428 л. с. и моментом от 1700 до 2100 Н.м при 1100 об/минОдин поликлиновый ремень обслуживает почти с десяток шкивовдивидуальной для каждого цилиндра,более высоким давлением распыла,точностью цикловой подачи топлива.Кстати, на одной из тестируемых машин, на холодную, явно был слышенстук форсунки, но даже инструкторнемец не предал этому значения. Мотор прогрелся – стук уменьшился,а потом, в движении, и вовсе пропал…Заметьте, новая машина, европейскаясолярка и топливная аппаратура –фирменная Bosch. Совершенно обоснованно немцы говорят, что новыедвигатели появятся в России не раньше, чем появится дизтопливо соответствующего качества, причем навсей территории РФ (кто бы сказал,когда это произойдет?). Нормы Евро6 достигаются сочетанием системEGR и SCR, то есть рециркуляциейотработавших газов и впрыском рас-твора мочевины AdBlue, дополненными последовательно соединеннымиокислительным каталитическим нейтрализатором и сажевым фильтром.Специалисты говорят, что именноприменение EGR, то есть подмешивание в очень больших дозах ОГ к свежему заряду воздуха в цилиндрах,в сочетании с «сернистой» соляркой,аналогичной российской, приводит к эксплуатационным дефектампоршневой группы и топливной аппаратуры…На всех участвовавших в тестдрайве грузовиках Mercedes-BenzAntos были установлены только автоматические механические коробкипередач с электронным управлением, то есть «роботы» Mercedes-BenzPowerShift, 8-ми или 12 ступенчатыеКП третьего поколения. Чистая «ме-ханика» стояла только на «каблуке»Mercedes Citan… Чем PowerShift 3отличается от PowerShift второго поколения? В первую очередь – быстродействием, скоростью переключенияпередач, но оценить изменения в полной мере было бы хорошо на маршруте с чередующимися подъемами и спусками. В окрестностях Дюссельдорфатаких нет, а на равнине скорости переключались своевременно и безошибочно, совершенно не напрягая водителя. Ничего удивительного: Mercedesон и в Африке Mercedes. Автомобильсо «звездой во лбу» не дешевый,но одинаково тщательно отлаженныйи в мелочах, и в целом.Самый «маленький» мотор для Antos –ОМ936. Объем 7,7 литра, до 354 л. с.Компрессор двухцилиндровый Voit,соосно установлен насос ГУРПластмассовый поддон компактный,но обеспечивает хороший объем масла36РЕЙС ДЕКАБРЬ2012Николай МордовцевФото автора и компаниипроизводителя