12
13
14
15
16
17
18
19
ГЛАВНАЯ ТЕМАСТРАХОВАНИЕ ПАССАЖИРОВБЕЗОПАСНОСТЬОПЛАЧЕННЫЙ РИСК?С 1 января 2013 г. перевозчики должны будут страховать всехсвоих пассажиров. Но вот сколько это будет стоить и как онибудут платить – пока не ясно...ИРИНА ПОЛЯКОВА кандидат экономических наукПо ФЗ №67 об обязательном страховании пассажироввне зависимостиот вида транспорта сложилась пародокса льна яситуация. Правительствосвоим поста новлениемопределило размер компенсаций за причинениевреда здоровью пассажира.В «цене вопроса« определились, а вот в источнике покрытия ущерба до сих пор(на середину декабря) нет.«Как же так?» – спроситевы. А вот так – до сих порокончательно не определены тарифы по расчету страховых премий. Интрига поокончательному определению их максимальногои минимального размерасохраняется до последнего.Вариант, представленныйМинфином сразу послепринятия закона, подвергся критике со стороныперевозчиков. Согласноэтому варианту тарифы(максимальные/минимальные) по автотранспортусоответственно составили:по междугородним пере-возкам – 9,14 и 18,40 руб.,по пригородным – 1,34и 2,70 руб., по городскимавтобусам – 0,43 и 0,87, потроллейбусам 0,33 и 0,67,по трамваям – 0,15 и 0,31.Более поздний проект тарифов (заметьте, проект,а не окончательные ставки)представлен в табл. 2. Снижение по сравнению с первым вариантом значительное, но, судя по мнениямперевозчиков, их не устраивает и этот вариант. В связи с этим возникает вопрос:если определились с компенсацией за вред здоровьюи против этих ставок никтоне возражает, то почему жетакой протест против страховых премий?Для того, чтобы понять противоречивостьслож ившейся ситуациивокруг закона №67, рассмотрим ее со всех сторон.Итак, чего ждать перевозчикам, пассажирам и страховщикам от вступленияв действие ФЗ №67 об обязательном стра хованиижизни, здоровья и имущества пассажиров, которыйвступает в силу с 1 января2013 г.?Как будет действоватьзакон – во многом зависитот состояния транспортного комплекса в части организации пассажирскихперевозок, состояния подвижного состава, квалификации водителей, правовойкультуры, эффективностипроцедур реализации закона. Вопросов много – нанекоторые можно будет ответить только со временем.А отдельные проблемынеобходимо решать прямо сейчас, до вступлениязакона в силу. И в первуюочередь, это касается автомобильного транспорта – самого массового поучастию в пассажирскихперевозках (табл. 1). Итак,по порядку.Федеральной закон №67устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинениевреда жизни, здоровью,имуществу пассажиров при перев о з к а х л ю бы м иСтруктура перевозок пассажиров и пассажирооборот*Перевозки пассажиров по видам сообщениймеждународныемеждугородныетаблица 1Пассажирооборот по видам сообщенийпригородныевнутригородскиемеждународныймеждугородныйпригородныйвнутригородскойВсе виды транспорта100100100100100100100100Железнодорожный1,028,824,7–0,355,538,5–Автобусный (включаямаршрутные таксомоторы)6,863,375,158,40,814,461,454,1Внутренний водный2,30,20,20,00,00,30,10,0Воздушный89,97,7––98,929,8––Трамвайный–––11,4–––5,5Троллейбусный–––12,1–––5,8Метрополитен–––18,1–––34,6*транспорта общего пользования по видам сообщений, % Стоимость страхования ответственности (проект)* таблица 2Мин.Макс,премия, р. премия, р.Вид транспорта и вид перевозокЖелезнодорожный транспорт – перевозки поездамидальнего следованияЖелезнодорожный транспорт – перевозкипригородными поездамиВоздушный транспорт – вне зависимости от вида перевозкиМорской транспорт – вне зависимости от вида перевозкиВнутренний водный транспорт – вне зависимостиот вида перевозкиАвтотранспорт – междугородние и международные автобусыАвтотранспорт – пригородные автобусыАвтотранспорт – городские автобусыГородской наземный электротранспорт – троллейбусыГородской наземный электротранспорт – трамваиВнеуличный транспорт– вне зависимости от вида перевозки* перевозчика для различных видов транспорта и перевозок(в пересчете на одного пассажира)МНЕНИЕСТАНИСЛАВМОСКВИЧЕВзаместительруководителяуправления перевозок Департамента пассажирскихперевозок ООО«УК АвтолайнТранслайт» ОАО«Группа Автолайн»– До настоящеговремени отсутствуетпостановлениеПравительства РФ,устанавливающеепредельные значения страховыхтарифов. Соответственно, экономическую нагрузкуна перевозчиковрассчитать нет возможности. Однакообсуждаемые вМинфине величиныпредусматриваютсущественнуюи, самое главное,неадекватную нагрузку на перевозчиков. Собраннаятранспортнымисоюзами статистикапо предприятиям иотдельным регионам по пострадавшим показывает, чтов том случае, еслибы предприятиясами компенсировали в том жеразмере ущербпострадавшим, онизатратили бы на этосуммы в десяткираз меньшие,чем необходимобудет выплачиватьстраховщикам. Кпримеру, по Москвев 2009-2011 гг. небыло погибших пас-сажиров автобусов,а ранены в среднем71 человек приперевозке более 2млрд. Простые подсчеты показывают,что при потребномвозмещении поустановленнымставкам в пределах30 млн руб. страховщики планируютежегодно собиратьс перевозчиков всехформ собственности более 500 млнруб., то есть на одинавтобус более 40000 руб. Для выплаттаких страховых премий перевозчикамнеобходимо либоповысить тариф напроезд, либо снизить рентабельностьперевозок. Повышение тарифов дополнительно снизитпривлекательностьперевозок общественным транспортом и ограниченосоциальнымифакторами. Выплаты из собственныхсредств приведут ксворачиванию целого ряда программпо обновлениюподвижного состава, увеличениюзаработных платдля компенсацииинфляции и т. д., чтонегативно отразится на качествеи безопасностиперевозок. Органывласти компенсировать затраты настрахование смогуттолько за перевозкульготных категорийграждан для ГУП«Мосгортранс»,0,721,390,040,077,767,4014,8614,180,751,444,680,850,350,390,120,048,951,630,680,760,240,07увеличив суммусубсидий. Соответственно, бюджетгорода также должен будет увеличитьрасходы для выплатпремий страховщикам. Российскимавтотранспортнымсоюзом проведенсеминар-совещаниеперевозчиков по Федеральному законуоб обязательномстраховании. На совещании высказывались исключительнокритические замечания по этому закону,размерам страховыхтарифов. По итогамсовещания на последующей встречес Президентом Российской Федерацииперевозчиками былпоставлен вопросо необходимостипересмотра предлагаемых страховыхтарифов. Президентом Правительству было даносоответствующеепоручение. Однакои сейчас транспортные союзы попрежнему считают,что для реализацииположений законаи обеспечения необходимых выплат пострадавшим и учетареальных страховыхрисков конкретныхпредприятий отрасли достаточнобыло бы установление минимальногострахового тарифане более 1 коп. напассажира для городских перевозок ине более 10 коп. дляпригородных.Реклама2013 ЯНВАРЬРЕЙС13 ГЛАВНАЯ ТЕМАвидами транспорта, в отношении которых действуюттранспортные уставы иликодексы, при перевозкахвнеуличным транспортом(за исключением перевозокметрополитеном), а такжеустанавливает особый порядок возмещения такоговреда, причиненного приперевозках пассажиров метрополитеном.Федеральный закон №67вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключениемположений, для которыхпредусмотрены иные срокивступления в силу.Вступ лениеза конао страховании ответственности перевозчика в силубудет происходить поэтапно: с 1 января 2013 г. –начало страхования, с 1апреля 2013 г. – штрафык владельцам объектов заневыполнение обязанностипо страхованию, с 1 июля2013 г. – начало осуществления компенсационныхвыплат.Неза висимо от видатранспорта (кроме метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.Запрещается осуществление перевозок пасс а ж иров перевозчиком(кроме метрополитена),ответственность которогоне застрахована.Кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется статьей11.31 сурового содержания.Звучит она следующимобразом: осуществлениепе ревозок пас с а ж и ровСТРАХОВАНИЕ ПАССАЖИРОВперевозчиком, риск гражданской ответственностикоторого за причинениепри перевозках вреда жизни, здоровью, имуществупассажиров не застрахованв соответствии с требованиями, установленнымифедера льным за коном,влечет наложение административного штрафа:на должностных лицв размере от 40 000 до50 000 рублей;на юридических лиц – от500 000 до 1 000 000 рублей.Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей по страхованию осуществляет Ространснадзор,специалисты которого будут проверять у перевозчика договор обязательного страхования.Проверка исполненияобязанностей перевозчиком может быть проведенав ряде случаев по обращениям и заявлениям потребителей.Одним из важных моментов закона являетсясоздание информационнойбазы данных всех перевозчиков, в которую страховщики будут обязаны заносить информацию о всехзаключенных договорахстрахования ответственности перевозчиков. Этопозволит контролироватьналичие договоров по всемтранспортным средствам,осуществляющим перевозку пассажиров.Так к чему может привести неисполнение обязанности по стра хованию? Последствия самыеВозрастная структура парка*грузовые автомобили80автобусы70трамвайные вагоны60вагоны метрополитена50троллейбусы403020100до 51–23–10неприятные, и, в первуюочередь, это запрет на эксплуатацию транспортного средства. Далее, дажеесли договор страхованияне заключен, перевозчикнес е т от ве тс т вен нос т ьза причиненный вред натех же условиях, как пристраховании (если ФЗ неустановлен больший разме р о т ве тс т вен нос т и).И сэкономить не удастся:если договор страхованияне был заключен, по искуФСФР в доход РФ взыскивае тся неос новате л ьносбереженная сумма (в размере страховой премии подоговору и процентов в соответствии со ст. 395 ГК).Ространснадзор, в случаенеисполнения перевозчиком обязанности по страхованию, в течение трех рабочих дней со дня выявленияобязан уведомить об этомФСФР для взыскания сумм,необосновано сбереженных перевозчиком.Освобождение от обяз а н но с т и с т ра хов а н и ятаблица 311–50всего%всего%всего%Всего62 77514 96157796,8по РФЦФО897764,7314322,7150510,9СЗФО243760,098224,256613,9ЮФО10 28070,6286519,712168,4ПФО21 89584,3299511,58393,2УФО10 79576,0249217,67835,5СФО460465,2171724,36258,8ДФО377578,376715,92455,2* по количеству эксплуатируемых автобусов. По данным Ространснадзора14РЕЙС ЯНВАРЬ2013от 5 до 10более 10* автомобильного и городского пассажирского транспорта всех видовдеятельности; по данным Минтранса РФХозяйствующие субъекты (лицензиаты)*Округадиаграмма 19051–100всего%больше 100всего%6080,74260,5144411191435775291,01,00,80,60,41,10,4101318092734180,70,90,50,40,50,60,2возможно, только еслиу перевозчика есть полис,риски и страховые суммыпо которому не меньше,чем установлено законом.Только в этом случае обязанность по страхованиюсчитается выполненной.Это касается осуществления международных перевозок, а также регистрациив Российском международном реестре судов (каботажи международные перевозки) при наличии договорастрахования, заключенного в соответствии с международными договорамиРФ или в добровольномпорядке.Закон об обязательномстраховании гражданскойответственности перевозчика распространяется навсех перевозчиков вне зависимости от типа транспортного средства: железнодорож ный (да льнегоследования, пригородногосообщения); воздушный;морской; внутренний водный; автобусный (международные, пригородные,внутригородские); троллейбусный; трамвайный.В законопроект введена новая статья о «возмещении вреда жизни,здоровью, имуществу пасса жиров, причиненногопри перевозке пассажировметрополитеном»,исключающая метрополитен из обя- МНЕНИЕНИКОЛАЙСИДЕЛЕВдиректор «МАП№2 Автоколонна1417»– Выводы по реалистичности экономического бремени можно делатьтолько после принятия тарифов Министерством финансов. Расходына страхованиеместная админи-МНЕНИЕГАЛИНА ГУЛЯЕВАзаместительдиректора Центрастрахования ответственности ОАО СК«Альянс»– Cтоимость договора страхованиябудет зависеть отвида перевозкии от объемовпассажиропотокаперевозчика. Изэтих двух параметров складываетсяминимальная стоимость страховки.Далее cтраховщик,оценивая уровеньбезопасностиперевозчика,устанавливает соответствующий тарифв пределах вилкиминимальных и максимальных значений, утвержденныхПравительствомРФ. Для каждоговида транспортаи вида перевозкиустановлены своиграницы тарифа.Например, стоимость страховки наодного пассажираавтобуса междугородного сообщениясоставит от 4 р.68 коп. до 8 р. 95коп., пригородногосообщения – 0 руб.85 коп. до 1 р. 63коп, а при городскихавтобусных перевозках это будет ужеот 0р. 14 коп. до 0р.68 коп. на одногопассажира.Для подтверждения количества пас-страция ни полностью, ни частичнокомпенсироватьне будет.За 2011-2012 гг.у предприятия небыло смертельныхслучаев средипассажиров по виневодителей, былодин случай, когдапассажир получилтяжелую травму. Пострадавшему страховая компаниявыплатила компенсацию. Если считатьпо предлагаемым тарифам страхования, нашепредприятие должно платитьстраховщикамсуммы в разы выше.Это затраты нашего предприятия.Следовательно,увеличится расходная часть,и это бремя ляжетна пассажиров.Необходимо максимально снизитьставки.сажиров перевозчикможет предоставить, например, статистические данные,передаваемые вРосстат, или налоговую декларацию.Это будет зависетьот вида транспортаи вида перевозки, атакже от системыналогообложения,применяемого перевозчиком – упрощенной системыналогообложения(УСН) или в видеединого налога навмененный доход(ЕНВД). В любомслучае, достоверность предоставляемых сведенийбудет проверятьсястраховщиком.Более того, данныепо пассажиропотоку обязательны куточнению в течение срока действиядоговора ОСОП, ив случае расхождения cторонывправе требоватьизменения премиипо договору. Такжене стоит забывать,что в случае предоставления заведомоложных сведенийcтраховщик можетпотребовать признать договорнедействительными возмещенияперевозчиком всехреальных убытков.При высокомуровне безопасности перевозчикаи удовлетворительном состоянии ТСклиенту может бытьпредложен минимально допустимыйзаконодательствомтариф. Мы готовырассмотреть возможность страхования дополнительныхрисков: причинениевреда, связанногос войной, радиацией, народнымиволнениями и т. п.Возможно установление безусловнойфраншизы по риску«имущество» исоответствующееснижение тарифов.Наша компанияготова предложитьрассрочку оплатыстраховой премиибез увеличения ееразмера.Требования кводителям предъявляются транспортными уставамии кодексами.Каких-то дополнительных требований страховщикивводить не могут.Но в определенныхзаконом случаяхcтраховщик имеетправо регресса, тоесть взыскания сперевозчика выплаченного потерпевшим страховоговозмещения, есливред будет причинен в результатеумысла перевозчика, допуска ТС снеисправностямина маршрут, алкогольного и иногоопьянения водителя,нарушения режиматруда и отдыха водителя и др.Реклама2013 ЯНВАРЬРЕЙС15 ГЛАВНАЯ ТЕМАзательного страхования.В случае нанесения вредапассажиру подземка обязана выплатить ему компенсацию в тех же размерах, что и при страхованииответственности другихперевозчиков. При этоммоментом начала и окончания перевозки считаютсямоменты входа пассажирав вагон и его выхода из вагона. «Иной вред, причиненный метрополитеномпассажиру, возмещаетсяпо правилам ГК», – говорится в законопроекте. Документ также прописываетпорядок предъявления метрополитену требования окомпенсации и порядок еевыплаты.Согласно закону установлена единая для всехперевозчиков страховаясумма на каждого пассажира: по риску причинениявреда жизни – не менее чем2 025 000 рублей; по рискупричинения вреда здоровью– не менее чем 2 000 000 рублей; по риску причинениявреда имуществу – не менеечем 23 000 рублей.Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и немогут изменяться в периоддействия договора обязательного страхования.МНЕНИЕМАРИНА ЩУКИНАзаместитель начальника управления обязательных и массовыхстраховых продуктов«РЕСО-Гарантия»– Пока еще не определены порядок действий пассажира припричинении вреда натранспорте и переченьдокументов, которыеон должен будет представить для получениявыплаты. Однако можно предположить, чтопроисшествия, повлекшие за собой причинение вреда, жизни издоровью пассажировбудут зафиксированы16РЕЙС ЯНВАРЬ2013СТРАХОВАНИЕ ПАССАЖИРОВПредельные (минимальныеи максимальные) значениястраховых тарифов и коэффициентов устанавливаются правительствомРоссийской Федерации.В табл. 2 приведены проектные данные по уровнютарифов для каждого видатранспорта.Страховой тариф определяется по каждому изрисков в договоре страхования по соглашениюсторон. Определяется онв расчете на одного пассажира и зависит от видатранспорта, вида перевозок, факторов, влияющих настепень риска, в том числеот уровня безопасностиперевозок и техническогосостояния ТС.Так что же имеет транспортное сообщество, страховые компании и пассажиры к началу вступлениязакона в силу?Прежде всего, установлены минимальная и максимальная стоимость страхования ответственностиперевозчика для различныхвидов транспорта. Данныеполучены на основе обработки большого объемаинформации из различныхисточников (Росстат, ОАО«РЖД», Ространснадзор,Минтранс РФ, ГИБДД). На-соответствующимикомпетентными органами, например,на автотранспортесотрудниками ГИБДДи медицинскимиучреждениями, и документы, составленныеэтими организациямибудут представляться пассажирами.Безусловно, нельзяговорить, что проблемс лжепострадавшимине возникнет, и средства защиты нам ещепредстоит выработать.Пассажиру, которыйможет рассчитыватьна выплату страховоговозмещения, предусмотренного законом,следует помнить, чтосколько они соответствуютдействительности – покажет время, но исходные размеры для расчета страховойпремии есть. Далее определены размеры компенсационных выплат при различных травмах, полученныхпассажиром в транспортном средстве: от ушиба досамых тяжелых, требующих длительного леченияи реабилитации.В постановлении Правительства РФ от 15 ноября2012 г. №1664 дан полныйперечень нормативов дляопределения суммы страхового возмещения припричинении вреда здоровья потерпевшему, а такжедля определения суммыкомпенсации.Так, потеря 2-3 зубовоценивается в 5% от максимальной суммы компенсации вреда здоровью, т. е. 100тыс. руб. Для сравнения, этатравма равноценна ожогами обморожениям I-II степени площадью 3-5% поверхности тела. За двойнойперелом челюсти или травматический шок пострадавшему заплатят 200 тыс. руб.Ушиб обойдется в 2 тыс.руб, но если их несколько,то сумма возрастает кратно. Перелом голени «стоит»240 тыс. руб, вывих плеча –ему необходимо приобрести билет. Проездной билет желательносохранять, чтобы егоможно было предъявить страховщикуи подтвердить своеправо на возмещениеубытков.Касаемо преференций и льгот перевозчикам. Это обязательныйвид страхования,условия, на которыхможет быть заключендоговор определяются соответствующимзаконом и Правилами страхования, наосновании которыхстраховщик получает лицензию, поэтомунаше предложениеосновывается на указанных документах.Конкретное предложение зависит от рядапараметров, в томчисле от вида транспорта, вида перевозок,влияющих на степеньриска факторов, в томчисле от обеспечиваемого перевозчикомуровня безопасностиперевозок и технического состояниятранспортных средствперевозчика.К водителям перевозчиков мы будемпредъявлять только тетребования, которыебудут предусмотрены нормативнымиактами.300 тыс. И так далее, вплотьдо травм спинного мозга,максимальная компенсация за которые составляет1,5 млн руб.Оставим за скобкамирассуждения о том, насколько правильно определена «цена» синяка илипере лома. Коррективыв нормативную часть могут и будут вноситься попрактическим результатамдействия закона. Остается добавить, что в случаеесли травмы носят разный характер, то размерстра хового возмещенияопределяется путем суммирования нормативов.Конечно, возможны случаимошенничества – липовыетравмы, провоцированиеих получения и т. д. Все этодолжно находиться подпристальным вниманиемконтролирующих органови страховых компаний.Для перевозчиков и страховых компаний необходимобщий подход к определению страховой премии, размер которой будет напрямую зависеть от количестваперевезенных пассажиров,среднего тарифа за проезд,количества посадочныхмест в транспортном средстве, планируемого количества рейсов.Если перевозчик занятна регулярных маршрутах и работает по обычнойформе налогообложения,то количество пассажиров,заявленных к страхованию,не может быть меньше, чемпредставленное в формахстатистической отчетностиза последние 12 месяцев.Если перевозчик работаетна регулярном маршрутеи применяет упрощеннуюсистему налогообложения,расчет количества пассажиров определяется делением полученного дохода,указанного в налоговойдекларации за последние 4квартала на средний тарифза проезд. Тариф определя- МНЕНИЕЮРИЙ ГУЩИНуправляющийдиректордепартамента поимущественнымвидам страхованияООО «ГруппыРенессансСтрахование»– В соответствиис ч. 3 ст. 11 Федерального закона«Об обязательномстраховании гражданской ответственности перевозчиказа причинение вредажизни, здоровью,имуществу пассажиров и о порядкевозмещения такоговреда, причиненного при перевозках пассажировметрополитеном»в зависимости отвидов транспортаи перевозок правительством будутутверждены страховые тарифы. Сборыбудут зависеть отколичества перевозимых перевозчикомпассажиров в год ивида транспорта.Пока нет документа, в котором былбы четко прописанпорядок определения количества пассажиров. Страховыекомпании готовыпроизводить расчетколичества пассажиров с учетомколичества транспортных средствна предприятии, ихвместимости, интенсивности выходана маршруты и т. д.,закрывая глаза нато, что в наших автобусах и маршруткахпассажиры ездятне только сидя, нои стоя, с превышением вместимости,что увеличиваетриск при наступлении аварии.А позиция перевозчиков заключаетсяется как средняя величиназа последние 12 месяцев.Такой же порядок расчетаприменим и к перевозчикам, которые работают посистеме налогообложенияна вмененный доход. Хотелось бы отметить как положительный момент – выделение в особую категориюперевозчиков, работающихпо упрощенной схеме налогообложения. Как показаланализ рынка пассажирских перевозок, мелкихперевозчиков (а именноони используют «упрощенку») очень много (табл. 3), иих интересы должны бытьучтены в новом законе. Нуи, наконец, для тех перевозчиков, которые осуществляют заказные перевозки,количество перевезенныхпассажиров определяетсяпо количеству посадочных мест в транспортномсредстве, согласно даннымтехпаспорта, по планируемому количеству рейсов иколичеству транспортныхв том, что расчетнужно производитьпо заявленномуколичеству. И мыне исключаемвозможности получения, например,таких данных:автопарк в составе100 автобусов в годперевозит 100пассажиров, чтоявляется априоринедостовернойинформацией.К водителямперевозчикамспециальныхтребований у насне будет. Эти требования установленысоответствующим транспортнымзаконодательством.Все выплатыпострадавшим пассажирам будут контролироваться внутренними службамикомпании, которыебудут заниматься изащитой от лжепострадавших.средств, принадлежащихперевозчику на праве собственности.Казалось, все процедуры,без которых закон не может работать, отработаны.Определены 60 страховыхкомпаний, которые в обязательном порядке должныстраховать всех обратившихся к ним перевозчиков.В страховом сообществе понимают, что работа в этомсегменте сопряжена с техническими трудностями.Вряд ли она будет привлекательной с точки зренияприбыльности, особеннона первоначальном этапе.Пока не решен вопрос овзаимоотношениях со СРОна транспорте в части страхования профессиональнойответственности. Но с чемсогласны все без исключения профессионалы страхового дела – борьба за этотрынок будет как за объемный и перспективный в будущем.Принятие законаРеклама2013 ЯНВАРЬРЕЙС17 ГЛАВНАЯ ТЕМАоб обязательном страховании пассажиров помимо изменений в Кодексе обадминистративных правонарушениях повлечет засобой необходимость внесения изменений и в другие законодательные акты.Так, в Федеральный закон«О безопасности дорожного движения» вносится поправка, предусматривающая обязанность оснащатьтра нспортные средстватехническими средствамиконтроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрациюинформации о скоростии маршруте дви жениятранспортного средства,о режиме труда и отдыхаводителей транспортныхсредств (тахографами).Поправки в Налоговыйкодекс РФ относят суммывступительных взносови отчислений страховщиковв компенсационный фонд красходам страховых организаций в целях исчисленияналога на прибыль. Такжезаконопроект предлагаетотнести средства, полученные профессиональнымобъединением страховщиков, к доходам объединения,не учитываемым при определении налоговой базы, вцелях исчисления налога наприбыль.На наш взгляд, реальные трудности ждут всехбез исключения заинтересованных в реализациизакона, и связаны онибудут, главным образом,с состоянием парка пассажирского транспорта иСТРАХОВАНИЕ ПАССАЖИРОВего аварийностью. 900 тыс.автобусов, 20 тыс. троллейбусов и трамваев, 6,3 тыс.вагонов метро – вот такимивозможностями располагают российские перевозчики на пассажирском рынке.Сложность рынка российских пассажирских автоперевозок с точки зрениястрахования заключаетсяпрежде всего в его раздробленности. Посмотрите наданные табл. 3 – по Россииу 74,3% хозяйствующихсубъектов (легальных, заметим) в эксплуатацииимеется 1-2 автобуса. Паркот 50 автобусов и болееимеют только 1,2% перевозчиков. По округам картинаприблизительно такая же.В данном случае превалирующее количество мелкихперевозчиков – это не свидетельство конкуренции,поскольку на локальныхрынках перевозок пассажиров тарифы практическиодинаковы у различныхперевозчиков.Состояние пассажирскихавтоперевозок в целом нерадует. Бесконтрольна ялиберализация рынка пассажирских автоперевозокпривела к снижению уровня безопасности, ухудшению технического состояния машин, использованиюнеквалифицированных водителей, уходу от налогов.И этот печальный списокможно продолжать.Численность пострадавших в происшествияхс транспортными средствами сохраняется на протяжении последних 10 лет наДТП и пострадавшие по вине водителей автобусов*ДТПНаимен.10 месяцев 10 месяцевФО(+/-) %20122011РФ1933168614,7ЦФО63844045,0СЗФО204250-18,4ЮФО14812815,6СКФО4041-2,4ПФО323340-5,0УФО1961903,2СФО27822821,9ДФО1066953,6* за 10 месяцев 2012 г; по данным ГИБДД18РЕЙС ЯНВАРЬ2013Погибло10 месяцев 10 месяцев201220111211393931916191113151421512153073высоком уровне. И печальное первенство держит автомобильный транспорт:от 27 до 33 тыс. погибших загод и 250-290 тыс. раненых.И если отбросить явныепреступления (а именнотаковыми можно считатьгибель и ранения людей),произошедшие по вине пьяных водителей, то основнойпричиной ДТП с тяжкимипоследствиями остается нарушение водителями правил дорожного движения.Именно несоблюдение ПДДявляется в 90% случаев причиной летального исхода и вболее чем 90% – причинойразличного рода травм пассажиров и участников дорожного движения.Последние статистические данные за 10 месяцев2012 г. свидетельствуюто том, что переломов в негативной тенденции смертейи ранений на российскихдорогах нет: по сравнениюс 2011 г. выросло количествоДТП (170 091), уже погибло23 173 чел. и ранено больше216 тыс. Что касается лицензируемых автобусов, то с ихучастием зарегистрировано5354 ДТП, в результате которых погибло 551 чел. иранено 8172 чел.Что касается ДТП и ихпо с ле дс т ви й, ко т орыепроизошли по вине водителей, то, по данным табл.4, в отдельных регионахнаблюдается резкий росткак происшествий, так и ихпоследствий, например,в Центральном и Дальневосточном федеральныхокругах.таблица 4(+/-) %-12,925,8-43,872,7-13,3-33,3-58,3-50,0133,3Ранено10 месяцев 10 месяцев2012201131142923103371933043326027214775468542291349435421150112(+/-) %6,543,7-23,8-4,496,0-13,7-16,63,333,9Лицензируемый транспорт,по данным Ространснадзора, дает самую низкую аварийность на транспорте,но при этом она остаетсядостаточной высокой.Определенные положительные подвижки в области организации пассажирских перевозок делаютсяна всех уровнях, начинаяс федерального и заканчивая муниципальным, но наэто требуется время. И какв этих условиях выживать(почти 63 тыс. перевозчиков, имеющих 1-2 машины,которые работают легально, – они попали в статистику), если еще платитьстраховку? Уйти «в тень»,бросить бизнес, повышатьтарифы? Да и страховыекомпании, не смея отказатьв страховании, попадаютв сложное положение, особенно в отдаленных регионах, где чисто техническисложно за короткое времязастраховать такое количество клиентов. А еслиеще и оценить возрастнуюструктуру парка, то в группу транспортных средствстарше 10 лет попадают40% автобусов, 80% вагонов трамваев и метро, более 50% троллейбусов (диаграмма 1). Таким образом,тех ни ческое состоя ниепарка для пассажирскихперевозок таково, что страховать его будут по максимальному тарифу.Так что же все заинтересованные стороны будутиметь в сухом остатке? Государство снимает с себябремя материальной ответственности за последствиядорож но-т ра нс пор т н ы хпроисшествий, переложив ее на перевозчиков истраховые компании. Загосударством остается законодательная функция поразработке правил и процедур страхования и контроль за их исполнением.Пассажиры одновременнос покупкой билета приоб- АНДРЕЙРОМАНОВначальник отдела страхованияавтоперевозчиковдепартаментатранспортногострахования компании «РОСГОССТРАХ»– Страховой тариф,согласно статье 11закона №67-ФЗ,определяется врасчете на одногопассажира в зависимости от видатранспорта, видаперевозок и факторов, влияющих настепень риска (техническое состояниеТС, обеспечиваемыйперевозчикомуровень безопасности). Сумма премии,соответственно,определяется какпроизведение количества пассажиров,страховой суммыпо каждому риску истрахового тарифа,определенного впроцентах от страховой суммы.Порядок определения количествапассажиров длярасчета страховойпремии утверждается правительствомРФ. Порядок уточнения фактическогоколичества перевезенных пассажировдля корректировкистраховой премиибудет устанавливаться по соглашению сторон в договоре обязательногострахования.Поскольку этообязательный видстрахования, правила страхованиябудут едиными длявсех страховщиков.Максимально возможное количествовзносов страховойпремии такжебудет определенов правилах страхования. Сегодняобсуждается возможность оплатыстраховой премиимаксимально 4-мяквартальными взносами. Разумеется,основным критерием будет размерстраховой премии ивозможности по ееоплате. Относительно критериевустановлениядля перевозчиковминимальных и максимальных ставокретают право на возмещение вреда жизни, здоровьюи имуществу при наступлении страхового случаяна любом виде транспорта.Что же касается автоперевозчиков, то их условноможно разделить на двегруппы. Первая группа –это крупные автопредприятия, имеющее хорошеетехническое оснащение и,как следствие, хорошуюстраховую историю с минимальным уровнем аварийности. Их финансовоеположение позволяет страховать пассажиров согласно ФЗ №67, но, по нашемумнению, в их отношениипреференции и льготы пострахованию должны быть.Вторая группа – мелкиеперевозчики, финансовые– они должны былибыть установленыправительством РФ.В настоящее времяясности нет.Что касаетсязащиты от лжепострадавших – мынадеемся, определенный заслонбудет установленнеобходимостьюпредоставленияфиксированногосписка документов,подтверждающихправо пассажира/выгодоприобретателя на получениесоответствующеговозмещенияи содержащихинформацию опострадавшемпассажире, месте,времени происшествия, маршрутеперевозки, причиненном вреде.Уверены, что в этомвопросе страховщики и страхователидолжны будут тесновзаимодействовать.Со временем вероятно составлениесписка пострадавших пассажиров, покоторому возможнобудет находить«системных» пострадавших.возможности которых значительно ниже. Они, какправило, не получают никаких льгот и помощи отгосударства и выживают насвой страх и риск. Смогутли исполнить обязательства по закону о страховании пассажиров, не окажется ли страховой полисиндульгенцией, позволяющей не думать о безопасности перевозочного процесса после его покупки– на все эти вопросы ответможно будет получить попрактическим результатам работы закона. Пока суверенностью можно говорить о переделе рынкапассажирских перевозок,его консолидации и скореевсего повышении платы запроезд.РекламаМНЕНИЕ2013 ЯНВАРЬРЕЙС19