14
15
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОРНЫХ КОЛЯСОХ МАЛОГО И СВЕРХМАЛОГО ЛИТРАЖА Двигатель ь Наименование о •л Остин А-30 4s — = г о aJ со ю Q.O tr 3 ttrхТормоза соЕ-„мощность (л. с.)а о. 3 п4ГОиз 2020CJ ЧОСиS3ЕС SО отПримечаниеУ. ъ~•охяГидравлическиеи *о ° а80028 л. с. при 4600 об/мин1150 1150Рено 4CV 4 748 21 л. с. при 4500 об/мин 3 2100 1220 12203425 1400 1505 3630 1430 1470 4100 1570 14707005,20—13 1007—8Несущий дверныйкузов,четырех-600Гидравлические5,00—15 1006,5Несущий кузов, автоматическое электромагнитное сцепление Несущий четырехдверный кузов; на выбор установл. карбюратор либо аппаратура для непосредственного впрыска бензина Цельнометаллический понтонный кузов, центр, трубчатая рама; торсионно-резиновая подвеска Несущий двухдверный зов куГолиаф — 700469025 л. с , а при непосредстз. впрыске топлива 30 л. с. при 4500 об/мин 15 л. с> при \ 4000 об/мин423001250 1250900Гидравлические5,00—16 1008Манко — Чемпион4400.3—420201200 11503420 1470 1350580Гидравлические4,80—15856•Фиат-600463319 л. с. при 4600 об/мин420001144 11543215 1380 1405 3740 1580 1430 3780 1480 1600600Гидравлические5,20—12956,5Цвикау — Р70469022 л. с. при 3500 об/мин323801190 1200800Механические5,00—16857—SРамная конструкция. Пластмассовый двухдверный кузов с деревянным остовом Гидропневматическая система подвески; ' центробежное сцепление, полностью синхронизирован. коробка передач Ультракороткоходный двигатель с верхним распределением Несущий кузов с откатывающейся крышей (и без нее)Ситроен-2СУ442512 л. с. при 3500 об/мин324001260 1260500Гидравлические4,25—15805Ллойд — 600460019 л. с. при 4500 об/мин320001050 11003355 1410 1350 2900 1280 1310 3250 1250 1300 2880 1400 1420 3100 1400 1200 2285 13S0 1335 2820 1220 1200 2660 1370 1265 3100 1470 1330 2400 1200 1050 3300 1420 1150 3300 1400540Гидравлические4,25—15955,5Гоггомобиль — 3002+229315 л. с. при 4S00 об/мин418001090 1090390'Гидравлические4,40—10904,5.Авиа335015 л. с. при 4650 об/мин320501000 1000340Механические 4,80—10805,5Рездверный кузов с откидным куполом из дюраля. Вес кузова всего 48 кг Подпольные двигатель, несущий кузов, электромеханическое включение передачДорнье-Дельта425014 л. с. при 4000 об/мин418201210 1210400.Гидравлические3,50—12855КлеГшшнигтигер325015 л. с. при 6000 об/мин318501080 1080300Механические 4,40—11905Изетта — БМВ2—325012 л. с. при 5800 об/мин415001200 520350Гидравлические4,80—10853,5Легкий кузов с лобовой дверью. Задняя узкая колея без дифференциала Два сиденья, расположенные друг за другом, боковой купол Два сиденья вая дверца рядом; лобоМессершмидт220010 л. с. при 5200 об/мин420301080230.Механические4,40—8 1004,5Хейикель21759 л. с. при 5700 об/мин417600 1225450Гидравлические1 4.4С—108551375 Мехаи. на пер. колесе 4,00—8 80 |. 5 Алюминиерый кузов с боковой дверцей; двухскатное заднее колесо Со съемным куполом. Резиновые элементы подвески колес 185 Механические 4,00—8 100 4•Фульдамобнль•2</,20010 л. с» при 5200 об/мин418401200 500Брютш '1 ип ^Карлик -220011 л. с. при 5200 об/мин414701200Брютш 1ип «Воробей • > Шпатц325014 л. с. при 5200 об/мин421001160280Механические 4,00—12 на 3 кол905320011 л. с. при 5200 об/мии419501160 1160300Гидравлические4,40—1275•414 Но суть дела, конечно, не., в названии, а в конструктивных особенностях. Существует некий довольно определен3 ный рубеж (300—400 см ), отделяющий рассмотренные выше «настоящие» автомобили от всякого рода паллиативных конструкций. Весьма характерно, во всяком случае, что показанные далее на цветной вкладке машины (7—20) — так называемые «роллермобили», «автороллеры», «бэбикары» и то, что немцы называют «клейнстваген», — имеют в своей основе мотоциклетные узлы и агрегаты. Некоторые из них вообще довольно примитивны как по конструкции, так и по технике производства. Очевидно, требуется еще время для того, чтобы выработался более определенный типаж и соответствующая ему техника производства; но уже сейчас все эти машины представляют большой интерес, поскольку речь идет, видимо, о новом, порожденном жизнью, транспортном средстве, которому, судя по всему, принадлежит большое будущее. Среди многообразия появившихся за •последние годы конструкций некоторые стали весьма популярны, послужили образцом для бесчисленных копий и могут поэтому рассматриваться как типичные. Так, родившаяся в Италии «Изетта» (7) выпускается сейчас по лицензиям в Швейцарии, во Франции ив Западной Германии, причем западногерманская фирма «БМВ» за шесть месяцев после приобретения лицензии выпустила (во второй половине 1955 года) 10.000 машин. Когда «Изетта» впервые появилась в Италии, приверженцев у нее оказалось не слишком много, и производство ее было даже прекращено. Но в других •странах сумели довольно быстро разглядеть ее конструктивные достоинства « сейчас рекламируют как «семейное .мотокупе» (например, «БМВ — Изетта»), в котором двое взрослых и двре детей чувствуют себя «свободнее и удобнее, чем в ином автомобиле». Откуда же берутся эти удобства, если габаритная длина «Изетты» лишь немногим превосходит два метра, т. е. в 1,5 раза меньше, чем у обычных малолитражек, и вдвое меньше «Москвича»? Секрет состоит в конструкции кузова и общей компоновке агрегатов. Горизонтальный поперечно расположенный двигатель с принудительным охлаждением размещен справа за передним сиденьем, близко к центру тяжести автомобиля (рис. 2а). Привод от него осуществляется через короткий карданный вал с резиновыми спайсерами на плавающую в масле приводную цепь, натяжение которой обеспечивается эксцентриком (рис. 26). Ведущая задняя ось выполнена бездифференциала (рис. 2в). Задние колеса расположены друг к другу так близко, что надобность в выравнивании их скоростей на повороте практически отпадает. Подвеска задней оси осуществляется четвертьэллипти ческой рессорой и двумя установленными под углом телескопическими амортизаторами. Передние колеса подвешены К раме на рычагах с витыми рессорами и телескопическими амортизаторами. Рама «Изетты» состоит из стальных труб и сварена с каркасом кузова, выполненным также из труб. Важнейшую особенность конструкции кузова представляет лобовая дверца, откидывающаяся вперед вместе со штурвалом, рулевой колонкой и щитком приборов (рис. 3). Пассажиры садятся в машину, как в обычное мягкое кресло. Удобства такой конструкции неоспоримы; к тому же экономится много места. Сзади, за сиденьями, могут быть размещены два чемодана. Там же располагается топливный бак емкостью в 14 литров. Рулевая колонка в своей нижней части имеет шарнирное сочленение. На ней имеются переключатели света («мигающего» и заднего), а рычаг переключения передач вынесен на левую стенку кузова (чтобы не ограничивать свободы ног водителя). Педали сцепления, тормозов и акселератора расположены, как обычно, по обе стороны рулевой колонки (рис. 2г). Тормоза — гидравлические, на обе оси. Такова «Изетта» — общепризнанная родоначальница многих аналогичных конструкций. На цветной вкладке мы видим некоторые из них. Это прежде всего западногерманский «Мессершмидт» (8), имеющий два расположенных одно за другим сиденья и откидывающийся в бок «купол» из плексиглаза; трехколесный «Фульдамобиль» (9) с алюминиевым кузовом, двойными шинами заднего колеса и боковой дверцей. В некотором роде «компромисс» между «Изеттой» и «Мессершмидтом» представляет собой «Хейнкель-175» (10), имеющий лобовую дверцу, но жестко укрепленную рулевую колонку и одно заднее колесо. Для перевозки больных используется трехколесная «Мейра» (12). Между тем «Изетта» и примыкающая к ней группа занимает отнюдь еще не самые нижние места в таблице «самых маленьких». В последнее время появилось несколько конструкций, которые свидетельствуют о непрекращающихся поисках в этой области. Так, известный немецкий конструктор и промышленник Брютш, поставивший перед собой цель создать «серию автоРис. 2. Основные агрегаты моторной коляски «БМВ-Изетта».Рис. 3. Лобовая дверца «Изетты». мобилей стоимостью не дороже среднего мотоцикла», выпустил уже целый ряд типов машин, среди которых выделяются «Карлик» (11), «Воробей» (19), «Клейншниттигер» (13) и др. Двухместный трехколесный «Брютш», модель «Карлик» (11), имеет трубчатую раму и сборный сводчатый кузов, выполненный из стеклянного волокна. Двигатель располагается сзади, непосредственно над ведущим колесом. В конструкции использована резиновая подвеска, и машина развивает скорость до 100 км/час. Не менее интересен четырехколесный «Брютш», модель «Воробей» (19), а также четырехколесный «Шпатц» (20), выпущенный по лицензии Брютша одной голландской фирмой. На них установлены 3 двигатель с рабочим объемом 200 см , гидравлические тормоза на все 4 колеса и трехместные сиденья. С другой стороны, между «Изеттой» и такими3 автомобилями, как «Майко» (400 см ), «Ситроен-2СУ» (425 см 3 ), «Ллойд» (600 см3) и др., принадлежность которых к «настоящим» автомобилям неоспорима, имеется еще одна группа машин, весьма трудно поддающихся классификации. Эти машины показаны на вкладке в третьем ряду. Наиболее характерной среди них является, безусловно, «Гоггомобиль» (14), получивший в настоящее время широкое признание и выпускаемый в массовом масштабе. Присмотритесь к нему внимательно. По внешнему виду — это, безусловно, микролитражный автомобиль. Однако принятым у нас классификационным воззрениям он не соответствует. Рабочий объем его двигателя меньше 400 см 3 , а число мест для пассажиров — не 4, а всего лишь... 2 + 2, как указывается в технической характеристике (два задних сиденья — боковые и предназначены для детей до 15-летнего возраста). Впрочем, даже немецкие журналы путаются в характеристике «Гоггомобиля». Так, если журнал «Крафтфарцойгтехник» уверенно относит его к разряду микролитражек («клейнстваген»),