ЗапашуСоветскуюЗЬдияу1С Ячн ыИЕХНИЧЕСКИЙ, ЫЙ ЖУРНАЛВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ.«ШОП ПОСТУПЬЮНА ПЕРВОЙ странице обложки нашего журнала — Краевая площадь в исторические дни Великой Октябрьской социалистической революции. Отряд Красной гвардии на грузовике спешит в Кремль, чтобы ликвидировать последний очаг белогвардейщины и водрузить над Москвой победоносное красное знамя. На обложку с полным основанием могли бы быть вынесены не московские, а петроградские революционные события. Тогда вместе с восставшими питерцами на ней мог бы оказаться другой широко известный по многочисленным рисункам и репродукциям грузовик. Тот самый, который, ощетинившись штыками красногвардейцев, мчался по Невскому, направляясь к Зимнему, где засели контрреволюционные юнкера. В одном из ленинградских музеев посетители часто останавливаются перед зеленым автомобилем, одетым в броню. С этого легендарного броневика, как с трибуны, выступал в 1917 году Владимир Ильич Ленин. Так скромный автомобиль оказался по праву и навсегда связанным в нашем представлении с Октябрьской революцией, которая потрясла весь мир, открыла новую эру в истории человечества, привела к появлению нового советского строя. Ныне этому строю исполнилось тридцать девять лет. Рожденный в ожесточенных классовых боях, он успешно выдержал длительное испытание временем и суровую проверку оружием. Он устоял в годы гражданской войны и иностранной интервенции, доказал свою силу и жизнеспособность в период Великой Отечественной войны. Буржуазная печать пророчила нам неизбежный конец. Достаточно сказать, что такая авторитетная американская газета, как «Нью-Йорк тайме» только за три года (1918—1920) девяносто один раз сообщала своим читателям о гибели Советской власти. Советский социалистический строй побеждал и побеждает потому, что он освободил от оков частной собственности производительные силы страны, сделав их народным достоянием, навсегда покончил с угнетением человека человеком, создал все необходимые условия для роста производительности труда и улучшения благосостояния трудящихся. Итоги раззития нашего народного хозяйства являются яркой демонстрацией огромных преимуществ социалистической системы перед капиталистической. Царская Россия производила на душу населения промышленных тозаров в 20 с лишним раз меньше по сравнению с США и почти в 15 раз меньше, чем Англия и Германия. И это отставание все увеличивалось, передовые капиталистические страны все дальше уходили в своем экономическом развитии от полуфеодальной России. В 1900 году она выплавила чугуна в8 раз меньше, чем США, а в 1913 году — уже в 11 раз. Октябрьская революция положила начало преобразованию России капиталистической в Россию социалистическую. Она вывела страну на путь великого социального прогресса. Исходя из положения о том, что основой социалистической экономики, оборонной мощи страны, неуклонного роста благосостояния трудящихся является тяжелая промышленность, Коммунистическая партия в первую очередь поставила перед советским народом задачу всемерного развития тяжелой индустрии. Началась великая битва за превращение нашей страны из аграрной в индустриальную, в могущественную социалистическую державу. От пятилетки к пятилетке крепла и набиралась сил наша социалистическая промышленнность. За 26 лет (с 1930 по 1955 год) объем ее производства возрос в 20 раз, в то время как во всех капиталистических странах за этот срок он увеличился менее чем в2 раза. Уже теперь наши промышленные предприятия дают за 9 дней продукции примерно столько, сколько давала промышленность дореволюционной России в течение года. Крупнейший новый шаг вперед сделает советская индустрия в шестой пятилетке. Усилиями советского народа быстро сокращается и расстояние, отделяющее СССР от главных капиталистических стран по производству продукции на душу населения. В 1913 году в США добывалось угля в перерасчете на одного человека в 25,6 раза больше, чем в России, в 1937в 4,9, а в 1955 — лишь в 1,6. Каждому не предубежденному человеку ясно, что уже не далек тот день, когда социализм победит капитализм ив экономическом соревновании по производству продукции на душу населения. Крупнейших успехов добилось наше, в корне преобразованное за годы Советской власти, социалистическое сельское хозяйство. Вместо 25 миллионов раздробленных крестьянских хозяйств с их примитивной техникой, у нас сейчас 100 тысяч крупных предприятий — колхозов, МТС, совхозов, богато оснащенных современной техникой. Техническая вооруженность сельского хозяйства в 1955 году более чем в два раза превышала уровень довоенного 1940 года. Замечательны результаты всенародной борьбы за разрешение зерновой проблемы. По призыву Коммунистической партии за последние три года освоено 35 миллионов гектаров целинных и залежных земель. А всего посевная площадь увеличена на 37 миллионов га. Только две республ ики — РСФСР и Казахская ССР — сдали более 3 миллиардов пудов хлеба, т. е. больше, чем в предыдущие годы заготавливала вся страна. Вместе с развитием других отраслей народного хозяйства росла и крепла наша автомобильная, тракторная, танковая, мотоциклетная промышленность. Царская Россия не имела ни автомобильных, ни тракторных заводов Появление у нас первых тракторов, танков отечественного производства непосредственно связано с1 .АВУЛименем великого Ленина. Уже в первые дни существования Советской республики он дает указания приступить на еще полуразрушенных войной машиностроительных заводах к производству тракторов для сельского хозяйства и танков для Красной Армии. 31 августа 1920 года из ворот Сормовского зазода вышел первый советский танк. На его броне было написано: «Борец за свободу тов. Ленин». В рапорте Владимиру Ильичу о выпуске первых русских танков рабочие с чувством законной гордости сообщали, что все работы произведены собственными силами завода. К производству отечественных автомобилей промышленность Советской России смогла приступить лишь четыре года спустя. Вот как об этом сообщала «Торговопромышленная газета» от 5 ноября 1924 года в статье «Выпуск советских автомобилей». «1-го и 3-го ноября на заводе бывш. «АМО» собраны первые полуторатонные грузовики. Вновь изготовленные автомобили изготовлены полностью на заводах ЦУГАЗа (Центрального Управления государственных автомобильных заводов. — Ред.) из советских материалов. Вчера три из вновь выпущенных автомобилей подверглись испытанию и дали вполне благоприятные результаты: по качеству они не уступают заграничным. С выпуском первой партии автомобилей ЦУГАЗ приступает к массовому выпуску новых машин. Программа в размере 500 полуторатонных, 100 трехтонных грузовиков и 50 легковых машин будет выполнена к августу—сентябрю 1925 года. 7 ноября новые машины ЦУГАЗа примут участие в манифестации». И они приняли участие. 10 первых автомашин советского производства под восторженные возгласы и аплодисменты всех присутствовавших на Красной площади в день седьмой годозщины Октябрьской революции строем прошли мимо трибун. Таким образом, советские люди с полным основанием могут считать, что, празднуя годовщины Октября, они вместе с тем отмечают и вехи на пути развития советского автомобилестроения. 8 этой связи нельзя не вспомнить, что по случаю седьмой годовщины со дня провозглашения Китайской Народной Республики — 1 октября с. г. во время торжественной демонстрации в Пекине, так же как 32 года назад в день седьмой годовщины Октября в Москве, прошли первые грузовики китайского производства марки «Цзефан» («Освобождение»), изготовленные на Чаньчуньском автомобильном заводе. Советские люди с чувством радости и гордости за своих китайских друзей отмечают этот факт, так как видят в нем верную примету роста молодой, набирающей силы Китайской Народной Республики... Медленно, но неуклонно развивалась наша автотракторная промышленность. Постепенно наращивает выдачу своей продукции завод АМО (ныне имени И. А. Лихачева). Увеличивается выпуск тракторов. Вступает в строй Ярославский автозавод. Налаживается серийное производство легких танков и бронеавтомобилей. Появляется первый отечественный мотоцикл.Подлинный расцвет отечественного автотракторостроения начался с периода первой пятилетки, когда правительством было принято решение о развертывании массового производства автомобилей и тракторов. 2 мая 1930 года в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент будущего Горькозского автомобильного завода-гиганта производительностью 100 000 полуторатонных и легковых автомобилей в год. Завод был построен в короткий срок и быстро освоил производственную мощность. XVIII съезд ВКП(б) признал необходимым утроить выпуск автомобилей на этом заводе и довести его до 300.000 в год. Это означало, что с конвейера завода каждые 100 секунд должен был сходить новый автомобиль. Полной перестройке подвергся и завод АМО, го-довая производственная мощность которого была доведена до 80 000 автомобилей. Темп производства автомобилей непрерывно нарастал: в 1932 году — 2 5 000 машин, в 1933 — 50 000, в 1937 — 200 000. И вот уже Советский Союз обогнал по производству грузовых автомобилей Англию, Францию и Германию и занял второе (после США) место в мире. К этому же периоду относится организация массового выпуска тракторов на «Красном путилозце», окончание строительства Сталинградского, Харьковского и Челябинского тракторных заводов. В 1940 году свыше 40% мирового производства тракторов приходилось на долю Советского Союза. Исполнилась заветная мечта великого Ленина о ста тысячах тракторов. Наше сельское хозяйство превратилось в самое механизированное сельское хозяйство в мире. Вместе с ростом производства обновлялся и расширялся типаж машин. Особенно большое распространение в то время получили автомобили ЗИС-5, ГАЗ-АА, ГАЗ-М-1 и некоторые другие: тракторы СХТЗ, С-60 и СТЗ-НАТИ, завоевавший на Всемирной промышленной выставке в Париже (1938 год) высшую награду («Гранпри»). В это же время осуществляется подготовка к массовому производству мотоциклов ИЖ. Следует подчеркнуть, что развитие автомобильного транспорта и рост тракторного парка имели не только народнохозяйственное, но и большое оборонное значение. С 1931 года наша промышленность начала успешно осваивать производство различных танков, в том числе легких Т-26, затем средних Т-28, тяжелых Т-35, плавающих Т-37 и, наконец, в 1939 году выпустила ныне прославленные Т-34 и КВ. Получая необходимую автомобильную, танковую, тракторную иШОП мотоциклетную технику, Советская Армия уже накануне Великой Отечественной войны имела высокую степень моторизации и механизации и являлась одной из наиболее оснащенных и маневренных армий мира. Великая Отечественная война со всей наглядностью показала, насколько своевременными были заботы советского народа о развитии танкостроения в нашей стране. Несмотря на то, что в начальный период войны немецко-фашистская армия имела большое количественное превосходство в танках, наши бронетанковые войска вместе с другими родами войск сумели остановить врага, а затем и разгромить его. Огромная роль как в хозяйственном, так ив оперативном обеспечении армии принадлежала автомобилю. Массовые автомобильные перевозки войск в Сталинградской и других операциях, транспортировка огромного количества артиллерии, подвоз боеприпа*1ЮС1У0Юсов, топлива, продовольствия — все это оказало Советским Вооруженным Силам неоценимую помощь в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов. Во время войны наша промышленность, в том числе автомобильная и тракторная, в предельно сжатые сроки была переведена на выпуск военной продукции. До 30 000 танков, самоходно-артиллерийских установок и бронетранспортеров выпускалось у нас в течение последних трех лет войны. Но уже с 1942 года по заданию правительства началась подготовка к послевоенному выпуску машин для народного хозяйства. Было развернуто строительство автозавода на Урале, тракторных заводов на Алтае, во Владимире, Липецке, Харькове, Минске. Возобновилась разработка новых типов и моделей тракторов и автомобилей. В послевоенные годы партия и правительство уделяют много внимания удовлетворению растущих потребностей страны в автомобилях, тракторах, мотоциклах. Построены новые Минский и Кутаисский автомобильные заводы, начали работу заводы специализированныеавтобусные, автосборочные, автоприцепов, автопогрузчиков и т. д. Непрерывно увеличивается выпуск продукции на старых производственных площадях. Ежегодно автомобильный, тракторный и мотоциклетный парки пополняются десятками и сотнями тысяч машин. Один только Харьковский тракторный завод имени Орджоникидзе за 25 лет своего существования дал стране 500 000 тракторов. Перевооружена в соответствии с современными требованиями и Советская Армия — надежный страж великих завоеваний Октября. Она получила на вооружение новые танки, бронетранспортеры, тягачи, автомобили различного назначения. Все это позволило осуществить полностью ее моторизацию и механизацию, сделать механизированные и танковые соединениязначительно более мощными и маневренными, чем они были в период минувшей войны. Грандиозны планы автотракторостроения и мотоциклостроения в шестой пятилетке. В ее заключительный год предусмотрено дать народному хозяйству 650 тысяч грузовых, легковых автомобилей и автобусов (в полтора раза больше, чем в 1955 году), 322 тысячи тракторов (в два раза больше, чем в 1955 году) и 395 тысяч мотоциклов (в 1,6 раза больше, чем в 1955 году). При этом в основном должны быть поставлены на производство новые более совершенные машины. С этой целью в настоящее время все старые модели автомобилей, тракторов, мотоциклов подвергаются коренной модернизации. В Законе о новом пятилетнем плане даны не только количественные показатели, но и сформулированы основные направления технической политики в области автотракторостроения. В нем говорится о необходимости заменить устаревшие модели автомобилей, тракторов и двигателей другими, с более высокими эксплуатационными показателями, организовать производство автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 40—50 тонн, увеличить производство автомобилей высокой проходимости, специализированных грузовых автомобилей, усовершенствованных автоприцепов и полуприцепов различного назначения. Тракторный парк должен пополняться прежде всего за счет колесных машин и самоходных шасси, а также за счет тракторов большой мощности. За годы Советской власти наш народ-творец, народсозидатель научился не только строить. У нас выросла (и будет продолжать бурно расти в новой пятилетке!) огромная армия шоферов, трактористов, мотоциклистов, мотористов — отличных мастеров своего дела. В подготовке этих кадров специалистов большую роль ныне играет патриотическая деятельность Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Многие тысячи квалифицированных водителей для народного хозяйства и Вооруженных Сил ежегодно выпускают автомотоклубы и первичные организации Общества, успешно решающие задачу двухкратного увеличения подготовки специалистов в течение ближайших двух лет. Почин досаафовцев Уралвагонзавода, подхваченный многими первичными организациями заводов, МТС и совхозов, является верным залогом того, что эта важнейшая задача Общества будет выполнена. Советская страна находится на крутом подъеме, уверенно, твердой поступью приближаясь к коммунизму. Советский народ полон творческих сил, энергии, несгибаемой воли, полон стремления к достижению великой цели. Наша могучая социалистическая держава располагает теперь всеми необходимыми условиями, чтобы на путях мирного экономического соревнования в исторически кратчайшие сроки решить основную экономическую задачу СССР — догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству на душу населения. Отмечая 39-ю годовщину, советский народ с чувством законной гордости подводит итоги пройденного пути ис новой энергией борется за воплощение в жизнь величественной программы коммунистического строительства, намеченной XX съездом КПСС.I*