Бензо…пилы
Конец весны традиционно сопровождается в России подорожанием бензина. Когда - из-за остановки на профилактику немногочисленных НПЗ, когда - из-за «резко возросшей потребности» в топливе сельского хозяйства. Но нынешний год выпал даже из такой унылой череды – помимо роста цен автомобилисты столкнулись на АЗС с дефицитом горючего!
Полная версияКак такое может быть в стране, торгующей нефтью, – вопрос вопросов для россиян. В большинстве «нефтяных» государств бензина – залейся, и он значительно дешевле российского. Не будем поминать всуе Венесуэлу, где АИ-95 стоит 3 цента, это просто неприлично. Постараемся понять, что же происходит у нас. Как объясняют экономисты, наличие нефтяных месторождений, конечно, влияет на стоимость топлива внутри страны, но не это главный фактор ценообразования. На рынке действует принцип равнодоходности. То есть товар идет туда, где цены выше, чтобы компании могли сохранить прибыль. Поскольку цены на нефтепродукты в мире растут галопом, а внутри страны власти «настоятельно просили» их не поднимать, то нефтяные компании пошли на экспорт, снизив поставки внутри страны. На зарубежном рынке цены, к счастью, не регулируются. В итоге Алтай, Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, потом Черноземье остались почти без бензина. На самом деле, мне, как автомобилисту, все равно, отчего растут цены на АЗС. Все эти топливные войны напоминают очередную мышиную возню… Тем не менее, если помните, львиную долю в цене на бензин составляют налоги и акцизы. Так вот, если б я понимала, что эти налоги идут на строительство и ремонт дорог, на решение различных социальных проблем, я бы, может, и не пикнула, в этом случае налоги – это святое. Но вот отчего обидно – от нынешнего дефицита топлива и его подорожания лучше не будет никому. Или почти никому. И потому вновь и вновь приходит в голову пролетарская мысль о топливном бойкоте…