Выиграй ЛадуРазборка неделиЖурнал на домУтильсборШиныСкидки на автоРейтингиАвтоподборШтрафыПутешествуй!ТаксиФорумПДД-задачкиЭксклюзивАвтоспортНовые возможностиОтзывыФотогид (ТО+ремонт)Мы в соцсетях

Дакаровы странности (часть II)

Выигравший гонку грузовик многие считают «незаконным». Экипаж на «Татре» попал в аварию, когда все три человека в кабине уснули. А на двух КАМАЗах вышли из строя моторы, хотя команда весь год работала над надежностью двигателей…
Полная версия
На этом «Дакаре» лучший из КАМАЗов финишировал третьим. Не лучший результат после нескольких подряд побед - но, с другой стороны, российские грузовики всегда были на слуху

После нескольких подряд «Дакаров», прошедших при подавляющем превосходстве команды «КАМАЗ-мастер», на марафоне этого года в категории грузовиков наконец появилась интрига. Молодые пилоты, сменившие Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова за рулем российских грузовиков, первую половину гонки искали свой темп и не могли угнаться за более опытными соперниками. Те, в свою очередь, спешили воспользоваться предоставившейся возможностью - а вдруг год спустя накопившие опыт камазовцы опять не оставят никому шанса? Казалось бы, более чем достаточно для нескучной гонки. Но несколько неоднозначных сюжетов сделали ситуацию в категории грузовиков еще веселее.

Новый грузовик Iveco Powerstar впервые вышел на старт «Дакара» - а на финише гонки завоевал первую победу

Голландец Жерар де Рой давно мечтал выиграть «Дакар» и к очередной попытке подготовился серьезно. Для себя он, при технической поддержке Iveco, построил абсолютно новый грузовик, а на уже испытанные в «Дакаре» машины посадил не менее сильных пилотов - уже побеждавшего в знаменитом марафоне Ханса Стейси и двукратного чемпиона мира по классическому ралли Мики Бьязиона. Они могли подстраховать своего шефа, а в случае серьезных проблем у него - взять на себя бремя лидерства. Даже представители «КАМАЗ-мастера» признавали, что к нынешнему «Дакару» голландец был подготовлен лучше всех и свою победу, безусловно, заслужил.

Но в то же время есть слухи о несоответствии машины де Роя техническому регламенту. Ближе к финишу гонки «КАМАЗ-мастер» в своем пресс-релизе предъявил голландцу конкретное обвинение. Утверждалось, что ход подвески на Iveco составляет 400 мм (хотя по правилам он должен быть не больше 320), и это помогает де Рою быстрее двигаться по пересеченной местности. Но официальный протест, рассматривая который судьи были бы обязаны проверить машину голландца и вынести какое-либо решение, так и не был подан. Семен Якубов, руководитель «КАМАЗ-мастера», рассказал, что лидеры категории грузовиков на трассе являются соперниками, а за ее пределами - друзьями. Поэтому спорные вопросы они предпочитают решать в неформальном диалоге, а писать протесты на своих друзей считают неуместным.

Алеш Лопраис (на фото его Tatra) и Жерар де Рой - представители знаменитых дакаровских династий. У обоих отцы выигрывали легендарный марафон за рулем грузовиков

Экипаж чеха Алеша Лопраиса на Tatra считался одним из претендентов на победу и в конце первой недели гонки начал оправдывать выданные ему авансы. На двух подряд спецучастках Лопраис финишировал в непосредственной близости от де Роя, а следующий за ними этап чех и вовсе выиграл, сократив отставание от голландца до пятнадцати минут (пустяк по меркам «Дакара»). Казалось, вот-вот пилот Tatra предпримет решающую атаку на позиции команды Iveco.

Но в итоге пришла новость о тяжелой аварии, в которую попал чешский экипаж. На дорожной секции, связывавшей между собой два сегмента спецучастка, не было необходимости ехать быстро - поэтому Алеш решил отдохнуть, посадив за руль механика. Через несколько десятков километров все три члена экипажа банально заснули - и неуправляемый автомобиль съехал с дороги, нырнул в промоину и перекувырнулся через нос. Лопраис повредил позвоночник, а механик получил тяжелую черепно-мозговую травму - на основании этого возникли предположения, что он вел автомобиль не застегнув ремни безопасности.

Автомобиль Алеша Лопраиса после аварии

В команде «КАМАЗ-мастер» одной из главных целей подготовки к очередному «Дакару» было объявлено повышение надежности двигателей. Для этого, в частности, на базе команды был запущен собственный моторный стенд, а ряды технических специалистов пополнил Владимир Губа, бывший главный конструктор АВТОВАЗа. Полученные с Тутаевского завода силовые агрегаты инженеры и механики команды разбирали, проверяли и собирали заново - заменив детали, в чьей надежности сомневались. На фоне этой информации результаты первой недели «Дакара» вызвали недоумение: двигатели отказали сразу на двух боевых машинах!.. Позже Семен Якубов рассказал, что процедуру переборки на базе команды успели пройти только два мотора - и они как раз отработали всю гонку без проблем. Еще два двигателя были установлены на автомобили без столь детальных проверок, на них попросту не хватило времени. С верой в то, что на Тутаевском заводе рабочие все сделали на совесть…

Оба вышедших из строя двигателя на КАМАЗах испустили дух в безобидных ситуациях: на машине Эдуарда Николаева, к примеру, в момент отказа мотор работал чуть ли не на холостых оборотах

Хит-парад странных историй возглавляет, безусловно, ситуация с дисквалификацией экипажа Эдуарда Николаева, самого быстрого и опытного в команде «КАМАЗ-мастер». Общеизвестно, что на одном из спецучастков грузовик под управлением Николаева в пыли налетел на джип братьев ди Пальма и перевернул его. А вот что произошло дальше, никто из участников инцидента изложить во всех подробностях не потрудился - наоборот, попытки все объяснить только лишний раз запутывали публику. К примеру, из пресс-релиза «КАМАЗ-мастера» можно было понять, что поставить на колеса перевернувшийся внедорожник помогал экипаж Николаева. Но позже выяснилось, что этим занимались пилоты и штурманы других машин, остановившихся на месте аварии, а россияне в это время меняли пробитое в результате столкновения колесо.

Полной и непротиворечивой версии этого инцидента не существует до сих пор. В чем конкретная причина дисквалификации - догадаться можно. Судя по всему, кто-то из экипажа Николаева после инцидента нажал так называемую кнопку нейтрализации. Она отсекает время, которое участники потеряли не по своей вине; позже, если информация подтвердится, судьи смогут вычесть это время из результатов спецучастка. Судя по всему, судей возмутило, что россияне нажали кнопку - а в итоге ничего не сделали, чтобы помочь братьям ди Пальма (не захотели или просто не успели сделать - это уже второй вопрос). Но ведь поначалу результаты были пересчитаны в пользу Николаева. Причем, по словам Семена Якубова, отнюдь не «КАМАЗ-мастер» был инициатором этого пересчета. Кто же эти неназванные доброжелатели, которые, «желая сделать доброе дело, оказали медвежью услугу»? Скорее всего, их имена - и все прочие подробности инцидента - всплывут позже, когда внимание публики уже переключится на другие странные истории…

Эдуард Николаев предпочел особо не распространяться на тему инцидента с джипом: ответы на непростые вопросты от лица «КАМАЗ-мастера» традиционно дает Семен Якубов

Подпишитесь на «За рулем» в

25.01.2012
Поделиться: