Почему утилизация автохлама не избавит авторынок от кризиса
Первая программа утилизации автохлама, запущенная в России в начале 2010 года, стала спасением для российского авторынка, который из-за финансового кризиса обвалился почти вдвое. На фоне падения продаж новых автомобилей в текущем году российские власти вновь решили прибегнуть к этой мере. Но, похоже, напрасно. Утилизационных сертификатов выделено не так много, а участников программы стало больше, поэтому воспользоваться «экопремией» смогут далеко не все желающие. «За рулем.РФ» разбирался в утилизации по-русски.
Полная версияВсеобщая утилизация
Продажи автомобилей в России падают с нарастающей скоростью второй год подряд, в связи с чем продавцы машин неоднократно обращались к правительству поддержать спрос с помощью субсидирования автокредитов или программы утилизации старых машин. И вот их просьбы были, наконец, услышаны: после того как падение российского авторынка перевалило за 20%, власти решили прибегнуть к проверенному способу стимулирования продаж, известному как «Деньги за автохлам». Правда, средств на поддержку авторынка в бюджете предусмотрено не было, поэтому Минпромторг пообещал автопроизводителям выплатить субсидии в конце года, поделив между ними 10-миллиардный бюджет госпрограммы и обговорив общие условия предоставления скидок потребителям. В ожидании компенсации автопроизводители начали предоставлять скидки за счет собственных ресурсов. Программа утилизации автохлама и trade-in рассчитана до конца нынешнего года, и за это время по ней планируется реализовать в общей сложности 170 тыс. автомобилей. В отличие от аналогичных программ, действовавших в России в 2010-2011 годах, на этот раз утилизация распространяется не только на легковые и легкие коммерческие автомобили, но и на автобусы с грузовиками. Кроме того, помимо сдачи старого автомобиля в утиль скидку от государства на новую машину можно получить и по схеме trade-in. Так, для легковых автомобилей она составляет 50 тыс. руб. по утилизационному сертификату и 40 тысяч – по trade-in. Максимальная же скидка предоставляется покупателям грузовиков и автобусов – 350 тыс. и 300 тыс. руб. соответственно. До 350 тысяч можно сэкономить при покупке внедорожников, легких коммерческих автомобилей и среднетоннажных грузовиков. Стоит также отметить, что принять участие в программе «Деньги за автохлам» теперь могут как физические, так и юридические лица.За Lada Granta – очереди
Одним из первых запустил утилизационную программу АВТОВАЗ, чьи продажи к тому моменту рухнули на 18% с начала года. Результат не заставил себя ждать – владельцы старых автомобилей, которые не жалко сдать в утиль за скидку в 50 тыс. руб., сразу же потянулись в автосалоны Lada. Только за первую неделю в рамках программы утилизации было собрано около 5 тыс. предварительных заказов на покупку новых Lada, что почти вдвое больше по сравнению с предыдущим месяцем. Приток покупателей постоянно нарастал, и в конце сентября дилеры АВТОВАЗа установили рекорд, за один день (!) выдав около 2,2 тыс. автомобилей по утилизационным сертификатам. Всего за первый месяц действия программы утилизации по ней было продано около 14,3 тыс. автомобилей Lada, еще более 1,1 тыс. машин реализовано по схеме trade-in. В целом, программа «Деньги за автохлам» обеспечила более 40% сентябрьских продаж АВТОВАЗа, и по сравнению с августом реализация Lada выросла на 38%. Между тем желающих обменять старые Lada на новые становилось все больше – за первую половину октября вазовские дилеры продали по утилизационным сертификатам 10 тыс. машин, а также 1,8 тыс. авто – по trade-in. В результате к 20 октября АВТОВАЗ реализовал по утилизации более 40 тыс. автомобилей Lada, тем самым выбрав свою квоту в рамках бюджета программы. В связи с этим производитель вынужден был досрочно прекратить прием заявок, продолжая обеспечивать уже собранные заказы – оставшиеся автомобили будут переданы клиентам по мере получения машин с конвейера. Как отметили на АВТОВАЗе, продажи по программе утилизации превзошли все ожидания – менее чем за два месяца количество желающих приобрести автомобили Lada по «экобонусам» превысило 70 тыс. человек. Кстати, самой популярной моделью среди владельцев утилизационных сертификатов стала бюджетная Lada Granta – на нее пришлось более половины всех продаж АВТОВАЗа по этой программе и даже образовались очереди.Скидки на иномарки
Среди иномарок наибольшим спросом у владельцев утилизационных сертификатов пользуются автомобили Volkswagen, Kia, Nissan, Renault и Ford. «По состоянию на 24 октября в рамках программ Kia по утилизации и trade-in в общей сложности реализовано около 5 тыс. автомобилей, что составляет до 10% продаж Kia. Это хорошая поддержка, учитывая кризисную ситуацию на рынке в этом году», – констатируют в пресс-службе «КИА Моторс Рус». По данным Nissan на 22 октября, реализовано и законктрактовано более 3 тыс. автомобилей Nissan и более тысячи Datsun. Как отмечает PR-менеджер регионального подразделения «Ниссан Восток» Роман Скольский, особый прирост спроса наблюдается в нижних ценовых сегментах, что внушает оптимизм и очевидно стимулирует производство. «Как и в целом по рынку, наиболее востребованы модели в более низком ценовом сегменте – это Datsun, Nissan Almera и Terrano. Но интерес и к среднему ценовому сегменту постоянно растет – Nissan X-Trail и Teana показывают устойчивый рост», – добавляет он. В компании Ford Sollers, реализовавшей за тот же период более 3 тыс. автомобилей по утилизационным сертификатам и через trade-in, отмечают, что благодаря программе продажи автомобилей Ford в сентябре продемонстрировали лучшую динамику за последние шесть месяцев, а рыночная доля марки увеличилась на 30%. Наибольшей популярностью среди участников программы пользуется кроссовер Kuga. Компания Hyundai, которая в отличие от конкурентов предлагает по программе обновления автопарка только одну модель, реализовала по ней около 2 тыс. Solaris. «Безусловно, программа оказывает положительное влияние на спрос, и уже сейчас, по итогам работы в октябре, мы можем наблюдать положительную динамику продаж. В итоге мы планируем реализовать более 5 тыс. автомобилей в рамках программы утилизации, которая продлится до начала декабря», – говорит PR-менеджер «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова.В утиль или в trade-in?
Если среди покупателей машин из масс-маркета наиболее востребована программа утилизации, то более дорогие автомобили продаются преимущественно по схеме trade-in. Так, в рамках программы обновления автопарка через trade-in АВТОВАЗ реализует менее 10% своих машин. «Покупатели Lada по программе утилизации – это, как правило, владельцы подержанных и очень сильно подержанных автомобилей, имеющих низкую остаточную стоимость (часто даже ниже 50 тыс. руб.), что делает их неинтересными для trade-in», – поясняет Алексей Терещенко.Дайте еще
С учетом того, что автопроизводители присоединялись к программе обновления автопарка в течение месяца, она стала набирать обороты не сразу. За первые несколько недель по ней было реализовано около 1,5 тыс. автомобилей, однако уже к концу сентября темпы продаж по утилизационным сертификатам вышли на уровень 13 тыс. машин в неделю. В результате за сентябрь госпрограммой воспользовались 23 тыс. покупателей новых автомобилей, а по состоянию на 20 октября их было уже 70,3 тыс., причем только за последнюю неделю «экобонусами» воспользовались более 21 тыс. россиян. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, с учетом растущих темпов продаж основная цель программы – реализовать 170 тыс. автомобилей – будет выполнена раньше срока, установленного на конец года. Принимая во внимание успех программы, глава Минпромторга заявил о возможности ее продления в 2015 году. Участники рынка единодушно поддерживают это намерение, отмечая, что в случае завершения утилизационной программы падение авторынка в начале 2015 года будет еще сильнее, чем прежде. «Поскольку эта мера уже оказала позитивное воздействие на рынок, полагаем, любая подобная инициатива будет полезна, так как кризисные явления на рынке будут иметь место и в следующем году», – считают в «КИА Моторс Рус». Как добавляют в Ford Sollers, кроме поддержки продаж программа способствует выбытию старых автомобилей и их замене на новые безопасные и экологически чистые транспортные средства. «Поэтому мы надеемся на ее продление и расширение», – заявляют в пресс-службе компании. По мнению Алексея Терещенко, поддержку необходимо продлить на будущий год, иначе падение рынка будет очень глубоким. «Программа утилизации для государства целиком и полностью оправдана финансово, так как поддерживает платежеспособный спрос, автопроизводителей и дилеров, при этом возрастают налоговые поступления от всех участников цепочки», – говорит он. Действительно, потраченные на выплату компенсаций автопроизводителям 10 млрд руб. вернутся в бюджет в размере 15 млрд в виде налогов с проданных автомобилей, подсчитали в Минпромторге.Структура продаж по программе обновления автопарка (данные Минпромторга)