Слет претендентов
СЛЕТ ПРЕТЕНДЕНТОВ
Полная версияАКТУАЛЬНО /ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ СЛЕТ ПРЕТЕНДЕНТОВ ДВА ПЕГАСА ОБРЕЛИ НОВЫХ ХОЗЯЕВ. ТРЕТИЙ ОСТАЛСЯ В РЕДАКЦИИ ДО БУДУЩЕГО ГОДА. ТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИН, МАКСИМ САЧКОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, ГЕОРГИЙ САДКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ Для редакции "За рулем" автомобильная выставка в Москве - особая. И не только потому, что она "домашняя". Восемь лет назад мы учредили Гран-при "За рулем", и с тех пор автосалон для нас - не просто источник информации и смотр последних достижений, но и сбор претендентов на Золотой Пегас. И поэтому первый день работы 7-й Московской международной автомобильной выставки - самый хлопотный: мы окончательно определяем, кто завтра получит Гран-при. Хотите примерить судейскую мантию? Приглашаем взглянуть вас на МИМС-2002, так сказать, со спины Пегаса. Крылатых коней в этом году, как и в прошлом, три - по числу номинаций Гран-при. Первая называется "Прорыв года" - здесь соревнуются организации, предприятия, громко заявившие о себе в последнее время. В общем, приз дается некоему "виновнику" за совершенное им значимое СОБЫТИЕ Таковых журналисты "За рулем" заранее отобрали пять и предложили рассмотреть членам жюри. Судьи - люди умные, влиятельные, известные, неравнодушные к автомобилю и... очень разные, что обеспечило объективность. Поищем номинантов на МИМС-2002! По алфавиту первым идет ЗАО "Автотор" - за создание в Калининградской области мощного автосборочного предприятия. В этом году здесь планируют собрать до 10 тысяч БМВ и КИА. Однако автозавод работает еще с 1997 года, так что даже при нынешнем увеличении темпов прорыв слишком затянулся... Возможно, калининградцы сделают серьезную заявку на победу, представив не лицензионную, а собственную модель? Слухи такие были - и мы спешим на стенд взглянуть на "Спортидж", чью внешность освежили российские специалисты. М-да... Нет, о вкусах, конечно, не спорят. По-моему, ограничившись бампером и накладками, дизайнеры поступили весьма гуманно. В любом случае на новинку, тем более прорыв, "Спортидж Флэйм" не тянет. Кто там дальше? Разместившийся по соседству АвтоВАЗ - за подготовку к производству новых моделей, создание сборочных производств в России и за рубежом. Новых моделей на стенде с избытком - весь ряд "калин", модернизированные "десятки", полноприводная "одиннадцатая", концептуальная "классика". Прорыв задуман, но что-то никак не состоится. Эта машина пойдет с 2005-го, та - с 2006-го, эти, возможно, со следующего года, но в ОПП... Самого верного кандидата - СП с "Джи-Эм" - увы, на выставке не было. Подождем следующего года? Так же мы говорили себе в 2001-м... Еще одну компанию мы номинируем второй год: "Форд мотор компани" - за строительство и ввод в эксплуатацию завода в г. Всеволожске. Этот прорыв действительно состоялся - вступило в строй первое в России предприятие иностранной фирмы, где собирают автомобили. Увы, как бы ни был важен наш рынок для "Форда", московской выставкой фирма манкировала. Только один из дилеров привез "Фокус"-седан. Впрочем, "Форд" лишь ненамного удлинил список иностранных компаний, кто не смог оправдать участие в МИМС-2002. Этого претендента на Пресне никто и не ждал - выставка непрофильная для Государственного таможенного комитета РФ, номинированного за создание современной системы автомобильных переходов на границах России. Зато следующий традиционно занял немалую площадь открытой площадки Экспоцентра: на Гран-при претендует ОАО "КамАЗ" - за выход из финансового кризиса, постановку на конвейер новой модели, увеличение производства. Автогигант совершил прорыв в будущее - с прошлого года моторы марки КамАЗ соответствуют экологическим нормам Евро I, в течение полугода состоится массовый переход на Евро II. Что касается новинок - московскую публику покорял 40-тонный двухосный тягач КамАЗ-5470 с новым мотором мощностью 309 кВт/420 л.с. По сравнению с существующими образцами у двигателя увеличен ход поршня до 136 мм и, соответственно, рабочий объем - до 12,3 л. Видимо, сказалось сходство эмблем КамАЗа и нашего Гран-при - мустанг потянулся носом к Пегасу. По мере голосования выбыли трое номинантов, оставив спорить между собой "Форд" и КамАЗ. 22 августа на церемонии вручения Гран-при Юрий Батурин вскрыл конверт: "Журнал "За рулем" на основании решения жюри награждает фирму "Форд" в номинации "Прорыв года" за создание в России завода легковых автомобилей". Поздравляем! А нам пора двигаться дальше, к номинации "Доверие потребителя", где определяют лучшую марку запчастей, комплектующих, аксессуаров или просто - лучший ТОВАР Таких экспонатов всегда немало на любой автомобильной выставке, однако в этом году МИМС превзошел сам себя. В традиционно автомобильном павильоне № 1 занял самый центр шинный гигант - жаль, что на огромном стенде "Нижнекамскшины" не нашлось места автомобилю, который мог бы подчеркнуть достоинства колес. В стеклянной пирамиде "Форума" с ВАЗом, "Ижмашем", "Хёндэ" соседствовал... "ЛУКОЙЛ"! Что уж говорить о вотчине товаров для автомобиля - павильонах 2 и 3. Почувствовав дефицит экспонатов-машин, производители и продавцы сигнализаций, масел, запчастей, шин, музыки развернулись вовсю. И выбрать лучшего без грамотного судейства было бы непросто. В нашем жюри - очень строгие эксперты, сами потребители. Какой марке они доверяют? Нам ответили несколько тысяч человек в ходе независимого опроса и анкетирования читателей журнала. Вот первая тройка претендентов: "Бриджстоун", "Бош" (прошлогодний призер) и "ЛУКОЙЛ". Каждый попал в этот список вполне заслуженно, а главное, все очень активны на российском рынке. И все же особенно приятно было услышать на церемонии Гран-при имя отечественной компании: "Журнал "За рулем" по результатам всероссийского опроса награждает компанию "ЛУКОЙЛ" в номинации "Доверие потребителя". Поздравляем, это большой успех! Ну-с, подняв бокал шампанского (или моторного масла?) за призеров, вернемся с машинам. Приближается время назвать победителя в третьей номинации - лучший... АВТОМОБИЛЬ Восемь лет мы руководствовались строгим статусом Гран-при: лучший - это технически совершенный, конструктивно оригинальный, технологически рациональный автомобиль. Призер должен быть ярким. И очень желательно - новым. Когда машина уже несколько месяцев продается... согласитесь, как экспонат она уже не столь интересна. По этим и иным причинам никто из жюри (а в данной номинации это редколлегия журнала) не предлагал рассматривать всерьез немногочисленные иномарки: " Ауди А4 кабриолет", "Рейндж-Ровер", " Хёндэ Гетц" и "Купе" той же фирмы, "Саньён-Рекстон"... Один сыграл премьеру почти год назад во Франкфурте, другие в Детройте и в Женеве... Обо всех мы уже рассказывали (ЗР, 2001, №11; 2002, № 1, 5, 4). Впрочем, в числе иностранцев был один "невероятно любопытный объект" (НЛО) неизвестного происхождения. Посетителям предлагали угадать марку этого вседорожника - разумеется, все эмблемы, штампы и даже VIN-код заботливо закрыли. Двигатель - "Рено", шины - "Бриджстоун", климат-контроль "Бер". Вместе все это собрано под маркой... "Махиндра"! Индийская фирма привезла в Москву последнюю новинку - "Скорпио", чтобы оценить спрос и даже - цитирую по пресс-релизу - изучить возможности организации СП! Исследователь рынка первые дни гостил на МИМС-2002 инкогнито, и это не позволило включить его в список кандидатов на Гран-при. Пробежимся по российским новинкам. С удовольствием порассуждал бы о симпатичном концепте ВАЗ-2151 - однако, чтобы не повторяться, отсылаю читателя к статье в этом же номере. Из выставочных гвоздей и гвоздиков этот был, пожалуй, главным. Посетители Экспоцентра, делясь впечатлениями, обязательно начинали с вопроса: ты новую "классику" видел? Кстати, была и еще одна реинкарнация "жигулей" в виде удлиненных версий седана, универсала и фургона, амбициозно заявленного как конкурент французским "Кангу" и "Берлинго". Эту игру ума продемонстрировал дилер ВАЗа "Элекс-полюс". На стенде "Ижмаш-Авто" состоялась самая громкая и долгожданная премьера - универсала Izh 21261. Мы подробно рассказываем о машине в этом номере, а первое фото поместили еще в... 1995-м. Два других отечественных завода сосредоточили усилия на ниве модернизации. "Волга" прощается со шкворнем! Давно назревшая необходимость переработать подвеску реализована в металле на машинах 2003 модельного года. Да-да, ГАЗ ввел у себя это западное понятие! УАЗ показал модель 315195, пример омоложения 469-й машины (ЗР, 2002, №8), и вообще полностью оправдал наш анонс выставки в августовском номере журнала. Дебютанты салона - грузовичок на базе UAZ 3162 и дизельные машины этого же семейства. Кто еще мог претендовать на Гран-при? На первый взгляд, многие, но... Вспомните формулировку Гран-при: каждый раз непросто подобрать машину, удовлетворяющую всем требованиям. Увы, в нынешнем году задачка оказалась нерешаемой. Можно ли говорить о технологической рациональности ВАЗ-2151, конструктивной оригинальности автобуса на шасси "Скании", техническом совершенстве "Волги"? К сожалению, уровень выставки в этом году таков, что на ней просто не оказалось машины, достойной Золотого Пегаса. Мы предпочитаем честную игру и потому не стали менять статус приза. Решение далось непросто, но журналисты уверены в своей правоте: "Рассмотрев представленные на выставке экспонаты, жюри решило воздержаться от присуждения Гран-при в номинации "Лучший автомобиль". Пегас остается в редакции: пусть попасется, нагуляет круглые бока. Уверены - через год найдутся кандидаты как из числа иностранных, так и отечественных машин. Им мы адресуем девиз Гран-при: КТО МОЖЕТ, ПУСТЬ СДЕЛАЕТ ЛУЧШЕ! ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИЙ Красиво подать автомобиль - целое искусство, и его осваивают российские фирмы. Камазовские мустанги заняли уголок Дикого Запада, стендисты щеголяли в стетсонах. "Ижмаш-Авто" несколько часов скрывал от публики свой универсал, а потом устроил классное представление со скрипками а-ля Ванесса Мей. Почти по-европейски, и если бы в задних рядах растекшейся вокруг публики было хоть что-то видно... Ижевчане несколько раз "удачно" переносили презентацию и умудрились начать ее минута в минуту с официальным открытием МИМС-2002. Концепт-кар ВАЗ-2151 - прорыв еще только планируется. "КИА-Спортидж Флэйм". Бампер российской выделки позволит сделать машину подешевле. В номинации "Прорыв года" поздравления принимал Хенрик Нензен, президент "Форд мотор компани" по России и СНГ. ЖЮРИ ГРАН-ПРИ "ЗА РУЛЕМ" В НОМИНАЦИИ "ПРОРЫВ ГОДА" Юрий Михайлович Батурин, летчик-космонавт; Аркадий Иванович Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей; Герман Оскарович Греф, министр экономического развития России; Сергей Владиленович Кириенко, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе; Юрий Михайлович Лужков, мэр Москвы; Сергей Герасимович Митин, заместитель министра промышленности, науки и технологий России; Олег Викторович Морозов, председатель депутатской группы "Регионы России" в Госдуме; Виктор Владимирович Панярский, президент Национальной ассоциации издателей; Владимир Владимирович Познер, президент Академии российского телевидения; Сергей Оттович Франк, министр транспорта России; Ирина Мицуовна Хакамада, заместитель председателя Госдумы. Еще одним голосом располагает редколлегия "За рулем". "ЛУКОЙЛ" по-хозяйски занял изрядный кусок павильона "Форум", как будто знал, что лавры "Доверия потребителя" достанутся именно ему! Золотой Пегас - в руках Александра Василенко, директора департамента общественных связей ОАО "ЛУКОЙЛ". Выборы победителя в номинации "Лучший автомобиль" закончились неожиданно - Гран-при решено не вручать. Стенд КамАЗа: от автобуса до тягача, от "Оки-кабриолета" до дизеля Евро II. Церемонию вручения Гран-при "За рулем" помогло провести казино Golden Palace. ВТОРОЙ ФРОНТ ...ОТКРЫЛА НА ВЫСТАВКЕ ПОД МОСКВОЙ СПЕЦТЕХНИКА Параллельно с основной экспозицией на Красной Пресне в подмосковных Бронницах проходили сборы военных машин и техники двойного назначения. Местом дислокации, как и в прошлые годы, объявили научно-испытательную базу 21 НИИИ Минобороны в Бронницах. ...Плац полигона густо уставлен машинами всех... нет, не цветов, а оттенков одного цвета - зеленого. Рядом с входом низкой, но ровной шеренгой выстроились "уазики". Кроме аскетичного (пардон, солдатского) "козлика", ульяновцы привезли его бронированный вариант и машины с перспективными моторами - впрысковыми и дизельными. Горьковский завод выкатил "Тигра", которого коллеги прозвали русским "Хаммером". В ответ нижегородцы заверили, что их зверь на голову выше иностранца. ГАЗ-29751 "Тигр" - дитя арзамасского завода. Существуют военная (в броне) и гражданская версии. Под капотом дизели "Камминс" мощностью 132 или 158 кВт (180 и 215 л. с.) или 197-сильный "Штайр". А вообще мотор, по желанию заказчика, может быть любым, хоть японским. ВТОРОЙ ФРОНТ Показательная программа. На сцене - машина МТ-ЛБМ. Удар по вазовскому "Маршу", который красовался на стенде в Москве, нанесло НПО "Трэкол". В Бронницах публике представили два снегоболотохода в военном и гражданском вариантах на агрегатах УАЗа, готовых погрузиться в непролазные топи и зыбучие пески. Плавающие вездеходы на шинах низкого давления - совместная разработка фирмы "Трэкол" и ОАО "Газпром". Izh 21261 - долгожданная премьера. На гостеприимном стенде "За рулем" посетители с удовольствием участвовали в розыгрышах: победители уносили домой акустику DLS от компании "Русская игра", автокосметику Pingo от "Пинго Дистрибьюторз", фирменные куртки "Бриджстоун" и сувениры, изготовленные компанией "Сегодня и завтра". Опытный ЗИЛ-4Э4362 на агрегатах "Бычка" способен перевозить до 5 т. ЗИЛ возвращается в свой класс? На кабриолет " Ауди А4" смотрели как на товар. Под капотом новой "Махиндры-Скорпио" бензиновый "Рено", мощность 85 кВт/116 л. с. Уличная экспозиция ГАЗа включала ряд обновленных "газелей" и "соболей" 2003 модельного года (поначалу рестайлинг ожидает лишь часть машин). ВТОРОЙ ФРОНТ В ряду гусеничных машин самой компактной была "Ласка" - новый двухзвенный вездеход с гидростатической трансмиссией, позволяющей плавно набирать скорость. На твердом покрытии 6-тонная "гусеничка" развивает до 60 км/ч, а вплавь покрывает за час 10-километровый участок. "Ласка" берет на борт 2 тонны груза и имеет запас хода до 600 км. Силы второго фронта оказались не слабее основных соединений, скопившихся в центре Москвы. И не только по габаритам машин и мощности моторов. Во-первых, действо интереснее статичных экспозиций. Во-вторых, выставка была организована если не отлично, то точно на "четверку" с плюсом. Не было проблем ни с провиантом (посетители могли оценить вкус местного шашлыка, а некоторым счастливчикам удалось даже отведать настоящей солдатской еды), ни с парковкой. Да и вход на выставку был свободный. Что и говорить - воинская дисциплина. ВТОРОЙ ФРОНТ Рядом с плацем развернулся динамичный театр военных действий. С грохотом и рыканьем автомобили штурмовали подъемы, преодолевали броды, пересекали водные преграды. В заключительной части "бронницкого балета" двухзвенные транспортеры ишимбайского завода "Витязь" исполнили перед зрителями парный танец, покачивая "половинками" в разных плоскостях. Шоу продолжили - на старт вышли участники соревнований по триалу. Пыль, вырывающаяся из-под колес грузовых машин, мешала фотографам, а надрывный рев моторов заглушал комментатора: карусельная гонка! Первое место в командном зачете заняли гости - миасский автозавод "Урал", оттеснив хозяев соревнований на вторую ступеньку пьедестала. Бронзу завоевала команда "КамАЗ-Триал" из Набережных Челнов. Битва "уралов" на первом этапе карусельной гонки. "Волга" GAZ 3110 претерпела незначительный рестайлинг. Увы, на стенде почти ничто не выдавало маленькую революцию - замену шкворневого узла шаровыми опорами. Дизельный 98-сильный УАЗ-23608 грузоподъемностью 800 кг - некая альтернатива безнадежно устаревшему "головастику". СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ Кроме Гран-при в трех номинациях, "За рулем" вручал два специальных приза. Опросив несколько тысяч автомобилистов, мы выяснили, что же это такое - мужская и женская машина. Набравшим наибольшее число голосов мы и вручили призы. "Лучшим мужским автомобилем" опрошенные почти единодушно назвали "Мерседес-Бенц Гелендеваген". "Лучший женский автомобиль" - вазовская "восьмерка". Получая этот приз, главный конструктор ВАЗа Петр Михайлович Прусов сорвал аплодисменты, заметив: "Я всегда говорил, что женщины умнее мужиков!"