Toyota Prius, DS 4 Crossback, Mini Cooper - тест на экономичность
Я твердо решил, что добьюсь своего. Если после моциона по бесконечным пробкам трип-компьютер Приуса показывает расход менее четырех с половиной литров на сотню, то при равномерной неспешной езде по ночной Московской кольцевой я смогу выйти на паспортные три литра!
Как на духу: экономил изо всех сил. Выбрал режим Eco. Встал в самый медленный ряд на МКАДе. Едва нажимая на педаль, поддерживал скромные 80 км/ч, уставившись в графический акселерометр на панели приборов. Несколько раз даже пристраивался за фурой, стараясь держаться в слипстриме. Но проблема в том, что редкие дальнобойщики ездят по ночной кольцевой в темпе 90‑летней старушки. И когда идущие следом грузовики начали сигналить, я психанул! Перешел в режим Normal, разогнался до 100 км/ч и закончил 108‑километровый круг именно в таком ритме – естественном для себя и адекватном для других.
Когда Prius замер на той же АЗС, откуда стартовал чуть больше часа назад, трип-компьютер показал неожиданный результат: 4,3 л/100 км. Это лишь на «десятку» меньше того, что мы с Тойотой привозили из самых изнурительных московских пробок! Неужели гибридная силовая установка работает столь эффективно и скромный городской расход – по большей части заслуга рекуперативного торможения?
Всё познается в сравнении. Оценить эффективность Приуса в реальных условиях нам помогут два очень экономичных автомобиля с традиционными силовыми установками – DS 4 Crossback с дизелем-малоежкой (1,6 л, 120 л.с.) и Mini Cooper с бензиновым трехцилиндровым турбомотором (1,5 л, 136 л.с.). Насколько они прожорливее гибридного Приуса, и прожорливее ли в принципе? На протяжении недели мы настойчиво искали ответ именно на этот вопрос.
Toyota PriusПервый в мире массовый гибрид встал на конвейер в 1997 году и первые три года продавался только в Японии. Нынешнее поколение – четвертое по счету. Новый Prius дебютировал под занавес 2015 года, а в 2016‑м завоевал звание самого популярного автомобиля Японии, разойдясь тиражом 248 258 экземпляров. ДВИГАТЕЛЬ:гибридный: 1.8 (122 л.с.) – от 2 112 000 руб. | Mini CooperВ новейшей истории бренда Mini нынешнее поколение хэтчбеков Cooper – третье по счету. Автомобиль с индексом F56 дебютировал в ноябре 2013 года. Помимо классической трехдверки предлагается пятидверный вариант с увеличенной колесной базой. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые: | DS 4 CrossbackПредсерийную машину показали осенью 2010 года на мотор-шоу в Париже. Следующей весной был дан старт продажам в Европе, чуть позже Citroen DS4 добрался и до нас. Весной 2015 года французы выделили DS в отдельный премиум-бренд: DS4 перестал быть Ситроеном и превратился в DS 4 Crossback. Попутно он пережил легкий рестайлинг и обзавелся 6-ступенчатым автоматом. ДВИГАТЕЛИ: бензиновый: дизельные: |
Городские легенды
Ночь. Глаза слипаются от усталости. А тут еще эта убаюкивающая плавность хода вкупе с оглушительной тишиной и мягким, чертовски удобным водительским сиденьем. Когда я в кондиции, готов петь осанну японским инженерам. Но когда утомлен, убаюкивающий Prius опасен. Не приведи господь, из динамиков аудиосистемы JBL польется что-нибудь лирическое из репертуара Coldplay – можно, не выходя из-за руля, отправиться в царство Морфея. А поскольку, несмотря на общую сверхтехнологичность и два с лишним миллиона рублей на ценнике, автопилотом российский Prius обделен, есть все шансы «припарковаться» в отбойник.
| ||
| | |
Ирония иронией, но доля правды в сказанном есть. В полусонном состоянии я в кои-то веки радуюсь полицейским, остановившим меня в паре песен от дома. А им до документов нет ни малейшего дела, им интересно другое. Prius никогда не был красавцем в общепринятом смысле, но в каждом поколении из него получался неплохой шоу-стоппер. Дебют нынешнего Приуса и вовсе отсрочили на полгода – дотачивали дизайн, чтобы совет директоров во главе с Акио Тойодой был удовлетворен каждой мелочью. А еще нужно было «уронить» коэффициент аэродинамического сопротивления хотя бы на одну сотую – имиджа ради. Теперь Cx равен 0,24 против 0,25 у предшественника, и это впечатляющий результат.
– Это совсем новый, который за два миллиона?
На удивление хорошо осведомленный инспектор пристально рассматривает Prius со всех сторон.
– Ага, четвертого поколения. Конкретно этот – два миллиона сто. Мощность? Бензиновый мотор 1.8 выдает 98 л.с. да плюс электродвигатель, суммарная отдача – 122 силы.
На следующий день я взял Mini. Просто ради того, чтобы с самого утра быть бодрячком. Если кто-то из нашей троицы и обладает антиседативным эффектом, так это Cooper. Даже в унылом «мокроасфальтовом» цвете и даже если на его кузове нет шильдика в виде литеры S.
За рулем Купера улыбаешься и радуешься жизни. Хочется выкрутить громкость аудиосистемы на максимум и носиться под блинковский What’s my age again? – и не беда, что здесь всего-навсего 1,5-литровый «трехгоршковый» мотор мощностью 136 сил, который трудится в связке с 6-ступенчатым автоматом. После 122‑сильного Приуса с тягучим, как приклеившаяся к подошве жвачка, вариатором это фейерверк, апофеоз счастья! На радостях я даже забываю, что мне предстоит нарочно ездить по самым безнадежным московским пробкам.
Большая маленькая ложь
Старт, как водится, на заправке. Полный бак, обнуление одометров – и наша вереница отправляется в необычный пробег.
На фоне сознательного стояния в пробках вчерашний круг по МКАД выглядит в глазах обывателей поступком в высшей степени логичным. К счастью, Cooper позволяет получать удовольствие даже от неспешной езды. Тугой и налитый обратный связью руль, куда более жесткие, но не менее удобные, чем в Тойоте, передние сиденья. Плавность хода явно недотягивает до приусовской, но на мелочевке Cooper на удивление непробиваем. А еще после Тойоты грех не похвалить тормозá. В Приусе в процесс торможения может в любой момент бесцеремонно вклиниться электромотор (рекуперация), поэтому усилие на педали гуляет, а замедление бывает непредсказуемым.
| |
| |
А вот система «старт-стоп» на Mini работает жестковато. По крайней мере – после Тойоты, в которой момент подключения ДВС распознаёшь только по характерному звуку при интенсивном разгоне. Мало того что инженерам BMW не удалось полностью победить «трехцилиндровые» вибрации, так еще и автоматический пуск двигателя в начале движения сопровождается ощутимым тычком.
В обычной жизни я всегда отключаю выводящую из себя систему «старт-стоп», но сегодня мирюсь, стиснув зубы. Хотя при взгляде на топливомер становится ясно: Cooper всё равно не оценит подобной жертвы.
Заявленные шесть литров в городском цикле – сказки. И хотя мы давно привыкли к излишнему оптимизму производителей, в городе разница между паспортными и реальными данными Mini переваливает за неприличные 25%. Спустя полсотни километров, пройденных по пробкам со средней скоростью 22 км/ч, трип-компьютер показывает 8,3 л/100 км. При этом идущая следом Toyota тратит ровно в два раза меньше. А дизельный DS 4 съедает шесть с половиной литров на сотню против заявленных четырех с половиной: расхождение с паспортными данными больше, чем в случае с Mini, – аж 31%.
Как бы там ни было, из городского эксперимента следует очевидный вывод, напрашивавшийся еще вчера ночью. Именно рекуперативное торможение помогает Тойоте быть столь эффективной в городском трафике, а отнюдь не шторки-жалюзи на радиаторной решетке. И точно не плоское днище.
Сегодня в ночной вояж я отправляюсь за рулем Mini. И перед стартом решаю для себя так: раз уж с Приусом не получилось стопроцентного экоралли, будет честно поступить точно так же и с «англичанином». И знаете что? После пары десятков километров результат около пяти литров на сотню показался вполне досягаемым: в какой-то момент, после затяжного спуска, трипкомпьютер высветил невероятные 5,1 л/100 км! И всё же пары небольших подъемов, коих на МКАД оказывается гораздо больше, чем замечаешь в обычной жизни, вполне хватило, чтобы вновь испортить статистику. На финише я записал в свой блокнот: 5,5 л/100 км. В целом неплохо, но, как ни крути, Mini – это не про экономию.
Диз-лайк
На десерт оставили «смешанный цикл»: стокилометровый бросок на трех машинах от редакции (Селивёрстов переулок) до Большой бетонки, близ Дмитровского автополигона. Если вас смущает маршрут, давайте проясним, «не отходя от кассы»: некислый его кусок – город, внушительная часть – трасса, за МКАД на Дмитровском шоссе – несколько светофоров плюс пара дежурных пробок. То, что надо.
Сегодня в моих руках DS 4 Crossback. Продолжая аналогию с музыкой, «француз» – это не лиричные треки Coldplay и не Blink‑182. Премиальный DS 4, который до недавней «пластической операции» был обыкновенным Ситроеном, – это всё что угодно. Машина без настроения или машина под любое настроение – выбирайте, как вам больше нравится.
| | |
При превращении из Ситроена в DS приподнятый хэтч не только изменился в лице, но и обзавелся модернизированным 6-ступенчатым автоматом Aisin. Переключения передач стали на 40% быстрее, а заявленный расход топлива – на 0,6–0,8 литра меньше.
Автомат работает замечательно! Возможностей 120‑сильного 1,6‑литрового дизеля хватает за глаза. По документам такой DS 4 Crossback чуть медленнее Приуса, но по ощущениям – быстрее. Причем значительно.
Единственное, что всерьез не нравится в Дэ-Эсе (кроме цены и неопускаемых в принципе задних стекол, разумеется), – тот факт, что он даже не пытается скрыть свою дизельную природу. После пуска мотора вибрации расползаются по всему кузову, тракторное тарахтение отчетливо слышно даже на холостых оборотах, да и система «старт-стоп» – как и в случае с Mini – работает грубо. Но за то, как Crossback тащит на моменте с самых низов, можно простить ему многое – даже закрыть глаза на «пустой» руль и не придираться к интерьеру, практически без изменений позаимствованному у Ситроена C4 образца 2010 года. И не роптать на нелюбовь к крупным трещинам, которые DS 4 Crossback проходит жестче, чем хотелось бы. Особенно если не забывать, что по ровному асфальту он идет благородно.
Однако давайте перейдем к действительно важному: «смешанный» пробег завершился с результатом 3,9 л/100 км для Тойоты, 4,5 л/100 км для Дэ-Эса и 5,8 л/100 км для Mini. Результат Приуса оказался даже лучше, чем на круге по МКАД. А всё дело в том, что небыстрый темп на Дмитровке (средняя скорость оказалась равной 55 км/ч) подарил Тойоте отличный шанс не растерять преимущество, накопленное благодаря рекуперативным торможениям на светофорах. С Купером и Кроссбеком всё наоборот: на свободных отрезках шоссе они смогли отыграться за расточительные городские простои.
Остался один вопрос: как дизельный DS покажет себя при равномерном движении по МКАД? К моему огромному удивлению, он объехал не только Mini, но и виновника этого теста – новый Prius! Еще за десять километров до финиша трипкомпьютер показывал феноменальные 3,9 л/100 км, но на финише психологический барьер всё же устоял: при средней скорости 84 км/ч расход составил 4,0 л/100 км.
***
Перед началом этого теста редакция разделилась на два лагеря – «японский» и «французский», и оба всерьез не верили в бензиновый Mini. Но он не был в нашей тусовке третьим лишним и на трассе уступил не так уж и много, к тому же исправно поднимал настроение.
DS 4 Crossback? Необычен и чертовски экономичен. Но на фоне Mini, покоряющего ярким характером, и Приуса, который добудет немногочисленных поклонников самóй сутью, у Дэ-Эса нет джокера в рукаве. Хотя в сочетании с 120‑сильным дизелем он может претендовать на звание одного из самых экономичных серийных автомобилей современности и в определенных условиях даже бьет Prius на его собственном поле. Так что гибридно-дизельные войны только разгораются. Всё еще впереди!
| ||
TOYOTA PRIUS
| MINI COOPER | DS 4 CROSSBACK |
ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
| DS 4 CROSSBACK | MINI COOPER | TOYOTA PRIUS |
Снаряженная / полная масса | 1385 / 1890 кг | 1085 / 1565 кг | 1450 / 1790 кг |
Время разгона 0–100 км/ч | 11,4 с | 7,9 с | 10,6 с |
Максимальная скорость | 190 км/ч | 210 км/ч | 180 км/ч |
Радиус разворота | 5,85 м | 5,4 м | 5,1 м |
Топливо / запас топлива | ДТ / 60 л | АИ-95, АИ-98 / 40 л | АИ-92, АИ-95, АИ-98 / 43 л |
Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл | 4,5 / 3,6 / 3,9 л / 100 км | 6,0 / 4,1 / 4,7 л / 100 км | 3,1 / 2,9 / 3,0 л / 100 км |
ДВИГАТЕЛЬ | |||
Тип | дизельный | бензиновый | бензиновый + синхронный мотор-генератор |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Конфигурация / число клапанов | Р4 / 16 | Р3 / 12 | Р4 / 16 |
Рабочий объем | 1560 см³ | 1499 см³ | 1797 см³ |
Степень сжатия | 16,0 | 11,0 | 13,0 |
Мощность | 88 кВт / 120 л.с. при 3500 об/мин | 100 кВт / 136 л.с. при 4500 об/мин | 72 кВт / 98 л.с. при 5200 об/мин + 53 кВт / 72 л.с.; суммарная мощность 90 кВт / 122 л.с. |
Крутящий момент | 300 Н·м при 1750 об/мин | 220 Н·м при 1250–4000 об/мин | 142 Н·м при 4000 об/мин |
ТРАНСМИССИЯ | |||
Тип привода | передний | передний | передний |
Коробка передач | A6 | A6 | вариатор |
Передаточные числа: I / II / III / IV / V / VI / з.х. | н.д. | 3,62 / 1,95 / 1,24 / 0,97 / 0,81 / 0,68 / 3,54 | н.д. |
Главная передача | н.д. | 3,42 | н.д. |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||
Подвеска: спереди / сзади | McPherson / упругая поперечная балка | McPherson / многорычажная | McPherson / многорычажная |
Рулевое управление | реечное, с ЭУР | реечное, с ЭУР | реечное, с ЭУР |
Тормоза: спереди / сзади | дисковые, вентилируемые / дисковые | дисковые, вентилируемые / дисковые | дисковые, вентилируемые / дисковые |
Шины | 215/55 R17 | 205/45 R17 | 195/65 R15 |
СЕРВИС В ЦИФРАХ
| Периодичность ТО | Гарантия | Дилеры (СТОА) |
DS 4 CROSSBACK | 20 000 км* или 12 месяцев | 3 года или 100 000 км | 39 |
MINI COOPER | 15 000 км или 12 месяцев | 2 года без ограничения пробега | 12 |
TOYOTA PRIUS | 10 000 км или 12 месяцев | 3 года** или 100 000 км | 107 |
С ПОТРОХАМИToyota Prius четвертого поколения – первая машина, построенная на модульной архитектуре TNGA (Toyota New Global Architecture), которая стала основой и для кроссовера C‑HR. Бензиновый мотор объемом 1,8 литра существенно доработан: японцы спрямили впускные каналы, выравняли температуру стенок на протяжении всего хода поршня и добились уменьшения потерь на трение. Говорят, теперь двигатель обладает рекордным термодинамическим КПД, равным 40%. Электромеханический вариатор с планетарным редуктором стал компактнее и на 20% легче прежнего. Примерно на столько же удалось снизить механические потери. Стартерный аккумулятор переехал из багажника под капот, а тяговую батарею переместили под заднее сиденье, что не помешало расположить его ниже, чем прежде. Жесткость кузова на кручение по сравнению с автомобилем прежнего поколения выросла на 60%. Доля высокопрочных сталей увеличилась с 3 до 19%. DS 4 Crossback по сути своей далеко не молод. Базируется на платформе PF2, знакомой по Peugeot 308 первого поколения и хэтчбекам C4 обеих генераций. Дизельный мотор DV6FC оснащен компрессором американской фирмы Garrett с изменяемой производительностью турбины, развивает 120 л.с. и отвечает нормам Евро‑6. Его масса – всего 125 кг. Модернизированным шестиступенчатым автоматом Aisin EAT6 хэтчбек обзавелся в момент превращения из Ситроена в DS. Скорость переключений возросла на 40%, а заявленный расход топлива уменьшился на 0,6–0,8 л/100 км. Mini Cooper с индексом F56, построенный на платформе UKL, – первый Mini с двигателем разработки BMW. Работать над трехцилиндровым мотором с индексом B38 в Мюнхене начали еще в 2011 году. Обычный турбонагнетатель, регулируемые фазы на впуске и выпуске, балансирный вал. Развивает 136 л.с. и 220 Н·м. Форсированную до 231 л.с. версию этого мотора устанавливают на BMW i8. | |