Лада Нива: история нашего внедорожника (только факты)! — журнал За рулем

Лада Нива: история нашего внедорожника (только факты)!

Комфортабельный джип? Или… седан? Машина для сельского жителя? Или для свободного горожанина? - Ниве в этом году 45 лет, и она продолжает вызывать споры!

Первые материалы о «Ниве» «За рулем» опубликовал за год до старта серийного производства. Мы же первыми сообщали обо всем, что происходило с этим автомобилем. И продолжаем это делать — уже почти полвека!

1976 год: ЗА ГОД ДО СТАРТА

«Основное назначение нового автомобиля Волжского автозавода — служить сельскому жителю. Городскому жителю уже предлагается достаточный ассортимент: „жигули“, „москвичи“, „запорожцы“, седаны, универсалы, комби. А сельскому? Ни для кого не секрет, что рост парка машин опережает у нас развитие дорожной сети. Механизатору же, агроному, сельскому врачу уже сегодня крайне нужен такой личный транспорт, которому не страшны грунтовые дороги в любое время. И у него, очевидно, достаточно возможностей, сбережений, чтобы приобрести автомобиль».

(Из интервью с техническим директором «АвтоВАЗа» Маратом Фаршатовым, За рулем, номер 5 за 1976 год)

Кстати!

За рулем и АвтоВАЗ объявляют творческий конкурс «Ты ж моя любимая».

Наверняка вы, или ваш отец, или даже ваш дед ездили на «Нивах». Мы уверены, что есть семьи, где «Нивы» живут не первый десяток лет. Расскажите нам о своих любимых машинах.

Рассказы принимаются в свободной форме (это же творческая история!) и с картинками себя и вашего прекрасного автомобиля.
В письме, пожалуйста, укажите еще:
  • Как вас зовут
  • В каком городе живете
  • Какая «Нива» у вас, с какого года, какой пробег
  • Телефон и\или email (для возможной связи)
А присылать надо сюда — [email protected]

Победителям — приятные подарки от АвтоВАЗа.

1977 год: КАРАКУМСКИЙ ПРОБЕГ

«Двадцать ходовых часов потребовалось двум „нивам“, чтобы пересечь 750-километровый участок Каракумов с востока на запад. Сорок четыре года назад колонне первого автопробега, штурмовавшего Черные пески, на этот путь пришлось потратить восемь дней. Техника за четыре с лишним десятилетия изменилась неизмеримо Неизменной осталась лишь пустыня».

(Отчет о пробеге «Москва-Каракумы», За рулем, номер 12 за 1977 год)

1980 год: ВСТАНЬТЕ В ОЧЕРЕДЬ!

В этом году началась серия материалов об эксплуатации сотрудниками «За рулем» «Нивы» с шасси с номером 15594. Как говорилось в первой статье, «это уже обычный, конвейерной сборки автомобиль, сделанный по устоявшейся технологии. К моменту подготовки этого материала он прожил с нами лето, осень и зиму, а на спидометре его накопилось 40 тысяч километров... Этих машин еще сравнительно немного в стране, но с каждым годом возможность приобрести их становится реальнее, хотя даже за рубежом, там, куда они экспортируются, по словам наших специалистов, за „Нивой“ так же, как за „Мерседесом“, нужно стоять в очереди».

Авторы статьи признавались, что «Нива» может многое, и тем самым постоянно провоцирует водителя попытаться взять от нее еще чуть-чуть, и еще, и еще…» Естественно, не обошлось и без поломок, правда, не критичных — например, течи заднего сальника коленчатого вала (еще с завода). Пришлось заменить два бегунка распределителя и дважды клеить камеру правого переднего колеса.

(«ВАЗ-2121: критерий для оценки», За рулем номер 4 за 1980 год)

ГЕРОИНЯ ОБЛОЖЕК

Знаете, сколько раз классическая «Нива» (она же Lada 4x4 и Niva Legend в новейшей истории) появлялась на обложке нашего журнала? Конечно, нет. Этого не знали даже мы, пришлось считать. Загибайте пальцы — в том числе и на ногах! Считать придется до 20! А вот первая обложка — желтая «Нива» с олимпийским мишкой вместо водителя, июньский номер 1980 года. Москва встречала Олимпиаду!

Последняя (на сегодня) обложка с «Нивой» была у номера 3 за 2020 год. В журнале на пяти страницах рассказывалось об очередном крупном обновлении машины. И мы будем писать еще!

1981 год: ИНДЕКСЫ ВАЗА

В номере 4 вышел материал, в котором расшифровываются все индексы ВАЗ. Так вот, согласно этой таблице, ВАЗ-2121 «Нива» — ни за что не догадаетесь — трехдверный седан!

А в №2 за 1988 года. «Нива» относится уже к среднему классу полноприводных автомобилей.

А в номере 1 за 1990 год: «ВАЗ-2121 (СССР) — комфортабельный джип… Первая советская легковая модель с постоянным приводом всех колес».

1986 год: МАШИНА ДЛЯ ГОРОЖАНИНА

В июльском номере появилась статья «Семь лет и сто тысяч на „Ниве“ читателя „За рулем“, кандидата технических наук Вендровского. Он рассказывал о личном опыте эксплуатации автомобиля 1978 года: „По правде говоря, я считаю „Ниву“ идеальной машиной не столько для сельского жителя, сколько для горожанина, который ездит по бездорожью довольно редко, но, оказавшись за городом, хочет оторваться от опостылевшего асфальта как можно дальше“.

1989 год: НА «НИВАХ» ЧЕРЕЗ САХАРУ

В номере 10 началась серия статей Олега Богданова «На „Нивах“ через Сахару» о журналистском автопробеге Москва-Лагос. Три автомобиля для этой экспедиции специально собирали, испытывали и доводили в Тольятти — при том, что все три были в совершенно обычной, серийной комплектации, без доработок. Пройдя с величайшими трудностями через пустыню, не раз оказавшись в опасности, «зарулевцы» завершили пробег на краю Сахары, в Тимбукту.
Советские журналисты подарили «Нивы» африканским союзам журналистов. Две остались в Нигерии, одна — в Бенине. Вторая и третья часть материалов о сахарском пробеге вышла в номерах 11 и 12.

1990 год: ПЕРВОЕ СРАВНЕНИЕ С «ДАСТЕРОМ»

Статья «Итог в пользу „Нивы“, где наша машина сравнивалась с румынской „Дачией-Дастер“ — это сокращенный материал „группы тест-водителей английского журнала „Отокар энд мотор“. Вот что они писали:
  • «Большая мощность, меньший вес, лишняя передача в коробке и более аэродинамичный кузов — таковы преимущества „Лады“,
  • „На дорогах с твердым покрытием преимущество „Нивы“ из очевидного становится подавляющим“,
  • „Сразу видно, что эта машина делалась именно как вездеход. На дороге она стабильна и так же мало кренится на виражах, но руль слишком уж дотошно отслеживает все неровности, чтобы позволить вести машину с абсолютной точностью. Тем не менее по управляемости она лучше многих внедорожных машин, даже более дорогих.
  • Превосходство «Нивы» в полной мере проявляется на пересеченной местности. Здесь управляемость машины можно признать отличной».
  • «Следует отметить, что никакого сравнения с «Нивой» румынская модель не выдерживает. «Нива» лучше ходит, доброкачественней сработана и при этом не намного дороже. Если «Дастер» стоит 6500 фунтов стерлингов, то русская машина — 6800. Как ни крути, за все преимущества «Лады», перечисленные выше, переплата, право, небольшая».

ИНОСТРАНЦЫ О «НИВЕ»

Интервью в 9 номере за 1981 год с французским гонщиком Жан-Клодом Бриавуаном, впервые вышедшим на старт ралли «Париж-Дакар» за рулем «Нивы»:

«Я выступаю на советском автомобиле „Лада-Нива“ и счастлив, что нашел для себя эту замечательную машину, потому что как гонщик отдаю предпочтение соревнованиям, трассы которых проходят по грунтовым дорогам, а ваш автомобиль обладает поразительной устойчивостью и проходимостью именно в этих условиях».

Кстати, не все знают, что «Нива» много лет блистательно выступала на «Дакаре» и других международных соревнованиях высшего уровня — и этот автомобиль выбирали настоящие звезды автоспорта.

№4 за 1992 год есть статья «Три вездехода на бездорожье Уэльса» — перепечатка из английского журнала «Кар», в котором сравнивались азиатские внедорожники, а также «Нива». Автор Фил Льюэлин писал традиционно (для английской прессы) ярко: «Скрипы, скрежеты и другие звуки машины заглушают стук вашего сердца, когда приходится преодолевать опасный участок. Забрызганная грязью машина прекрасно прошла маршрут, не уступив именитым и более мощным, испытанным здесь раньше. Более того, ей пришлось однажды вытащить увязшего японца… Окончательные итоги теста таковы. Русский участник („Лада-Нива“) заявил о себе как дешевый, честный и очень способный к поездкам по пересеченной местности. Он заслуживает серьезного интереса, если вам требуется рабочая лошадка без всяких украшений, которую вы к тому же собираетесь использовать не далее нескольких миль от дома».

1991 год: ПЕРВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВАЗ-21213

В номере 7 в статье «Бежит невозвратное время» Льва Шугурова к 25-летию волжского автозавода впервые был показана «Нива» ВАЗ-21213, с опущенным до уровня бампера порогом третьей (багажной) двери. В статье говорилось, что производство готовит опытно-промышленную партию модернизированной «Нивы» с более мощным двигателем объемом 1,7 л, измененными панелью приборов и передними сиденьями.

1994 год: ВСЕГО ЛИШЬ ЗА 9,4 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ!

О начале производства модернизированной «Нивы» ВАЗ-21213 журнал сообщил в номере 2 в статье «Новые всходы „Нивы“. В ней подробно рассказывалось обо всех усовершенствованиях автомобиля. Но, наверное, самое интересное, с современной точки зрения, — в конце материала, где давались заводские цены на автомобили:
  • ВАЗ-2121 стоил тогда уже 9,1 миллиона рублей,
  • ВАЗ-21213 — 9,7 миллиона,
  • а переходный вариант ВАЗ-21219 — аж 9,4 миллиона рублей. Вот что значит „галопирующая инфляция“.

2001 год: НОВЫЙ РЕСУРС

В рубрике «Презентация» в первом номере опубликована статья «Предисловие к биографии» самого Валерия Доманского, главного конструктора проекта ВАЗ-2123. «Какие главные задачи мы ставили при проектировании нового автомобиля, чем он должен отличаться от существующего? Конечно, большим удобством, особенно для задних пассажиров. Соответствовать требованиям по безопасности, экологии, внешнему шуму, серьезно изменившимся с 1974 года, когда делали ВАЗ-2121 (частично их выполнили в 1992-м при модернизации „Нивы“). Одновременно требовалось устранить известные недостатки прежней машины, сохранив достоинства, первое из которых — прекрасная проходимость. Ресурс „23-й“ был определен в 140 тыс.км против 100 тыс.км у ВАЗ-2121. Наконец, новый автомобиль нужно производить на существующих технологических линиях — особенно это касается механо-сборочного производства». В комментарии к этому материалу редакция писала, что большой интерес к машине проявила корпорация «Дженерал моторс»…

2003 год: ГЕРОЙ ТРУДА

В номере 3 стоял материал про немецких дилеров «Лады» и публикация «Автобильд», где говорилось: «Если „Нива“ на дорогах во многом проигрывает, в лесу и в поле она становится настоящим героем труда, преодолевает самые непролазные из всех непролазных путей, продирается с радостью сквозь любую грязь. Источая клубы пара, гордая, как Оскар, и заляпанная по самые стекла, она, кажется, хочет прогудеть: „Смотрите, вы, городские собратья, я всего лишь старый русский автомобиль, но за 20 лет я перевез миллионы людей до самых дальних уголков огромной страны, верно и надежно. И этим людям наплевать на ваши эйрбэги, АБСы или ЭСПы. Они счастливы, что вообще добрались, куда хотели“.

«НИВА» В РУБЛЯХ, ДОЛЛАРАХ И ЕВРО

Сколько стоила «Нива»? В 1986 году государственная цена ВАЗ-2121 — 9000 рублей. Столько же стоил ВАЗ-21063. ЛуАЗ-969С был значительно дешевле: 5300 рублей. А УАЗ-31512-01 обошелся бы вам тогда в 14 500 рублей.

10 лет спустя, из рубрики «Цены „за рулем“ можно было узнать, сколько в среднем стоил на тот момент ВАЗ-21213 1995 года — 9090 долларов США. Напомню, что тогда все цены были у нас долларовыми. В последующие годы цены на „Ниву“ (и отдельные комплектации) менялись, но средняя цена оставалась в пределах 10 000 долларов США.

А за рубежом? Ответ дает материал 2003 года „Русские идут!“ про немецких дилеров „Лады“. Оказывается, русскими машинами в Германии на тот момент торговали более двухсот автосалонов, и „Нива 1,7i“ стоила 10 450 евро. Наверняка на немецком рынке не было и нет до сих пор внедорожника дешевле.

2004 год: КТО КОГО ПЕРЕТОЛКАЕТ?

Для июньского номера сделали уникальный и интереснейший материал «От каждого по потребностям», где сравнивались «Нивы» новая и старая. «Чтобы посмотреть, кто кого перетолкает, мы взяли новенькие, с иголочки, удлиненную „Ниву“ ВАЗ-2131 с карбюраторным мотором (7700 долларов США) и „Шевроле-Ниву“ (9900 долларов США), — писал Александр Будкин. Приведем заключение: „Как универсальный автомобиль на все случаи жизни, „Шевроле-Нива“ лучше, но дороже. А вот если машина покупается только для специальных задач — поездок на природу в выходной день или в отпуск всей семьей — старый знакомый ВАЗ-2131 вполне может составить конкуренцию продукту совместного производства“.

2007 год: УХОДИМ ПОД ВОДУ

О разнообразных версиях «Нивы» и необычных ее применениях журнал писал десятки раз. Вот что было в номере 2: «Дмитрий уходит под воду и протискивается за руль. Описав дугу в опасной близости от поверхности, „перископы“ двинулись к берегу. Вскоре из-под воды показалась и крыша. Хватит испытывать судьбу, едем сушиться! Извергая клубы уже белого дыма и китовые фонтаны из выхлопной трубы, на полном газу машина выскакивает на берег. Снято, перерыв! Позже, по хронометражу видеосъемки мы подсчитали, что под водой машина отработала без малого семь минут, проехала около сотни метров плюс „дорога“ на глубину и обратно… … теперь мы знаем точно: водные преграды глубиной до двух с половиной метров „Нива“ после некоторой подготовки преодолевает вброд. Только вряд ли это когда-нибудь будет отражено в руководстве по эксплуатации. А еще говорят, что „нивы“ не летают...»

МНЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕГО ЭКСПЕРТА

Александр Виноградов, редактор «За рулем»: ездил на всех итерациях «Нивы»

«Нива» — живая легенда, никто не спорит. В современном мире в принципе осталось немного настоящих внедорожников, тем более с такой историей.

Я поездил практически на всех итерациях «вазовского» внедорожника, в том числе на самых ранних, в идеальном состоянии. Первые автомобили и нынешние — совершенно разные на ходу при внешнем сходстве (естественно). На асфальте трехдверная «Нива» послушная и понятная. И даже с какой-то искрой. При этом по-настоящему она раскрывается на плохой дороге.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Автор
Оцените материал
0:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: