Испытание роботом

Тест трех машин с роботизированными коробками передач. Итак, вы хотите компактный автомобиль, позволяющий не отвлекаться на дополнительные манипуляции рычагом и педалями, при этом недорого и с минимумом недостатков. Сосчитать последние мы и решили, испытав «роботы» трех разных фирм.

– Доктор, меня замучили провалы памяти.

– И часто они у вас бывают?

– Кто бывает?

– Ну, провалы…

– Какие провалы?

Вспомнив этот старый анекдот, я немножко взбодрился. Провалы при разгонах машины с роботизированной КП кого хочешь замучают – остается только относиться к неудачам конструкторов с юмором. Но сама идея РКП перспективна, поскольку «робот», обходящийся покупателю ненамного дороже МКП, – идеальный вариант трансмиссии для начинающего водителя, которому гидромеханический «автомат» не по средствам.

Citroen C3

Спасает положение лишь то, что С3 – единственныйиз троицы – имеет подрулевые переключатели передач. Причем «уши» активированы и в автоматическом режиме, что очень удобно и делает чисто ручной режим ненужным. К особенностям ситроеновской РКП относится также отсутствие «ползучего» режима – для троганья с места надо нажать на газ, а до этого машина скатывается назад при малейшем уклоне. Зато сцепление схватывает гораздо мягче, чем у соперников, и маневрировать при парковке легко и приятно.

Opel Corsa

Ford Fiesta

При разгоне переключение передач удивляет своевременностью и быстротой – разумеется, в сравнении с другими «роботами». Но только не на полном дросселе. Стоит открыть мотору всю дыру, и… рано радовался. Та же самая история – резкий сброс газа и лишь затем автовыжим сцепления. «Не тормози!» – остается только орать во все горло и переходить в ручной режим. Лишь толкая рычаг в нужную сторону, и обязательно с упреждающим сбросом газа, можно добиться комфортной работы коробки при интенсивных разгонах. В результате остаток дня и весь следующий я ездил не отпуская рукоятку селектора.

Итак

На последнем месте в нашем соревновании ситроеновский Sensodrive, как самый «тормознутый» из трех «роботов». Серебряную медаль получил опелевский Easytronic – он гораздо шустрее и донимает скорее своим нервным характером. А победителем становится Durashift ETS, оказавшийся проворнее, умнее и догадливее соперников на всех режимах, кроме «кик-дауна». Но его первое место не должно создавать иллюзий – и Fiesta, и Yaris с близким по качеству «роботом» сильно проигрывают в комфортабельности версиям этих же машин с обычной «ручкой». Открывая дроссель и рефлекторно ожидая ускорения, вдруг киваешь головой от внезапного замедления. Это даже не пауза, которую берет на раздумье традиционный туповатый «автомат'BB, а в чистом виде торможение двигателем! Практически лишенными недостатков можно признать лишь двухканальные коробки, заменившие обычные «автоматы» на машинах концерна Volkswagen, но простые «роботы» на основе механических КП с одним сцеплением, тупят все без исключения независимо от марки автомобиля. Скачок в развитии «роботизации», видимо, наступит, когда частоту вращения первичного вала КП будет отслеживать специальный датчик, как это уже делается для коленчатого; определяемый таким образом момент размыкания сцепления и должен стать сигналом к электронному сбросу газа.

Кстати, накрепко засевшее в мозгах «женский – значит с «автоматом» – не более чем заблуждение. Если кому и сподручнее управляться с «механикой», так это именно женщинам. Их умению доводить до совершенства высокоточные однообразные движения может позавидовать любой «робот».

Что такое РКП

Коробки передач, которые придумали называть роботизированными, представляют собой обычные механические КП с пристроенным к ним блоком приводов, вместо водителя переключающим передачи и выжимающим сцепление. Приводы бывают либо гидравлические, либо электрические. Заведует всем этим процессом компьютер, который и определяет, когда и как переключать передачи. Разница между «роботами» и традиционными «автоматами» отнюдь не в принципе действия: и те и другие автоматические. Только «робот» – это механическая КП, а «автомат» – гидромеханическая.

Подпишитесь на «За рулем» в