Доктор сказал – в морг!

Доктор сказал – в морг!

Покуда одна российская беда бесконечно ремонтирует другую, расплачиваться за их взаимоотношения приходится автомобилисту. Глубокие ямы, открытые люки и прочие дорожные сюрпризы – неотъемлемая часть российского пейзажа. Достается от этой традиции всем – и загадочной русской душе, сидящей за рулем или рядом, и бренным телам седоков, и автомобилю, в особенности подвеске. А больше всего – колесам. У покрышки рвется корд, вылезает грыжа, диски гнутся или лопаются. Случается, от обода откалывается целый кусок! Что делать, если вы, как говорят, попали? Лучше всего купить новый диск взамен поврежденного. Но это, увы, не всегда возможно. Во-первых, производитель запросто мог прекратить выпуск модели. Вовторых, колеса именитых брендов, особенно большого диаметра (19 дюймов и выше) стоят ой как недешево. И в-третьих, не все продавцы торгуют дисками поштучно. Из-за границы обычно диски привозят комплектами, и разбивать их невыгодно: три колеса никто не купит! Заказ диска из-за границы непосредственно у производителя либо выливается в астрономическую сумму, либо вообще невозможен. Именно по этим причинам ремонт легкосплавных дисков живет и здравствует.

Варим, правим, красим

Правка дисков дело прибыльное. Даже дорогое оборудование (до 200 000 рублей) «отбивается» всего за сезон. Что говорить о более дешевом, ценой 45 000–60 000 рублей? Но обзавестись станком – только полдела, к нему неплохо бы приставить мастера. Дело в том, что ремонт дисков – процесс тонкий, имеет массу нюансов, и дилетантам здесь не место. Однако со специалистами у нас дело швах. Невежество, увы, торжествует. Доходит до того, что гаражные умельцы берутся за ремонт таких дисков, восстанавливать которые следовало бы запретить под страхом смертной казни, ибо они опасны для жизни. А горе-мастера и в ус не дуют! Более того: они с гордостью предъявляют альбом фотографий дисков «до» и «после» ремонта. Портфолио выглядит еще весомее после демонстрации внушительного вида станка для правки дисков и полуавтомата аргонодуговой сварки. Не хватает разве что отзывов владельцев восстановленных колес о качестве ремонта.

Металл раскрывает тайны

В большинстве случаев можно сомневаться в самом качестве ремонта. Восстановленное колесо новым только выглядит, а ездить на нем зачастую опасно. Дело в том, что металл в месте деформации, скола и ремонта теряет прочностные свойства. Понятно, что именно в этом месте диск имеет все шансы разрушиться вновь. После правки погнутого диска на стенде с силовыми гидроцилиндрами металл в месте изгиба насыщается микротрещинами, которые, будучи концентраторами напряжения, превращаются в бомбу замедленного действия: придет время, и здесь непременно появится трещина.

А что плохого в том, что кусок обода приварят на место? Пожалуй, ничего, если, конечно, при сварке диск не покоробится. А этого гарантировать вам никто не станет.

Хуже всего, если после удара деформировалась ступичная часть колеса, образовалась «восьмерка». В месте деформации происходит разрыв металла. И если микротрещины для обода – это полбеды, то разрыв металла в ступичной части, где сходятся спицы, – катастрофа. На скорости такое колесо может просто отделиться от машины! Но и здесь у сервисменов есть убедительные доказательства своей правоты и, соответственно, рентабельности ремонта. Для того чтобы убедить вас в безопасности восстановленного колеса, вам дадут алюминиевую вилку и попросят ее сломать. Вилка лопнет на пятидесятом цикле сгибания-разгибания. «А ведь диск мы гнем всего один раз!» – подчеркнут мастера, и парировать вам вроде бы и нечем… Но, несмотря на то что и вилки, и диски делают в основном из алюминия, сплавы разные! Мало того, колеса бывают коваными, литыми, литыми с последующей термообработкой (закаленные), и жесткость, хрупкость, прочность материала в каждом случае разные. Если диск содержит магний и прошел термообработку, чтобы он лопнул, достаточно одного хорошего изгиба. При производстве дисков часто применяются алюминиевые сплавы, которые после деформации можно вернуть в первоначальное положение только после нагрева до некоторой температуры, обычно не более 300°С. Для контроля температуры сервисмены используют обычный сахар, чернеющий аккурат при этой температуре. Однако в большинстве случаев диск греют как придется. Мол, что ему будет, железному! Но при температуре выше 300 градусов алюминий, содержащий магний, старится – колесо становится более твердым и хрупким. Такое колесо можно запросто расколоть при ударе. Если нагреть диск до 500 градусов, происходит уже отжиг металла. Еще плюс 30 градусов, и начнется разрушение кристаллической решетки – все, приехали. Но даже если, исправляя «восьмерку», мастера выдержат температурный режим, диск все равно может треснуть на силовом стенде. Тогда трещину заварят аргоном. Колесо при этом сильно нагреется и его наверняка покоробит, но на такие «мелочи» мастера не обращают внимания. Привалочную плоскость ступицы проточат, ориентируясь по ручьям посадки шин (!), а незадачливый клиент узнает об этом на шиномонтаже, куда приедет отбалансировать бьющее колесо. Для справки: согласно ГОСТдопускается всего 0,4 мм радиального и торцевого биения.

Платить или не платить?

Так как же поступить с погнутым диском? Ремонтировать можно только те диски, максимальный изгиб закраины обода которых не больше 5–7 мм. Ни о каких «восьмерках» речи нет!

Подпишитесь на «За рулем» в