Радар-детекторы: Эсвэчебурашки

По поводу целесообразности этих испытаний возник спор. Смущала не оценка технически сложных изделий, в которых прежде надо суметь разобраться. Проблема – в плоскости морали: как ни крути, а радар-детектор – некое средство противодействия Закону.

Чебурашка устроился в ГИБДД. Звонит

ему Гена: «Кем служишь?». Чебурашка: «С мо-

В Финляндии обладатель такой игрушки нарвется на солидный штраф, в Люксембурге может и за решетку угодить. А вот немцы и американцы полагают, что подобные электронные штучки дисциплинируют водителей и способствуют снижению аварийности… Последний аргумент оказался решающим: Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин испытали 24 радар-детектора. Съемку в режиме реального времени вел Константин Якубов.

ПРЕДМЕТ ЭКСПОРТА

Кто сможет с ходу назвать отечественное техническое изделие, которое покупают у нас китайцы, и не потому, что за копейки, а оттого, что не в состоянии его передрать? Так вот, это российские радары! Передовая СВЧ-техника восточным соседям пока не по зубам: слепое копирование не дает результата. Так что радары гибэдэдэшников, как и Чебурашка с его ушами-локаторами, – истинно российские. Зато среди опробованных 24 радар-детекторов преобладают «иностранцы».

«Бинар» – новичок на наших дорогах. Но по талантам заткнет за пояс многих.

Пояснения относительно некоторых использованных в материале терминов даны в Нашей справке.

ЧТО НАМ ИЗЛУЧАЮТ?

Чтобы испытать радар-детекторы, нужны заведомо исправные радары и квалифицированные консультанты. С этим осложнений не возникло: питерское ООО «Симикон» специализируется как раз на производстве микроволновых систем, в частности – тех самых радаров и фоторадарных комплексов, с которыми любой водитель знаком не понаслышке.

«КРИС»П – это вот такой незаметный тре- ножник. Стоит себе на обочине или возле отбойника и «шпионит»…

Для проведения испытаний нам выделили три прибора. «Радис» – хорошо знакомый многим мобильный измеритель скорости, который используется дорожно-патрульной службой довольно давно. «Бинар» – новенький видеоизмеритель с двумя (!) телекамерами, фиксирующими как крупный, так и общий план дорожной ситуации, к тому же он записывает целый видео-сюжет о нарушении. А фоторадарный комплекс «КРИС»П – самый «вредный» в этой троице: обучен самостоятельно передавать информацию о нарушителе на удаленный мобильный пост. Далее эти сведения можно перенести на сервер УГИБДД при помощи флэш-накопителя. Отдал в конце смены флэшку начальнику – нарушитель получит квитанцию по почте.

«Радис» знаком почти каждому, кто хоть однажды был пойман за превышение скорости.

Радары могут работать на различных частотах (см. Нашу справку), однако в России используется в основном К-диапазон. Его «пожилой коллега» Х-диапазон, в общем-то, морально устарел, а новомодный инфракрасный La-диапазон, напротив, используется лишь в единичных моделях лазерных радаров. В любом случае, при выборе радар-детектора помните, что максимальное число реально необходимых диапазонов – три.

ПОМЕХА СПРАВА!

Помехоустойчивость радар-детекторов – тема отдельного доклада…

Производитель способен задрать их чувствительность до небес, однако тогда проклятая электроника начнет ловить не только полезный сигнал, но и все, что «плохо лежит», – помехи от светофоров, автоматических дверей, ЛЭП, шлагбаумов, радиотелефонов и т. д. и т. п. Попытки же улучшить помехозащищенность приводят к потере чувствительности. Вывод очевиден: радар-детекторов, абсолютно защищенных от помех, не существует. А самое распространенное решение, позволяющее потребителю уживаться с этим противоречием, – переключатель режимов типа «город/трасса». В городе помех гораздо больше, поэтому жертвуем чувствительностью, за городом – наоборот.

Населенный пункт кончился, а ваши приключения – начинаются. Примерно в километре «ниже по течению» водителю подробно объяс- нят, как не надо ездить по «населенке».

На смену прячущимся в кустах гаишникам пришли безразличные фоторадарные комплексы.

Разработчики радаров давно знают слабые места «визави», а потому выбирают для своих творений импульсный режим работы. Грубо говоря, радар выдает не постоянный сигнал, а короткие посылки (с паузами), отличить которые от помех очень непросто. А большинство систем помехозащищенности, используемых в радар-детекторах, основано... на фильтрации коротких импульсов! Иными словами, такое изделие «видит» сигнал радара, но считает его помехой и никак не реагирует.

Напомним, что нормальная работоспособность радар-детекторов во многом зависит от правильной установки. В частности, металлизированная тонировочная пленка на стекле убивает их чувствительность. То же самое способны сделать любые предметы, загораживающие обзор, например щетки стеклоочистителей. Вот почему радар-детектор, который по инструкции следовало посадить на магнит, приклеенный к торпедо, сразу вызвал у нас недовольство: и салон уродовать неохота, и не видно ему ничего…

Испытаниям с радарами предшествовала многодневная городская и загородная езда: каждый из 24 участников преодолел примерно по 70 км по одному и тому же маршруту. Удобство пользования, помехоустойчивость, индикация – старались оценить все. Но главное – это, конечно же, поединок с «чебурашками». Кто кого?

УШАМИ НАЗАД!

Стрелок с разнообразным «оружием» стоит в боевой готовности на обочине, а «жертва» сначала убегает от него примерно на пару километров, затем разворачивается и движется навстречу судьбе, прислушиваясь к пискам приборчика на ветровом стекле. И так – для каждого изделия. В общем, за день намотали туда-сюда несколько сотен километров.

Рабочий момент дежурства – экипаж ДПС на «мурманской дорожке» под Питером.

Впрочем, один заготовленный заранее столбец пришлось-таки из таблицы выкинуть. Если «Радис» довольно легко ловился большинством изделий, а «Бинар» уверенно обнаружила только треть радар-детекторов, то чудище на треножнике по имени «КРИС»П вообще отказалось с нами сотрудничать! Первый заезд, второй, десятый – молчание… Так ловится КРИС радар-детекторами или не ловится? И почему?

Мы экспортируем не только сырье, но и СВЧ-технику.

Ответ подсказали разработчики, и он требует осмысления. Дело в том, что существует рекомендация устанавливать такие комплексы не только под углом к полосе движения, но и… по ходу движения: они должны «стрелять в спину», когда сбрасывать скорость уже поздно! (Хотя, формально говоря, измерения спереди ничем не хуже.) А заранее поймать излучение радара, «стреляющего» в противоположном от тебя направлении, довольно тяжело. Вот почему отловить излучение КРИСа, установленного как надо, «к лесу задом, к Ивану передом», нам не удалось. Другое дело, что на дороге мы ни разу не встретили гаишный комплекс, направленный в спину. Но, думаем, перестроятся гаишники очень быстро. И вместо фотографии переднего номера будут присылать «вид сзади».

Подобные сценки скоро канут в Лету. Тот же «КРИС»П легко выпол- нит план за десяток экипажей – успевай только квитанции рассылать. Доход – государству!

Когда поймут, что обнаружить такого «чебурашку» куда сложнее, чем обыкновенного…

Жить стало лучше? Похоже, все вокруг довольны.

СТАТЬ ВЕЧНО УБЕГАЮЩИМ?

Наше мнение: радар-детекторы исторически обречены. Однако сегодня они в ходу, так что будем пользоваться тем, чему они обучены. Понятное дело, если на дороге вы поняли, что машину уже засекли, бить по тормозам бесполезно, но если удастся поймать «чужой» или отраженный сигнал, шанс избежать наказания есть. Суждения авторов относительно каждого из проверенных радар-детекторов приведены ниже, результаты замеров и экспертные оценки сведены в таблицу. В ней же промежуточные коэффициенты: в каждом испытании за лучший результат полагается 5 баллов, за худший – 1 балл, остальные оцениваются пропорционально показанному результату. К примеру, самый дешевый, ценой в 510 руб., прибор получил в номинации «Затраты» оценку 5 баллов, самый дорогой, за 21 000 руб., – 1 балл, а тот, что стоит 4200 руб., – 4,28. У каждого параметра свой «весовой» коэффициент, максимальный, 0,3, – за дальность обнаружения, минимальный, 0,1, – за эргономику. Напоминаем: наше дело – привести объективные оценки и высказать свое мнение относительно каждого прибора. Несогласным предлагаем выстроить рейтинг детекторов так, как подсказывает их собственное разумение.

Самый дорогой из проверенных радар-детекторов стоит в сорок с лишним раз больше самого дешевого!

Однако призываем водителей не посвящать жизнь тому, чтобы научиться половчее увиливать от радаров, – проще не давать поводов подлавливать себя на нарушениях скоростного режима.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Илья БАРСКИЙ, к.т.н., генеральный директор ООО «Симикон»:

Честно говоря, сама идея испытаний радар-детекторов поначалу вызвала у меня неприятие: считаю, что эпоха подобных изделий близится к закату. Более того, я убежденный сторонник борьбы за порядок на наших дорогах. И если скорость движения ограничена законом, то не нужно пытаться его обойти, пропагандируя технические новинки подобного профиля. Как профессионал, я прекрасно понимаю, что противостояние дорожных радарных комплексов и радар-детекторов технически уже выиграно первыми, а потому решил принять активное участие в испытаниях, чтобы лишний раз подтвердить это.

Пытаться увернуться на дороге от фоторадарных комплексов типа «КРИС» сегодня бесполезно. Они по инструкции устанавливаются под углом к проезжей части, а потому захватывают ограниченный участок пространства. Но главное заключается в том, что такие фоторадары передают информацию о нарушителе на удаленный пост (мобильный или стационарный), и в этом смысле совершенно безразлично, спереди сфотографирован нарушитель или сзади. Радару, конечно, все равно, он может измерить скорость и так, и этак, но измерения «в спину», как показывает опыт работы многих инспекторов, гораздо более эффективны. И номера задние обычно почище, да и фары ночью не мешают «видеть» телекамерам. Так что в официальную методичку по внедрению и использованию передвижных фоторадаров уже включена рекомендация использовать их для определения скорости преимущественно удаляющихся целей: вероятность фиксации нарушения выше, с радардетекторами никаких сложностей. Другой вопрос, что еще не все сотрудники ДПС работают в соответствии с этой рекомендацией, но это дело поправимое. В целом же я убежден, что ЗР провел важную и интересную работу, наша фирма с удовольствием приняла в ней участие.

НАША СПРАВКА: ИЗ ЖИЗНИ РАДАРОВ

• Как радар измеряет скорость?

Радар излучает электромагнитный сигнал и ловит его отражение от автомобиля. Если машина движется, то частоты излученного и отраженного сигналов не совпадают. По их разнице радар вычисляет скорость автомобиля.

• На каких частотах работают дорожные радары?

В мире наибольшее распространение получили четыре диапазона: Х-диапазон (10,525 ГГц), К-диапазон (24,15 ГГц), Ка-диапазон (35,2 ГГц), La-диапазон, он же – лазерный (700–1000 нм). В России разрешены только Х-, К- и La-диапазоны.

• Какова дальность работы радаров?

Она зависит от рельефа дороги, погодных условий, точности наведения и т. п. Максимальная дальность при благоприятных условиях превышает 1 км, ГОСТ определяет дальность радара не менее чем в 300 м. Это гарантированный минимум. Понятно, что в реальных условиях измерения могут проводиться как на большем расстоянии, так и на меньшем. Конструктивно радар устроен так, что либо выдает достоверное значение измеряемой скорости, либо не выдает никакого.

• Возможно ли измерение скорости в движении?

Да, возможно. Некоторые типы радаров вычисляют скорость патрульного автомобиля (по отраженному от дороги сигналу) и учитывают ее при определении скорости предполагаемого нарушителя, который может двигаться как в попутном, так и во встречном направлении. При этом на экран радара выводится только скорость нарушителя.

• Чем радар-детектор отличается от антирадара?

Различие принципиально, хотя в обиходе часто используют оба термина без разбора. Антирадар – это активный генератор помехи, нарушающий работу измерительного средства; его использование повсеместно запрещено. Радар-детектор – это, по сути, пассивный радиоприемник, настроенный на нужные частоты. Но и он в ряде стран находится вне закона.

• В чем отличие принципа работы лазерного радара от обычного?

Лазерный радар – это фактически дальномер. Он несколько раз подряд измеряет дальность, которая при движении объекта изменяется, а потом высчитывает производную от дальности по времени – получается скорость. Для России это пока экзотика.

Благодарим ООО «Симикон» (Санкт-Петербург) и фирму Star Dreams (Москва) за помощь в подготовке статьи.

Подпишитесь на «За рулем» в