Я ездил на пмз-а750

Я ЕЗДИЛ НА ПМЗ-А750

В условиях книжного голода на тему истории авто- и мотостроения появление биографии Петра Владимировича Можарова, основоположника российского мотопрома, пришлось как нельзя кстати. Однако некоторых фактов в этом, безусловно, ценном труде не хватает.

Можаров получил образование за границей, а вернувшись на родину, работал в Тамбове и Ижевске. Разработал проект Ижевского мотозавода с годовой программой выпуска 6000 мотоциклов. Под его руководством появились первые отечественные ижевские, ленинградские и подольские мотоциклы. Предложил копировать на Ижевском оружейном заводе и на заводе "Красный Октябрь" мотоцикл DKW (модель "Люксус"). Сконструировал тяжелый армейский аппарат ПМЗ-А750 и запустил эту модель в производство. Последний был явной неудачей, и из-за обилия недоработок и ошибок мотоцикл оказался непригодным к эксплуатации. В книге об этом не говорится.

Ездить на ПМЗ мне пришлось достаточно, чтобы прочувствовать все его прелести. На скорости 40-50 км/ч возникало и прогрессировало "шимми" переднего колеса, руль вырывался из рук, колесо "становилось поперек" - и машина переворачивалась. Из-за этого в самом начале войны пострадали три моих сослуживца. Двигатель хоть и копия H-D, но отвратительно сбалансированная: вибрировал так, что крепеж, даже с мелким шагом, откручивался. Чтобы устранить вибрацию, каждый день приходилось регулировать карбюратор (копия "Шеблер"). Не рассчитав подачу масла в двигатель, Можаров установил регулировочный винт. Однако не шибко грамотный водитель, спасая штаны от текущего масла, закручивал его до упора, отчего наступало масляное голодание - разрушались шатунные подшипники, и шатуны обрывались. Косозубые шестерни моторной передачи свистели. Сцепление выжималось плохо (отчего страдали зубья второй передачи). Зажигание "терялось" и "возникало", когда ему заблагорассудится. При резких поворотах рвались спицы заднего колеса, педаль стартера разбалтывалась, лопалась и… терялась. Передачи переключались дико: так как ножной привод был недостаточным, сцепление приходилось выжимать левой рукой, а правой переключать передачи. Только вот рычаг передач тоже был расположен слева. Удобно?.. В народе о мотоцикле говорили: "Попробуй меня заведи!" и далее "Заведешь - может, и поедешь".

Автор книги о Можарове, на мой взгляд, несправедливо упрекает работников завода "Красный Октябрь" в недостаточной квалификации, по сравнению с "ижевцами". Но ведь рабочие "Красного Октября" не имели права "додумывать" незавершенные эскизы Можарова. Но при этом по качеству "Иж-7" значительно уступал Л-300, и в довоенном спорте за руль "Ижа" садились только в случае, когда не было Л-300.

Подпишитесь на «За рулем» в