Можно ли пить квас за рулем?

Дмитрий Медведев предложил снова, как когда-то, считать нетрезвым любого водителя, в чьем организме обнаружат хоть малейшие признаки алкоголя. Мы-то тоже против преступников за рулем, но не слишком ли круто хватил президент?

В поисках правды и только правды эксперимент над собой и друзьями поставил Сергей Смирнов. Александр Батыру тоже друг, но он только фотографировал.

ПО ЛИТРУ НА БРАТА И СЕСТРУ

Логика Дмитрия Анатольевича близка и понятна: нашему человеку и наперсток в рот не давай – под сардинку стакашку пропустит (по принятой два года назад норме закона, опьянение считается наступившим, если доля этилового спирта составляет 0,3 г на литр крови или 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха – это и есть чаще упоминаемые 0,3 промилле). Но специалисты по части воздействия хмельного на организм уверяют: если думцы предложение одобрят, даже хроническим трезвенникам придется доказывать, что они не пьяницы вовсе.

Итак, эксперимент. Лето, жара, жажда... Мы дегустируем... безалкогольные напитки. На возлияние собрались: Игорь (49 лет, рост 176 см, вес 80 кг), Андрей (40, 170, 100), Ольга (молодая и стройная) и ваш покорный слуга (35, 175, 80). Все поклялись, что здоровы и не страдают болезнями, вызывающими повышение содержания алкоголя в организме (такие бывают). Задача перед нами непростая: каждому выпить по литру (!) жидкости. Андрею – кефир (пусть давится), Ольге – бутылку кваса, Игорю – квас бочковой, автору этих строк – кисломолочный напиток айран (потому что люблю я его).

Все строго: перед экспериментом проверили состояние испытуемых, алкометр зафиксировал у всех нулевые показания. Наполнив бокалы, кружки и стаканы, под содержательный тост «Будем!» осушили по первой.

Дабы соблюсти формальности, по ходу эксперимента я заполнял таблицу. Сколько мы нагуляли, определяли по показаниям профессионального алкометра – точно такие на вооружении ГИБДД. И первый же замер продемонстрировал: президент, ты не прав! (Ничего, что я перешел на «ты»?) Если бы сейчас действовала «нулевая» медведевская норма, инспекторы уже подхватили бы Игорька под белы руки и повели на освидетельствование в медучреждение: прибор показал содержание алкоголя в его выхлопе 0,062 мг/л (или 0,12 промилле). Игорь у нас смирный – не стал бы брыкаться. А вот Ольга – девица гордая, горячая и, не ведая за собой греха (во всяком случае, по части поддать – и за руль), начала бы бурно возражать, чего дэпээсники не любят в принципе, а в данном случае тем более: в перегаре Оленьки алкоголя обнаружилось еще больше – 0,076 мг/л (0,15 промилле)... Когда я, уже выпимши литр айрану, вносил в таблицу эти не самые простые для записи цифры, почувствовал, что должен собраться, сосредоточиться.

Мой черед. Прицелившись, дыхнул в носик прибора. Результат – 0,056 мг/л, или 0,11 промилле. Выходит, и меня к эскулапам?! А потом в кутузку?! Да я ж!.. Угомонил приговоренный к кефиру Андрей (его показатели остались, как и в начале теста, на нуле): придите в себя – президентская воля еще не вступила в силу! А вскоре все окончательно очухались: в нашем эксперименте выяснилось, что квасное опьянение держится недолго. Через полчаса повторные замеры с алкометром показали, что у всех четверых показания вновь на нуле.

ОПЯТЬ «КОМПРОМИССЫ»?

А еще надо заметить, что если норму «обнулить», в пьяницы-преступники автоматически угодит любитель не только кваса и айрана, но и свежих булочек, других продуктов, среди ингредиентов которых все то, что подвержено брожению. В алкаши запишут «потребителей» целого списка лекарств – алкометр не отличит их от тех, кто действительно принял на грудь. Кто есть кто, конечно, определит квалифицированный доктор с соответствующим оборудованием, но до него ведь еще надо доехать (по принуждению, для вас не обоснованному, с малоприятным эскортом в лице автоинспектора). А если водитель спешит забрать ребенка из детсада, попасть на прием к стоматологу?... Да кто же не знает, что будет: не слишком порядочный милиционер предложит компромиссный вариант.

Обязаны доложить, что нижний уровень в 0,3 промилле из действующего закона – это нисколько не разрешение выпить рюмку на дорожку, как образно трактует Дмитрий Анатольевич. Его приняли за точку отсчета потому, что это величина погрешности показаний любого массового прибора. Если такой погрешностью пренебречь, что само по себе и ненаучно, и несправедливо, наступят другие последствия: алкометры, не будучи абсолютно точными, нельзя будет применять, придется списать десятки тысяч современных приборов с принтерами (ценой от 40 тыс. за каждый), которые МВД закупило для инспекторов ДПС. Правда, это уже не наша головная боль.

КОММЕНТАРИЙ ПРАВОВЕДА

Дмитрий Митрошин, зам. начальника отдела нормативно-правового регулирования и международного сотрудничества ДОБДД МВД России:

– Введение критериев состояния опьянения продиктовано необходимостью соблюдать международные обязательства. Пункт 7 приложения к Европейскому соглашению 1971 года (дополнение к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года) обязывает договаривающиеся стороны «предусмотреть в национальном законодательстве специальные положения, касающиеся управления транспортным средством в состоянии опьянения, а также допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителя, а в соответствующих случаях – в выдыхаемом воздухе». При превышении этого уровня управление транспортным средством должно быть запрещено.

Сейчас разработкой и совершенствованием Конвенции и Европейского соглашения занимается Европейская экономическая комиссия ООН. Правила ЕЭК ООН устанавливают, что максимальный уровень содержания алкоголя в крови не должен превышать 0,5 г чистого алкоголя на литр крови (или 0,25 мг на литр выдыхаемого воздуха). Два года назад внесены изменения в статью 27.12 КоАП РФ, и с тех пор в РФ под состоянием опьянения понимается «наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 г и более на один литр крови или 0,15 мг и более на один литр выдыхаемого воздуха».

КОММЕНТАРИЙ НАРКОЛОГА

Андрей Прокофьев, кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «ПармаМед»:

– Результаты вашего эксперимента специалист мог предсказать заранее. Легкие, так называемые транзиторные следы алкоголя можно обнаружить в крови практически каждого человека. Но большинство о них не знает – на самочувствие это не влияет никак, адекватными остаются поведение за рулем, скорость реакции. А ведь существует масса других факторов, куда более существенно снижающих возможности вождения: разговор за рулем по телефону, курение, общая усталость, головная боль, повышенная температура тела и т д.Только за это права не отбирают и на учет у врача не ставят.

Когда ввели норму в 0,3 промилле, я радовался: наконец-то появился еще один признак правового государства – с установлением твердых критериев шансы, что будет наказан невиновный, снижаются. Тем более что тогда же это нововведение сопровождалось ужесточением наказания за вождение в пьяном виде (чему я тоже рад). Если существующую норму отменить, расширится поле для произвола автоинспекции и вымогательств. А безопаснее на дорогах не станет.

Отменить норму в праве можно, однако такие объективные вещи, как эндогенный этанол (естественный уровень алкоголя в организме) или погрешность показаний прибора, отменить нельзя. Мотивацию президента страны понять можно: мол, россияне не понимают, что такое «чуть-чуть»… Но если мы хотим жить в европейском, цивилизованном обществе, и принять, и понимать придется научиться.

И практический совет. Квас – прекрасный, полезный напиток, пейте на здоровье, не отвыкайте от него! Уверен, что его не объявят вне закона…

«Алкотектор PRO-100», предоставлен компанией «Алкотектор», Санкт-Петербург.

Подпишитесь на «За рулем» в