40 лет марафону Лондон - Мехико

Супермарафон, финишировавший четыре десятилетия назад, стал одним из самых успешных для наших гонщиков за всю историю отечественного автоспорта.
Марафон называли Кубком мира по ралли. На старте экипаж С. Тенишев – В. Кислых – В. Широченков.

Ралли между двумя стадионами – лондонским «Уэмбли» и «Ацтека» в столице Мексики – протяженностью более 25 000 км и сегодня можно сравнить, пожалуй, лишь с «Дакаром». С той разницей, что в 1970-м на старт выходили гораздо более близкие к серийным моноприводные автомобили, гонщики не имели современных систем навигации, а немалая часть маршрута проходила по дорогам общего пользования. Водители провели за рулем около 400 часов, протяженность скоростных участков порой превышала 300 км.

По сути, марафон Лондон – Мехико стал чемпионатом мира. На старт в 1970-м вышли 96 экипажей, в том числе весь раллийный цвет того времени: победитель ралли Лондон – Сидней Эндрю Коуэн на «Триумфе», за команду «Форд» ехали Собеслав Засада, Рауно Аалтонен, Тимо Мяккинен, Хану Миккола (его экипаж и выиграл гонку), Роджер Кларк. Для любителей истории автоспорта – люди-легенды! В этой представительной компании стартовали и пять «москвичей-412». Машина № 21 – Иван Астафьев, Александр Сафонов, Геннадий Гаркуша, № 28 – Леонтий Потапчик, Юрий Лесовский, Эдуард Баженов, № 40 – Сергей Тенишев, Валентин Кислых, Валерий Широченков, № 71 – Гунар Хольм, Каститис Гирдаускас и Владимир Бубнов, № 84 – Эммануил Лифшиц, Виктор Щавелев.

Экзотика – «москвичи» на фоне южно-американского пейзажа!

На пять боевых машин выделили всего две технички. В универсалах «Москвич-427», полная масса которых достигала 2500 (!) кг, ехали К. Акилов, Е. Андреев, Ю. Полторацкий, А. Терехин и начальник команды К. Сочнов.

Автомобили, подготовленные АЗЛК, не слишком отличались от серийных: моторы развивали около 80 л.с. В салоне стояли каркасы безопасности, а под днищем – защита. «Москвичи» снабдили дополнительными 75-литровыми бензобаками, а карбюраторы – устройствами для компенсации недостатка кислорода на большой высоте.

До Лиссабона команда дошла в полном составе. А самое трудное началось, конечно же, в Южной Америке. Каменистые горные спецучастки вдали от цивилизации «выкашивали» один экипаж за другим. Попал в аварию один из фаворитов – Коуэн. С дистанции сошли все пять стартовавших «порше», четыре «мерседеса» из пяти, пять «ситроенов» из шести. Наши потеряли две машины: экипаж Ивана Астафьева сорвался со скалы, а Лифшиц и Щавелев не успели на КВ в заданное время. Технички шли за боевыми машинами всю дистанцию, порой почти в гоночном режиме. Кстати, западные команды оставили свои машины сопровождения в Европе, подготовив для Америки свежие.

На стадион «Ацтека» в Мехико въехали всего 23 машины, среди них «москвичи» под номерами 28, 71 и 40, занявшие соответственно 12, 17 и 20-е места, а в целом – третье командное (его давали по результатам трех лучших экипажей): после «Форда» и «Бритиш Лейланд». И это была наша победа.

История отечественного автоспорта знает не много подобных результатов. Успех 1970-го вполне сравним с достижениями КамАЗов на «Дакарах» последних лет. Поздравляем участников легендарного марафона! Помним тех из них, кого уже нет с нами.

Подпишитесь на «За рулем» в