Спецтест нешипованных шин 205/55R16

Покупая новые «скандинавки», не тяните с их установкой на автомобиль до появления льда и снега на дорогах, то есть «дня жестянщика». Их можно, и, скорее всего, даже нужно, с наступлением холодов эксплуатировать на чистом асфальте в объеме повышенной обкатки до наступления на дорогах настоящего «ледникового периода».

Затянувшаяся обкатка или ускоренные ресурсные испытания

Об изменении сцепных свойств шипованных шин в начальном жизненном периоде мы уже знаем из результатов собственных опытов (см. ЗР № 11 за 2007 год, «Работа на износ»). Они подсказывают – в первые пять тысяч километров эксплуатации «шиповки» теряют до 14,4 процентов сцепных свойств (Nokian HKPL5), либо остаются стабильными, и держатся за лед также как новые (Michelin X-Ice North).

А как ведут себя мягкие нешипованные шины в начальный период эксплуатации? Многие автомобилисты задают этот вопрос, неохотно эксплуатируя «скандинавки» на чистом асфальте, опасаясь за их быстрый износ. В первую очередь из-за вероятности притупления острых кромок пусть даже многочисленных ламелей, полагая, что это значительно ослабит покрышки на льду.

Этим же вопросом задались и мы. Ответом на него послужат результаты сравнительного теста шин размерности 205/55R16 после пробега триста и две тысячи километров.

Пробеговая подготовка

Подопытными назначили японские покрышки Bridgestone Blizzak WS-60 и Toyo Garit G4, показавшие в прошлых тестах ЗР (результаты опубликованы в № 10 за 2008 год) высокий и средний результат соответственно. А в качестве базы, позволяющей сравнивать результаты, решили использовать Michelin X-Ice 2.

Bridgestone Blizzak WS-60

Для накручивания километров снарядили Шкоду Октавия, поручив ей носить подопытные покрышки в осенний период по сухому и мокрому асфальту (без снега и льда!) при температуре не выше плюс 5 градусов. Машина всю осень прожила, двигаясь в городском и пригородном режимах, стараясь разгоняться, тормозить и поворачивать как можно аккуратнее. Каждый комплект поочередно пробегал этап в 500 км, в середине «срока» колеса с передней оси переставляли на заднюю, чтобы износ резины был равномерным. В сумме каждый подопытный пробежал три этапа, то есть набрал по полторы тысячи пробеговых километров.

«Мишлен» же в это время ожидал готовящихся к соревнованиям в импровизированном складе – контейнере. А перед спецтестом его размяли короткой стокилометровой пробежкой.

Напомним, что годом раньше все покрышки прошли полный цикл наших традиционных зимних тестов и предшествующую им обкатку в 300 км, потому каждый комплект уже имел за плечами по 500 километров.

Потому сейчас шины имеют следующее состояние: «Бридж» и «Тойо» с результатом то ли затянувшейся обкатки, то ли укороченного ресурсного пробега – 2000 км. И еще «Мишлен» с общим пробегом 600 км. Можно начинать тестовую часть программы.

Michelin X-Ice North

Оценку и замеры на снежных и ледовых покрытиях проведем по стандартной «зарулевской» программе. В качестве «печки» используем «Мишлен», полагая, что его характеристики практически не изменились. Через него и будем сравнивать наших подопытных в двух пробеговых состояниях, переводя полученные результаты в проценты. Первое состояние шин оценим результатами, полученными на них же в ходе нашего прошлого теста.

Повторный тест

Оценка показывает, что дополнительный пробег пошел подопытным на пользу. Они стали более покладистыми в поведении при разгоне и торможении.

Blizzak WS-60 уверенно страгивает машину с места и разгоняется, не утруждая водителя необходимостью деликатничать с педалью акселератора. Год раньше он был менее покладистым – позволял стартовать и набирать скорость, слегка сдерживаясь в подаче топлива.

При торможении хорошо чувствуется грань срабатывания АБС, хотя это не имеет прикладного значения – машина одинаково эффективно тормозит как до срабатывания электроники, так и после. Хотя в первом состоянии эффективность торможения после включения АБС слегка снижалась.

Поведение Шкоды и управляемость на скользких покрытиях, а также способность к движению в глубоком снегу не изменилась.

Toyo Garit G4

Второй комплект – Garit G4. Шины допускают буксование в момент старта, после включения сцепления при повышенных оборотах двигателя покрышки страгивают машину с места рывком. Разгон эффективен даже с полным дросселем. Напомним, что прошлой зимой процесс трогания и разгона требовал аккуратной подачи топлива. Здесь улучшения более значимы, чем на «Бриджстоуне».

Управляемость и проходимость остались неизменными.

Шины Michelin X-Ice во всех упражнениях повторили прошлогоднее поведение, то есть остались практически неизменными.

Результаты замеров наших подопытных также подтвердили, что за 2.000 км продольные сцепные свойства шин изменились в лучшую сторону.

Bridgestone заметно улучшил разгон на льду, правда, почти столько же потерял в поперечном сцеплении. Незначительно улучшил тормоза на льду и снегу, и практически не изменил разгон по снегу.

Toyo похорошел заметнее – более чем на 20 процентов улучшил тормоза на льду, очень заметно разгон, а в поперечном сцеплении потерял совсем немного. На снегу прилично улучшил тормоза при неизменившемся разгоне и небольшой потере поперечного сцепления.

Итоги оказываются весьма интригующими

Покрышки Bridgestone Blizzak WS-60 и Toyo Garit G4 (в большей степени!), в процессе эксплуатации первых 2000 километров заметно улучшают продольные сцепные свойства на льду, и, более скромно, на снегу. При этом несколько снижают поперечное сцепление на этих же покрытиях.

Полагаем, что тренд отмеченных изменений можно назвать общим для всех мягких нешипованных шин. Конечно, в неодинаковой степени для разных моделей и производителей, поскольку на величину изменений влияют особенности резиновой смеси. И наверняка, конструкция и форма объемных ламелей протектора, которые в процессе пробега по асфальту «самозатачивают» поперечные кромки в результате взаимного трения.

Результаты проведенных замеров приведены в таблицах.

Подпишитесь на «За рулем» в