Превышение скорости: максимально разрешенное

В Европе лихачей отлавливают в два счета везде. Но ограничение скорости везде разное, да и наказывают по-своему. Где и как?

Шведский богач прохватил за рулем Mercedes-Benz SLS AMG на 290 км/ч по пути из Берна в Лозанну, а там ограничение 130 км/ч. Свой конфуз он попытался скрыть, свалив все на дефект спидометра. Но возмущенные власти Швейцарии мигом вкатили ему полуторамиллионный штраф (в евро!) и конфисковали суперкар до полного расчета.

Глянем на карту

Первое в истории официальное ограничение скорости было всего 16 км/ч. Его ввели англичане в 1861 году на железной дороге. С тех пор эпицентр катастроф давно перекочевал на автострады, но скорость осталась ключевым фактором гибели людей. Поэтому и борются с нарушителями скоростного режима весьма сурово, что отражает наша карта-схема.

На планете только две зоны, где скорость на дорогах официально не лимитирована, это 62% автобанов Германии да трассы острова Мэн, самоуправляемой британской территории. Во всех других странах действуют ограничения – как правило, 110–130 км/ч. В расчете на поголовную трезвость водителей, в ОАЭ некоторые автострады свободны для разгона до 160 км/ч.

Из всех орудий

Арсенал средств борьбы с лихачами во всех европейских странах примерно один и тот же. Знаки и электронные табло регламентируют скорость в зависимости от загруженности трассы, времени суток и погодных условий. Поддерживают дисциплину стационарные радары, камеры видеофиксации, патрули с мобильными комплексами, в том числе сидящие в засаде. Штрафы, как правило, выписывают на месте или высылают в адрес владельца с фотографией его авто.

В отличие от России, где достаточно изображения номерного знака, в Европе, в той же Германии, на фото должно быть четко видно лицо водителя, в противном случае вступает в силу презумпция невиновности и штраф лишается юридической силы. А вот финны, датчане и швейцарцы в случае превышении скорости более чем на 60 км/ч против предписанной начисляют штраф, исходя из дохода нарушителя и расстояния, пройденного быстрее дозволенного.

В Южной Европе часто попадаются мобильные патрули, замеряющие скорость не только на местных дорогах, но и на федеральных трассах. Причем, вылавливать нарушителя из левого ряда, притормаживая поток, никто не будет – его догонят и остановят в специально отведенной зоне. В туманном Альбионе более популярны фоторадары. В населенных пунктах их, как правило, три. Первая вспышка – предупредительный выстрел в воздух. Поймал две – получи штраф. Три – злостное нарушение: теперь, чтобы расплатиться с государством, возможно, придется брать кредит. В Скандинавии, несмотря на обилие табло, предупреждающих о приближении контроля, скорость могут замерить на любом участке - патрули со встречного потока или скрытых постов.

Скоростные ограничения и контроль в Европе носят предупредительный, а не репрессивный характер, как в России. Например, во Франции и Германии о засадах и операциях на дорогах официально объявляют на автомобильных сайтах и по радио, о приближении радара сообщают знаки и электронные табло, публикуются даже дорожные карты с радарами. Их расположение может быть внесено в навигационные системы. Так что, если попался, доводы типа "не видел, не заметил" не проходят – плати или сдавай права.

К чему ограничения?

Снижение максимальной скорости на 5 км/ч сокращает количество погибших на дороге в среднем на 12–17%, на 10 км/ч – на 20–24%.

Скоростные барьеры оказываются необходимы даже там, где по отличным дорогам ездят совершенные и технически исправные автомобили, где водители, помимо навыков вождения, сызмальства усваивают, что высокая скорость – это ответственность, а ни в коем случае не приоритет перед другими участниками движения. Ведь сохраненная жизнь дороже сэкономленных в пути минут.

Подпишитесь на «За рулем» в