Москва: крысиные бега

Или снова о том, как автолюбители пытаются обмануть страховщиков, а страховые компании – быть хитрее страхователей.

В страховой сфере мошенничество (будем называть вещи своими именами) распространено как нигде. Стороны как будто соревнуются, кто быстрее и изощреннее обведет другого вокруг пальца. Пришло время создать Реестр способов страхового мошенничества.

Сегодня существует такое количество «относительно честных» способов обмана, что Остап Бендер уже давно бы сидел на скамейке запасных. В игру вступили профессионалы.

Автолюбители начинают

Из последнего: страховая компания «ИНТАЧ» и правоохранительные органы пресекли действия автолюбителя, который пытался застраховать не подлежащий ремонту автомобиль под видом подержанного и получить страховую выплату, фальсифицировав его угон.

Мошенник обратился в «ИНТАЧ» для оформления каско на автомобиль Mercedes-Benz R500, который он приобрел в невосстанавливаемом состоянии. Как выяснила служба безопасности компании, для оформления страховки товарищ использовал подставной автомобиль в хорошем состоянии, осуществив подмену объекта страхования. Затем мошенник фальсифицировал угон автомобиля, требуя с «ИНТАЧ» выплаты страхового возмещения в размере 1,5 млн рублей.

Многие опросы показывают, что значительное число людей не считает мошенничество в сфере страхования преступлением, это такая забава, «народный спорт» – чуть-чуть «подредактировать» некоторые факты страхового события. Но чаще всего такое приводит лишь к отказам в выплате, ведь, как утверждают эксперты, страховики прекрасно видят подобные уловки, за редким исключением.

Хуже, когда подтасованы крупные факты, а мошенники-профессионалы со всей серьезностью использовали пробелы в законе и правилах страхования конкретной СК: полностью фальсифицировано ДТП; страховой полис приобретен позже аварии (а факт аварии скрывается до оформления полиса) либо задним числом; участники ДТП «поменялись местами»; сфальсифицирована болезнь или травма и т. п.

И хотя все заканчивается судебными тяжбами, а в некоторых случаях (например, как в описанном нами) – привлечением к уголовной ответственности, расследования здесь идут тяжело, а разоблачение наступает нескоро.

Страховщики догоняют

Даже сравнительно молодая российская страховая отрасль уже накопила опыт объегоривания простых страхователей, который позволяет сэкономить деньги на выплатах и потратить их на приумножение капитала страховой фирмы. Существуют полсотни способов обмана клиентов. И практически каждый, кто не разбирается в тонкостях страхования, является «потенциальной жертвой».

Основные варианты мошенничества:

- простая продажа поддельного полиса;

- продажа полиса от имени компании, которая не существовала или перестала работать на рынке страховых услуг, или у которой нет лицензии на данный вид страхования;

- завышение суммы страховых взносов при заключении договора страхования;

- признание страхового полиса недействительным по инициативе страховщика;

- искусственное затягивание расследования обстоятельств страхового события;

- обвинение страхователя в нарушении сроков подачи заявления о страховом событии в компетентные органы и страховую компанию;

- создание видимости нарушения страхователем ГОСТов, стандартов, инструкций;

-«размытые» формулировки страховых случаев в правилах страхования; умышленная утрата документов по страховому событию;

-навязывание заключения соглашений о выплате меньших сумм, чем сумма реального ущерба;

- навязывание условий о ремонте (восстановлении) объекта страхования фирмами, имеющими соглашения со страховой компанией, и так далее.

Что делать, чтобы обезопасить себя, говорят постоянно: внимательно читать договор и правила страхования, не покупаться на рекламные уловки, не экономить на стоимости. Но мало, кто обращает внимание на эти умные советы.

Совместный труд

Согласно нашей инсайдерской информации, существуют дивные схемы, приводящие к полному удовлетворению всех участников махинации. К примеру, такая. В деле участвуют четыре стороны: владелец автомобиля, представители сервиса, ГИБДД и страховой. Первый привозит ко вторым новенькую хорошенькую, допустим, Camry и битые крылья-капоты-двери. Родное целое железо демонтируется, навешивается деформированное. В таком виде автомобиль покидает СТО и направляется к третьей и четвертой сторонам сделки. Там оформляют ДТП, начисляют страховое возмещение (иной раз доходящее до 800 000 рублей – в зависимости от элитности марки ТС), каковое и «распиливают» на четверых в равных долях. После чего Camry возвращают обратно на сервис: пара часов работы, и автомобиль обретает прежние целые детали и, соответственно, прежний вид. Периодичность – примерно один раз в месяц.

На мой взгляд...

– Обманывать нехорошо. Поэтому не стоит нарушать закон. Если вы будете соблюдать все положения законодательства и правила страхования, то риск недополучить или вообще не получить страховую выплату будет гораздо ниже. Но если уж с вами это произошло, и страховая вам отказала, то обращайтесь к профессионалам – специалистам по страховым спорам. Кстати, посоветоваться с ними не грех не только после страхового события, но и перед заключением договора страхования.

Елена Шитикова, редактор

Подпишитесь на «За рулем» в