Эксперты: осенью бензина хватит всем

Антикризисное решение продлить оборот низкооктанового топлива, которое нефтяники упорно лоббировали еще две недели назад, сегодня называют крайне запоздалым.

Эксперты уверяют, что такие меры стоило предпринимать весной, когда потребление топлива находилось на пике. Осенью же продажи бензина июньского уровня, когда АЗС страны реализовали почти 2,9 млн тонн, способны полностью удовлетворить спрос, а то и перенасытить топливный рынок.

По данным Минэнерго, которые приводит агентство Reuters, в июне из проданных нефтяными компаниями на российском рынке 2,88 млн т бензина (в это же время на экспорт ушло 318,4 тыс. тонн нефтепродуктов) наибольшую часть реализовал ЛУКОЙЛ — 616,8 тыс. тонн. Под влиянием правительства, установившего заградительную экспортную пошлину на топливо, крупные нефтяные компании отказались от продаж бензина за границу. Исключение - «Роснефть», которая экспортировала 112,1 тыс. тонн, или 21% от произведенного объема.

Для преодоления дефицита нефтяникам разрешили продажу бензина Euro 2, отмененную с начала года. Кроме того, в середине июля власти призвали нефтяные компании запасать топливо, дабы не допустить повторения кризиса.

Но, как показывает практика, осенью спрос на бензин падает: если в «горячие» сезоны потребность в автотопливе достигает 3—3,1 млн тонн в месяц, то с началом осени не превышает 2,5—2,6 млн тонн. Это позволяет предположить, что необходимость в продлении Euro 2 отпадет уже в ближайшее время. Ряд экспертов уверены, что этому не помешает даже отмена заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов. Однако жить с 92-м бензином, по мнению экспертов, нам все-таки придется - по крайней мере, весь 2012 год. Чтобы не создать дисбаланса между спросом и предложением, чиновники сохранят на рынке низкооктановый бензин даже вопреки протестам автопрома, который перестроил производство на более современные топливные стандарты.

Эксперты также предрекают, что сезонное снижение спроса на бензин сдержит рост цен. Между тем, в каникулярном августе мы наблюдаем и дефицит высокооктанового бензина, и постепенное удорожание топлива.

Подпишитесь на «За рулем» в