Почему "дворник" не чистит?

ПОЧЕМУ "ДВОРНИК" НЕ ЧИСТИТ?

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/КРУГЛЫЙ СТОЛ

ПОЧЕМУ "ДВОРНИК" НЕ ЧИСТИТ?

КАК БЫ В ПОИСКАХ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ" НЕ УВЕЛИЧИТЬ И БЕЗ ТОГО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДТП

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

Не столь уж это важная в автомобиле деталь - "дворник", чтобы ради нее собирать в редакции специалистов. Тот, кто так считает, заблуждается. Эта маленькая, невзрачная с виду "запчасть" стоит в одном ряду с тормозным механизмом - без нее все-таки запрещена эксплуатация автомобиля. Мало того: владельцев российских машин, имеющих претензии к тормозам, несравненно меньше, чем недовольных стеклоочистителями: жалобы на худо работающие "дворники" сыпятся как из рога изобилия - 85 процентов наших респондентов (в сети Интернет) признались, что предпочитают заменить отечественные щетки на импортные.

Неужто и в самом деле производители "дворников" и Госстандарт не придают хорошему обзору для водителя должного значения? Мы пригласили тех, кто производит и испытывает стеклоочистители, оценивает их качество, в редакцию. Вопрос простой: почему же наши "дворники" плохо чистят?

ДЕШЕВЫЙ КОМПРОМИСС

Мы ожидали, что производители будут выкручиваться и отнекиваться: мол, наши щетки "на уровне" и всех они устраивают. Но ошиблись. Михаил Рязанов, заместитель главного конструктора ООО "Автоприбор" (Владимир) откровенно признался: "Мы знаем - нашими стеклоочистителями недовольны".

Так за чем же дело? На этот вопрос ответил его коллега Эдуард Иванов -представитель завода СТАТО (Ставрово): "Чтобы щетки хорошо чистили, нужны финансовые вливания. Но если вложить в производство большие суммы (которых, кстати, нет), цена "дворников" заметно вырастет и автозаводы просто перестанут их покупать..." Вот и приходится производителям искать ущербный компромисс между невысокой ценой и невысоким качеством, устраивающий, однако, наших производителей автомобилей. Попробуй-ка найти здесь "золотую середину".

ВСЕ ДЕЛО В РЕЗИНЕ

И все же проблема не только в "жадности" автозаводов. Михаил Рязанов сетовал на то, что "Автоприбору" приходится "воевать" с поставщиками резинотехнических изделий (как известно, основные претензии потребителей именно к "резиновой" части стеклоочистителя). В стране сложилась монополия фактически двух поставщиков - "Балаковорезинодеталь" и Волжского завода РТИ. Эти гиганты совершенствуют свою продукцию не так, как того требует время. Однажды "Автоприбор" осмелился отнести Балаково к ненадежным поставщикам... Бедных владимирцев чуть вовсе без резины не оставили.

Что делать? Можно покупать за границей. Фирма "Чемпион", например, готова поставлять "резинки" по цене 1 доллар за штуку. А балаковская стоит 3 рубля...

ПОДНИМАЕМ СТРАНУ

Итак, чтобы "дворник" чистил как следует, нужно инвестировать в производство современных резинотехнических изделий энное количество миллионов дензнаков, покончить с монополизмом, обеспечить спрос на дорогой качественный товар, иными словами, поднять экономику и повысить благосостояние россиян до приемлемого уровня.

Доживем ли мы при этом до щеток, как у "Чемпиона"? Или все-таки в этой цепочке есть звено, повлияв на которое можно добиться лучшей очистки стекла уже сегодня?

На что ориентируется изготовитель щеток, если в спину ему не дышат конкуренты, если требования автозаводов минимальны, а потребитель хоть и ворчит, но куда ему деться? На ГОСТ. Вектор обсуждения проблемы сместился к особенностям российских стандартов.

В ГОСТЕ ВСЕГО НЕ ЗАПИШЕШЬ

Оказывается, отдельного ГОСТа по автомобильным щеткам нет. В общем же стандарте "Стеклоочистители электрические" о них сказано совсем немного. В частности, что менять их можно раз в год и что они должны обеспечивать "удовлетворительную очистку стекла". По мнению Евгения Черейского, эксперта ВНИИНМАШ, этого явно недостаточно: "Что считать очищенным стеклом? Вот автолюбители недовольны, а завод говорит, что качество удовлетворительное. Кто прав?"

Анатолий Карпенков, испытатель ЗР (специалист по инспекции условий производства на предприятиях автомобильной промышленности): "Может ли "дворник", изготовлен-

ный в точности с ГОСТом, очистить стекло от хлоридов при минус пятнадцати? Опыт показывает: ниже минус пяти (при использовании многих омывающих жидкостей) это почти невозможно. Иногда просто замерзают форсунки. Может ли "дворник" нормально чистить при скорости 130 км/ч? Нет - аэродинамические характеристики "поводка" не позволяют (щетка плохо прижимается к стеклу и на меньших скоростях)".

Андрей Штыков, судебный эксперт "АВТО-МОБИЛ": "В ГОСТе "Стеклоочистители электрические" записан лояльный температурный режим: от

-20 до 55 градусов. После -20 атмосферные осад-

ки редки. Но все-таки у нас даже в средней полосе среднестатистический нижний температурный предел -40! Где же так называемый запас прочности? Замечу, что в ГОСТе заложен не столько лимит температуры, сколько вытекающее из него ограничение качества щеток".

Потребитель руководствуется субъективными ощущениями, а производитель - нормативными документами. Логично, если бы ГОСТ отвечал запросам потребителя, но российская система сертификации (она ориентирована на европейскую) основана на другом принципе. Она определяет основные требования по безопасности, оставляя вне внимания вопросы качества. Производитель как бы должен сам совершенствовать свою продукцию (чего в наших условиях не происходит).

В общем, и с этим можно как-то мириться, если бы не одно "но". Наши щетки отвечают ГОСТу на момент сертификации или сразу после изготовления. Проблемы с очисткой стекла возникают, как правило, в ходе эксплуатации. Ударил мороз, появилась соль, жировая пленка, купили плохую стеклоомывающую жидкость... И вот "дворник" уже дает сбои. Можно ли стандартизировать возможные допустимые ухудшения параметров очистки стекла в процессе эксплуатации? Николай Резчик, эксперт (испытательный центр НАМИ) полагает, что вряд ли: "В ГОСТе нет многих параметров. Например, не прописано влияние атмосферных факторов на резиновую часть щетки или влияние абразивной крошки, но в ГОСТе всего и не отразишь..."

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ

Итак, ГОСТы, ОСТы и ТУ надо совершенствовать. Даже при самых благоприятных условиях это займет много времени. Кроме того, вряд ли мы встретим большую заинтересованность (а в иных случаях даже реальную возможность) тех же производителей резины следовать новым стандартам - на иных предприятиях отрасли требования устарели уже на четверть века. Но оставим эти вопросы АвтоВАЗу (ГАЗу, УАЗу...). В конце концов, автозаводы вправе поменять поставщиков на более солидных, если найдут, конечно.

А пока производственники решают свои проблемы, чем можно помочь потребителю? Этот вопрос мы обсудили в заключение нашей встречи. Ответ был несколько неожиданным: неплохо бы научить потребителя правильно пользоваться российскими щетками!

Какие стеклоочистители стоят сегодня на отечественных авто? Универсальные, всепогодные, не требующие ухода и рассчитанные на неограниченный срок эксплуатации! Этот вывод потребитель делает из... инструкции? Нет - из ее отсутствия.

Западные "дворники" (в чьем качестве сомневаться не приходится) производители рекомендуют менять раз в полгода. Причем одни щетки предназначены для лета, другие - для зимы. Мало того, в течение всех шести месяцев эксплуатации даже высококачественный стеклоочиститель (его резиновую составляющую) рекомендуют протирать специальными салфетками.

Сергей Боткаев, начальник управления по защите прав потребителей Министерства РФ по антимонопольной политике: "Многие потребители не умеют правильно пользоваться

"дворниками". Производителям российских щеток нужно подумать над инструкцией по эксплуатации. Она должна содержать точную информацию: сколько служит данная щетка, как за ней ухаживать (чтобы не оставляла полос на стекле), при какой погоде (дожде, ветре) может нормально работать? Что ожидать в процессе эксплуатации? Когда и при каких "симптомах" менять резиновую основу? Завод обязан указать и рекомендованные им стеклоомывающие жидкости. Тогда множество проблем с очисткой отпадут сами по себе".

* * *

Будем реалистами: ожидать, что прямо "здесь и сейчас" произойдет резкое улучшение качества наших стеклоочистителей, не приходится. Но двигаться вперед необходимо уже хотя бы потому, что с ростом автопарка намного усложняются условия дорожного движения. Автозаводы не вправе откладывать решение этой проблемы в долгий ящик. И может быть, первую скрипку должен здесь играть Госстандарт РФ: существующие нормативные документы не обеспечивают той самой "удовлетворительной очистки стекла", которая декларируется. Давайте уточним, что все-таки считать "удовлетворительным" с учетом нынешних реалий. И наконец, обращение к производителям: потребители ждут от вас полноценную инструкцию (по эксплуатации и уходу) - для этого не требуется вводить в строй новые мощности.

В заседании "Круглого стола" также участвовали: В. Янчевский (МАДИ, профессор кафедры "Эксплуатация автомобильного транспорта"), А. Рудаков (эксперт органа по сертификации "НАМИ-Фонд"), Б. Бадо (руководитель органа по сертификации "Серт ЭТ", НИИАЭ), С. Завидова (эксперт Конфедерации обществ прав потребителей), А. Ухов (коммерческий директор ЗАО "Хорс-Силикон"), Б. Быков (ООО "Завод Автоприбор"), Г. Пимштейн (начальник бюро испытаний "Автоприбора"). Редакция благодарит всех участников встречи.

Подпишитесь на «За рулем» в