Помпа. Жидкая крыльчатка

Помпа. Жидкая крыльчатка

Предыстория (с его слов) была такова. Два года автомобиль почти ничем не огорчал, но недавно мотор начал перегреваться в обычной уличной пробке, коих и раньше хватало. Поначалу спасал электровентилятор, но вскоре наступил критический момент: вентилятор гудит, а температура жидкости медленно нарастает. Пробке, между тем, не видно конца – и наш будущий клиент на всякий случай перестроился в крайний ряд. Оказалось, не зря! Через десяток метров под капотом ударил раскаленный гейзер, выбросив из-под пробки расширительного бачка несколько литров «Тосола».

Пришлось долить и потихоньку добираться до ближайшего сервиса. Там определили, что жидкость в радиатор не поступает, циркулирует лишь по малому контуру. Значит, виноват термостат – заменили. Но назавтра мотор снова перегрелся. Владелец запаниковал и отправился в другой сервис, где не мудрствуя тоже предложили… заменить термостат! Не спешите ругать мастеров – как бы вы поступили, если мотор «кипит», а радиатор почти холодный? Когда «девятка» оказалась в нашем сервисе, мы тоже начали с проверки термостата. Даже поставили свой «эталонный». Результат – прежний. Выходило, что неисправность здесь какая-то необычная. Теперь под подозрением оказалась помпа: работает ли?

Сняли: крыльчатки нет! Но куда она делась, где обломки? В слитом «Тосоле», если хорошенько приглядеться, можно заметить темные включения, да и то при условии, что он не ржаво-рыжий: это и есть пропавшая деталь. Расплавилась! С некоторых пор на смену металлической крыльчатке пришла пластмассовая. Ноу-хау, уйма достоинств. Но термостойкость некоторых изделий, похоже, незавидная. Уже при 103–105°С плохонький материал может размягчиться – и деталь провернется относительно валика, после чего помпа уже не работает. Температура быстро нарастает… и вот пластмасса начинает плавиться, смешиваясь с закипающим «Тосолом».

Вскоре попала к нам еще одна машина: сценарий тот же. На фото 1 слева и в середине обе эти помпы, а справа – старая, с металлической крыльчаткой. Но там была другая история. Видите, что грозит автовладельцу, купившему поддельный «Тосол»? А ведь этого добра, особенно на придорожных «развалах», сколько угодно!

Ну а это что за руины (фото 2)? Хозяин, знать, смелый был – на вопли разрушающейся помпы внимания не обращал. Из-под сальника течет, подшипник «харкает»?

Пустяки, вперед! Конец закономерен, причем на машинах с ременным приводом вентилятора последний может достать до радиатора – тогда менять придется и его.

Но, пожалуй, еще горше жизнь того, кто прозевает разрушение подшипников помпы на двигателях восьмого-десятого семейства. Заклинят – порвется ремень. В двигателях 21081, 2108, 2112 это почти неизбежно приведет к встрече клапанов с поршнями и ремонту головки блока. Кстати, очень часто беды начинаются с неумелой замены ремня. Завыл – значит перетянут, отсюда повышенная нагрузка на подшипники. Конечно, ремень может завывать так, что легко заглушит шум подшипников. Но есть еще один признак их разрушения (уже состоявшегося): ремень начинает сползать – его сгоняет перекосившийся шкив помпы. Вывод: регулировка натяжения ремня – ответственное дело. Заодно напомню, что гайку крепления натяжного ролика нельзя затягивать моментом больше 4,2 кгс.м, иначе велик риск «вытащить» алюминиевую резьбу из отверстия в головке блока.

Подпишитесь на «За рулем» в