30
31
32
33
34
35
АВТОРЫНОКИТОГИ III КВАРТАЛАЭТО МЫ НЕ ПРОХОДИЛИ?2004 ГОДПРЕМЬЕРА РУБРИКИЗа три квартала нынешнего года в России было продано на тридцать тысяч автомобилей больше, чем за весь 2010-й. Много это или мало – тридцать тысяч? Скажем так: примерно столько машин за девять минувших месяцев купили наши соседи венгры.НАМ 10 ЛЕТНесмотря на все старания продавцов, покупателей и банкиров, докризисного уровня продаж мы пока не достигли. Однако приближаемся к нему стремительно: если по итогам I квартала наше отставание от самих себя трехлетней давности составляло 21%, за полугодие – 17%, то сейчас осталось отыграть всего 15% – это 326 тысяч автомобилей. Конечно, не такой уж и пустяк – в полтора раза больше, чем продано за 9 месяцев по всей Австрии. Но ведь и насвсе-таки не 8 миллионов, как альпийских жителей… Если позволить себе немного помечтать, предположив, что до конца года российский рынок сумеет сохранить темпы роста в 54,8% (этот показатель соответствует III кварталу), то к концу года рекордный результат 2008-го будет побит. Ненамного – всего на полсотни тысяч автомобилей, – но все же. К слову, в докризисный год удержать динамику роста к новогодним праздникам не удалось – начало сказываться разрушительное влияние больной мировой экономики. Ведущие аналитики и сейчас не верят в чудо. Так, например, оптимистично настроенный Дейвид Томас, председатель комитета автомобилестроителей AEB, дает прогноз на 2,45 млн.СТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО МЕСТУ ПРОИЗВОДСТВА ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДАКРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА*1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16(1) (3) (2) (8) (5) (6) (9) (4) (6) (11) (10) (12) (15) (13) (14) (16) (17) (22) (20)“Киа” “Хёндай” “Рено” “Ниссан” “Шевроле” “Тойота” “Фольксваген” “Форд” “Дэу” “Мицубиси” “Шкода” “Опель” “Мазда” “Пежо” “Сузуки” БМВ “Ауди” “Ситроен” ЗАЗ112 310 111 752 111 423 93 810 90 469 85 088 81 992 76 780 71 623 51 531 50 121 48 549 28 144 26 529 26 386 19 673 18 716 17 803 17 736 15 15244,5% 86,2% 72,1% 84,7% 59,5% 54,3% 110,9% 30,8% 31,3% 76,0% 46,3% 95,7% 76,9% 26,7% 33,2% 32,3% 40,7% 25,5% 67,4% 17,3%792 599423 768201187,0%2010 2010ИНОСТРАННЫЕ МАРКИ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ В РОССИИ507 401408 232201124,3%ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ МАРКИ497 5972010ИМПОРТ 2010 ГОД399 631 24,5%2011% РОСТА К 2010 Г. ИНОСТРАННЫЕ МАРКИ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ В РОССИИ (34,4%)2011 ГОД17 18 19 20(19) “Мерседес-Бенц”**ДОЛЯ РЫНКА, %44,1% 28,2%(33,1%)27,7%(32,4%)ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ МАРКИ21. “Сан-Йонг” – 14 969; 22. “Хонда” –14 275; 23. “Лифан” – 12 893; 24. “Вольво” – 12 307; 25. ФИАТ – 11 802; 26. ТагАЗ – 11 313; 27. “Лексус” – 10 339; 28. “Субару” – 9196; 29. “Ленд-Ровер” – 9072; 30. “Инфинити” – 4515; 31. “Грейт-Уолл” – 4371; 32. “Чери” – 4112; 33. “Джили” – 3289; 34. “Хайма” – 2471; 35. “Кадиллак” – 1955; 36. “Порше” – 1574; 37. “Мини” – 1460; 38. “Джип” – 1222; 39. BYD – 1179; 40. СЕАТ – 1037; 41. “Ягуар” – 761; 42. “Додж” – 142; 43. “Бентли” – 120***; 44. “Крайслер” – 67; 45. “Роллс-Ройс” – 56***; 46. “Мазерати” – 38***; 47. “Феррари” – 31***; 48. “Астон-Мартин” – 21***; 49. “Майбах” – 11***; 50 “Волга” – 7; 51. “Лотос” – 4.ИМПОРТ* Продажи и динамика роста по сравнению с 9 месяцами 2010 года. В скобках – место по итогам 9 месяцев 2010 года. **Данные для “Мерседес-Бенца” здесь и далее приведены за 8 месяцев. *** Данные по импорту в Россию.30 | w w w . k u p i a u to . r u ВАД ИМ У СТ ИНОВ Еще летом стало очевидно, что “Солярис” оттеснит “Логан”. Так оно и произошло. Обе машины – российской сборки, но “Хёндай” – новее и обаятельнее на вид. Впрочем, если вспомнить, что “Сандеро”, продажи которого за год выросли почти втрое, на самом-то деле “Логан”хэтчбек, то совокупный результат “Рено” выглядит просто фантастически – ровно четверть рынка! “Поло” неуклонно продолжает свое восхождение и занимает уже 4-е место, хотя еще в июне был на седьмом. Любопытен прыжок на 13-ю строку с 21-й очаровашки “Соула”, но по темпам роста похоже, что он там надолго не задержится и отправится выше.машин; и этого явно не хватит, чтобы рекорд продаж в 2,735 млн. пал. Второму месту России в Европе теперь ничто не угрожает: следующая за нами Франция топчется на месте, отставая уже на 100 с лишком тысяч автомобилей. Но и на лидерство пока нет оснований надеяться: Германия ушла далеко вперед и капитулировать не собирается. В мировом масштабе у нас тоже все неплохо – шестое место. Китай за три квартала обеспечил себе безоговорочную победу, поглотив 10,5 млн. транспортных средств. Да и американцы со своими 9,5 млн. тоже недостижимы. Вот Япония и Бразилия – эти соперники нам вполне по силам, однако и они пока не уступают. Впрочем, оставим в стороне глобаль-ВОСХОД СОЛНЦАМАЛЫЙ КЛАСС*1. “Хёндай-Солярис” 2. “Рено-Логан” 3. “Киа-Рио” 4. “Фольксваген-Поло-Седан” 5. “Рено-Сандеро” 6. “Дэу-Матиз” 7. “Шевроле-Авео” 8. “ЗАЗ-Шанс” 9. “Шкода-Фабия” 10. “Сузуки-SX4” 11. “Хёндай-Акцент” 12. “ФИАТ-Албея” 13. “Киа-Соул” 14. “Киа-Пиканто” 15. “Опель-Корса”шт.%%66 378 61 834 32 618 31 309 30 666 29 453 23 397 15 152 14 335 11 013 7629 7063 6775 4560 3933– 17,2 39,9 16,0 47,3 8,4 – 8,1 185,9 7,9 29,8 7,6 43,9 6,1 17,3 3,9 51,9 3,7 75,0 2,9 142,2 2,0 90,6 1,8 283,0 1,8 36,3 1,2 56,4 1,0* Объем, динамика продаж по сравнению с 9 месяцами 2010 года и доля рынка.ные намерения – время для них еще не пришло. А вернемся к себе домой, благо в пределах Отчизны нам есть чем гордиться. И пусть эти победы не такие громкие, как хотелось бы, зато они очень важны для России. ОтечественноеГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА1 (-)“Хёндай-Солярис”ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ ПРЕВЫСИЛО РЕЗУЛЬТАТЫ ТОГО ЖЕ ПЕРИОДА 2008 ГОДА НА 15,4%производство автомобилей по итогам 9 месяцев превысило результаты того же периода 2008 года на 15,4% – то есть на 173 тысячи машин. Полагаете, АвтоВАЗ наконец-то оценил государственную заботу и решил сторицей воздать за66 3782 (2)“Рено-Логан”61 8343 (1)“Форд-Фокус”47 3584 (3)“Дэу-Нексия”НАШЕСТВИЕ ДВОЙНИКОВРаздвоившийся “Фокус” пока сохраняет первое место за своей старой версией, в то время как на 15 строчку уже вышла модель 3-го поколения. Правда, из-за более высокой цены и придушенных двигателей ей будет трудно в кратчайшие сроки занять место предшественницы – и это 11-е. Отметим, что обе махороший шанс для старуш- шины выпускают в России, ки “Нексии” покрасоваться и в будущем году “Опелю” во главе списка по итогам по силам войти в тройку года. В двух лицах представ- лидеров “гольф”-класса. За лена и популярная “Астра”: бортом оказались “Лансер” одной своей инкарнацией и затеявшая обновление она за последний квартал “Элантра”. Вместо них в поднялась с 8 строчки на 7 компанию лучших вошел место, а второй – с 12-го на “Гольф”. “ГОЛЬФ”-КЛАСС шт. % %1. “Форд-Фокус II” 2. “Дэу-Нексия” 3. “Шевроле-Лачетти” 4. “Шкода-Октавия” 5. “Шевроле-Круз” 6. “Киа-Сид” 7. “Опель-Астра-H” 8. “Тойота-Королла” 9. “Киа-Церато” 10. “Пежо-308” 11. “Опель-Астра-J” 12. “Ниссан-Тиида” 13. “Мазда-3” 14. “Фольксваген-Гольф” 15. “Форд-Фокус III” 47 358 42 170 31 303 27 798 27 252 21 695 19 927 19 813 17 578 15 632 14 658 14 558 11 306 9778 9351 4,1 11,7 32,3 10,4 38,4 7,7 122,9 6,8 116,9 6,7 11,1 5,3 28,6 4,9 79,4 4,9 110,8 4,3 24,2 3,8 573,0 3,6 86,2 3,6 68,4 2,8 120,2 2,4 – 2,342 1705 (6)“Киа-Рио”32 6186 (–)“ФольксвагенПоло-Седан”31 3097 (5)“ШевролеЛачетти”31 3038 (21)“Рено-Сандеро”30 6669 (4)“Дэу-Матиз”29 45310 (16)“Шкода-Октавия”27 798В скобках – место по итогам 9 месяцев 2010 г.w w w . k u p i a u to . r u| 31 АВТОРЫНОКВОПРОСЫ ПРОПИСКИИТОГИ III КВАРТАЛАСРЕДНИЙ КЛАСС1. “Форд-Мондео” 2. “Мазда-6” 3. “Фольксваген-Пассат” 4. “Фольксваген-Пассат-СС” 5. “Мерседес-Бенц-С” 6. БМВ 3-й серии 7. “Шевроле-Эпика” 8. “Ауди-А4” 9. “Хёндай-Соната” 10. “Хонда-Аккорд” 11. “Опель-Инсигния” 12. “Субару-Легаси/Аутбек” 13. “Тойота-Авенсис” 14. “Вольво-S60/V60” 15. “Ситроен-С5”шт. % %Из-за смены поколений “Пассат”, ставший чисто немецким, в начале года продавался ни шатко ни валко и вошел в полную силу только с мая. Однако затем он успешно отыгрался, потеряв в результате всего одну позицию. Интересно, что его куда более дорогой сородич с индексомСС нисколько не утратил покупательских симпатий. Баварская “трешка” отыграла потери начала года: спецсерия в преддверии появления новой модели распродается по интересным ценам. Получив калининградскую прописку и подешевев10 791 8371 6373 3722 3260 3232 3140 2843 2766 2671 2619 2232 1853 1583 110045,0 17,9 41,1 13,9 -6,6 10,6 135,1 6,2 50,0 5,4 32,3 5,4 96,3 5,2 12,1 4,7 – 4,6 20,4 4,4 151,8 4,3 98,2 3,7 -11,3 3,1 – 2,6 -17,3 1,8на 70 тысяч, наращивает темп “Инсигния”, месячные продажи которой с начала лета выросли в полтора раза. Зато совсем отстал в ожидании рестайлинга “Авенсис”.шт. % %БИЗНЕС-КЛАСС1. “Тойота-Кэмри” 2. “Ниссан-Теана” 3. “Мерседес-Бенц-Е” 4. “Вольво-S80/XC70” 5. БМВ 5-й серии 6. “Ауди-А6” 7. “Шкода-Суперб” 8. “Ауди-А7” 9. “Лексус-ЕS” 10. БМВ-GT 11. “Инфинити-М” 12. “Ягуар-XF” 13. “Лексус-GS” 14. “Ситроен-С6” 15. “Мерседес-Бенц-CLS”НАСТЫРНЫЙ ЯПОНЕЦЕдинственным изменением среди лидеров стало поступательное движение “ЛексусаES”, за год сумевшего добраться до 9 места: с середины лета каждый месяц продается по сто с лишним экземпляров этой модели. Вто-рой дебютант А7 удовольствовался успехами, достигнутыми за первое полугодие, оставшись на восьмой строчке. Обновившийся седан “Инфинити-М” оказался менее удачливым: за пер-16 321 8540 5221 3512 3166 3063 2038 1457 700 637 475 462 244 10 636,1 35,6 64,5 18,6 46,2 11,4 88,2 7,7 52,6 6,9 37,0 6,7 32,9 4,4 – 3,2 – 1,5 21,6 1,4 465,5 1,0 7,2 1,0 -39,8 0,5 – 0,0 -92,3 0,0воначальным интересом, подогретым новым дизайном, наступило успокоение и резкий спад продаж.КРУЖАТСЯ ПАРЫМИКРО-, КОМПАКТИ МИНИВЭНЫ шт.1. “Ниссан-Ноут” 2. “Опель-Зафира” 3. “Фольксваген-Гольф-Плюс” 4. “Пежо-3008” 5. “Киа-Венга” 6. “Тойота-Версо” 7. “Ситроен-С3-Пикассо” 8. “Фольксваген-Туран” 9. “Киа-Каренс” 10. “Мерседес-Бенц-B” 11. “Шкода-Румстер” 12. “ФольксвагенМультиван/Калифорния” 13. “Форд-Эс-Макс” 14. “Ситроен-С4-Пикассо” 15. “Форд-Гэлакси” 8186 4427 3805 2616 2248 1752 1366 1281 1197 1011 762 611 592 561 552%%Пока идущие ноздря в ноздрю “Версо” и “Венга” по очереди меняются друг с другом местами, “Зафира” потихоньку увеличивает свое преимущество над “Гольфом” – за три месяца ей удалось отыграть 0,7% рынка в классе вэнов. Отдельныйспарринг затеяли “С3-Пикассо” с “Тураном”, “Румстер” с “фольксвагеновским” семейством и “С4Пикассо” с “Эс-Максом”. Еще одна пара разлучилась: “Сценик” покинул список пят-235,5 24,2 78,6 13,1 94,1 11,3 1337,4 7,7 – 6,7 31,8 5,2 -7,2 4,0 97,1 3,8 105,3 3,5 43,0 3,0 13,1 2,3 – 63,5 50,4 86,5 1,8 1,8 1,7 1,6надцати лучших, а “Гэлакси” посчастливилось зацепиться за последнюю строчку.поддержку, которая ему оказывалась в самые тяжелые времена? Как бы не так. Львиную долю успеха обеспечили машины иностранных марок, что собирают на российских предприятиях. По сравнению с тремя кварталами прошлого года их производство увеличилось на 87%, в то время как модели АвтоВАЗа, УАЗа и примкнувшая к ним “Шеви-Нива” по совокупности смогли приподняться лишь на 24,3%. За три минувших месяца обрусевшие иностранцы отвоевали еще 1% в общероссийском производстве, и теперь на их долю приходится 61%. Между прочим, речь идет не только о количественных показателях – в денежном выражении разрыв еще более значителен. Закономерно, что первые 15 мест по популярности среди автомобилей с иностранным паспортом занимают те, у кого в нем стоит российская прописка – исключение составляют только узбекские “Нексия” и “Матиз”, а также британский по происхождению “Кашкай”. Совокупные продажи этих 15 лидеров превысили объем реализации всех 11 отечественных моделей – 516 448 против 507 401 единицы. Таким образом, советские реликты отнюдь не задавлены количеством противников – их медленно, но верно побеждает качество, которое ныне ценится все больше – даже несмотря на высокую цену, которую приходится за него платить. В лидирующей группе иномарок правит бал внутренняя борьба за симпатии покупателя. Старые кумиры сходят со сцены, уступая напору более современных моделей. Первое место вполне ожидаемо покорилось “Солярису”, которому нет еще и года от роду. Он не только оттеснил почивавший на лаврах “Логан”, но и солидно от него оторвался. На 6 место прорвался годовалый “Поло-Седан”. Старенький “Матиз”, сопротивляясь изо всех сил, постепенно откатывается все ниже и ниже: невысокая цена уже не может компенсировать низкий уровень безопасности и устаревший дизайн. Беззаветно любимый народом “Фокус II” тоже сдает позицию за позицией, но из глубины рейтинга ему на смену уже пробирается новый “Фокус III”. Десятку лучших временно покинула “Астра” – ненадолго, поскольку версию H на конвейере постепенно сменяет автомобиль с индексом J. Та же судьба в ближайшее время ожидает и “Рио” – с 1 октября заказы принимаются на модель 2012 года. Все эти пертурбации прямо отразились на самочувствии автомобильных32 | w w w . k u p i a u to . r u ВАД ИМ У СТ ИНОВкомпаний. Самая диверсифицированная из них – “Киа” вернула себе лидерство после временного отступления под натиском “Рено”. Французы не удержались и на втором месте, пропустив вперед “Хёндай”, поставивший все на единственную неубиваемую карту – “Солярис”. На четвертое место из самых низов “десятки” пробился “Ниссан”, сумевший консолидировать успех “Кашкая”, “Тииды” и “Икс-Трейла”. Среди остальных компаний обращает на себя внимание “Фольксваген”, который также опирается на несколько своих моделей, пусть не вышедших в своих классах на первые роли, но в совокупности обеспечивающих ему солидную покупательскую базу. Немало способствовал 7-му месту также и взлет “Поло-Седана”. А вот “Форд” со своим единственным бойцом откатился на 8-ю позицию и ждет, пока “Фокус III” наберет обороты и вновь выведет “Голубой овал” в число лидеров. “Давай, дорогой!” – говорит российский рынок автомобильным компаниям. И они “дают”, понимая, что его возможности колоссальны. По данным Но даже эти цифры не показательны: в Германии, Франции или Италии более 600 автомобилей на тысячу. А наш нынешний уровень соответствует тому, на котором развитые европейские страны находились аж в середине 70-х годов. Тот же “Автостат” констатирует, что в самых крупных русских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре), где пробки практически парализовали движение, на каждую тысячу жителей приходится совсем немного – всего 330–350 – легковушек. “Автомобиль не роскошь, а средство передвижения” – лозунг Остапа Бендера пришелся очень по сердцу русскому человеку. Сократившись по части других предметов роскоши (их послекризисное потребление выросло всего на 10%), он не хочет отказываться от приобретения новенького авто. Нет денег? Да, зарплаты наши не чета европейским, но разве это остановит жаждущего? Ведь существуют банки! Стремительный ростЛЬВИНУЮ ДОЛЮ УСПЕХА ОБЕСПЕЧИЛИ МАШИНЫ ИНОСТРАННЫХ МАРОК, ЧТО СОБИРАЮТ В РОССИИагентства “Автостат”, личной машиной сейчас владеет только каждый четвертый житель России, и лишь 50% семей имеют в собственности автомобиль. А такая роскошь, как два и более автомобиля – удел 10–15% ячеек общества. Это значит, что автомобилизация населения в России примерно в два раза ниже, чем в Европе, где сейчас в среднем на 1000 жителей приходится 480 машин.ГОРЕЦ. ЧАСТЬ 1-ЯРастолкав былых претендентов, на третьем месте утвердился “Хайлендер”. Причем “Тойота” – единственная в тройке, кому удалось увеличить свою долю на рынке за квартал. С лета еще на ступеньку опустилась “Каптива”. Посвежевший “Соренто” сделал робкий шаг по направлению к своему близкому родственнику “Санта-Фе”, оттеснив по дороге “Лексус-RX”. В самом низу турнирной таблицы “С-Кроссер” сдал позиции БМВ-Х5.ПРИВЫЧКА К НЕПРИВЫЧНОМУКОМПАКТНЫЕ КРОССОВЕРЫ1. “Ниссан-Кашкай” 2. “Тойота-RAV4” 3. “Киа-Спортидж” 4. “Ниссан-Икс-Трейл” 5. “Мицубиси-ASX” 6. “Фольксваген-Тигуан” 7. “Хёндай-ix35” 8. “ТагАЗ-Вортекс-Тинго” 9. “Ниссан-Джук” 10. “Хонда-CR-V” 11. “Субару-Форестер” 12. “Шкода-Йети” 13. “Сан-Йонг-Нью-Актион” 14. “Ленд-Ровер-Фрилендер” 15. БМВ-Х1шт.%%23 290 79,4 14,6 18 519 55,8 11,6 17 295 764,8 10,9 14 190 36,1 8,9 12 913 439,6 8,1 11 021 10,3 6,9 8722 100,7 5,5 8612 2890,3 5,4 7669 – 4,8 6763 49,5 4,2 5521 94,2 3,5 5188 72,5 3,3 4452 – 2,8 3540 24,0 2,2 2958 273,5 1,9СРЕДНИЕ И БОЛЬШИЕ КРОССОВЕРЫ шт.1. “Мицубиси-Аутлендер-XL” 2. “Хёндай-Санта-Фе” 3. “Тойота-Хайлендер” 4. “Мазда-CX-7” 5. “Киа-Соренто” 6. “Лексус-RX” 7. “Ауди-Q5” 8. “Ниссан-Мурано” 9. “Вольво-XC90” 10. “Вольво-XC60” 11. “Опель-Антара” 12. “Шевроле-Каптива” 13. “Пежо-4007” 14. БМВ-X5 15. “Ситроен-С-Кроссер” 12 824 8006 6562 6458 5960 4735 3861 3507 3271 2801 2452 2398 2246 2178 2055%%52,4 15,9 123,4 9,9 – 8,1 225,7 8,0 38,3 7,4 33,0 5,9 -1,0 4,8 53,5 4,4 29,7 4,1 76,7 3,5 170,0 3,0 10,8 3,0 69,8 2,8 12,6 2,7 255,5 2,5С июня продажи ASX упали вдвое – обновленной машины просто-напросто не было у дилеров. В результате последовал провал с 3 на 5 место. Попавший в подобную ситуацию RAV4 справился с проблемамикуда лучше и сохранил за собой вторую позицию. Непривычного вида “Джук” стал уже привычным явлением на наших дорогах – за последний квартал его продажи выросли в 2,5 раза, и этого оказалось вполне до-статочно для скачка на три позиции вверх. Англичанин “Фрилендер” неожиданно много уступил корейцу “Актиону” – что ж, новый облик “Сан-Йонга” больше не вызывает раздражения у публики.СТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ МАРОК В 2010 ГОДУ31,5%• “ГОЛЬФ”-КЛАСС0,5%•КЛАСС ЛЮКС, КУПЕ И КАБРИОЛЕТЫ, “ГРАН-ТУРИЗМО” 1,9%•ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ АВТОМОБИЛИ 2,6%•МИКРО-, КОМПАКТИ МИНИВЭНЫ 3,6%•БИЗНЕС-КЛАСС 4,7%•СРЕДНИЙ КЛАСС 6,2%•СРЕДНИЕ И БОЛЬШИЕ КРОССОВЕРЫ29,9%• МАЛЫЙ КЛАСС6,8%•УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИ 12,3%•КОМПАКТНЫЕ КРОССОВЕРЫw w w . k u p i a u to . r u| 33 АВТОРЫНОКИТОГИ III КВАРТАЛАУНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ шт. ВСЕДОРОЖНИКИ1. “Сузуки-Гранд-Витара” 12 124 2. “Тойота-Ленд-Круизер-Прадо” 8754 3. “Тойота-Ленд-Круизер-200” 8574 4. “Сан-Йонг-Кайрон” 8203 5. “Фольксваген-Туарег” 6909 6. “Мицубиси-Паджеро” 6381 7. “Мицубиси-Паджеро-Спорт” 5605 8. “Ниссан-Пасфайндер” 4131 9. “Грейт-Уолл-Ховер” 3618 10. “Лексус-LX” 2411 11. “Мерседес-Бенц-GL” 2283 12. “Мерседес-Бенц-M” 2215 13. “Ленд-Ровер-Дискавери” 2194 14. “Ниссан-Патруль” 1991 15. “Ленд-Ровер-Рейндж-Ровер” 1641ЛЮБИТЕЛИ СДЕРЖИВАЮТ ПРОФЕССИОНАЛОВ%%ДИНАМИКА ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМ КВАРТАЛОМШедшие год назад на 14 и 15 местах “Лексус-GX” и “Рекстон” не пришлись ко двору и так же синхронно опустились на 17 и 18 позиции. Их места заняли “Патруль” и “РейнджРовер” – тоже не бог вестькакие профессионалы. Обновленный “Туарег” прибавил оборотов и сумел отстоять свое небольшое преимущество над рвущимся к победе “Паджеро”. “Пасфайндер”2,5% -0,7% 38,4% 35,5% 81,7% 233,6% 114,5% 259,8% 128,1% 37,0% 46,6% 38,6% 46,0% 172,4% 46,4%13,9% 10,0% 9,8% 9,4% 7,9% 7,3% 6,4% 4,7% 4,1% 2,8% 2,6% 2,5% 2,5% 2,3% 1,9%I кв.II кв.+141,9%III кв.+54,8%+28,1%20082011 2008уверенно прошел “Ховера” – “китайцу” все-таки трудно бороться на равных с “японцем”.2011 2008+51,1%-10,6% +130,2%От первого лица “МЫ ГОТОВИМ “СОЛЯРИСУ” ГРУППУ ПОДДЕРЖКИ”С начала года дела “Хёндай” идут все лучше и лучше: к осени корейцы выбрались на второе место среди иностранных марок в России, уступив лишь своему собрату по концерну – “Киа”. Денис ПЕТРУНИН, управляющий директор “Хёндай Мотор СНГ”, не скрывает удовлетворения.– В сентябре мы продали в России 15 317 новых автомобилей, включая те, что собраны на конвейере нашего петербуржского завода, и стали лидером среди других иностранных компаний по итогам этого месяца. Около 60% от общего объема продаж приходится на долю “Соляриса”, который был изначально создан для отечественных покупателей. Эта модель бьет точно в цель – она вышла на рынок в нужное время и предлагает современные технологии, высокое качество и надежность по доступной цене. – Вы не боитесь класть все яйца в одну корзину, ставя положение компании на рынке в зависимость от судьбы единственного бестселлера? – Мы активно стараемся подготовить “Солярису” группу поддержки. Ведь наши кроссоверы также очень популярны. “Санта-Фе” в своем классе стремительно прогрессирует, а продажи ix35 до недавнего времени ограничивались недостатком производственных мощностей. Но уже в сентябре своих владельцев нашли 1664 компактных кроссовера, а с этого месяца мы планируем продавать до двух с половиной тысяч таких автомобилей.продаж в 2011 году поддержала не столько благополучно завершившаяся летом программа утилизации, сколько другая государственная инициатива – льготное кредитование. Она распространялась на автомобили стоимостью до 600 тысяч руб. и свою роль сыграла достойно: по данным директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, в рамках действия льготного автокредитования с января по сентябрь было выдано 179 тысяч кредитов – больше, чем за весь прошлый год. То есть 10% автомобилей нашли своих владельцев именно благодаря помощи государства. В программе участвовали 56 моделей, из которых лишь 17 принадлежали АвтоВАЗу. Кредитная лихорадка охватила не только финансовые организации, заручившиеся бюджетной поддержкой. Через “Тойота Банк”, например, за 9месяцев было продано 12 555 автомобилей – на 116% больше, чем в 2010 году, а Московский банк Сбербанка выдал 17,6 тысячи автокредитов на сумму в 8,5 млрд. рублей, что на 30% больше, чем в январе–сентябре 2010 года. Все вернулось на круги своя. К концу 2008 года доля продаж автомобилей в кредит дошла было до 46,4%, но затем финансовый кризис – или его искусная имитация – подрубил ноги этой схеме, и кредитные машины составляли всего 24,1% от общего числа покупок. В 2011 году, как считает “Автостат”, покупка машин на заемные средства вышла на докризисный уровень и даже перекрыла его, охватив около 50% рынка новых легковушек. Вроде все замечательно – лучше не бывает. Но расслабляться все-таки не стоит – в чем мы могли убедиться три года назад. Взгляните на поквартальную динамику продаж – не правда ли, до болиЦИФРЫ ПРОИГРЫВАЮТ ИМЕНАМОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ1. “Лада-Калина” 2. “Лада-Приора” 3. ВАЗ-2104/2105/2107 4. “Лада-Самара” 5. “ВАЗ-Нива” 6. “Шевроле-Нива” 7. “УАЗ-Патриот” 8. “УАЗ-Хантер” 9. ВАЗ-2110 10. “УАЗ-Пикап” 11. УАЗ-3151шт. % %109 785 107 959 95 809 85 656 44 705 36 430 11 948 6628 5810 1755 91649,2 20,5 -3,3 14,6 47,0 52,2 75,7 8,5 1715,6 98,8 -62,521,6 21,3 18,9 16,9 8,8 7,2 2,4 1,3 1,1 0,3 0,2Безнадежно устаревшее семейство 2104/2105/2107, год назад красовавшееся на топ-позиции, постепенно теряет одну позицию за другой. Вот его обошла уже и “Приора”. Судя по темпам роста, скоро на третьем месте окажется уже “Самара”. На фоне общей невысокой динамики продолжают удивлять уазики, в два-три раза более активные, чем модели АвтоВАЗа. Впрочем, их выпускается слишком мало, чтобы они могли оказывать какое-то давление на массовые “Лады” и “Нивы”.34 | w w w . k u p i a u to . r u2011 ВАД ИМ У СТ ИНОВзнакомые цифры? Конвульсивные скачки рубля осенью подпортили-таки благостную картину, которая старательно выписывалась маслом первые полгода. Результатом стало замедление стремительного роста рынка: во втором квартале было продано на 141,9% автомобилей больше, чем в первом, а третий квартал по сравнению со вторым показал динамику всего в 54,8%. Банки стали осторожничать с выдачей кредитов самой многочисленной категории – покупателям бюджетных моделей. По некоторым оценкам, их доля сократилась до 30% от общего объема автокредитования. Финансисты – самое слабое звено в цепочке, протянувшейся от конвейера к покупателю. Именно они более всех нуждаются во взаимном доверии всех участников процесса, и они же первыми это доверие предают. Хорошо, что не поддались панике хотя бы автомобильные компании. По крайней мере, пока они не торопятся спешно повышать цены или привязывать их к доллару, как случилось во время кризиса. Ведь защититься от колебания курса валют можно и подругому – развивая производство комплектующих здесь же, в России. Такой путь, в частности, выбрал “Ниссан”. Однако тревожный звоночек прозвенел… Три месяца назад мы уже отмечали, что ситуация на рынке во многом напо-ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ АВТОМОБИЛИ шт.1. “Мицубиси-L200” 2. “ФИАТ-Добло-Панорама” 3. “Ситроен-Берлинго” 4. “Пежо-Партнер” 5. “Пежо-Партнер-Типи” 6. “Фольксваген-Кэдди” 7. “Тойота-Хай-Лакс” 8. “Рено-Кангу” 9. “Мазда-BT-50” 10. “Сан-Йонг-Актион-Спортс” 11. “Фольксваген-Амарок” 12. “Ситроен-Берлинго-Фест” 13. “Ниссан-Навара” 14. “Форд-Рейнджер” 15. “Грейт-Уолл-Уингл” 5455 3301 2234 1680 1662 1451 1218 1162 1117 1046 1020 676 649 597 581% %162,6 22,2 221,1 13,5 73,6 9,1 25,9 6,8 -9,2 6,8 – 5,9 – 5,0 567,8 4,7 141,3 4,6 3,3 4,3 – 4,2 -11,6 2,8 37,2 2,6 47,4 2,4 1317,1 2,4После временного подъема продаж в февралемарте пикап BT-50, похоже, впал в спячку – в некоторые месяцы число реализованных автомобилей падало ниже 60 штук. Ничего удивительного – обновление модели основательно затянулось, хотя по своим внедорожным качествам автомобиль очень неплох. Неудержимый L200 – лучшее предложение среди пикапов – продолжает подгребать рынок под себя. Его доля в группе грузопассажирских авто превысила уже 22%.минает 2008 год. С тех пор опасения не развеялись. Напротив, теперь можно провести новые неприятные параллели. Например, по итогам 9 месяцев отрицательную динамику показали Велико-А как хочется верить в светлое будущее – в то, что наш полет не будет в очередной раз прерван и Россия все-таки выйдет на первое место в Европе – ведь осталось-то не так уж и много.ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В ЯНВАРЕ–СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА*КОНВУЛЬСИВНЫЕ СКАЧКИ РУБЛЯ ОСЕНЬЮ ПОДПОРТИЛИ-ТАКИ БЛАГОСТНУЮ КАРТИНУбритания, Италия и Испания, с которых все началось три года назад, и проценты падения продаж в этих странах практически те же, что и раньше.1 (1) ГЕРМАНИЯ2 401 736 +10,8%2 (5) РОССИЯ**1 797 597 +46,0%ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ, ТЫС. ШТ. *I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 2008 IV кв. 2008 I кв. 2009 II кв. 2009 III кв. 2009 IV кв. 2009 I кв. 2010 II кв. 2010 III кв. 2010 IV кв. 2010 I кв. 2011 II кв. 2011 III кв. 2011 0 100 200 300* Производство и динамика по сравнению с предыдущим кварталом.3 (2) ФРАНЦИЯ1 661 271 +0,2%331 (+18,7%) (+2,5%) (-15,7%) 123 (-63,9%) 164 (+33,3%) 136 (-17,1%) 174 (+27,9%) 156 (-10,3%) 332 (+112,8%) 344 (+3,6%) 376 (+9,3%) (-0,5%) 374 (+17,9%) (+10,0%)400393 4034 (3) ВЕЛИКОБРИТАНИЯ1 553 094 -5,0%3415 (4) ИТАЛИЯ1 369 545 -11,3%6 (6) ИСПАНИЯ623 926 -20,7%7 (8) НИДЕРЛАНДЫ455 378 +16,6%8 (7) БЕЛЬГИЯ440 546 +1,5%9 (9) АВСТРИЯ273 539 +8,8%10441 485500(10) ШВЕЙЦАРИЯ232 738+7,5%В скобках – место по итогам 9 месяцев 2010 г. * Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом прошлого года по данным ACEA. ** По собственным данным “Купи авто”.w w w . k u p i a u to . r u| 35