88
89
90
спецтехникаПРЕМЬЕРАСам себе грузчикНовинка российского рынка – мультилифт на базе Hyundai HD 120 с итальянским погрузочно-разгрузочным устройством Liftech и 10-кубовым бункером с двухстворчатым распашным задним бортом отечественного изготовленияместо в самых разных отраслях. Наибольшее же распространение получили сменные бункеры, применяемые в коммунальном хозяйстве и строительстве. В отечественной практике их начали использовать во второй половине семидесятых годов, когда на улицах наших городов появились бункеровозы ЗИЛ-130 с погрузочноразгрузочным устройством типа «рогатка» и КАМАЗ с финской надстройкой «Мультилифт», имя которой вскоре стало нарицательным. Долгое время и у нас, и за рубежом системами типа «мультилифт» оснащали только88 РЕЙС ИЮЛЬ 2010А ми давно и прочно заняли своевтомобили со съемными кузова-большегрузные шасси. Что вполне объяснимо: помимо бункеров для вывоза бытового и строительного мусора, металлолома и др. автомобилимультилифты могут работать с широкой гаммой надстроек, большинство из которых тяжелы и громоздки. Это и цистерны, и бетономешалки, и бытовки, и автономные модули для прессования того же мусора, и т. д. Однако в последние годы ситуация изменилась: мультилифты монтируют теперь и на среднетоннажники. Новинка рынка – мультилифт на базе Hyundai HD 120, комплектуемый итальянским погрузочноразгрузочным устройством Liftechи отечественного изготовления 10-кубовым бункером с двухстворчатым распашным задним бортом. С помощью крюкового захвата, развивающего усилие до 6 т, автомобиль приподнимает край бункера и затаскивает его на себя. После чего транспортирует к месту разгрузки. Там бункер может быть в обратном порядке снят с машины, либо опорожнен подобно самосвальному кузову. Система «мультилифт» на этой модели имеет довольно простую и надежную конструкцию. Основа ее – аналогичный самосвальным надрамник, повторяющий контуры погрузочной площадки шасси и при- Крюковой захват: на удивление изящная вещицаДвустворчатый распашной борт оценят пользователи бункераЭлектронный пульт дистанционного управления «мультилифтом»Технические характеристики Базовое шасси HD 120 long Колесная формула 4х2 Габаритные размеры, мм Длина 8620 Ширина 2400 Высота 3500 Колесная база 4260 Колея колес Передних 1795 Задних 1660 Минимальный дорожный просвет 210 Масса, кг Снаряженная автомобиля 5530 Максимально разрешенная автомобиля, 12000 в том числе: на переднюю ось 3500 на заднюю ось 8500 перевозимого груза 5530 Двигатель Модель D6DA22+DOC Экологический стандарт Евро-3 Рабочий объем, л 6,606 Максимальная мощность, л. с. 225 Максимальный крутящий момент, кг*м 65 6.25GS×16Колеса 137-11T Шины 8,25×16-16PR Минимальный радиус разворота, м 8,2 Максимальный подъем, (tg) 0,385 Максимальная скорость, км/ч 123 Объем топливного бака, л 100 Характеристики надстройки Габаритные размеры контейнера внешние, мм Длина 4100 Ширина 2260 Высота 1430 Объем контейнера, м3 10 Крюковой захват Liftech Усилие на крюке, кг 6000 Максимальный угол опрокидывания, 43 град.Фиксаторы бункера в транспортном положении Габаритные размерыРукоятки для непосредственного управления гидравликойБункер закреплен – можно начинать движениекрепленный непосредственно к раме. В задней его части установлены два массивных ролика, облегчающих затаскивание бункера, в средней – опоры с боковыми упорами, фиксирующими бункер в транспортном положении, в передней – нижние концы пары гидроцилиндров. Вторые их концы шарнирно крепятся к Г-образной балке, на которой, собственно, и установлен крюковой захват. Еще один гидроцилиндр установлен в самой Г-образной балке, а ее «нога» выполнена телескопической и позволяет менять положение центра тяжести бункера. В конце погрузки она удлиняется, сдвигая бункерИЮЛЬ 2010 РЕЙС 89 спецтехникаПРЕМЬЕРА«Приступочками» на крыльях лучше пользоваться в кедах......а ступени с подсветкой годятся и для кирзовых сапогПогрузка и разгрузка занимают считанные минутыПриборы: простота, лаконичность, информативностьПросторная и функциональная трехместная кабина легко превращается...Рабочее место водителя – почти как в легковом автомобиле среднего классаРучка стояночного тормоза желтого цвета – не заметить невозможно...в уютное двухместное кафе с удобным столикомдо упора вперед, при разгрузке – соответственно, назад. Однако, если содержимое бункера необходимо вывалить, подъем начинается без предварительного смещения, и бункер, вместо того чтобы сползти с надрамника, остается «висеть» на крюке, а груз через предварительно открытые створки борта высыпается. Пост управления системой «мультилифт» установлен слева, за топливным баком. Шасси под мультилифт используется среднебазное (4260 мм) – модель HD 120 long, однако, в отличие от бортовых грузовиков, модификация имеет, разумеется, укороченный задний свес и специальные точки крепления для надстройки. Полная масса автомобиля 12 т, масса бункера90 РЕЙС ИЮЛЬ 2010с грузом равна собственной массе автомобиля – 5530 кг (очень хороший удельный показатель!). Дизель соответствует требованиям норм Евро-3, тормоза гидропневматические. Шасси штатно комплектуется так называемой полуторной кабиной (со спальным местом), в которой предусмотрены водительское сиденье с поясничной поддержкой и складывающееся среднее сиденье, подсветка ступеней, регулируемая рулевая колонка, тахометр, цифровые часы и магнитола Н700, а также горным тормозом, подогревом впускного коллектора, противотуманными фарами и инструментальным ящиком. В качестве опций потребителю предлагаются дополнительный масляныйфильтр, коробка отбора мощности, полностью пневматические тормоза, ASR и авторегулятор тормозных сил, передний стабилизатор поперечной устойчивости и малолистовые рессоры, тахограф, кондиционер, электростеклоподъемники и центральный замок, огнетушитель. Кроме того, в распоряжении потребителя так называемый суперпакет – солнцезащитный козырек пассажира, тонировка окон, зеркала с подогревом, магнитола Н818, водительское сиденье с пневмоподвеской и подлокотником, тканевая обивка сидений, отделка передней панели под дерево.Роман Москвин ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНА