46
47
48
49
50
51
автомобилиПРЕМЬЕРАМИСТЕР «Х» Вдействующем карьере Jehanders Quarry, расположенном в пригороде шведского Гетеборга состоялся тест-драйв Volvo FMX, предназначенного для перевозки грузов строительного назначения. Шведы продемонстрировали 19 различных модификаций нового грузовика.Volvo Trucks представила новый грузовик FMX, разработанный специально для строительного сегментаНовая внешностьНаиболее заметные отличия новинки с индексом «X» от магистрального Volvo FM – во внешнем облике. Спереди красуется новая решетка радиатора, дизайн которой позаимствован у старшего брата FH, от него же взят и увеличенный в размерах логотип фирмы. А вот фары специально разрабатывали для FMX: теперь это линзовая оптика, защищенная сеткой, предотвращающей попадание гравия, но при этом не мешающая омывателям фар. Для ночной погрузки/разгрузки конструкторы предусмотрели различные установочные комплекты и варианты монтажа рабочего освещения и фонарей заднего хода. Во внешние углы бампера (он стальной трехсекционный,46 РЕЙС ИЮЛЬ 2010толщиной 3 мм) встроили противотуманные фары. Вряд ли в них была какая-то необходимость, ведь в условиях строительных площадок они проживут совсем не долго. В центральную часть бампера вмонтирована ступенька с противоскользящим покрытием, как заявили представители компании, теперь мыть лобовое стекло стало еще проще. Тем более что под бампером появилась дополнительная складная ступенька и передний поручень на верхней решетке радиатора. Слева на дневной кабине установили лестницу и поручни, почему-то окрашенные в желтый цвет – с их помощью водитель может осмотреть груз или перебраться на кузов. Однако из-за наружного вещевого ящика кабины для промежуточной ступеньки не нашлось места, и потому пользоваться нововведением не очень удобно – чтобы перелезть с кабины на кузов придется сделать большой шаг. А если водитель невысокого роста, ему придется вспоминать школьные уроки физкультуры или армейскую учебку и карабкаться по поручню к кузову, используя лишь силурук. Увы, это единственный вариант исполнения «шведской стенки». Однако можно воспользоваться услугами производителей надстроек, которые при изготовлении самосвального кузова сделают и лестницу, что будет гораздо практичнее. Конструкция наружных зеркал тоже подверглась модернизации – установили стальные, более тонкие, кронштейны без пластиковой обшивки, что значительно уменьшает стоимость их замены и количество мертвых зон. Кроме того, стал лучше обзор в левое зеркало, поскольку инженеры повыше подняли воздухозаборник. Есть изменения и внутри кабины, но они незначительные. Появились резиновые напольные коврики с высокими бортиками, которые лучше задерживают грязь. Интерьер дополнен тремя новыми элементами, повышающими комфорт водителя: столом с подставками для стаканов и ручек, практичным отделением для хранения предметов и держателем для бумаг в водонепроницаемом материале. Внутренняя отделка кабины может быть трех видов: виниловые сиденья и дверные панели, VOLVO FMXСамый короткий вариант FMX – 2-осный седельный тягачГидроманипулятор на 4-осном шасси в России большая редкостьVolvo D13Bтканевая обивка сидений и виниловые дверные панели или велюровые сиденья и дверные панели. А вот дорогостоящие кожаные сиденья не входят ни в одну комплектацию, за них придется платить дополнительно.Под кабинойПеред выпуском новых FM и FMX Volvo обновила свою линейку двигателей. Ряд технических инноваций, в числе которых и новый каталитический нейтрализатор системы SCR, позволил объединить повышенную мощность со снижением уровня выбросов и расходом топлива. К тому же на холостом ходу 11- и 13-литровые двигатели стали на 2 дБ тише. Из моторной линейки обновленных VolvoFMX исключен 9-литровый дизель. Теперь младший в семействе двигателей – агрегат с индексом D11C объемом 11 литров, он знаком перевозчикам по тягачам Renault Premium. D11C был разработан на той же платформе, что и D13B, таким образом, в Volvo закрыли оставшиеся бреши в линейке двигателей. Как и родоначальник, 11-литровый мотор 6-цилиндровый, но с максимальной частотой вращения не более 2100 об/мин, что на 200 оборотов меньше, чем у старшего собрата. Диаметр цилиндра D11C 123 мм, а ход поршня 152 мм. Основным достоинством его стала уменьшенная на 140 кг масса при сопоставимых с D13B настройках мощности в 330, 370, 410 и 450 л. с. и моментом от 1600 до 2150 Нм. Оснаща-ют 11-литровыми моторами не только грузовики строительного назначения, но и магистральные тягачи FM, а также более дорогие FH колесной формулой 4х2 и 6х2. Уменьшенные габариты двигателя D11C, в сравнении с D13B, позволили установить на магистральные FM кабину Globetrotter LXL – она выше варианта XL на 14 сантиметров. Теперь расстояние от пола до потолка больше двух метров. Единственным недостатком этого двигателя для России можно считать технологию очистки отработавших газов SCR. Чтобы уложиться в нормы Евро-5, придется возить на раме бак с мочевиной. Если мощности 11-литрового мотора все же не хватает, есть у FMX 13-литровые агре-Четвертую ось могут установить и перед ведущими мостами, и за нимиВариант с тремя осями самый маневренный из семейства FMXДемонстрация техники прошла в условиях, приближенных к реальнымFMX, разработанный для строительного сегмента, в ближайшее время начнут производить на российском заводе Volvo в КалугеИЮЛЬ 2010 РЕЙС 47 автомобилиПРЕМЬЕРАПриборная панель нового семейства почти не отличается от своей предшественницы. Конструкторы добавили столик с подстаканником и держатель для бумагВ списке опций есть и сиденья, обшитые перфорированной кожейЭкран на приборной панели демонстрирует картинку с камеры заднего видаСправа от водителя традиционный для Volvo FM набор клавишПод работу на стройплощадке адаптировали и коробку передач I-Shiftгаты – ранее упомянутый D13B и его обновленный аналог D13С. Оба варианта 6-цилиндровые рядные рабочим объемом 12,8 литра, с единой головкой блока цилиндров, верхним расположением распредвалов и четырьмя клапанами на цилиндр. Благодаря системе EGR двигатель D13B отвечает требованиям стандарта Евро-4. Он предлагается в модификациях мощностью 360, 400 и 440 л. с. и моментом 2000, 2150 и 2400 Нм. У более продвинутого D13С иные настройки мощности – 380, 420, 460 и 500 л. с., крутящий момент от 1900 до 2500 Нм. Для достижения требований стандартов Евро-5 здесь, как и на D11C, применили технологию избирательной каталитической нейтрализации с использованием раствора AdBlueПередняя подвеска – на малолистовых параболических рессорах48 РЕЙС ИЮЛЬ 2010(мочевины). 13-литровые двигатели Volvo, как и менее мощные 11-литровые, в сочетании с электронно управляемой коробкой передач I-Shift (при правильной ее эксплуатации) могут сэкономить перевозчику до 3% топлива. Сейчас больше половины всех продаваемых в Европе грузовиков Volvo оснащают АКПП I-Shift. Для увеличения срока службы тормозных колодок применяют моторный тормоз VEB мощностью 185 кВт при 2300 об/мин и VEB+, мощность которого значительно выше и составляет уже 375 кВт при тех же оборотах. Но этот замечательный VEB+ в стандартное оснащение моторов не входит, а является опцией. По словам Рикарда Фрица, главы отдела стратегического планирования компании Volvo Trucks, первое поколение 13-литровых двигателей позволило нам занять ведущие позиции в области экономии топлива. Новое поколение двигателей делает наши позиции еще более сильными. Сейчас во многих странах Европы поощряется переход на грузовики, удовлетворяющие нормам EEV. Поэтому D11С и D13С доступны в вариантах, отвечающих как требованиямЕвро-5, так и нормам EEV (Enhanced Environmentally friendly Vehicle), предусматривающим еще более низкие уровни выбросов твердых частиц и дыма. Этот набор нормативов в основном применяется европейскими властями для ускорения замены автомобилей моделями, наносящими меньший вред окружающей среде.С новым шассиВ паре с любым из трех двигателей теперь будет трудиться обновленная коробка передач I-Shift с датчиком, передающим информацию о массе груза. Это должно обеспечить оптимальное переключение передач и плавный старт. Как и раньше, I-Shift представляет собой автоматизированную механическую коробку передач с 12-ю передачами переднего и 4-мя заднего хода. Поскольку управление сцеплением и переключением передач полностью автоматизировано, внимание водителя может быть сконцентрировано на дорожной ситуации. Функции и характеристики КПП варьируются в зависимости от установленного пакета программ. Однако при запуске двигателя с любой коробкой I-Shift VOLVO FMXЖизнь у такой подножки не долгая, первым это подтвердил MercedesПару любому из двигателей может составить как механическая 9- или 14-ступенчатая КП, так и электронноуправляемая I-Shift, а также ГМП PowertronicСнизу двигатель прикрыли стальной броней толщиной 4 ммДорожный просвет не изменился, но стабилизатор подняли повышеВ ведущих мостах на 5% уменьшили объем смазкивсегда выбирается экономичная программа, обозначаемая на дисплее буквой «Е». Программа оптимизирована для максимальной экономии топлива, поэтому она используется при движении в обычных условиях. Динамичная программа включается/выключается клавишей «Е/Р», и на дисплее отображается значок «P/P+». При этом расход топлива значительно повышается, а проходимость при движении в холмистой местности или по бездорожью, соответственно, увеличивается. Особенностью динамичной программы является использование более высоких оборотов двигателя, чем в экономичной программе, и пониженной передачи для трогания с места. Программа остается включенной, пока не будет выбран экономичный режим. Есть у новой I-Shift и возможность трогаться на машине в раскачку, например, на снегу или в песке, слегка нажимая и отпуская педаль акселератора. Для этого необходимо включить блокировки дифференциалов, выбрать программу P/P+ и перевести рычаг переключения в положение «M» (включенная 1-я передача вперед или 1-я заднего хода). После чего, слегка нажимая и отпускаяпедаль газа, стараться постепенно удлинять колеи колес застрявшего автомобиля. Наименование доступных программных функций коробки отображаются на дисплее, когда ее рычаг находится в сложенном (горизонтальном) положении. С помощью кнопок на подрулевом переключателе необходимо выбрать в качестве избранного на дисплее информацию о коробке передач. На экране появятся обозначения: «B», или базовая, означает стандартный набор программ, если же «DC», то I-Shift предназначена для работы на стройплощадках. «DC» включает функции, повышающие маневренность автомобиля, в том числе программу торможения двигателем и некоторые функции, работающие вместе с EBS. У КП предназначенных для дальних перевозок, а значит, адаптированных к экономичной езде, на дисплее отображается «FE». Она включает функции, снижающие расход топлива и повышающие маневренность грузовика. В дополнение к пакету «Развозка и работа на стройплощадках» здесь будут предусмотрены функции сво-бодного качения I-Roll и Smart cruise. При работе I-Roll делитель включает нейтраль, вместо передачи на дисплее отображается N, и двигатель переходит на холостой ход. С включенным и выключенным круиз-контролем I-Roll активизируется по-разному. Если круиз-контроль активирован, функция включается при движении под уклон, когда скорость превышает заданную скорость движения на 5 км/ч и более. Выключается I-Roll, когда скорость падает ниже заданной скорости движения. Если круиз-контроль не задействован, I-Roll включится при отпускании педали акселератора, когда дорога горизонтальна либо имеет небольшой уклон.Тормозные механизмы передних и задних мостов барабанного типаИЮЛЬ 2010 РЕЙС 49 автомобилиПРЕМЬЕРАТакую лестницу bodybuilder установят в комплекте с кузовомЧтобы уложиться в стандарты Евро-5 и EEV, в Volvo применили AdBlueБаки с мочевиной, установленные на раме, могут быть разного объемаИзменили и узел крепления кронштейнов рамы с надрамникомКак видно из надписи на баке, мешать AdBlue с водой и соляркой не следуетОтверстия в раме сверлят теперь на расстоянии 50 мм друг от другаДля тяжелых режимов работы на дисплее должно отображаться «HD». Программа HD включается/выключается при нажатии и удержании клавиши E/P в течение не менее трех секунд. Выбор не отменяется даже при выключении зажигания. Если включена программа переключения HD, для трогания с места выбирается 1-я передача. То есть маневренность и комфортность оптимизированы именно для таких условий эксплуатации. Однако при движении порожняком этот пакет можно отключать в целях повышения топливной экономичности и комфортности. Есть в комплектации FMX и ГМП Powertronic полностью автоматическая 6-ступенчатая КП с плавным пе-Снизу топливные баки FMX, увы, ничем не защищены50 РЕЙС ИЮЛЬ 2010реключением передач без прерывания потока мощности. Гидротрансформатор увеличивает крутящий момент и обеспечивает плавное и уверенное трогание с места даже в неблагоприятных условиях. Шведы предусмотрели два варианта, рассчитанные на передачу моментов в 2100 и 2600 Нм. В автоматическом режиме водитель может выбрать одну из двух программ в соответствии с текущими условиями эксплуатации автомобиля: «экономия» или «эффективность». Названия говорят сами за себя. Помимо автоматических КП на FMX ставят и агрегаты с ручным управлением. Здесь есть как 9-, так и 14-ступенчатые коробки, рассчитанные на крутящий момент от 2000 до 2500 Нм. На заводе их могут оснащать коробками отбора мощности, компактными ретардерами, аварийными насосами усилителя рулевого управления, маслоохладителями и системами контроля температуры масла. Что касается дорожного просвета, то на FMX он практически не отличается от аналогичного на FM, но проходимость грузовика стала лучше за счет более высокого расположения заднегостабилизатора, переднего бампера и топливных баков. К тому же двигатель и КПП снизу закрыли стальной броней толщиной 4 мм, выдерживающей нагрузку 4,5 тонны. Только вот она не входит в стандартное оснащение – придется доплачивать. Рамы FMX изготавливают с точностью до 1,2 мм, а отверстия в лонжеронах для крепления надстроек сверлят теперь на расстоянии 50 мм. Передаточные числа ведущих мостов для Volvo FMX в неизменном виде позаимствованы у FM, но при этом объем масла в мостах стал немного меньше, в среднем на 5%, при этом межсервисные интервалы, по сравнению с предыдущей моделью FM, возросли до 10 %. К примеру, у мостов со ступичными редукторами модели RT3210 HV было 29, а стало 26,5 литра смазки, а у мостов с одноступенчатыми редукторами RS1370 HV количество смазки уменьшилось с 26 до 24 литров. Интервалы же обслуживания на новом грузовике FMX увеличились со 120 000 до 140 000 тысяч километров.Олег Прохоров ФОТО АВТОРА