14
15
16
17
экономикаБЕЗОПАСНОСТЬНедавно мы публиковали материал по повышению безопасности вождения от производителя техники. Насколько в этих программах заинтересованы автоперевозчики и как увязать их с действующим законодательством, в котором различные нормативно-правовые акты, в том числе и регулирующие пассажирские перевозки, часто противоречат друг другу?ТРИУМВИРАТценить с е г о дняшнее качество первонача льного обучения профессии водителя можно по массовым нарушениям правил дорожного движения и, как следствие, несчастным случаям в дорожнотра нспортны х происшествиях. В связи с этим вскоре экзамены на получение водительских прав будут принимать по новым требованиям: автошколы обязаны усовершенствовать техническую базу и пересмотреть типовую программу обучения. Основную причину высокой аварийности сотрудники Госавтоинспекции видят в некачественном обу чении ка ндидатов на получение водительских прав. Бесспорно, без изменения системы «гра жданин-экзамен в ГИБДД» говорить об увеличении качества первонача л ьного обу чени я профессии невозможно. Но вопросы получения водителем начальных навыков мы рассматривать не будем, а коснемся требований к процессу обучения работников, управляющих транспортным средством юридического лица, в организации, на рабочем месте. Для примера сравним аспекты контроля над обучением персонала безопаснымРЕЙС ИЮЛЬ 2010АНДРЕЙ СУДАКОВ эксперт по безопасности дорожного движенияОприемам и методам труда, безопасности дорожного движения в методике западной Системы управлени я бе зопас нос т ью труда (Safety Management Systems RequirementsSMS) и нормативных требований России. Подходы к оценке деятельности западного и российского юридического лица совершенно разные. Согласно принятым в Европе и Америке требованиям аудитор для проверки состояния процесса обучения в компании пользуется чек-листом (бланком) SMS, в котором проверяется деятельность высшего руководства организации в части выявления потребности в обучении; требований, чтобы весь персонал, включая лиц, работающих по поручению организации, обладал соответствующим образованием, обучением либо опытом; введения в действие и соблюдение процедур, когда сотрудники каждого структурного подразделения на каждом уровне организации уведомляются о важности соответствия политике и процедурам по охране здоровья и безопасности труда, требованиям SMS и так далее. Процесс обучения включает в себя распределенные роли и от-ветственности, включая общую ответственность, кто проводит обучение и кто определяет потребности в обучении с соблюдением требований законодательства и компании. Ро с с и й с к и й а у д итор (инспектор ГИБДД, Транспортной или Трудовой инспекции) в процессе проверки организации, как правило, пользуется бланком акта, содержащим информацию о подтверждении деятельности организации по обеспечению безопасности дорожного движения. Наличие необходимых документов, подтверждающих квалификационную подготовку ответственных за обеспечение безопасности дорожного дви жения. Инспектор проверяет, проводится ли стажировка водителей при приеме на работу и при пересадке на другую марку, тип ТС. Ведутся ли занятия с водительским составом по 20-часовой программе Минтранса по ознакомлению с изменениями в ПДД и нормативной документации, а также обучение оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, действиям водителя при пожаре, в случаях обнаружения взрывчатого устройства в кабине, кузове автомобиля. Для оцен-ки деятельности по обеспечению эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии необходимо на л и ч ие док ументов, подтверждающих квалификационную подготовку ответственных лиц за организацию перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ. Как видно из вышесказанного, подходы к оценке деятельности западного и российского юридического лица совершенно разные, а объяснение этому очень простое. Независимый европейский или американский аудитор дает экспертное заключение для страховой компании о состоянии SMS в организации для расчета страховых тарифов. Тогда как государственное должностное лицо в России привлекает к административной ответственности руководителей, специалистов этого юридического лица или передает материалы в прокуратуру (конечно, если не учитывать коррупционную составляющую). Сейчас в России существует достаточная законодательная база по обязательному обучению персонала, предъявляющая жесткие требования к вопросам обучения водительского состава. Во-14 первых, в любой организации перед допуском до самостоятельной работы сотрудника необходимым условием является проведение стажировки на рабочем месте, то есть обучение его безопасным приемам и методам работы на закрепляемом за ним транспортном средстве под руководством наставника, ответственного специалиста. Во-вторых, в организациях необходимо проводить обучение с водительским составом при приеме на работу и в процессе работы (ГОСТ 12.004-90). К тому же в соответствии с требованием Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об образовании» Минтрансом РФ разработана и утверждена соответствующая п рог ра м ма обу чен и я «Учебно-темати ческ ий план и программа ежегодных занятий с вод и т е л я м и а в т о т р а нспортных организаций (РД-2612710 0-1070-01)», утверждено первым заместителем министра транспорта РФ Насоновым А.П. 02.10.2001 г. Срок введения в действие 01.01.2002 г. При всей бесспорности проведения обучения с персоналом возникает конфликт интересов между «соответствующими органами государственного надзора» над обеспечением безопасной эксплуатации автотранспортных средств и бизнесом, организующим перевозку грузови пассажиров. Конфликт и з н ач а л ьно з а ложе н в программе из-за несоответствия требованиям ГОСТа 12.0.004-90 к обучению работников в организации. А именно: 1. ГОСТ (п.п. 3.2) предусматривает изу чение теорети ческого к у рса в рамках «специального учебного предмета «Охрана труда» или соответствующего раздела по спецтехнологии» в объеме «не менее 20 ч при подготовке на производстве», а программа Минтранса РФ регламентирует 17 часов теоретических занятий и 3 часа практических в области безопасности дорожного движения. 2. ГОСТ (п.п. 4.8) предусматривает изу чение теорети ческого к у рса в рамках «специального учебного предмета «Охрана труда» или соответствующего раздела по спецтехнологии» в объеме «не менее 20 ч при подготовке на производстве» «до начала самостоятельной работы», а в пояснительной записке к учебному плану и программе Минтранса РФ указано, что новые экономические условия «сформировали реальную потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанных с повышением профессионального мастерства водителя». Кроме того, конфликт интересов с государственными надзорными органами запрограммированРазделы программы Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности Раздел 2. Разбор и анализ примеров ДТП Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках Раздел 5. маршрутов движенияРеклама ИЮЛЬ 2010 РЕЙС 15 экономикаБЕЗОПАСНОСТЬне только для российских, но еще и для западных компаний, осуществляющих бизнес в России. Так как программа обучения не соответствует требованиям SMS: «Соответствие требованиям законодательства и требованиям компании (если требования компании и требования законодательства вступают в противоречие, то применяется более строгое требование). Определение пробелов в компетенциях сотрудников на основе требований к их позиции, предоставление соответствующего обучения на основе идентифицированных пробелов (процедуры обучения должны принимать во внимание различные уровни ответственности, возможностей, компетентности и риска, связанных с выполняемой работой). Пересмотр потребностей в обучении работников в случае возникновения изменения в оборудовании, процессах, системных документах или изменения в роли и ответственности. Определение эффективности обучения». Соответственно, у руководителя организации в конфликте с соответ-ствующими органами государственного надзора есть выбор: подвергнуться административному штрафу и не оплачивать навязываемые образовательные услуги (не содержать в штате специалистов) для обучения персонала по программе, не соответствующей требова ни я м Охра ны здоровья и безопасности труда. Или с применением коррупционных схем оплатить минимальную с тоимос ть док умента о прохождении персоналом такого обучения в образовательных учреждениях, рекомендуемых теми же соответствующими органами государственного надзора. В обоих случаях проигрывает бизнес проверяемой организации и общее состояние процесса обучения в стране. Однако есть и третий путь, успешно применяемый в наши дни, исключающий конфликт из-за отсутствия в процессе обучения профессии «Водитель - высшей профессиона льной категории работников» этих самых «соответствующих органов государственного надзора». Здесь участниками сторон выступают:продавец техники–работодате л ь– с т ра ховщи к. А все процессы обучения водителя высшей профессиональной категории регламентируются на договорной основе в строгом соответствии с ГОСТом 12.0.004-90, требованиями SMS и требованиями законодательных актов России в области охраны труда, пожарной безопасности и безопасности дорож ного дви жения. Каждая из сторон ставит целью получение максимально возможной прибыли от организации работ по обучению работников собственника техники. В бизнес-процессах для продавца техники она достигается увеличением объемов продаж, повышением имиджа торговой марки. Для работодателя – сокращением себестоимости перевозки грузов и пассажироперевозок. Для страховщика – снижением убыточности договора добровольного страхования. Чтобы достичь требуемого уровня компетенции водителей автопарка работодателя, сторонами процесса обучения разрабатываются и утверждаются соответствующие программы обучения.Продавец техники организует «базовое» обучение водителей работодателя безопасным приемам и методам труда по управлению конкретной маркой и моделью автомобиля. Основной документ при составлении теоретической программы «базового» обучения – «Руководство по эксплуатации…», практические занятия проводятся в процессе вождения «Test drive». Обучение проводится собственными работниками продавца техники, сертифицированными по стандартам завода-изготовителя организаций или специалистами того же работодателя. А предприятие-изготовитель, в роли которого выступает дилерский центр или российское представительство, по окончании занятий выдает сертификаты от имени заводаизготовителя о пройденном обучении и аттестации работников, соответствующие стандартам, политикам и процедурам завода-изготовителя, что подтверждает исполнение законодательных и нормативных требований РФ о необходимости соответствия программ обучения работников отраслевым стандартам.ИРИНА ИВАНОВА директор Агентства по страхованию средних предприятий РОСНО – Наша компания учитывает наличие продуманной кадровой политики у предприятий-страхователей, наши продукты предусматривают соответствующие скидки. Так, в РОСНО применяются скидки за ограничения стажа допущенных к управлению водителей. В РОСНО такие скидки достигают 30%. Речь идет о допуске к управлению ТС компании только штатных водителей со стажем во-ждения более 5 лет или сотрудников (нештатных водителей) со стажем более 5 лет и имеющих водительское удостоверение категории B и одной из категорий C, D, E. Этихводителей можно отнести к категории профессионалов, и аварийность по автопарку организации, которая привлекает на работу водителей с такими характеристиками, по нашим оценкам, будет ниже. Собственно, размер скидки отражает то, насколько, по нашей статистике, снижается аварийность парка. При заключении договора страхователю нет необходимости предоставлять какие-либо специальные документы, подтверждающие квалификацию водителей. Ограничения по допускуводителей указываются в договоре страхования. При заявлении убытка мы проверяем, отвечает ли водитель, который был в момент ДТП за рулем, критериям, указанным в договоре. РОСНО подходит к каждому корпоративному парку индивидуально и старается максимально учесть специфику каждой организации, поэтому возможны и нетиповые, не предусмотренные стандартными продуктами варианты скидок и специальных предложений. Например, недавно мы застраховали организацию,которая для всех своих водителей разработала программу по повышению водительского мастерства, рассчитанную на год, и все водители должны были ее пройти. Мы попросили у страхователя описание программы, ознакомились, и, хотя в договоре страхования нельзя указать прохождение водителями программы повышения водительского мастерства как условие страхования, при тарификации мы учли такой ответственный подход и предоставили этой компании скидку.16РЕЙС ИЮЛЬ 2010 Работодатель организует изучение соответствующих инструкций, политик и процедур по производственной деятельности, охране труда, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности на производстве в соответствии с должностными обязанностями и аттестацией рабочего места работника. Быть может, водитель будет осуществлять погрузку-разгрузку транспортного средства самостоятельно. Соответственно, до начала стажировки с ним проводят дополнительное теоретическое и практическое обучение безопасным методам труда, связанным с переносом тяжестей, особенностям работы на высоте, порядку разгрузки-погрузки и размещению грузов в кузове автомобиля, безопасному закрыванию и открыванию бортов, дверей кузова, применению специального оборудования и т. п. Программа на производстве должна предусматривать обучение безопасным методам труда не менее семи теоретических часов, а также обязательным условием дополнительного обучения сотрудника до выхода на работу является обучение по программе «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП» – три часа теории и один час практических занятий. Страховщик же организует обучение работника способам оповещения о чрезвычайных ситуациях, порядку сообщения о ДТП, пожаре, угоне, противоправных действиях третьих лиц. Порядку вызова соответствующих служб черезцентральный пульт страховщика и т. д. Этот курс занимает один час теоретических занятий. Таким образом, до работы сотрудники получают знания по безопасным приемам и методам труда по программе в объеме 20 часов теоретических и 10 часов практических занятий, совместно пров од и м ы х п р од а вцом техники, работодателем и страховщиком. В дальнейшем работник направляется к наставнику на стажировку для изучения безопасных приемов и методов труда при управлении транспортном средством в реальных условиях движения, обучению организации работ в соответствии с должностью. Результаты стажировки оформляются в установленном в РФ порядке. По результатам аттестации работнику устанавливается уровень компетенции и составляется план обучения для достижения очередного уровня компетенции, то есть план повышения квалификации с учетом учебных процессов продавца и работодателя. В аттестационную комиссию работодател я (с правом голоса) приглашаются представители продавца, страховщика, муниципальных образований и контролирующих органов. Работодатель может установить следующие уровни компетенции работников: водитель-стажер, водитель с незначительным опытом работы, водитель с устойчивыми показателями работы, водитель с выдающимися показателями работы (профессионал, водитель-наставник, лучший водитель года).ИЮЛЬ 2010 РЕЙС 17Реклама