58
59
60
61
62
63
64
автомобилиМИХАИЛ ПОЧУКАЕВПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТКОРОЛЕВСКИЙ РЕЙС На сегодня по России проложено огромное количество междугородных автобусных маршрутов, протяженность которых нередко переваливает за тысячу километров. На таких расстояниях комфорт пассажира стоит на первом месте, ведь в противном случае перевозчик рискует остаться без клиентов – железная дорога и авиация не дремлют. Как обеспечить этот пресловутый комфорт? Если посмотреть на автобусный парк, то несложно заметить, что большинство междугородных автобусов – это58 РЕЙС НОЯБРЬ 2010Автобусы King Long все больше завоевывают российский рынок, приманивая перевозчиков привлекательной ценойкитайского производства. Чем же они привлекают перевозчиков? В первую очередь, конечно, ценой, ведь средний китайский автобус дешевле процентов на 30 даже российской машины, а комплектация при этом явно богаче. Тем интереснее было познакомиться с детищем одного из лидеров китайского автобусостроения – автобусом King Long XMQ6127C. Примечательно, что какого китайского производителя многоместных пассажирских машин не возьмешь – все себя позиционируют лидерами,бывшие в употреблении европейцы. Neoplan, Setra, Van Hool – вот далеко не полный список марок, бороздящих просторы нашей Родины. Секрет их прост: высокий уровень комфорта для пассажиров при относительно невысокой стоимости бывших в употреблении машин. Но прогресс не стоит на месте: ужесточаются экологические стандарты, введены ремни безопасности для междугородных автобусов, повышаются пошлины на бэушную технику. И вот все чаще на протяженных маршрутах стали попадаться автобусы KING LONGВ профиль хорошо заметна большая высота оконных проемов: внешне красиво, на практике не всегда удобноДля вещей пассажиров предусмотрены вместительные багажные отсекиСзади симпатичные треугольные фонари и россыпь контурных огнейНесмотря на серьезную обработку кузова, коррозия на нем – не редкостьДля комфортного входа в автобус предусмотрены выдвижные ступенькиу всех объем производства за 10 тысяч автобусов в год, и все готовы завалить своей продукцией весь мир. Но мало кто может похвастаться действительно богатой историей производства – такой, как у King Long. Первый автобус под этим логотипом был выпущен в 1988 году. Может показаться, что не так уж и давно, но не стоит забывать, что в то время еще не существовало многих привычных нам российских автобусных производств: ни ГолАЗа, ни НефАЗа, ни МАРЗа. К тому же King Long принимает активное участие в различных европейских выставках: ганноверской IAA, BusWorld в Кортрейке, где отечественные производители присутствуют разве что в качестве посетителей. Кроме того, как ни парадоксально, но King Long имеет реальный опыт продаж своих машин в Европе, в том числе и Западной. Китайские автобусы стали прода-ваться в Италии и Венгрии, потеснив местные заводы. А в гамме выпускаемых моделей есть нехарактерные для Китая полностью низкопольные сочлененные машины с задним расположением двигателя. Это дорогие автобусы, построенные на европейских агрегатах, – для олимпиады в Пекине King Long построил ни много ни мало 6000 единиц такой техники. Самая массовая в России модель XMQ6127C, о которой и пойдет речь, не из тех, что покоряет мировые автоподиумы и продается в Европе. Этот автобус можно позиционировать как бюджетную модель для туристических и междугородных перевозок – именно такие машины составляют конкуренцию подержанным экземплярам европейских марок и новым моделям отечественного производства. В чем преимущества и недостатки King Long?Тело и чревоУ King Long цельнометаллический стальной кузов, для автобусов такого класса эта схема признана оптимальной. Тем более что, по заверениям китайцев, несущую ферму кузова купают в ваннах катафорезного грунтования. Но не полностью, а, по всей видимости, только нижнюю его часть и без обшивки. Несмотря на это, у совсем новых автобусов нижние элементы фермы быстро покрываются ржавчиной. Наружная обшивка также стальная и также не особо качественно изготовлена – листы металла как будто выпиливали вручную, ножовкой. Кроме того, алюминиевые крышки и лючки сделаны неаккуратно, с большими неровными зазорами-щелями. Зато крышки багажных отсеков выполнены с открыванием, параллельным кузову.НОЯБРЬ 2010 РЕЙС 59 автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТБагажные полки вместительные, радует и качество примененных материаловРабочее место водителя с традиционной китайской отделкой «под дерево», удобно расположиться здесь сможет водитель любой комплекцииДоступ к бачку стеклоомывателя через лючок в передней панелиОсвещение в виде световых линий не «режет» глаз пассажирамНаличие ремней безопасности обязательно для междугородных автобусовНад водителем находится персональный блок управления кондиционеромНи для кого не секрет, что производители из Поднебесной традиционно брали не качеством, а комплектацией, и тут King Long есть чем похвастаться. Вместо одинарных стекол, коими грешат некоторые корейские производители, здесь по кругу стоят стеклопакеты. Причем и сами пакеты качественные, и вклейка без нареканий. В базовой комплектации – кондиционер, а помимо него еще и два вентиляционных люка. Не обделены вниманием и пассажиры: их сиденья очень удобные, а угол наклона спинки регулируется нажатием одной из двух податливых кнопок. Другая позволяетПассажирские блоки освещения и вентиляции на вид приятнее, чем на ощупь60 РЕЙС НОЯБРЬ 2010выдвинуть сиденье на 10 см в проход. Для совершения этого действия не нужно вставать и с силой дергать сиденье в сторону, как на некоторых российских автобусах, оно перемещается очень легко и также легко возвращается в прежнее положение. Приятное впечатление от кресел портит, как ни странно, подножка. Если она опущена, то стопа пассажира, сидящего у прохода, упирается в опору впереди стоящего кресла. Пассажиры, сидящие у окон, тоже лишены доли комфорта, ведь оконная линия автобуса проходит слишком низко, и облокотиться на «подоконник», увы, не удастся. Материалы отделки салона приятны на ощупь, на мгновение появляется ощущение, что находишься в салоне автобуса топ-класса. С небес на землю возвращают индивидуальные блоки вентиляции и освещения. Они выполнены из отвратительно скрипучей и, кажется, очень ненадежной пластмассы. При моей попытке изменить по-ток воздуха дефлектор упрямо застыл в одном положении, после чего прикасаться к нему отпало всякое желание. Скрасить досадные недочеты салона призваны два жидкокристаллических монитора, подсоединенные к DVDплееру. У King Long они в стандарте, тогда как на европейских и российских автобусах обычно это платная опция. Кстати, в качестве опций производитель предлагает туалет, холодильник, мини-кухню, микроволновку и центральную систему смазки. Если честно, в базовой комплектации хотелось бы видеть холодильник. Китайцы, наверно, не были бы самими собой, если бы в оформлении рабочего места водителя отсутствовал стилизованный под дерево пластик. Здесь он есть. Кресло водителя перемещается в огромных диапазонах, а его подвеска имеет регулировку по весу. Рулевая колонка меняет положение по высоте и по углу наклона. Да и к кнопкам тянуться не придется: все KING LONGТехнические характеристики Длина/ширина/высота, мм 12 000х2500х3755 Колесная база, мм 6350 Пассажировместимость, чел. 45/47/49 Шины 12R22,5 Двигатель Cummins ISLe300 30, Cummins ISLe+ 300 Cummins ISMe335 30 Двигатель, рабочий объем, л 8,8 10,8 Мощность, л. с. при об/мин 301/320 при 2200 335 при 1900 Крутящий момент, Н.м при об/мин 1250 при 1200-1600 1410 при 1200-1600 Сцепление GMF-430 сухое однодисковое Коробка передач ZF 6S-85ТА механическая с ручным приводом Ведущий мост Dongfeng, ГП гипоидная с отношением 3,7 или 3,9 Турбокомпрессор Holset HB40W Holset HX55W Топливная аппаратура Cummins Common Rail SC9429 Cummins Select Unit Injection SC20202 Диапазон передаточных чисел 0,83-6,75 коробки передач передняя подвеска пневматическая, независимая, передние тормозные механизмы Ходовая часть дисковые; задняя подвеска пневматическая, зависимая, тормозные механизмы барабанные; автобус оборудован АБС Объем топливного бака, л 350-400 Объем багажных отсеков, м3 9,0 или 7,2 при наличии спального места водителя Цена, руб. от 4 300 000Элегантный поручень на входе не перекрывает доступ к монтажному блокуВ аккуратно скомпонованном монтажном блоке есть даже огнетушительЭто, конечно, не мини-кухня, но в дальней дороге аппарат нелишнийВ крышевые люки китайцы любят встраивать вентиляторыони расположены неподалеку. Рычаг коробки тоже под рукой, а то, что она механическая, для междугородного автобуса совсем не страшно. Из приятных мелочей стоит отметить две камеры видеонаблюдения. Одна традиционно заднего вида, другая установлена в салоне и смотрит на проход возле второй двери. Причем при включении задней передачи задняя камера включается автоматически. Трансляция сигнала либо с одной, либо с другой камеры идет на небольшой экран на приборной панели. Полезность таких девайсов небесспорна, но раз уж за них не нужно доплачивать, то пусть будут. Еще одно сомнительное техническое решение внедрено инженерами в алгоритм работы дверей. Их невозможно открыть, если автобус не поставлен на «ручник». Кому-то может показаться, что в этом нет ничего плохого, ведь забота о безопасности пассажиров налицо. Тогда почему при отключе-нии стояночной тормозной системы двери King Long автоматически закрываются? Так можно и прищемить кого-нибудь по неосторожности.Сердце – пламенный моторДвигатель у 12-метрового автобуса туристического класса по традиции расположен в заднем свесе. Иную компоновку у современных автобусов такого класса встретить сложно. Там установлен один из трех предлагаемых двигателей марки Cummins: ISLe 300 30, ISLe+ 300 или ISMe 335 30. Все они отвечают экологическим требованиям Евро-3 и, по заверениям китайцев, изготавливаются в Великобритании. Это большой плюс, потому что, в отличие от китайских моторов, английским разрешено проводить капитальный ремонт. В частности, имеются отметки ремонтных размеров на коленчатых валах. Разумеется, замена мокрых гильз блока также возможна. Все двигатели рядные, 6-цилиндро-вые, отличия – в настройках и рабочем объеме. В России наибольшее распространение получили ISLe 300 30 мощностью 300 лошадей и более крупный 335-сильный ISMe 335 30 с чугунными блоками и головками, электронной системой топливоподачи Common Rail и турбонаддувом с промежуточным охлаждением. Двигатели, по отзывам эксплуатационников, вполне надежные и неприхотливые. Кстати, степень сжатия у этих дизелей не очень большая:Зимой за комфортную температуру в салоне отвечают калориферыНОЯБРЬ 2010 РЕЙС 61 автомобилиЦены на запчасти Наименование запчасти Фильтр воздушный Фильтр масляный Фильтр тонкой очистки Термостат Корзина сцепления Ведомый диск сцепления Выжимной подшипник сцепления Пневмогидроусилитель сцепления Трос привода коробки передач Тормозной барабан/диск передний Тормозной барабан/диск задний Тормозные колодки на переднюю ось Тормозные колодки на заднюю ось Задний тормозной цилиндр Подшипники передней ступицы (комплект на колесо) Подшипники задней ступицы (к/к) Амортизатор передний Шпилька колесная задняя Гайка колеса Сальники разные Стекло лобовое Стекло боковое Фара в сборе Фонарь задний Указатель поворотовПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТРозничная цена, руб. с НДС 1700 2100 500 2000 13 500 8000 4000 6000 9000 9000 8500 2600 3000 4500 3900 3300 6000 150 50 250 33 000 28 000 4500 1800 250Рядный шестицилиндровый Cummins установлен продольно, при этом в моторном отсеке просторно, обслуживать и ремонтировать будет удобноНа всякий случай предусмотрена и автоматическая система пожаротушенияЗапаска хорошо поместилась на днище, но вытаскивать ее неудобноЛюк слева в заднем свесе открывает доступ к глушителю и компрессоруПри поднятой крышке моторного отсека двигатель заводится только отсюда16,5 у ISMe 335 30 и 17 у ISLe 300 30. Кто знает, может быть, именно этот фактор оказывает влияние на общую надежность агрегатов, ведь при изготовлении деталей требуется меньшая точность. Однако у унифицированных по конструкции двигателей разные комплектующие: отличаются системы топливоподачи, применяются различные турбокомпрессоры. На дизеле меньшего объема устанавливают Holset HB40W, а на большем применен компрессор Holset модели HX55W. Обе турбины надежны, если не забывать вовремя менять масло в двигателе.От мотора к колесамУ King Long XMQ6127C сцепление весьма распространенной модели Sachs GMF 430, подобные агрегаты62 РЕЙС НОЯБРЬ 2010устанавливаются и на европейские грузовики, и на автобусы. Это современное однодисковое сухое сцепление с дистанционным пневмогидравлическим приводом. А производится оно в Германии и во многом поэтому нареканий не вызывает. Хотя на родине автобуса местные производители уже научились делать аналоги этого сцепления, но, видимо, их качество до немецкого пока не дотягивает. Свидетельство тому – самосвалы из Поднебесной: их сцепление чуть ли не самый проблемный агрегат. Нет претензий и к коробке передач – она механическая, 6-ступенчатая. Несмотря на то, что КП носит марку ZF, выпускается она в Китае. Диапазон передаточных чисел от 6,75 до 0,83, соответственно, пятая передача прямая. Числа подобраны грамотно, потому водителю неприходится жечь сцепление в городских пробках, а на загородной трассе КП позволяет экономить литр-другой. Поскольку коробка расположена в корме, ей необходимо дистанционное управление – китайцы сделали его тросовым. Ведущий задний мост King Long произведен на заводе Donfeng, даже по названию понятно, что это в Китае. Его главная передача одноступенчатая, гипоидная, с центральным расположением редуктора. Как ни странно, но есть вариант установки немецких мостов ZF, однако с ними автобус существенно дороже, и потому в России такие машины – большая редкость. Передаточные числа главной пары могут быть 3,7 или 3,9 – с любым из них King Long легко разгонится до заявленных 120 км/ч. KING LONGМнениеЕРМОШКИН АНДРЕЙ, индивидуальный предприниматель, г. Чебоксары – На автобусы King Long выбор пал, потому что они подходили по классу и цене. Какой еще новый туристический автобус можно взять за такие деньги? Мы приобрели два автобуса модели XMQ6127C и, надо сказать, покупкой довольны. Эти автобусы, пожалуй, одни из лучших среди китайских: по крайней мере, не хуже, чем Yutong или Zonda. За два года машины прошли по 600 тыс. км. Очень солидный пробег с учетом того, что машины работают в России, а дороги у нас, как известно, далеки от идеала. И проблем с машинами практически нет, подвеска отлично справляется с нашими дорогами, двигатель и коробка тоже исправны, без нареканий. Есть, конечно, и минусы. Кузов обработан плохо, покраска так себе: за два года автобусы стали выглядеть как машины постарше. Правда, это касается именно двухлетних машин, а новые уже лучше обработаны, скорее всего хорошо держаться будут. Сиденья у китайцев получились неудачные, очень быстро продавились, хотелось бы, чтоб их ресурс был больше. Даже сайлентблоки реактивных штанг в подвеске отходили 600 тыс. км – пока не меняли. Будем ли покупать такие автобусы в будущем? Время покажет, а так… Почему бы и нет. Автобусы неплохие, своих денег точно стоят. За те два года, что они работают на маршруте Чебоксары-Москва, успели себя окупить и начали приносить прибыль. И пассажиры довольны – они едут на новом современном автобусе, а не на каком-нибудь старинном «Икарусе». В общем, если соберемся брать новых «китайцев», то в первую очередь о King Long подумаем.Отопитель Spheros располагается в просторном отсеке – почти котельнаяСейчас вроде уже другие стали ставить, говорят, что будут долговечные. Китайцы вообще очень быстро развиваются, пока наши запустят в серию «Волжанин Дельфин», в Поднебесной десяток совершенно новых моделей успеют на рынок вывести. В принципе пока также остается проблема нехватки запчастей, но, к счастью, они King Long нужны не очень часто.Путаницу проводов в отсеке АКБ вряд ли можно отнести к плюсамЭлектрика – слабая сторона King Long, да еще и маркировка иероглифамиСзади справа расположен радиатор, исполняющий свои функции исправноДоступное из канавыСтранно было бы предположить, что подвеска сделана где-нибудь за пределами Поднебесной. Конечно, она тоже китайская, но лицензионная, разработанная фирмой Corpco. В России эта фирма не очень известна, но ее «плоды» наводят на мысль, что инженеры там трудятся толковые. Мощные рычаги задней подвески крепятся к кузову в четырех точках, а направление движения подвески задается реактивными штангами, прикрепленными к кузову через сайлентблоки. При этом амортизаторы и пневмобаллоны легкодоступны для обслуживания. Передняя подвеска у XMQ6127C еще интереснее, она у него независимая. Собственно, ее схема также незамысловата и схожа с той, которая применяется на Scania OmniExpress. Пневмо-подушки убраны наверх, практически под пол пассажирского салона, а роль направляющих играют А-образные рычаги. Все сделано грамотно, вот только где же стабилизатор поперечной устойчивости? Во всех рекламных проспектах и даже одобрении типа он афишируется, а на практике обнаружен не был. Говорят, что на машинах с мостами ZF эта деталь точно есть, но что толку, если такие мосты практически не встречаются в нашей стране? А ведь для высокого туристического автобуса стабилизатор устойчивости вещь далеко не бесполезная. Хорошо, что не стали изобретать велосипед в тормозной системе, она всетаки за безопасность отвечает. У King Long традиционный пневматический тормозной привод рабочей тормозной системы и не менее традицион-ные пружинные энергоаккумуляторы стояночной. К изюминкам автобуса с натягом можно отнести передние дисковые тормоза – китайцы все-таки чаще используют барабаны. Барабаны у XMQ6127С только сзади. Отрадно, что прогресс не обошел стороной автобус из Поднебесной, здесь в добавок к обязательной ABS работает система ASR. С нашим климатом она совсем не будет лишней. Помимо тормозов на безопасность оказывает значительное влияние рулевое управление. Впрочем, и оно неприятными сюрпризами не огорчает. Рулевой механизм типа «винт-гайкарейка-сектор» носит марку ZF, но, как и коробка передач, это лицензионный узел, произведенный в Китае. Снизу сразу заметно, что поперечная рулевая тяга прохоНОЯБРЬ 2010 РЕЙС 63 автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТДизайн передней маски King Long по-китайски незамысловатКороткий карданный вал передает крутящий момент гипоидной главной передаче. Поберечь тормозные колодки поможет электромагнитный ретардерФильтр с влагоотделителем расположен снизу, а доступ к нему свободныйНезависимая передняя подвеска – гарант высокой плавности хода автобусаСайлентблоки реактивных штанг задней подвески менять нужно нечастодит выше балки моста. С точки зрения безопасности очень правильное решение – сразу на память приходят НефАЗы, у которых рулевой тягой определяется клиренс.ИтогоХороший или плохой получился King Long – вопрос непростой. Особенно в свете последних событий, когда на подержанные автобусы вводятся все новые пошлины. Возможно, вскоре эксплуатацию автобусов старше 15 лет и вовсе запретят на законодательном уровне. В этой ситуации мелким и средним транспортным компаниям потребуются новые машины. В чью сторону склонится чаша весов при выборе автобуса – будет ли это китайский или отечественный, а может быть, европейский образец – покажет время. Но уже сегодня понятно, что туристические и междугородние модели из Поднебесной почти по всем пунктам обходят продукцию нашихЭнергоаккумуляторы задних тормозов удачно скомпонованы с подвескойавтобусных заводов. Ведь за те деньги, что просят за туристический King Long, у отечественных производителей можно выбрать разве что междугородник в базовой (пустой) комплектации. Российские аналоги восточных туристов стоят на 2-2,5 млн. рублей дороже, а значит, помимо цены и соревнование по комфортабельности китайцы выигрывают вчистую. Да, сегодня еще можно говорить, что по качеству отечественные образцы немного превосходят китайские, но скорость, с которой китайцы исправляют свои ошибки, впечатляет. И в этом им помогают европейские коллеги, организовывая на территории Китая различные СП. Не исключено, что через несколько лет основными автобусами на наших трассах станут китайские. Утешает только то, что пассажиры и эксплуатационники от этого ничуть не проиграют.ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАЗадние пневмоподушки с защитой от камешков, летящих из-под колес64 РЕЙС НОЯБРЬ 2010