72
73
автобазаШИНЫИЗО ВСЕХ СИЛСуществует жесткая зависимость между скоростью движения автомобиля и нагрузкой, приходящейся на его шины. То есть, снизив скорость движения, теоретически можно увеличить массу перевозимого груза без отрицательных последствий для покрышек. Однако стыкуется ли теория с практикой?Максимальные значения скорости и допустимой нагрузки указываются производителем шины на ее боковине в виде буквенного индекса и комбинации из двух или трех цифр соответственно. Данные технические характеристики также прописаны и в каталоге продукции. Для большинства перевозчиков содержащаяся в сопроводительных документах информация, увы, часто ни о чем не говорит. Для них важны размеры шины и цена. А ведь элементарные знания о зависимости между индексами скорости и нагрузки позволят не только грамотно эксплуатировать шины, обеспечивая отработку ими заложенного ресурса, но и эксплуатировать машину с перегрузом, без существенного ущерба для покрышек. Воздействие перегруРЕЙС НОЯБРЬ 2010за на сам автомобиль в данном случае мы не рассматриваем, так как это тема отдельного разговора.Тише едешь – больше грузишьКаждый производитель автомобильных шин сопровождает свою продукцию рекомендациями по ее грамотной эксплуатации. Компания Goodyear специально для перевозчиков разработала таблицу взаимодействия параметров нагрузки и скорости, с которыми можно безопасно эксплуатировать шины. Простейший анализ приведенной в таблице зависимости показывает, что чем выше допустимая скорость, тем меньше несущая нагрузка покрышки и наоборот. Иными словами, скорость, а именно возникающие при вращении колеса центробежные силыи термическая нагрузка, вызванная внутренним трением в шине, существенно нагружают покрышку. Движение автомобиля с превышением предельно допустимой скорости (по маркировке шины) или перегруз приведут к ослаблению силового каркаса покрышки, его разрушению и взрыву шины. Попробуем на конкретном примере разобраться, как работать с таблицей. Допустим, автомобиль обут в шины с индексом скорости «К». Это означает, что максимальная скорость, с которой может эксплуатироваться данная шина, составляет 110 км/ч, а максимальная нагрузка не должна превышать указанную, обозначенную на шине в виде цифрового кода. При этом будет соблюдаться баланс между скоростью и нагрузкой, а значит, шина будет работать в нормальных условиях и выходит заложенный производителем ресурс. А теперь представим ситуацию, при которой масса перевозимого груза превышает допустимую на 10% и, соответственно, на столько же перегружены шины. Такая ситуация может произойти, например, если оператор экскаватора от души насыплет песка в кузов самосвала – ну не сгружать же водителю лишний груз лопатой. Время – деньги, а число ходок с грузом72 ИнформацияДЕНИС ДАВЫДОВ менеджер проекта по сервисным станциям Truck Force ООО «Гудиер Раша» – Шины разрабатываются и изготавливаются с учетом максимальной скорости, при которой допустима их эксплуатация, а также определенной нагрузки, которую они будут нести. Превышать эти предельные значения категорически запрещается. Даже кратковременный перегруз шины негативно воздействует на каркас, брекеры и другие силовые части шины, снижая ресурс покрышки. Для того чтобы эксплуатировать шину с более высокой нагрузкой, необходимо не только снизить скорость, но и увеличить на строго определенную величину давление в ней. Это очень важно, так как именно воздух и есть та самая пружина, которая несет на себе всю нагрузку. Если внутреннее давление в шине не будет соответствовать приходящейся на нее нагрузке, то шина деформируется, ее каркас будет работать с большими изгибающими силами, а пятно контакта, от которого во многом зависят тягово-сцепные характеристики, управляемость и тормозной путь, будет далеко от оптимального. Соответственно, и машина будет вести себя неадекватно, особенно на мокрой, скользкой или заснеженной дороге. График, демонстрирующий зависимость ресурса шины от давления воздуха в ней, напоминает перевернутую параболу. Верхняя ее точка есть оптимальное давление при конкретной нагрузке, а значит, при соблюдении данного соотношения ресурс шины будет максимальным. Но стоит перекачать или не додать давления в шину, как скорость износа станет увеличиваться согласно зависимости, заданной левой или правой ветвями графика. И чем больше или меньше давление в шине по отношению к номинальному, тем интенсивнее будет изнашиваться покрышка.Сверхширокие шины имеют большой индекс грузоподъемности и......способны заменить собой классическую двухскатную ошиновкунапрямую влияет на прибыль перевозчика. Итак, чтобы не повредить шины, необходимо скорректировать (в нашем случае уменьшить) скорость движения автомобиля и увеличить давление в шинах. По таблице находим ближайшее значение перегруза – 12% и смотрим значениемаксимальной скорости и давления в шинах, соответствующие данной нагрузке. В нашем случае это 50 км/ч и + 8% давление в шинах. Другая ситуация: перевозчику необходимо перевезти тяжелый, неделимый груз на короткое расстояние, при этом перегруз шин составитКорректировка давления воздуха в шинах (%) +40 +40 +30 +25 +21 +17 +13 +11 +10 +9 +8 +7 +6 +4 +2 +1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0Зависимость нагрузки, скорости и давления в шине Индекс скорости (км/ч) 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 105 110 115 120 125 130 F (80) +150 +110 +80 +65 +50 +35 +25 +19 +15 +13 +12 +11 +10 +7,5 +5 +2,5 0 G (90) +150 +110 +80 +65 +50 +35 +25 +19 +15 +13 +12 +11 +10 +8,5 +7 +5,5 +4 +2 0 J (100) +150 +110 +80 +65 +50 +35 +25 +19 +15 +13 +12 +11 +10 +8,5 +7 +5,5 +4 +3 +2 +1 0 K (110) +150 +110 +80 +65 +50 +35 +25 +19 +15 +13 +12 +11 +10 +8,5 +7 +5,5 +4 +3 +2 +1 0 0 0 L (120) +150 +110 +80 +65 +50 +35 +25 +19 +15 +13 +12 +11 +10 +8,5 +7 +5,5 +4 +3 +2 +1 0 0 0 0 0 M (130) +150 +110 +80 +65 +50 +35 +25 +19 +15 +13 +12 +11 +10 +8,5 +7 +5,5 +4 +3 +2 +1 0 0 0 0 0 0 050%. Находим в таблице соответствующее значение и определяем максимальную скорость, с которой может быть произведена перевозка, – 20 км/ч. При этом давление в шинах придется увеличить на 21%. Одним словом, если возникла необходимость перевезти тяжелый груз, но нет транспорта, который бы смог взять его на борт, можно рассчитать «запас прочности» шин, в которые обута имеющаяся в распоряжении машина, и, не рискуя повредить покрышки, осуществить перевозку.Денис БоровицкийНОЯБРЬ 2010 РЕЙС 73