автобазаРЕМЗОНАОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ЗАМЕНЫПроточить тормозные диски гораздо дешевле, чем купить новыеПоявление осевого биения тормозных дисков почти неизбежно при эксплуатации автомобилей с интенсивными торможениями, что типично для России с ее нервной обстановкой на дорогах. Коробление от перегрева, резкого охлаждения при попадании воды из лужи, неравномерный износ, и, как результат – диск, выписывая «восьмерку», постоянно разводит колодки в стороны, увеличивая свободный ход педали и снижая эффективность тормозов. При диагностике в дилерском техцентре обычно выносят вердикт: диски под замену. Что, в общем-то, справедливо, ведь безопасность превыше всего. А вопль отчаяния владельца, услышавшего цену пары оригинальных дисков, например, на Mercedes-Benz Actros, 22 000 рублей, «официалы» обычно парируют поговоркой: любишь кататься – люби и саночки возить! Между тем есть гораздо более дешевое решение проблемы – проточить торцевые поверхности дисков, восстановив перпендикулярность их плоскостей к оси вращения. Сделать это можно несколькими способами. Самый примитивный, требующий из оборудования лишь списанного из учебного класса ПТУ токарного станка предусматривает снятие диска со ступицы. Это долго, трудоемко и, главное, неэффективно, ведь после монтажа диска на ступицу вероятность осевого биения остается – уложиться в норму не более 50 микрон практически невозможно. Кстати, если биение диска вызвано еще и деформацией самой ступицы, что на наших ухабистых дорогах происхоРЕЙС НОЯБРЬ 2010дит нередко, то и новенький диск покажет «восьмерку». После чего дилерский сервис накинет вам в счет еще десяток тысяч рублей за новую ступицу. Другой способ – оставить диск на машине и проточить его резцом, закрепленным на месте тормозного суппорта. Результат будет хороший, и даже дефект ступицы компенсируется строго перпендикулярной оси вращения обработкой диска. Но трудоемкость тут еще выше, чем при первом способе. Особенно если у вас в парке машины разных марок и моделей, ведь придется изготавливать индивидуальные адаптеры для установки металлообрабатывающей оснастки на проушины крепления суппорта. И, наконец, самый прогрессивный способ – применить специальную установку для проточки тормозных дисков, позволяющую не снимать с машины ничего. Если таковая с ручной настройкой, то перевозчику придется держать в штате ремзоны весьма квалифицированного специалиста (а точнее, удерживать его методом «пряника»), которому не свойственна даже малейшая дрожь рук. Ибо рядовой автослесарь, пусть даже вполне толковый и старательный, неизбежно наломает дров. Если он, конечно, не подрабатывает в свободное время лекальщиком 8-го разряда или снайпером.Характеристики установки Pro-Cut Максимальная толщина диска, мм Минимальная толщина, мм Максимальный диаметр диска, мм Минимальный диаметр диска, мм Максимальная глубина точения (на сторону), мм Минимальная глубина точения (на сторону), мм Мощность мотора, Вт 44 5 437 102 0,38 0,06 75Комплект поставки оборудования Установка Pro-Cut на подвижной стойке Адаптеры для вращения ступиц автомобилей разных марок и моделей Специнструмент и крепеж Набор трехгранных резцов (10 шт.)К счастью, рынок предлагает и спецоборудование с автоматической настройкой. Например, производства американской фирмы Pro-Cut International, представленной в России компанией «Барклай Холдинг». С таким привести в порядок тормозные диски сможет практически любой автомеханик. Благодаря наличию гироскопического датчика и исполнительных механизмов компьютер установит резцы в нужное положение в течение 20-40 секунд, а погрешность составит не более одного микрона. Это на порядок меньше допуска, с которым диски вытачивают на заводе-изготовителе. Ступицу вращает электромотор. Разумеется, при этом используется специальный переходник с тем же параметром PCD, как и на применяемых на данном автомобиле колесах, то есть соответствующий по диаметру резьбы крепежных шпилек и диаметру окружности их расположения. Время ремонта одного диска – около 10 минут, при этом он становится тоньше всего на 0,2-0,3 мм, что ощутимо меньше его естественного износа между заменами комплекта колодок. Вот почему некоторые автомобильные фирмы, официально рекомендующие своим авторизованным сервисным центрам приобретать оборудование Pro-Cut, советуют протачивать диски при каждой замене колодок. При этом упрочняются рабочие поверхности дисков, и до минимума сокращается время приработки колодок. При наличии в парке уже десятка автомобилей с ежегодными пробегами около 100 000 км оборудование Pro-Cut должно окупиться менее чем за два года, ведь комплект стоит всего 270 000 рублей.Антон Уткин68