36
37
38
39
40
41
42
43
44
УСТРОЙСТВО ДБТО/ПОБИЛЯПроф. Е. ЧУДАКОВ Статья четвертаяРАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1. Клапанное, гильзовое и золотниковое распределения двигателяшая таким образом трение между этими деталями. Ролик 1 вращается на оси 3, имея здесь для уменьшения трения втулочку 2. Между толкателем 4и клапаном 5 за время, когда клапан закрыт, должен существовать небольшой зазор. Этот зазор необходим для того, чтобы при нагревании клапана, при котором происходит его удлинение, клапан не оперся на толкатель, так как в этом случае не получится плотного прилегания клапана к его рабочей поверхности—седлу. При длительной работе клапана и при износе его седла клапан несколько перемещается вдоль своей оси; для того, чтобы при этом зазор между клапаном и толкателем сохранить постоянным, толкатель имеет видимый на фиг. 1 механизм для регулировки этого зазора. Винт 4, толкающий непосредственно клапан 5, ввернут в тело толкателя, и, повертывая его, можно изменять зазор; для того, чтобы на ходу двигателя он не мог отвернуться, имеется контргайка 6. Толкатель клапана ходит в направляющей, которая и воспринимает все боковые силы, появляющиеся при набеге кулачка на ролик. Клапан 5 также движется в направляющей 9, которая вставляется в цилиндре 12 и может быть сменена после получения большого износа . Когда клапан сидит на своем седле, он прижимается к нему пружиной 14, чем и достигается необходимая, герметичность клапана. П ружина 14 верхним своим концом опирается на плоскость цилиндра, а нижним на шайбу 7, которая закреплена на клапане при помощи разрезной втулочки 8. В дальнейшем отдельные детали клапанного механизма будут рассмотре ны более подробно и будут привеФиг. 2ВСТАТЬЕ второй „Устройство автомобиля" нами был рассмотрен рабочий процесс автомобильного двигателя. Для правильного протекания этого процесса полость цилиндра необходимо в определенные моменты соединять или с карбюратором двигателя для наполнения цилиндра свежей смесью, или с выхлопным трубопроводом для очищения цилиндра от продуктов сгорания. Механизм, служащий для выполнения этой задачи, называется распределительным механизмом двигателя, или просто распределением двигателя. В современных автомобильных двигателях употребляются три основных типа распределительного механизма: клапанный, гильзовый и золотниковый. Наибольшее и почти исключительное распространение имеет клапанный механизм, как наиболее простой и надежный в работе. В статье второй при рассмотрении рабочего процесса двигателя нами уже были описаны осн овн ые части клапанного механизма распределения и способ его действия. На фиг. 1 настоящей статьи этот механизм представлен более подробно. Здесь кулачковый вал 10, приводимый в движение от коленчатого вала, имеет кулачки 13, которые и управляют клапанами 5. На фиг. 1 правый клапан является выхлопным, левый же клапан — всасывающим. Кулачок 13 при своем вращательном движении приподнимает толкатель 4, который в свою очередь приподнимает клапан 5и держит его поднятым в течение определенного времени,необходимого для правильного протекания рабочего процесса двигателя. Толкатель 4 имеет снизу ролик 1, ко13 10 13 торый и бежит по кулачку 13, уменьФиг. 136 дены конструкции этих деталей, наиболее употребительные в современных автомобильных двигателях. На фиг. 2 схематически представлено устройство гильзового распределения двигателя системы „Найт". Здесь в цилиндре А движутся одна в другой две гильзы: наружная Ви внутренняя Б. Внутри последней гильзы движется поршень. Гильзы БиВ приводятся в движение через посредство маленьких шатунов Ги Д, которые своими нижними головками охватывают шейки распределительного ралика Е. Таким образом,в данной конструкции распределительный валик не имеет на себе кулачков, а имеет вид коленчатого вала с числом шеек вдвое большим, чем число шатунных шеек у коленчатого вала К двигателя. Вертикальное перемещение гильз равняется примерно 20% хода поршня. Сверху цилиндр имеет от'емную крышку И, которая своей цилиндрической частью входит во внутреннюю гильзу Б. Внутренняя и наружная гильзы имеют по своей окружности окна, которые и служат для впуска свежего газа и выпуска продуктов сгорания. На фиг. 3 дан общий вид этих гильз, которые представляют собой тонкостенные трубы с утолщением внизу ис ушком для захвата гильзы шатуном. В верхней своей части они имеют окна —внуФиг. 3 тренняя гильза на одной высоте, а наружная гильза лРна разной высоте: впускные окна выше выпускных. При помощи распределительного валика Еи шатунов ГиД гильзы приводятся в движение, и в момент, необходимый для протекания рабочего процесса двигателя, окна гильз встречаютсяФиг. 5Фиг. 4и соединяют полость цилиндра или с карбюратором, или с выхлопной трубой. При дальнейшем движении гильз окна закрываются и от'единяют полость цилиндра от соответствующих трубопроводов. На фиг. 4 и5 представлен общий вид деталей двигателя, имеющего гильзовое распределение. Иногда употребляются конструкции гильзового распределения с одной гильзой. Однако при этом надежность действия такого распределения получается меньшей, и поэтому оно употребляется значительно реже, чем распределение с двумя гильзами. В одногильзовом распределении гильза получает обычно не только поступательное движение,- но и вращение около своей оси. Один из видов золотникового распределения (система „Даррак") представлен на фиг. 6. Кривошипный механизм двигателя имеет нормальную форму; перпендекулярно оси цилиндра расположен круглый золотник К, имеющий видимую на фиг. 6 прорезь. Золотник К приводится во вращательное движение от коленчатого вала таким образом, что при определенном положении поршня прорезь золотника К занимает определенное положение и соединяет полость цилиндра или с выхлопным отверстием, или с трубопроводом Б, ведущим к карбюратору. На левой схеме фиг. 6 представлено верхнее положение поршня, соответствующее окончанию выхлопа. При движении поршня вниз и при одновременном вращении золотника К по часовой стрелке начнется всасывание, и свежая смесь через трубопровод Б, прорезь золотника и окна37 в цилиндре будет заполнять рабочий об'ем двигателя. На правой схеме фиг. 6 представлено нижнее положение поршня, соответствующеечается в том, что в этом случае форма камеры сгорания получается значительно лучше, размер канала для протока газа получается больше, а форма его более простой. Из фиг. 2 видно, что при гильзовом распределении камера сгорания приближается к шаровой форме, и свеча Л расположена посредине камеры сгорания; это обеспечивает наиболее совершенное протекание сгорания и хорошую отдачу двигателя. На фиг. 9 представлено схематическое протекание газа через окна гильз и через клапаны.окончанию всасывания. При движении поршня вверх и вращении золотника К по часовой стрелке полость цилиндра будет от'единена от всасывающего и выхлопных трубопроводов. Впускные окна в цилиндр В при этом распределении расположены несколько ниже верхней мертвой точки поршня с той целью, чтобы в момент вспышки наиболее горячие газы не омывали золотника и тем самым не ухудшали его работы. Однако это влечет за собой тот недостаток, что очищение цилиндра от продуктов сгорания получается неполное, и количество свежей смеси, поступающей в цилиндр, уменьшается. В отдельных конструкциях двигателей распределительный золотник располагается сверху. На фиг. 7 представлен пример такой конструкции (двигатель „Минерва"). Здесь золотник К расположен сверху цилиндров, и для предупреждения его загорания и износа трущаяся поверхность имеет особую пружинящую опору. В этой конструкции золотник имеет 3 прорези, соединяющие полость цилиндра или со всасывающим, или с выхлопными трубопроводами, и поэтому он вращается соответственно в3 раза медленнее золотника, представленного на фиг. б. Помимо горизонтального распределительного золотника иногда применяется вертикальный распределительный золотник, по одному на каждый или на два цилиндра. На фиг. 8 представлен один из типов такого распределения (двигатель „Итала"). Здесь золотник К, приводящийся в движение через посредство винтовых шестерен, соединяет полость цилиндра или со всасывающим трубопроводом, как это представлено на фиг. 8, или с выхлопным. Сравнивая между собой представленные выше три типа распределения автомобильного двигателя, надо признать, что клапанное распределение при достаточной простоте конструкции является наиболее надежным. Преимущество гильзового распределения перед клапанным заклюФиг. 7Из этой фигуры видно, что путь движения газа значительно лучше в случае гильзового распределения. Кроме того, сечение окон при гильзовом распределении можно выполнить большим, чем сечение площади для прохода газа через клапаны. К недостаткам гильзового распределения следует отнести большую стоимость конструкции, наличие больших движущихся масс тяжелых гильз, что препятствует повышению числа оборотов двигателя, и, наконец, наличие трех поверхностей трения, влекущее за собой увеличение общей работы трения двигателя. С целью уменьшения ,веса гильз и, тем самым, с целью получения возможности повышения числа оборотов двигателя, гильзы в последнее время начинают выполняться не чугунными, как это делалось раньше, а стальными. На фиг. 10 представлено наглядно уменьшение веса стальных гильз по сравнению с чугунными. Гильзы, как38 это видно из фигуры, уменьшаются в своем весе больше, чем в три раза; при этом стальные гильзы имеют толщину стенки около одного,Золотниковое распределение, представленное на фиг. 6, 7 и 8, явлеется наиболее простым по своей конструкции. Для иллюстрации того, на-Фиг. 9выхлопсколько уменьшается число отдельных деталей в случае золотникового распределения по сравнению с клапанным, на фиг. 11 представлен общий вид золотника К для четырехцилиндрового двигателя системы „Даррак", и одновременно представлены все детали клапанного распределения, за исключением механизма привода. Главным недостатком золотникового распределения является его малая надежность в работелегкое загорание; в связи с этим и распространение этого распределения в современных автомобильных двигателях весьма ничтожно. Клапанное распределение, являясь по конструкции более сложным и дорогим, чем золотниковое распределение, но более простым и дешевым, нежели гильзовое, в настоящее время имеет почти исключительное применение для нормальных коммерческих автомобилей.2. Фазы распределения(а)Фиг. 8в то время как чугунные гильзы обычно имеют стенку не менее 4 мм. Такое уменьшение веса гильз, с одной стороны, а также увеличение сечения окон для прохода газа, с другой, дали возможность современным быстроходным автомобильным двигателям с гильзовым распределением достигать числа оборотов свыше 8 тысяч в минуту (двигатели гоночных автомобилей). Двигатели с клапанным распределением достигают того же и даже лучшего результата путем применения не двух, а четырех клапанов. В этом случае площадь сечения для прохода газа может быть получена даже большая, чем площадь сечения гильзового распределения . Для уменьшения трения гильз в некоторых двигателях применяется система заливки одной из гильз (обычно внутренней) антифрикционным сплавом (баббитом), что, однако, одновременно с уменьшением трения влечет за собою некоторое утяжеление гильз.Работа двигателя, совершаемая им за один рабочий процесс, получится тем больше, чем больше свежей смеси войдет в цилиндр за ход всасывания. В связи с этим моменты открытия и закрытия клапанов должны быть такими, при которых количество свежей смеси, вошедшей в цилиндр,Фиг. 1039 получится наибольшим. Для этой цели всасываюЗдесь угол а2 есть угол запаздывания открытия всасывающего клапана против верхней мертвой щий клапан должен открываться и закрываться точки коленчатого вала, а Н — перемещение не при положении поршня в мертвых точках, а с некоторым отклонением от них. Точно так же поршня из его верхней мертвой точки к этому моменту. Когда поршень, совершая ход всасываи выпускной клапан 'для наилучшего очищения двигателя от продуктов сгорания и для возможния, дойдет до своей нижней мертвой точки, ного уменьшения работы выталкивания продуктов в цилиндре будет иметься некоторое разрежение, сгорания из цилиндра двигателя должен закрыи свежая смесь под влиянием атмосферного даваться и открываться в моменты, не соответствуювления будет поступать в цилиндр. Поэтому защие в точности мертвым точкам поршня двигакрывать всасывающий клапан в этот момент нетеля. Для наиболее наглядного представления выгодно; целесообразнее закрыть его несколько о том, в какие моменты выгодно открывать позже для того, чтобы дополнительное количество свежей смеси успело войти в цилиндр. и закрывать клапаны, на фиг. 12 схематически представлено расположение кривошипного мехаНа схеме IV фиг. 12 показано положение низма, соответствующее различным моментам поршня и коленчатого вала, соответствующее рабочего процесса. На схеме I поршень и коэтому моменту. Здесь угол а есть угол запазды3 ленчатый вал находятся в самом верхнем своем вания закрытия всасывающего клапана по отноположении, или, как принято называть, в верхшению к нижней мертвой точке коленчатого ней мертвой точке. Так как до самого последвала, а П—смещение поршня вверх от нижней него момента продукты сгорания выталкивались мертвой точки. Чем выше обороты двигателя, из цилиндра, то очевидно, что в этот момент тем больше получается разрежение всасывания давление газа внутри цилиндра будет больше и тем большее значение нужно давать углу а± атмосферного. Поэтому закрывать выпускной кла• запаздывания закрытия всасывающего клапана а%. пан в этот момент нерационально; выгоднее остаНа схеме V фиг. 12 показано расположение вить его открытым еще некоторое время для того, поршня коленчатого вала в момент открытия чтобы еще дополнительное количество продуктов выпускного клапана в конце хода расширения сгорания могло выйти из цилиндра. Поэтому или рабочего хода двигателя. Выпускной клапан, выпускной клапан должен, очевидно, закрыться согласно этой схемы, открывается в тот момент, несколько спустя, по прохождении коленчатым когда поршень и коленчатый вал значительно валом и поршнем их верхних мертвых точек. не дошли еще до своей нижней мертвой точки. На схеме II представлено такое положение, Это делается для того, чтобы к началу хода когда выхлопной клапан должен закрыться. При выталкивания газ под влиянием собственного этом коленчатый вал успеет пройти некоторый давления (к этому моменту давление в цилиндре угол а,, а поршень опуститься от своей верхней достигает 4, 4Va атм.) успел выйти из цилиндра, и благодаря этому не потребовалось бы значимертвой точки на некоторую величину М. Размер тельной дополнительной работы для его выталугла aj запаздывания закрытия выпускного кивания. клапана должен быть тем больше, чем быстроходнее двигатель, так как при этом давление Указанные выше углы запаздывания и оперевыталкивания получится больше и за тот же жения открытия и закрытия клапанов носят напромежуток времени коленчатый вал успеет позвание фазраспределения . Для каждого вернуться на больший угол. двигателя соответственно принятых для него Открытие всасывающего клапана можно прооборотов и размеров клапанов устанавливаются изводить или в тот момент, когда закрывается заведомо определенные фазы распределения, выпускной клапан, или с некоторым запаздывапри которых получается наилучшая работа двигателя. нием. В отдельных конструкциях открытие этого Принято часто изображать фазы распределения клапана производят до того момента, как закрыт выпускной клапан, в виде окружно__ сти с заданными т.-е. некоторое ко. _ ' • _ . углами открытия роткое время поклапанов. На фиг. лучаются открыты13 представлены ми оба клапана. такие схемы: перЭто явление часто вая окружность соносит название ответствует перво„перехлеста кламу обороту двигапанов", и делается теля, а именноэто для того, чтоходам всасывания бы обеспечить вози сжатия; вторая можно скорое поокружность соотступление свежей ветствует второму смеси в цилиндр обороту двигателя, двигателя и как бы или ходам рабоченекоторую продувму и выталкиваку цилиндра свения; буквами В. М. жей смесью. Т и Н. М Т обоНа схеме III значены верхние и фиг. 12 предстанижние мертвые влено положение точки коленчатого коленчатого вала вала, а углами Щ, и поршня, соответаь as и ст4 предствующее моменту ставлены фазы открытия всасываФиг. 11 распределения. ющего клапана .© © © ©ПИ Ii iIJJJU iill40 Для современных ввтомобильных двигателей фазы распределения имеют следующие примерные значения: Легковой автомобиль. Грузовой автомобиль. а, = 5°—10° a i = 0°—10° а 2 = 00-15° а 2 = 0°—10° а, = 4 0°—50° а 3 = 25°—40° а 4 = 400—55° а 4 = 300—40°деляющих долю поворота коленчатого вала, но также ив перемещении поршня, т.-е. могут быть заданы смещения поршня М, Н, П и Р., соответствующие моментам открытия и закрытия клапанов. Между этими перемещениями поршня и перемещениями коленчатого вала имеется определенная зависимость, которая и представлена ниже в таблице:Фиг. 12В.М.Т..—0ТП ВЫП Ю1Н.ПТФиг. 13Н.МТИз всех указанных фаз распределения наибольшее значение для работы двигателя имеет угол закрытия всасывающего клапана—а 3 , так как этот угол главным образом и влияет на количество свежей смеси, входящей в цилиндр двигателя за ход всасывания. Поэтому при новой установке распределения или при его проверке лучше всего определять именно этот угол. Согласно фиг. 12 фазы распределения могут быть заданы и не в угловых значениях, опре-atf а2 =2°4о6° I 8° 10° 1 12° 14. 16° 0 9 1,34 1824 , , ,М; Н =аз! ,«Ц =0,05 0,18 0,86 1 0,625° 30° 35° 1 40° 45° 1 50° 55° | 60°3,7 | 5,7 | 7,2 j 9,4 | 11,8 | 14,2 | 17,7 [ 20,8П; Р=Здесь каждому^'значению угла поворота коленчатого вала соответствует перемещение поршня в процентах от полного хода последнего.Проф. Е. Чудаков 41 Д ВТОДОРОЖДвтоочкиЗНАМЕНИТАЯ фабрика Цейса в Иене выпустила недавно новый сорт темных стекол для очков при различных видах спорта — для тенниса, гольфа и др. Эти стекла особенно полезны при поездках ночью на автомобиле, при встречах с ослепляющим светом навстречу мчащихся автомобилей. Новая защита для гпаз состоит из стекла, на верхней половине которого сплавлен серобурый цветной клин, а нижняя половина остается светлой и неокрашенной. Уменьшение света начинается снизу с незначительного размера и кверху постепенно увеличивается. Такое устройство устраняет ослепление, когда смотришь через них вверх, но допускает беспрепятственный взор вниз на землю. Шофер, встречая на своем пути ослепительный свет прожектора, опускает немного голову вниз и смотрит через верхнюю часть очков. Как только встречный автомобиль проехал, шофер может снова смотреть через нижнюю часть стекол.Автоматический сигнализатор температур воды в радиатореТЭ НОРМАЛЬНО действующем автомобильном J-* моторе вода в радиаторе никогда не должна закипать. Ненормальное нагревание воды в радиаторе указывает на неправильную работу мотора; это должно быть обнаружено, во избежание повреждения, иногда даже непоправимого. Слишком низкая температура воды в радиаторе зимой также увеличивает бесполезный расход бензина. Наконец, когда автомобиль стоит во время холодов в гараже, приходится днем и ночью заботиться о том, чтобы температура воды в радиаторе не доходила до Атемпературы заМмерзания. Поэтому шо фе ру приходится беспрерывно Вг набл гад ать за Врадиатором. Недавно удалось сконструи ровать пр испособление, котор ое помещаFzе тся на кры ш ке радиатора и автом а тически дает знать, когда вода в радиаторе выше или ниже нормальной температуры. Трубка автомобильного радиатора, через которую выходит пар от ненормально нагретой воды, соединена с змеевиком В автоматического сигнализатора. Внутри змеевика расположена U-образная тончайшая трубка, содержащая чистую ртуть. Высота уровня ртути изменяется в зависимости от температуры змеевика. Контакт, образующийся между ртутью и стерженьком, погруженным в капиллярную трубку, замыкает собою цепь, куда включен звоночек или другой электрический сигнализатор. После того как прибор выверен на различные температуры, стерженек укрепляется на определенной высоте, и автоматический сигнализатор начинает действовать при точно определенной температуре. Установление контакта для температур слишком низких основано на том же принципе изменения длины стерженька в зависимости от температуры.Восьмиколесные грузовикиD ЭТОМ ЖЕ номере наш журнал знакомит *-* читателей с восьмиколесными автобусами, которые строятся в Америке. Там же теперь стали строить и восьмиколесные грузовые машины. На нашем рис. изображено шасси такого грузовика. Как ив восьмиколесном автобусе, шасси опирается на две двух'осные тележки. Движение передается от мотора задней тележке; для изменения направления — поворачивается передняя тележка. Все восемь колес снабжены тормозами. Грузовик развивает скорость до 55 км. в час. Благодаря своей конструкции, а также хорошим рессорам и амортизаторам, восьмиколесный грузовик с полной нагрузкой свободно двигается по любой дороге.42 Н ЫИЭ КРАНограждения на виражахПоэтому в гористых местностях амери к ан цы устраивают на поворотах проволочно-канатные ограждения, типа, изображенного на нашем рисунке. В случае удара об ограждение автомобиль испытывает лишь эластичный толчок оградителей, укрепленных на пружинах. Для большей надежности петлю крепят к металлическому щитку с приборами болтами изнутри, как это показано на рисунке (3).ЭластичныеIS АЖДЫИ * \ шофер по опыту знает, насколько опасны спуски на крутых виражах. Такие спуски и повороты опасны )' в смысле воз можности свалиться в проп асть , или — если спуск огражден—могущим произойти (особенно ночью) ударом о самое ограждениеКак предохранить автомобиль от покражиОТОБЫ предупредить возможность угона авто* мобиля, оставленного без присмотра на улице, американские автомобилисты прибегают к следующему простому и остроумному приспособлению. К доске перед шоферским сидением автомобиля, против рычага перемены скоростей, прикрепляется на шарнире железная петля (4) такой длины, чтобы она как раз доставала до рычага перемены скоростей. При стоянке автомобиля эту петлю отгибают, как показано на рисунке пунктиром, и, продев в нее замок (6),г приНасос для мгновенного смазыванияТ—ГОВАЯ модель масляного насоса позволяет * * очень легко смазывать под высоким давлением при помощи шарнира, снабженного особым приспособлением для смазки. Этот аппарат-компрессор состоит из трубки А, снабженной в конце шарообразным вкладышем Вс шариком / , образующим клапан резервуара С для жира, закрытого крышкой Е, из трубкипоршня Вс отрывной пружиной Fи трубки G. Действие аппарата легко понять из рисунка. Как только приводят в действие насос нажимом руки на крышку Е, жир, находящийся в трубке А, выбрасывается поршнем Dв место для смазывания под очень сильным давлением. Как только прекращают нажим, клапан/ закрывается, и отрывная пружина F, отклоняя поршень D от трубки А, образует пустоту внутри последнего. При каждом движении насоса давление поршня выбрасывает достаточно жира для смазки. Чтобы аппарат работал хорошо, необходимо избегать входа воздуха в трубку А, и для этого отрывная пружина и поршень включены в трубку, закрытую вЕ герметическим способом.кковывают к ней рычаг перемены скоростей (5). Не взломав замка, угнать такой автомобиль невозможно.43 В лескахХерсонщины. Пройдет еще несколько лет, и хорошая когда-то дорога между Голой Пристанью и Скандовском будет похоронена глубоко под песком Фото П. Г анинаШОССЕвПЕСКАХвырублены. Случайно они уцелели только в одном месте, вблизи коммуны Ильича, в прошлом — богатого хутора. Движущиеся пески местами перевалили уже через шоссе. Пройдет еще несколько лет, и шоссе будет похоронено глубоко под песком. — В прошлом году, — говорит возница, — начали было ремонтировать шоссе. Была проложена узкоколейная железная дорога для доставки дикого камня. Большущими буквами красовалось, да и теперь еще красуется при выезде из Голой Пристани обращение к крестьянам с просьбой помочь исправлению шоссе. Возвращаясь пустыми с Голопристанского базара, крестьяне грузили камни на подводы, везли его за много верст, вдоль шоесе, но так он лежит и до сих пор неиспользованным. Узкоколейная железная дорога разрушается. Рельсы ржавеют, гибнут. Составлялись, говорят, сметы, выкладки, раз'езжали специалисты, осматривали шоссе, но оказались они вредителями не хуже, но и не лучше шахтинских. Всю сумму—70 тысяч рубл. (по словам крестьян), ассигнованную на ремонт всего шоссе, ухлопали на ремонт первых четырех километров от Голой Пристани. А в этом-то месте шоссе в ремонте почти не нуждалось. — Вот и выходит, — и соша есть, а его, мать честная, как бы и нету, — заканчивает свой рассказ возница. — Це дило треба разжуваты, — говорят местные крестьяне, разочарование которых велико, а гнев против тех, кто деньги размотал, не исправив шоссе — безграничен.РОТИВ Херсона, пересекая Днепр, за небольшим поселком Голая Пристань, начинается песчаный район Херсоншины. Для поездки туда извозчики обычно запрягают тройку. Проехав по каменному шоссе вдоль поселка, подвода сразу погружается в песок. Лошади меняют шаг и, вместо мелкой рыси, плетутся почти шагом, утопая в мягком песке. Ветер в этом районе — обычное явление. Он доходит порой до 17 метров в секунду, и песочная пыль, как пудра, несется в воздухе, проникая в глаза, уши, рот, нос и во все поры тела. Извозчики завязывают все лицо платком, оставляя лишь узкую щель для глаз. Жгучая истома разливается по телу. Размягчаются мускулы. В горле сохнет. Чувствуешь себя как в Сахаре, и проклинаешь все на свете, а в первую очередь — русское бездорожье. Услышав мою ругань, извозчик обернулся ко мне и говорит, едва процеживая слова: — Вы говорите — бездорожье? Как же, у нас вон соша есть, да чорт ему рад. Сошою никак не проедешь. Смачно выругавшись, он освобождает рот от платка и, не обращая уже внимания на песочную пыль, начинает печальный рассказ о шоссе, разбавляя его сочной многоэтажной бранью. Прекрасное шоссе от Голой Пристани до самого Скадовска тянется на 75 км. Хорошо мощеное. С обеих сторон шоссе — вековые деревья, задерживающие движение песков сб' стороны Днепра. Приятно проехаться под тенью распустившихся густо посаженных деревьев. Но все это—в прошлом. Теперь шоссе разбито до безобразия. Деревья почти вдоль всего шоссеПП. Ганин44