14
15
16
17
При езде шофер встречает в среднем 1200 препятствий задень...?ото А. Ш айхетаВ КАКИХ УСЛОВИЯХ РАБОТАЕТ СОВЕТСКИЙ ШОФЁРД-р Л. БРОНШТЕЙНПРОФЕССИЯ шофера считается у нас „привилегированной" профессией. До сих пор и профсоюзы, и органы труда уделяли этой профессии немного внимания. Однако результаты обследования труда автоработников, недавно произведенного Наркомтрудом совместно с Московским губотделом транспортников, настолько показательны, что требуют немедленного вмешательства профсоюза и Наркомтруда в дело оздоровления труда автоработников. Были обследованы гаражи с двумя тысячами машин и четырьмя тысячами рабочих. Оказалось, что многие гаражи совершенно не отапливаются, освещаются очень плохо; на полах гаражей, как правило, застаиваются жидкости, так как полы устроены без уклона. Неважно обстоит дело с вентиляцией. В немецкой литературе имеются указания на проистекающие отсюда несчастные случаи в гаражах. Здоровые, крепкие люди внезапно умирают вследствие отравления ядовитыми газами, выделяющимися из автомобильных моторов. При сгорании бензина выделяется газ без цвета и без запаха — окись углерода. Известно, что даже на открытом воздухе в узких улицах он скопляется в таких количествах, что становится вредным для здоровья. Концентрация же егов гаражах может достигнуть такой степени, что становится смертельной. Особенно опасно, когда в маленьком гараже мотор работает впустую. К этому часто прибегают шоферы, желая согреть помещение гаража или предохранить от замерзания воду в радиаторе. Окись углерода выделяется в зависимости от полноты сгорания бензина; при ограниченном об'еме воздуха в гараже приток кислорода недостаточен, отчего процент выделения окиси углерода может дойти до 2—8—14 всего выделяемого из мотора газа. Кроме окиси углерода, могут действовать отравляюще еще другие вещества, примешиваемые иногда к бензину, напр., нитросоединения, тетраэтиловый свинец. При обследовании длительности рабочего дня в гаражах оказалось, что 8-часовой рабочий день соблюдается лишь в 26% предприятий. x/i всех предприятий имеет длительность рабочего дня от 18 часов и выше. Обеденный перерыв практикуется лишь в 50% обследованных предприятий. Вот в нескольких характерных чертах те условия, в которых работают автоработники, те условия, в которых обычно проводят свою „оседлую" трудовую жизнь шоферы.14 Что же ждет шофера, когда он садится за руль? Надо признаться,— наша городская улица неважно выглядит сквозь, переднее стекло автомобиля. Обычно узкие, кривые, плохо мощеные улицы, неот'емлемой частью которых является фигура ломового или легкового извозчика, беспорядочность и неурегулированность пешеходного движения, почти полное отсутствие дисциплинированности среди населения,— все это в сильнейшей степени отягчает работу шофера. Наблюдения показали, что шофер дает в продолжение дня в среднем 400 сигналов (от 300 до 500), что шофер автобуса делает в среднем в Москве 8 движений в минуту, т.-е. в течение 8 часов работы свыше 3 тысяч движений! При дневной езде в Москве шофер встречает в среднем не менее 1.200 препятствий. Достаточно этих цифр, чтобы представить себе, какое нервное напряжение испытывает шофер при езде, как преодоление всех этих препятствий, сплошь и рядом неожиданных, отражается на психике и нервной системе шофера. Надо учесть, что обычно это не „бездушное" препятствие, что каждое такое препятствие имеет свою „психологию". Одна психология у пешехода, другая у ломового или легкового извозчика. Шофер должен знать эту психологию, которая часто бывает обманчива и капризна. Вполне естественно и понятно, что в начале езды, особенно у молодых шоферов, возникает так называемый аффект,— ощущение страха, реакция вполне нормальная, вызываемая реальными опасностями условий работы шофера, особенно шофера автобуса, грузовой машины. Сильный ийпуг шофера — не редкость в его работе. Нам известен случай, когда шофер с здоровой нервной системой был так испуган неожиданным „препятствием", что в течение */г часа не смог включить мотора. На этой почве боязни и страха в среде шоферов встречается масса суеверий („кошка дорогу перебежала", „первый пассажир в автобусе — женщина", „при выезде из гаража донесся церковный звон" и т. д.). В нашей литературе описаны случаи, когда шофер вне работы боится ездить на автобусе, опасаясь несчастья, которое должно „обязательно" случиться, опасаясь „обязательной" аварии, и проч. Примеров таких много. Все они сигнализируют нам то место в организме шофера, которое больше всего и прежде всего подвержено опасности. Это — нервная система (мы не говорим, конечно, о несчастных случаях при езде, авариях и проч.). Обычные жалобы шофера — жалобы на головные боли, „одурелость", судороги в ногах, усиленное сердцебиение, ощущение жара во всем теле, потливость, покраснение лица и проч. У молодых шофероз часто бывают даже галлюцинации. Производя психо-санитарное обследование труда автоработников в Москве, некоторые врачи натолкнулись на нарушения нормальной половой жизни у большинства обследованных шоферов. Нарушения эти связаны с признаками страха,. возникающими у шофера на работе; иногда наблюдалась какая-то неопределенная боязнь полового сближения. Что касается общего состояния здоровья шоферов, то, например, из 50 обследованных по Москве шоферов-автобусников и 30 шоферов грузовых и легковых машин не найдено ни одного вполне здорового организма у автобусников и лишь 4 здоровых из всех обследованных шоферов грузовых и легковых машин. Трудно сдел .ть какие-либо определенные выводы из небольшого числа обследованных, но все же результаты обследования показательны. СССР переживает зарю развития автомобильного движения. Для этого развития нужны не только машины, нужна живая рабочая сила, управляющая этими машинами. Для привлечения в это дело новых сил, для сохранения тех живых сил, которые мы имеем, надо сделать все возможное в наших условиях. Необходимо, в первую очередь, улучшить условия труда в гаражах. Устройство отопления, рационального освещения и рациональной вентиляции в гаражах, которая отсасывала бы воздух не только из верхних слоев, но и из нижних, устройство в гаражах полов с уклонами,.по которым стекают жидкости,— этого необходимо добиться и это необходимо учесть при стройках новых советских гаражей. Необходимо принять меры к урегулированию. рабочего дня в гаражах, к установлению повсеместно перерыва для приема пищи. В виду вредности работы шоферов следует разрешить вопрос о дополнительном отпуске для шоферов. Шоферы должны быть освобождены от заправки машин. Для этого должны быть организованы заправочные бригады. Врачи отборных комиссий должны учитывать профвредности и особенности! труда шоферов. Надо поставить вопрос о систематическом и полном изучении профессиональных вредностей автоработы. Наконец, меры по упорядочению уличного движения, по улучшению мостовых, по внедрениюэлементарной дисциплины среди пешеходов,— все это должно привести не только к уменьшению несчастных случаев на автотранспорте, но и оздоровить, облегчить условия труда шоферов.. Нужно создать общественную инициативу в этом важном деле.Д-р Л. Бронштейн15 Б ЕЗТОР1Л О3АПисьмо старого шофера молодому автодоровцуа это скажется в расходах на резину, на ремонт коробки скоростей и сцепления, и, наконец, портит мотор. Только равномерная е?да дает хорошую среднюю скорость и страхует от нсевозможных катастроф. Чем равномернее идет машина в городской сутолоке, тем приятнее сидящим в ней. Н езабывай : машины старой конструкции невозможно тормозить так же быстро, как новые, и они вечно будут наезжать на тебя сзади Надо принять во внимание еще разную работу тормозов (особенно при мокрой погоде) при смене мостовых: если ты, слегка тормозя, попадешь с мокрого асфальта на обыкновенную мостовую, — ты сразу испытаешь ряд сильных толчков и швыряний. Перед сменой мостовой обязательно освобождай тормоза . Если же мостовая меняется на повороте — помогай рулем. Если привыкнуть , ездя по городу, к частым и ненужным торможениям, это скажется при первой же поездке за город. Много автомобилей погибло на Мой учитель автомоНОВЫЙ ТИП УЧЕБНОГО МОТОЦИКЛА совершенно безопасных бильного дела всегда Фирма „NSU" выпустила новый тип мо- участках дороги из-за говорил: тоиикла с одноцилиндровым двигателем в 500 несвоевременного и не— Тормоз сделан для еж3, с прицепной коляской, служащий специально умелого торможения. того, чтобы им как мождля обучения езде. Большая ошибка — вено реже пользоваться. В коляске этого мотоцикла сосредоточено сти машину, тормозя на Я думаю, что эти дублирующее управление. Сидящий в коляске поворотах,—этот прием слова применимы теобучающий имеет возможность, выключив упра- гонщика совершенно перь более, чем когда влеьие ученика, в любой момент вмешаться в непригоден для шофебы то ни было, и кауправление и тем самым предотвратить возра или туриста. Если ждый, сидящий за руможный несчастный случай. поворот достигнут—уже лем, должен эти слова Подобного типа учебные мотоциклы „NSV" поздно тормозить; при запомнить. строит также ис дублирующим управлением, С лишкомкраткий расположенным у второго, заднею седла одиночправильной езде как раз на повороте можно курс автомобильного ного мотоцикла. давать полный газ. Нидела, с ограниченным На снимке—учебный мотоцикл с рекламой когда не следует приколичеством практичевыпустившей его фирмы тормаживать машину на ских уроков езды, не плохих участках дороги мог' позволить тебе вполне овладеть шоферским искусством, уменьем, и на железнодорожных переездах. На опасных замедлять ход, потом техникой. Только длительная практика даст тебе местах мотор заранее включая нужно на небольшой газ. Как помогут знание машины, научит одновременному, почти тормоза, если автомобиль, перегоняя другой, автоматическому действию руки ног, сделает тебя настоящим водителем машины. Вот тебе совет: начнет забрасывать и швырять в песке или в вязком грунте? Дать немного газу, не выключая попробуй как - нибудь проехать по городу, по сцепления,— это лучшее средство. Тормозя, ты возможности реже тормозя; ты увидишь, что талегко налетел бы машиной на какой-нибудь накая сп койная, расчетливая езда куда лучше ходящийся вблизи предмет. поминутного нервного дерганья машины тормозами. Тебе, молодой автомобилист, придется, может Что хорошего, разгоняя машину, все время быть, попасть со своей машиной в горы. И там ты должен ездить, не принимая в расчет тордергать ее, останавливая ее перед различными моза. Современная система тормозов на четыре препятствиями? Приходится с места разгонять колеса соблазняет многих с'езжать с крутых и машину, выключая все скорости поочереди,— АКОНЕЦ, товарищ, у тебя в кармане долгожданное разрешение на право езды. Твои первые самостоятельные поездки без инструктора в гуще городского движения прошли благополучно (хоть и не без .сердцебиения). Ты бесш мно включал конус, легко заводил машину... В общем, ты обходился с машиной так, что вполне доволен и ею, и собой. И всетаки должен тебя огорчить: ты ездишь еще далеко не „на ять". Твоя машина с великолепными тормозами, действующими на 4 колеса,— соблазняеттебя к слишком бы< трои езде. Ведь ты спокоен: ты знаешь, что одного легкого нажима на педаль достаточно, чтобы масляный тормоз остановил почти мгновенно тяжелую машину. Ты знаешь, что система тормозов машины допускает блокировку колес, исключая возможность забрасывания и швыряния автомобиля. Все это делает для .тебя езду слишком спокойной , удобной и требующей минимума уменья, не говоря уже об искусстве ездить.Н16 длицных спусков, не пользуясь мотором, как тормозом, без включения первой скорости. Даже при переменном пользовании то ручным, то ножным тормозом, перегревание и срабатывание их—неизбежны. Коль скоро машина, спускающаяся со средней скоростью с горы, встречает очень крутой спуск,—уже трудно справиться с торможением. Остается одно: быстро переключить на малую скорость. Молодым автомобилистам надо почаще упражняться в этом. Им надо твердо помнить последовательность: выключить конус?—холостой ход —включить с небольшим газом — снова выключить—включить малую скорость—включить конус. При остановках при спуске нельзя ограничиваться ручным тормозом. На спуске надо включать заднюю скорость, на под'еме—первую. Этим можно избавить себя от многих неприятных случайностей. Ну, до свиданья. Когда мы снова увидимся, то покажешь мне, как ты и твои молодые товарищиавтодоровцы пользуетесь тормозом, и я скажу вам, как вы ездите. Г. С.АВТОМОБИЛЬ-ЛЕСОВОЗРИ ПЕРЕВОЗКЕ лесных материалов, осомают их до упора в горизонтальную раму лесобенно пиленых, значительная часть вревоза, и лесовоз отправляется по месту назначемени затрачивается на погрузку и разния. Разгрузка производится в обратном порядке. грузку. Двигатель лесовоза — американской фирмы Большой интерес, поэтому, приобретает особый „Континенталь" —15 HP (налоговых). Рама со тип грузового автомобиля лесовоза, позволяющий всеми механизмами поднята на высоту 1,5 м. сократить до Ведущие ком ини мума леса — задэту работу. ние, передаТакие лесоча на них возы с больцепью, рулешим успехом вое управлеприменяютние на все ся в Ленинчетыре колеграде Севса, благодазаплесом, ря чему леобращая на совоз исклюсебя внимачительно поние своим воротлив. необычайТолчки смягным видом. чаются верЛесовоз тикальными имеет Ппружинными образное амортизатош асси (см. рами больфото), по шого размепродольной ра. оси которого Погрузка Автомобиль-лесовоз на работе укреплен и разгрузка особый мезанимают от ханизм для охвата и под'ема груза, состоя3 до 5 секунд. Маневры лесовоза для погрузки щий из двух подножек, длиной до 2,5 м. Подзанимают 15—20 секунд. Скорость движения при ножки эти могут подниматься и опускаться условии городской езды—до 20 км. Лесовоз, при на всю высоту лесовоза, сближаться и раздвисобственном весе в 4,5 тонн, обладает грузогаться. Движение подножек производится дейпод'емностью до 5,5 тонн. ствием двигателя лесовоза и управляется Использование полной грузопод'емности лесошофером помощью особых рычагов. воза затруднено тем, что длинные доски неПиленый лесоматериал с Ново-Волынкинского сколько свисают спереди и сзади его. Полугодолесопильного завода по коннейеру идет по средвой опыт показал, что при перевозке леса на ней линии огромного бетонного навеса и здесь самой территории завода и на лесных биржах рабочим сгружается на обе стороны на особые (на короткие расстояния) 2—3 лесовоза заменили деревянные станки (подсанки), а более мелкий 40 лошадей. На длинных расстояниях, при опрематериал в особые ящики, длиной до 5 м., помеделяемой заводом стоимости эксплоатации лесощаемые также на эти подсанки. воза в 17 р. 20 к. за 8 часовой рабочий день и Лесовоз наезжает на погруженный на подсанки при поденной цене лошади в7 р. 50 к., эконолес, предварительно опустив и раздвинув подмия при погрузке (не считая экономии в рабсиле) ножки, затем подножки сдвигаются, захватывают, составляет 70%. как в клещи, подсанки вместе с грузом, подниА. Ш.П17