В Тидворте (Англия) членам парламента были продемонстрированы достижения моторизации английской армии—новые военные грузовикиПОТ 0РИ30ВЯННЫЕТанки в наступлении Проф. А, ВЕРХОВСКИЙВОЙСКААЖДЫЙ новый шаг в истории человеческой культуры оказывал влияние на формы войны. Такой же сдвиг мы наблюдаем сейчас в связи с появлением двигателя внутреннего сгорания. Нас интересует, что же нам, Советскому Союзу, ждать от моторизации в деле обороны. Свой опыт у нас ничтожен,—нам нужно изучать сначала опыт передовых стран и затем делать и свои ВЫЕОДЫ. Двигатель внутреннего сгорания в автомобиле и тракторе уже был одной из причин, создавших новые формы военных операций в мировой войне. Автотранспорт дал возможность быстро сосредоточивать строительные материалы и создавать в короткие сроки сильные укрепления. Трактор был применен к перевозке артиллерии, дав возможность вместо 25 — 30 км. перехода совершать в сутки 100—150 км. и этим обеспечивать маневр артиллерии и внезапное появление ее масс в новых районах. Автомобиль был применен для массовой переброски войск. Наступление германцев, между прочим, потому очень быстро останавливалось, что автомобильный транспорт, примененный французами в массовом масштабе, давал возможность быстро сосредоточивать резервы к месту прорыва и проводить внезапные контр-удары крупными силами. Например, наступление XVIII армии Гутьера на Компьен окончилось неудачей в числе других причин и потому, что французы подвезли в течение суток армию ген. Манжен в составе 5 дивизий, 163 танков, крупной артиллерии и авиации; в этой операции участвовало свыше 6 тысяч автомобилей, осуществивших операцию. Не забуКдем при этом значения хорошо развитой сети дорог, шоссированных и содержимых в отличном порядке. Применение двигателя внутреннего сгорания дало возможность вывести на поле сражения броню и сделать пушку и пулемет неуязвимыми, очень подвижными и, сверх того, получить и механическую энергию для разрушения проволочных заграждений. Первые образцы (включая 1918 год) хотя были неуязвимы для пехотного огня, давали мощный огонь, но были очень несовершенны в смысле скорости движения, хрупкости механизмов, не позволивших им совершать длительные переходы, и малого запаса бензина, стеснявшего их в совершении глубоких прорывов. Поэтому танки 1918 года давали возможность справиться с позицией, но еще не могли участвовать в маневренной операции. К этому были способны только броневые автомобили. Но они в свою очередь не были годны для боя, так как ходили только по дорогам. Таково влияние моторизации в мировую войну. Но после 1918 года моторизация энергично развивалась. В основных взглядах на влияние мотора на тактику существуют 2 важнейшие тенденции. Английское командование, готовясь к будущей войне, стремится к широкому и быстрому маневру. Поэтому броневые силы, по английской концепции, это автономнаяманевренная группа, переворачивающая все прежние формы войны. Исходя из этой установки, Англия ставит основным заданием танку большой радиус действия и большую скорость и жертвует бронированием3 и силой орудий. Быстротой^ оно рассчитывает бопередовой группы английского генерального штароться с противотанковой обороной, а большой ба с Фуллером и Лидль Гардтом во главе, стрерадиус дает возможность добиваться оперативной мящейся к полному переустройству армии на внезапности. Но скорость затрудняет и взаимоновых началах, используя бронированные среддействие с боевым порядком всех родов войск ства. Фуллер в ряде статей доказывает, что 60-тысячная моторизованная армия, состоящая старого образца. Они слишком медленно ходят; из бригад, подобных бригаде, участвовавшей уже поэтому, не желая итти путем полумер, англичане на маневрах 1927 года, действующая как флот, создают (опытную) пехоту и артиллерию моторино на сухом пути, легко справится с миллионзованными, т.-е. посаженными на вездеходные ными армиями старого типа. Это будет, по его (6-колесные) грузовики, заменяют коней тракторами для совместмнению, тем легче, ных действий с ,....,.--, что эти полчища бронесилами. неизбежно слабо Типичнымипредобучены и дисцис тавителями анплинированы, и глийских броневых вдобавок политимашин являются: чески (для буржуазии) ненадежны. Легкий разведС точки зрения чик, так называеформ и ро вания мая „ т анкетка " ; классовой армии обслуживание — 1-2 буржуазии, в борьчеловека, вооружебе с рабочим двина 1 пулеметом. жением такая арСкорость—до 60 км. мия была бы также по дороге и до 20 для них лучшим рекм. по местности. шением. Б ронемаши на (вездеходная) Другая группа, в качестве тяжепредставляемая лого разведчика. руководящими кругами французского Ма невренн'ый генерального штатанк; наиболее тиба (полковник пичный—„Викерс" Алео), считает, что (3-й тип „Медиум говорить о полном Д"). Ход—40 км. по переустройстве водорогам и 20 км. оруженной силы без дорог, воорурано. У броневых жение — 48 - мм. частей еще очень пушка, 3 пулемета много недостатков. наземных, 1 — д ляВ горах, лесах тастрельбы по возкая армия действодушным целям ; вать не может. Тыл вес —12 тонн; раее очень сложен, диус действия — на одного бойца в до 300 км. танке надо иметь Наконец, чрезвыдо 15 рабочих в чайно важным новмастерских на шеством является фронте и до 30 — изобретение 6-кона заводах для полесного автомобистройки и крупного ля и артиллерийр емонта машин. ского трактора. На маневрах английской армии. Комбинированное насту Она нуждается в Эти новые техпление авиационных и автомобильных частей громадных запасах нические достижебензина, которым ния, проверенные Франция не располагает. Моторизованная армия на английских маневрах 1927 года, открывают сильна в атаке, но не может обороняться. Наконец, широкие перспективы развитию новой тактики. развитие противотанкового ружья, пулемета и пушДействительно, во время последних маневров ки еще в самом зародыше. Между тем в борьбе моторизованная бригада, состоявшая из 52 танснаряда и брони победа всегда была за снарядом. ков „Викерс", 20 бронемашин, 16 танкеток, 1 баВсе это заставляет думать противников Фултальона пехоты и4 батарей на автомобилях, лера, что переход к моторизованной армии даже совершила ряд маршей днем и ночью по дорогам к 1946 году, как это говорит Фуллер, едва ли и без дорог, атаковала укрепленную полосу и, будет осуществим. Но все единогласно признают, наконец, 15 сентября, выполнив в 22 часа 160 км. что моторизованные части дают громадный при(а некоторые ее части и до 190 км.), нашла перост силы современной армии и должны самым энергичным образом развиваться. Поэтому франхотную дивизию противника, атаковала ее на цузское командование, имея в виду борьбу на узких марше и рассеяла. Когда же посредники дали фронтах с технически сильным для обороны ей возможность собраться, то броневая бригада противником (фортификация, пулеметы, О. В. г ), загнала ее в лес и болота, и выйти оттуда дивизия уже не могла. Этот первый, еще непроверенный дополнительными опытами маневр подтверждает мечтания !) О. В.—отравляющие вещества („гавы"). Р ед .4 I 'Л\':&'.~?-~'" -:~ M';>'•:-••- 7Г-' ":•Для удушения китайской революции японцы привезли громадные, выстроенные по последнему слову техники, танки развивает свое танковое строительство по другому пути. Т анк — э толишьбронирован ­ н ыйпулеметилипушка . Взяв в основу это положение, им созданы танкипрорыва , наиболее сильные и вооруженные броней, не бояшейся попаданий противотанковых орудий и пулеметов. .• Тлкие танки имеются, на вооружении пока только во Франции (танк „2С"), и то в очень небольшом числе. Их скорость — до 8 км., вооружение — легкая пушка и пулеметы. Этот танк способен к самостоятельному вторжению в расположение противника И' подавлению всех противотанковых средств, открывая дорогу танкам сопровождения. Для борьбы с ними нужны либо тяжелые орудия, либо бронебойные снаряды. Французы сохраняют на вооружении танки, оставшиеся от мировой войны. Эти танки представляют собой бронированную пушку или пулемет, способные к передвижению со скоростью до 4—8 км. в час. Их задача — непосредственная повдержка боевого порядка в бою с пулеметами врага. Типичным образцом их является английский танк V марки, весом 33 тонны, и танк „Рено", весом 6 тонн. Возможности, которые они предоставляют командованию, довольно значительны. В борьбе с проволокой и системой пулеметного огня они являются могучим орудием. Но слабые стороны их заставляют применять очень сложные тактические приемы. Действительно, главным врагом танка является артиллерия обороны,— как ее основные гр ппы, так, в особенности, орудия, приданные пехоте для противотанковой борьбы,— а также меры инженерной обороны — фугасы, ловушки и т. п. При правильно организованной противотанковой борьбе и твердой обороне успех атаки этих медленно ползмцих танков возможен лишь при очень тщательной организации и массовой атаке. Первым условием успеха является внезап ­ н ость атаки на неподготовленный к танковой атаке фронт и выбор участка, который занимают слабые в моральном отношении части противника. Для достижения внезапности нужно добиться скрытия подхода танков от воздушной и земной разведки. Не забывать, что тайные агенты противника обратят внимание на появление танка и постараются сообщить о нем неприятелю. Кроме обычных мер предосторожности, надо иметь в виду, что след гусениц, который танки оставляют при движении, ясно виден с воздуха. Эти следы не должны выдать подход танков, иначе противник успеет принять меры противотанковой обороны. При сосредоточении танков к месту атаки надо, сверх того, маскировать шум их моторов, слышный на 2—3 км.; этот шум необходимо уменьшить, во-первых, движением на малой скорости (на малой ск >рости шум мотора слышен не далее 300—400 метров); во-вторых, маскировать либо артиллерийской стрельбой, либо полетами самолетов на самой малой высоте. Внезапность атаки легче всего достижима на рассв те, при наступлении в дымовой завесе. Правда, в дымовой завесе труднее дрржать направление (даже компас слабо помогает), можно неожиданно наткнуться на противотанковое оружие или ловушку, но зато артиллерия противника не сможет вести по танкам управляемого огня. Сила одиночного танка невелика — одна пушка или пулемет не могут серьезно повлиять на ход • 5 боя Но большое количество подвижных орудий и пулеметов, ворвавшихся в расположение обороны, представляет грозную опасность, способную расстроить не только твердость бойцов, но сорвать материальные средства обороны. С другой стороны, танк представляет собой хорошо видимую цель, появление одиночных танков делает их легкой добычей неприятельской артиллерии. Механизмы танков очень нежны, они при малейшем недосмотре останавливаются, и танк может стать во время самой атаки. Введение в бой малого числа танков рискованно потому, что пехота, надеясь на них ив решающую минуту оказавшись одна, может сдать. Все это настойчиво наталкивает к вводу танков в бой сразу в массовом масштабе; только тогда их могущество сказывается полностью. В бою значительный процент танков выбывает из строя от огня противника, порчи механизмов и потери в команде*). Для развития глубокой атаки необходимы резервы танков, т.-е. э шело ­ н ированиетанковвглубину . Это требование тем более важно, что в борьбе с противотанковой обороной первого эшелона может выясниться, что некоторые участки трудно доступны, и там танки будут связаны боем и, быть может, выведены из строя. Наоборот, эта борьба может выяснить, что в некоторых участках фронта прорыв возможен. Если есть свободный второй эшелон — это боем добытое сведение может быть использовано. Если его нет, то развить успех нечем. Следующим условием успеха атаки, по мнению, господствующему во Франции, является теснейшая связь танков сопровождения сбоевымпорядкомвсехродоввойск . При этом нужно учитывать свойства танков. Тихоходный танк сопровождения не может бороться с артиллерией врага. Это дело быстроходного маневренного танка, который может быстро проскочить до батарей и уничтожить их так, как это сделали первые быстроходные машины (типа „Уипет",ход12 км. в час) в боях осенью 1918 года. По* этому танки сопровождения нуждаются в поддержке дивизионной, и корпусной артиллерии в борьбе с артиллерией противника; в поддержке тяжелого оружия пехоты — в борьбе с противог ) Двое суток,—считая, что сутки подготовки к атаке будут третьим днем напряжения,—являются пределом напряжения танковой части. (Кюльман, 5-е издание, стр. 109)танковой пушкой; в борьбе с разными препятствиями, с фугасами танк нуждается в помощи сапер. Наконец, танк может захватить расположение врага, но бессилен его удержать. Он нуждается в содействии пехоты для закрепления захваченного. Поэтому нужно твердо установить, что тихо ­ х одныетанки не ведут самостоят ельныхопераций . Танки сопровождения входят в боевой участок и подчиняются общевойсковым командирам. Таковы в общих чертах свойства и применение танков во французской армии. Посмотрим теперь, что же может представить интерес для нас в деле обороны нашей страны. Условия борьбы на нашем театре определяют те пожелания, которые мы можем выдвинуть при создании нашего танкового корпуса. Первое условие. На наших обширных театрах при слабых путях сообщения трудно будет давать нужное число орудий и снарядов для борьбы с артиллерией и пулеметами врага. Эта недостаточность артиллерийских средств для борьбы с современной системой огня настойчиво выдвигает требование танка с большим боевым ходом, который позволял бы применять его и для борьбы с пулеметами, и для атаки батарей и штабов противника. Второе условие также вытекает из обширности нашего театра и вероятности широких маневренных операций, В то время как западный фронт замер, на русском фронте всю войну позиционные и маневренные бои чередовались. Нам необходим танк, способный к широким броскам, механизм которого выдержит длительную работу, а запас горючего позволяет итти 300—400 километров, не возобновляя запасов. Третье условие вытекает из нашего бездорожья, а особенно—слабых мостов. Танк должен быть легким и малого размера. Все это заставляет с полным убеждением защищать взгляд, -что для нас более преемлема дорога, по которой идут англичане. Произведенные работы и опыт, вероятно, выявят много своеобразного, но в основном нам надо готовиться к широкой маневренной войне, а не к боям за сильно укрепленные точки. Поэтому в танковом деле маневренные свойства будут важнейшими. Если иметь в виду, что новые танки и автомобили построены со специальной задачей ходить без дорог, что они рассчитаны на самостоятельные действия с радиусом до 300 км., то мы уви-СОЗДАДИМ ФОНД МОТОРИЗАЦИИ КРАСНОЙ АРМИИ!В редакцию ВЗНОСЫ В „ЗА РУЛЕМ" продолжают поступать ФОНДМОТОРИЗАЦИИКРАСНОЙ АРМИИ: От коллектива технических работников конторы 4-го участка связи и электротехники ст. Симферополь (на танк им. Автодора) — 1 3 р. 82 к. От N арт. полка—50 р., собранных по лотерее. От месткома работников автодвижения г. Перми—28 р. 45 к. (20 р. внесены месткомом в пермский Дом обороны). От ячейки Автодор при штабе корпуса войск путей сообщения—20 р. 70 коп. Сотрудники Автотреста (Москва), на 100°/0 входящие в члены Автодора, постановили отчислить на постройку автоотряда г\% °/о месячного заработка. Сарапульское окружное отделение Автодора внесло 25 р. и вызывает все отделения Автодора Уральской области.6 дим, что в наших условиях моторизованные части могут найти крупное применение в действиях на флангах, при прорывах, при борьбе в период мобилизации, при разведке, преследовании и т. п. Тактика таких частей подлежит еще изучению и, главное, практической проработке с войсками. В тактике этой все ново; и методы разведки, и охранения, подготовки и проведения удара, но говорить о ней, не имея хотя бы очень небольшой ч практики, с чужого голоса, трудно. С общетактической точки зрения, мы должны со всей настойчивостью обращать внимание на то, какие громадные возможности дает появление такого нового мощного в огневом отношении, способного к самозащите и невиданного по быстроте и глубине маневра средства, каким является моторизованная часть в условиях нашего театра. Отдельные образчики таких операций мы имеем. В целом ряде случаев мы чувствовали в них недостаток в мировой войне (особенно после осенних боев в Галиции для завершения прорывов IX армии, для борьбы с обходом противника псд Вильно и т. п.). В будущей войне роль и значение их, опирающихся на маневренный танк, вездеходный автомобиль и артиллерийский трактор, будут громадны. Все меры должны быть приняты к тому, чтобы иу нас сейчас же взяться за развитие автотранспорта и тракторрстроения и обеспечить армию новым,могучим средством атаки и обороны и начать опыты по моторизации армии. Повидимому, оно вернет войскам маневренную свободу, утерянную в мировую войну, позволит легко прорывать оборонительные полосы и проводить внезапные обходы и охваты на широких фронтах, сделавшихся невозможными для медленно действующих общевойсковых соединений, благодаря авиационной разведке. Если внести эти поправки за счет особенностей театра в развивающееся строительство Запада, то мы увидим, что нам очень нужны танкетки с пулеметом, как средство разведки и непосредственная поддержка пехоты в маневренном бою. Нам нужен вездеходный броневик с пулеметом и пушкой, как средство для подкрепления разведки, для поддержания конницы, для преследования танкеток. Нам нужен легкий и быстроходный танк для атаки укрепленных полос и борьбы с бронесилами противника. Наконец, нам нужен ^/а-тюнный 6-колесный автомобиль и легкий быстроходный трактор для быстрых перебросок пехоты и артиллерии. Кроме того, нужно иметь в виду, что в борьбе на растянутых фронтах с малой насыщенностью огня, на тесных огневых участках у нас, в противополжоность Западу, могут быть полезны бронесилы даже ив небольшом числе.. .- А .ВерховскийАВТОМОБИЛЬ В ОКТЯБРЕ 1917 ГОДАНАЧИТЕЛЬНУЮ роль сыграли в октябре 1917 года большевистски-настроенные технические и специальные части петроградского гарнизона (броне-части, мотоциклисты и др.). Наиболее типичным для Октябрьских дней является грузовик с вооруженными рабочими иматросами управляемый опытным большевиком-шофером.ЗИсторические дни Октября почти не были отображены в фото-снимках. Мы помещаем 2 редких подлинных снимка, рисующих различную роль автомобиля в революции. В верху — баррикада из автомобилей на одной из ленинградских улиц. В низ у—грузовик с солдатами-большевиками проезжает под аркой Зимнего дворца.