25
26
КУРЬЕЗЫ тиз ИСТОРИИАВТОМОБИЛЯ ;7-^. г: ..._.^_......'••'-•• • ' ;Паровой автобус, поддерживавший в 1833 г. регулярное пассажирское сообщение между Лондоном и г. Педдингтоном (со старинной гравюры)В наши дни, когда на Западе ив Америке автомобиль стал необходимым элементом быта, когда СССР накануне выпуска сотен тысяч машин в год, печатаемые ниже курьезы из истории автомобиля несомненно вызовут у нашего читателя интерес и... улыбку. Нам странно представить себе, что еще 14 лет тому назад автомобиль, по мнению стокгольмского полицмейстера, должен был уступать дорогу всякому другому экипажу, как „более важному для хозяйства страны", что болгарскому попу автомобиль представлялся „чертовой выдумкой" и т. д., и т. п. Сейчас шум автомобильного гудка быстро и бесповоротно рассеивает предрассудки всех сознательных и бессознательных мракобесовБорьба за первую машинуНЕ МЕНЬШЕ 416 человек выдавали себя за первых изобретателей автомобиля. Две трети из них были гражданами С.-Я. С.Ш., остальные были англичанами, немцами, французами и русскими. Некоторые из этих претендентов на звание изобретателей автомобиля были настолько предприимчивы, что подавали в суд за утверждением своих „прав" и тогда на сцену выступал ряд курьезнейших фактов. Компания русских инженеров, в том числе Хлобов и Путилов, утверждала, что они уже в 1882 и 1887 гг. совершали в маленьком приволжском городке Пестрове регулярные, довольно далекие поездки на моторной пролетке, весьма похожей по описанию на первые машины „Бенц". Свидетелями компании выступали жители Пестрова, раз'езжавшие на машине в качестве пассажиров. Ходатайство Хлобова и Путилова удовлетворено не было. Ямериканский изобретатель Джером Хейнис утверждал, что он еще в 1890 году пользовался при обработке своих полей трактором. Хейнисзаявил, что он никогда не предполагал, что. его изобретение получит мировое распространение. Наоборот, он-де тщательно скрывал от всех свою машину и лишь когда открылась. первая крупная автомобильная фабрика, он понял как глупо он поступал. Но в Новом Орлеане, где он возбудил свое ходатайство, ему не поверили. Среди претендующих название изобретателей автомобилей, находились и два китайца. Оба они окончили американские университеты в Яле и Харварде ив 1897 году вернулись в Шанхай, где открыли первую китайскую автомобильную фабрику. Компания изготовляла, главным образом, автомобильные части и ввозила в Китай американские машины. Но так как они скоро нарушили несколько американских лицензий, то против них был возбужден процесс. Тогда китайцы заявили, что именно они далиамериканским авто-конструкторам идею целого ряда усовершенствований. Процесс длился* до 1905 года, когда вмешалось правительство С.-Я. С. Ш., конечно, доказавшее через свой дипломатический аппарат тщетность борьбы с сильными мира сего. 25 /С воеобразные правила движения'Нет ничего удивительного в том, что на заре производства автомобилей, муниципальные власти с трудом свыкались с этим новым способом передвижения. Так, например, в Риме еще в 1907 году было запрещено автомобильное движение на главных улицах после 9 часов вечера. В Женеве совершенно запрещалось ставить автомашины у входов в магазины, кафэ, общественные учреждения и сады, так как власти боялись какихто ядовитых и опасных для жизни газов. Вообще, по людным местностям разрешалось ехать только «очень быстро, чтобы „не слишком отравлять 'население газами". Известный комический актер Джиампетро в 1911 году, в Праге, возвращаясь на автомобиле домой со спектакля был остановлен полицейским патрулем и оштрафован за нарушение правила, запрещавшего по ночам подавать звуковые сигналы. В том же, приблизительно, .году в Эдинбурге (Шотландия) запрещалось подавать сигналы на людных перекрестках, так '.как „сигналы отвлекали внимание других возниц". („Проезжай молча"—до сих пор служит главным правилом уличного движения в Шотландии). Во Франции до 1910 года запрещалось ночью приближаться в автомобиле к казармам, укреплениям, оружейным складам и нарушение этого правила каралось лишением свободы до года тюрьмы.крупнейших компаний, беспрепятственно появлялись даже в открытых автомобилях. Подобное запрещение для туземок введено ив Камбодже (Индо-Китай), хотя король Камбоджи, учившийся в Париже ив Нью-Йорке, проводит целый ряд реформ.Религия и автомобильСамо собой понятно, что не всюду автомобиль, особенно к началу своего распространения, встречал правильное к себе отношение. Еще в 1902 году видный болгарский священник об'явил автомобиль „чертовой выдумкой",— и это на годы приостановило распространение автомобиля в ряде болгарских провинциальных общин. В начале нашего столетия, нападения на автомобили в Болгарии, Греции и Албании были чрезвычайно частым явлением. При этом, чаще всего такие нападения производились не с целью грабежа, а... на почве суеверия. Хорошо известно, что в той же Болгарии метрополита Теодорова так и не удалось до конца его жизни уговорить сесть в автомобиль. Обратное явление наблюдается в Северной Ямерике, где по проезжим дорогам раз'езжает целый ряд „церквей-автомобилей", забираясь со своей пропагандой в самые отдаленные уголки. Англичане в южной Африке и итальянцы в Триполи также усадили своих миссионеров на такие автомобили-часовни.Только не женщиныИногда правила пользования автомобилем носят на себе влияние пренебрежительного отношения к части населения. Как известно, в челом ряде штатов Ямерики неграм запрещается быть водителями. Менее известно то обстоятельство, что у про•свещенных американцев в ряде других штатов -аналогичные запрещения существуют по отношению к женщинам. Северо-Ямериканские Штаты Колорадо, Войоминг, Монтема и Утах до сих пор не выдают водительских удостоверений женщинам. В том же случае, когда из другого штата приезжает автомобиль с водительницейженщиной,—она должна быть обязательно заменена мужчиной. Если среди пассажиров автомобиля нет мужчины, штат заменяет за особую .доплату женщину мужчиной-шофером, который и доводит машину до границы штата. В Гаити ив Гондурасе существуют те же правила. Строже поступило правительство Либерии, •совершенно запретившее женщинам пользоваться автомобилем. Мотивом для этого послужила по словам правителей, „забота о здоровье женщин". Разумеется, это запрещение относится к туземным женщинам, так как жены богатых англичан и американцев, владельцевВ НИМАНИЮУ дивительные мнения и правилаПотребовалось добрых три десятка лет, пока автомобиль добился полного признания, пока стало ясно, что будущее за ним. Еще в 1909 году известный турецкий генерал Шукри-паша утверждал, что надо отдать безусловное преимущество лошади, „так как раненую лошадь можно заменить немедленно, а поврежденный автомобиль можно починить лишь с большим трудом". В русской армии еще в 1911 году мотоциклетами разрешалось пользоваться только для службы связи, избегая вовлечения мотоциклетов в бой. Полицмейстер Стокгольма в 1915 году издал постановление, по которому автомобиль должен был уступать дорогу любому другому экипажу, так как других экипажей больше и они „более важны для хозяйства страны". В Германии не разрешалась до 1906 года скорость свыше 15 км в час, а в герцогстве Баден на целом ряде дорог скорость была ограничена даже до 6 км в час. Там же было издано правило, по которому автомобилист, при встрече с пугающимися лошадьми, должен был не только остановить свой автомобиль, но и мотор, чтобы шумом машины „не пугать бедных животных".Н АШИХА ВТОРОВ !При посылке материалов необходимо придерживаться следующих правил: 1. Вес измерения приводить исключительно в метрической системе. 2. Писать только на одной стороне листа, желательно чернилами, свободно и разборчиво. Рукописи на машинке писать через два интервала. 3. На обороте каждого посылаемого фото (посредине) указывать фамилию и адрес автора и принадлежность к статье или заметке; отдельные фото снабжать подробными надписями.Непринятые рукописи и фото26авторамневозвращаются