М. РОГОВНАШИиАМЕРИКАНСКИЕДОРОГИКОНЦУ пятилетия мы будем иметь в обрапаемые, пригодные в качестве строительных щении около 300 тысяч автомобилей. материалов, имеются вблизи работ. Все штаты В дальнейшем мы ежегодно будем полустремятся строить дороги из местных материачать, примерно, по 250 тысяч машин. лов. Интересно проследить, какой тип дороги среди Такое количество машин обязывает нас более штатных (государственных) является основным решительно и смело ставить вопрос о переи какой устаревшим (см. таблицу ниже). устройстве наших шоссейных дорог применительно к автомобилю. Гравийные дороги (здесь имеются в виду, главВ дорожном хозяйстве нам надо брать приным образом, усовершенствованные мер с Северо-Американс.; Соедин. Штатами, г равийные дороги, залитые маслом, битумом которая в этом отили иным какимношении имеет либо составом) много общего с имеют первостеСССР. пенное значение, Дорожное хотак как они из хозяйство в САСШ роших дорог наистало развиваться более дешевые. только за последВтор ое место ние 20—25 лет; до занимают железоэтого времени в бетонные дороги; Америке были доих устройство роги примерно очень дорого, хотакие же как у тя эксплоатация нас в Союзе, а медешевле, чем друстами и хуже. гих дорог. Н есмотря на Последние три крупнейшие затипа дорог — читраты, в Америке стый асфальт, только основные клинкерные и дедорожные артеревянные дороги; рии находятся вв некоторых райхорошем состояонах они заменянии, а остальная ются другими -тии при том значипами. тельная часть доСреди дорог мерог ещев первостного значения бытном виде. п ер венству ю идее Вы встречаете положение занитам самые разномают те же граобразные дороги, вийные дороги ; Образец дороги в небольшом американском городе начиная от идевсего их насчитыальных железобевается около 485 тонных, как говорят, „вечных дорог", и кончая тыс. км, из них покрытых битумом и другими самыми скверными, почти непроезжими ферсоставами лишь около 10%. мерскими (крестьянскими) проселочными дороУсовершенствованные штатные дороги предгами. ставлены следующими типами и имеют следуВ Америке много гравийных дорог, политых ющее протяжение: специальным составом для того, чтобы они не Гравийные дороги . . . 120.400 км. пылили, и много пылящих так же как пылят Железобетонные . . . . 48.500 „ все наши дороги. Макадам 19.600 „ Автомобиль произвел полную революцию в Песчано-глинистые . . . 17.200 ,, дорожном хозяйстве. Штаты стали приспосоБитуминозный бетон . 7.300 ,, блять дороги к автомобилю, превращать их в Клинкерные 4.800 ., более усовершенствованные, требующие меньАсфальтовые 1.200 ,, шего ухода, обладающие большей сопротиДеревянные 245 ,, вляемостью и более дешевые в эксплоатации. Всего в Америке насчитывается дорог местОстановимся вкратце на характеристике неного значения около 4.5 млн. км, дорог штаткоторых типов дорог. ных (по нашему—государственного значения) — Гравийные дороги состоят из смеси гравия около 425 тыс. км. Из этого громадного колии песка, а иногда из гравия, песка и глины. чества на долю усовершенствованных прихоПри небольшом движении они никакой маслядится из дорог местного значения только 17%, ной коркой не покрываются, считаются дороа из дорог штатных — н емного более половины. гами плохими, пылят и неудобны для автомоДороги в Америке строятся из различных бильного движения. Для придания гравийным: материалов в зависимости от того, какие искодорогам большей устойчивости их пропиты8К вают битумами и другими составами разного циальные мастерские и склады для дорожных качества ив разной пропорции. В таком виде машин. Машина в Америке усиленно вытесгравийные дороги уже не пылят. няет на дорожных работах ручной труд. Песчано-глинистые дороги состоят или из В Америке применяется много самых разноестественной глины с подсыпкой пе.ска, или из образных машин: специальные машины для смеси песка и глины, которая кладется на обычзаливки асфальтом старого изношенного осноную земляную дорогу. вания горячим способом, гредеры, гудронаторы. бетономешалки, асфальтовые машины, камнеГрунтовые дороги делаются без примеси кадробилки, тракторы, катки, бетонные машины, кого-либо материала. гравийные машины, экскаваторы, финишеры, При устройстве этих трех видов дорог упосубгредеры, щеточные машины и пр. требляется специальная машина, которая проВсеми штатами в настоящее время затрачиходит и снимает все неровности и камни; за1 вается на дороги около l /^ миллиарда доллатем, в зависимости от выбранного типа дороги, ров (2!/ 2 миллиарда рублей), и этим крупным последняя оставляется без посторонней приассигнованиям сильно помогает автомобильное меси или на нее насыпается песок, гравий движение; значительная часть доходов с него, и кладется глина. а также налогов на бензин поступает на доВерхний слой этих трех типов дорог укрерожные работы. Правительство же на оказание пляется, в случае надобности, разными смепомощи штатам отпускает ничтожные суммы, с ями — битумом, двухлористым кальцием, устраоколо 80 млн. долларов—6% всех расходов. няющим пыль, гашеной известью и маслами. В Америке встречаются недурные шлако ­ САСШ за 25 лет израсходовали на дороги до вые дороги, построенные из заводских шла10 миллиардов долларов, за которые имеют ков. Такие дороги при наличии шлаков на нетолько 17% хороших местных дорог и полодалеком расстоянии обходятся дешево и дервину штатных. жатся довольно продолжительное время. Моссовет пригласил американских инженеров для разработки целого ряда мероприятий по К клинкерным дорогам в некоторых штатах улучшению наших дорог. Инженеры-эксперты отношение отрицательное. Их строят главным обязаны обследовать и по окончании обследообразом на дорогах с малым движением, а при ваний представить Моссовету доклад с практибольшом движении клинкерных дорог, как праческими советами относительно: а) материальвило, не строят. ных условий и качества существующих дорог Бетонных дорог имеются два вида: дороги в Москве и Московском округе; 6) конкретс бетонным основанием, покрытые асфальтом, ных рекомендаций в отношении применения исплошные железобетонные дороги. улучшенных методов дорожного строительства; В местах с большим движением (большим в) дренажных потребностей; г) рекомендаций, по американским масштабам) часто строят докасающихся надлежащего ухода за дорогами; роги на бетонном основании, покрытые диабад) типов дорожного перекрытия; е) детальной зом или слоем асфальта. дорожной программы строительства и ее осуЭти дороги дешевле железобетонных, стоиществления; ж) спецификаций заводов, необхомость эксплоатации почти такая же, а в прочдимых для дорожных работ; з) предварительных ности они немногим уступают железобетонным. смет расходов по доВ зимнее время - в рожному строительству; местах, где снегопад таи) обследования местнокой же, как у нас в Мостей, прилегающих к досковском районе, все рогам предположенным основные дороги очидля сооружения, а также щаются от снега спек дорогам ныне сущециальными машинами, ствующим; местных маблагодаря чему они в териалов, употребляетечение круглого года мых в дорожном строиделаются вполне протельстве с указанием их езжими и удобными для качества и пригодноавтомобилей. сти; к) представления В Америке строят допроектов развития карьроги, основываясь на еров и ям для добычи статистике движения. песка и гравия; л) рекоГде движение развито мендации наиболее эков больших размерах, номного транспорта матам строятся железобетериалов к полотну дотонные дороги, где двироги. жение только что наМоссовет должен причинает развиваться, устнять все меры к тому, раивают простые спрочтобы в максимальных филированные дороги Дорога в американских горах размерах использовать без покрытия их твердой опыт американских до«орой. ~ рожных инженеров ив случае надобности заНаблюдение за дорогами поставлено вполне ключить с ними договор на производство доудовлетворительно. В Америке считают, что за рожных работ. дорогой надо ухаживать так же, как и за маБез использования американского техничелыми детьми; при хорошем уходе дорога поского опыта нам трудно быстро создать усоверстоянно будет хорошей и не будет требовать шенствованные дороги. частого ремонта. Во всех штатах Америки, во всех дорожных управлениях есть гаражи, спеМ. Рогов 9